Конспект открытого урока в 4 «В» классе Тема «Россия - любимая наша страна»
план-конспект урока по музыке (4 класс) по теме

Саратцева Ольга Ивановна

Урок творчества

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rossiya-lyubimaya_nasha_strana.doc132 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока в 4 «В» классе

Тема «Россия - любимая наша страна»

Дата: 14.05.2008г

Цели и задачи:

  • совершенствовать уровень исполнения русских народных хороводных и игровых песен;
  • организовать совместную музыкально-творческую деятельность, применить музыку как средство коммуникации;
  • формировать исследовательские способности, познавательный интерес;
  • осуществить комплексный подход к уроку через межпредметные  

       связи (изобразительное искусство, музыка, внеклассная работа)

  • прививать бережное отношение к культурным традициям народа.

Оборудование:

  • компьютер; музыкальные инструменты: баян, аккордеон, бубен, погремушки;
  • слайды с портретами композиторов Чайковского и Римского-Корсакова;  мультимедийная презентация «Изба знаний», выполненная с помощью пакета презентационной графики Power Point;
  • стол с народной утварью: ложки, кувшины, посуда деревянная;
  • поделки из дерева и рисунки костюмов, узоров в народном стиле;
  • самовар, рушники, блины, пироги, печенье.

Ход урока

1.Организация начала урока

 Слушание звона колоколов Ростова Великого «Юбилейный звон»

2.Проверка выполнения домашнего задания

2.1 Чтение стихов Н.Яворского

Ученик: Россия – мать! Тебе хвала!

В веках ты видела немало.

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала.        

Ты отражала в глади вод

И первый Кремль, и город новый,

Что строил русский наш народ

Под первою стеной сосновой.

3.Постановка цели занятия перед учащимися.

У.: Сегодня у нас, ребята, обобщающий  урок – творчества «Россия – любимая наша страна». Мы в этом году совершили «Музыкальное путешествие» по разным странам, но начали мы с России и закончим его здесь же. Россия- это наша родина, а народ, живущий в России - наш народ.

3.1 Чтение стихов М.Потарова

Уч.: Россия, Россия - края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут,

Они прославляют просторы родные,

Раздольные песни поют.

3.2 Исполнение  « Песня о Родине» Сл. М. Познанской, муз. А. Филиппенко

        1.     Солнце золотое светит над страной-

                Это край российский, это край родной!

               Стал он светлым садом, век ему цвести,

               Краше, лучше края в мире не найти!

        2.   Краше лучше края нет на всей земле,

               Хорошо живётся в городе, в селе.

               Хорошо ребятам жить в родном краю,

                Всей душой мы любим Родину свою!

       3.    Будем же верны мы Родине своей

               И за ласку скажем мы спасибо ей.

                 Родине спасибо. Родине хвала.

               Золотое детство нам она дала!

3.3 Чтение стихов В. Берестова.

Уч.: Очень часто за событиями

     И за сутолокой дней.

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

Хоть и более привычны

Нам полёты на Луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину.

4 .Введение в тему

У.: На этом уроке мы с вами обратимся к прошлому нашего народа.

Ученик: Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

5.Организация восприятия и осмысления новой информации

У.: Давайте представим себя деревенскими жителями и так же, как они

проникнемся любовью к своей природе, к тяжёлому, но радостному труду, к традициям и обычаям и, конечно же, народным праздникам. Проникнемся духом того времени.

5.1 Презентация рисунков

Домашнее задание, учащиеся готовили рисунки русских костюмов, домашней утвари, деревенских построек.

 У.: Посмотрите на выставку рисунков.

Что вы хотели передать в своих работах, и удалось ли вам это?

ребята рассказывают о том, что они нарисовали, о своих впечатлениях от поисков этой информации из различных источников, в том числе Интернет

Расскажите о своём отношении к тому, что вы изображали.

                           Рассказы учеников

6.  Первичная проверка понимания

У.: Рассмотрев рисунки, я вижу, что вам удалось построить деревню в гармонии с природой. И сельские русские постройки, и природа едины и неповторимы. Так разнообразны и не похожи друг на друга избы. У каждой избы свой характер, «настроение» и непременно своё декоративное убранство.

Как и наши прадеды, мы также украсим избу узорчатыми резными ставенками, наличниками.

Ответьте на вопрос, кто мог сказать:

1.Топорная работа. 2.Без сучка и задоринки. 3. Разделать под орех?

Уч.: Плотник.

Уч.: А умелые руки

   Не знают скуки.

   Кто трудился от души-

   Веселись теперь, пляши.

Уч.: Плотник.

У.: Вот и украсили избу, а теперь споём песню « Русская изба».

6.1 Исполнение песни « Русская изба» Сл. М. Пляцковского, муз. Б. Птичкина)

У.: Только ли для красоты укрепляли украшения из дерева жители на своих домах?

  Уч.:  В давние времена люди верили в их магическую силу и, украшая

       избу, они оберегали свои дома и свою семью от злых духов и

       природных стихий.

7.Закрепление знаний

Широка и необъятна земля русская, и лесами, и реками богата. С давних пор основным занятием славян было земледелие. Работа в поле была тяжёлой, зависела от природных условий. Особенно тяжёлым был труд пахаря. Поэтому мужчина был сильным. Нелёгок труд и женщин, работающих в поле. Они жали серпом колосья, вязали снопы в жаркую погоду, ставили их в скирды. И в огороде для женщины для женщины было много работы. Жизнь крестьян связана с землёй.

7.1 Работа с терминами

У.: Потому какие русские народные песни самые древние?

Ученик:  Календарно- земледельческие.

У.: Почему их так назвали?

Уч.: Каждая из песен исполнялась в  определённое время года и была связана с земледельческим календарём. Уклад жизни в деревне зависел от того или иного времени года.

У.: Какова  тематика календарных песен?

Уч.: В песнях пелось о труде земледельца, о явлениях природы, от которых от которых зависел урожай, о природе родного края и об общении человека с ней.

У..: Силой  музыки и слова древние славяне хотели покорить природу.

Календарно- земледельческих праздников много. Но представим себя участниками  также нескольких самых известных и популярных народных праздников, связанных с христианской религией и совпадающих по времени с датами церковного календаря. Как традиционно в народе назывались праздничные дни от Рождества Христова?

7.2 Слушание  и музыкальное наблюдение пьесы П.И. Чайковского «Святки». Показ слайда с портретом композитора П.И. Чайковского

Ученик: Святки.

У.: У какого композитора есть фортепианная пьеса, которая так и называется «Святки»?

Уч.: У русского композитора П. И. Чайковского в фортепианном цикле

« Времена года».

У.: Как назывались песни, которые исполнялись ряжеными во время этого праздника                  

 Уч.: Колядки.

8. Творческое применение и добывание знаний

8.1 Театрализованное представление «Святки»

Идёт процессия ряженых детей. Девочка обращается к зрителям, произнося стих нараспев:

Ученица: Зароди, Боже,

            Жито в пшеницу,

            Всякую яровицу.

            А в поле ядро.

            А в доме добро.

                   Куда конь хвостом-

                   Там жито кустом.

                   Куда коза рогом-

                   Там жито стогом.

Ученик: Дома ли хозяева?

Ученик: Заходите, гостям рады.

Ученик: Здравствуйте, хозяева добрые!

  Колядующие исполняют песню «Сеем, сеем»,под её исполнение один из ряженых «сеет» зерно,  разбрасывая его во все углы.

8.2  Песня  «Сеем, сеем»

Сеем, сеем, посеваем,

Всех хозяев поздравляем!

Уч.: Разрешите вам коляду пропеть?

8.3  Исполнение коляды. Игра на детских музыкальных инструментах.

У.:Коляда, коляда!

Пришла коляда

Накануне Рождества.

Коляда, коляда!

Мы ходили, мы искали

Коляду святую.

Коляда, коляда!

По всем по дворам, по проулочкам.

Коляда, коляда!

Нашли коляду

У Петрова-то двора.

Коляда, коляда!

Петров-то двор, железный тын,

Середи двора три терема стоят.

В первом терему - светел месяц;

В другом терему – красно солнце;

В третьем терему – часты звёзды.

Светел месяц – Иван Александрович,

Красное солнце – Марья Петровна,

Часты звёздочки – их детушки!

А кто хлеба не дал –

Того рожь худа.

Неуколотиста, неумолотиста.

Коляда, коляда!

А кто хлеба дал –

Того рожь хороша,

Уколотиста, умолотиста.

Коляда, коляда!

На долгие века, на многие лета!

Уч.: Ух, хорошо колядку спели!

Уч.: Не хулите, пожалуйста, нас. Богато одарим мы вас.

Уч.: Вот вам на потешки конфеты и орешки.

                Колядовщиков одаривают гостинцами: сушками, печеньем.

                   Они складывают всё в корзины. Кланяются. Благодарят!

Уч: Чтоб у вас поле зеленело и скотина не болела!

У.: Если зимой люди праздновали начало земледельческого года, то весной

     праздновали пробуждение природы и просили её быть доброй к ним.

     Сейчас вы услышите музыку из фортепианного цикла « Времена года» П.И.

     Чайковского и увидите праздник.

     Как бы вы назвали пьесу, которая передаёт образ праздника? Каков характер

8.4  Слушание и музыкальное наблюдение пьесы П.И. Чайковского 

« Масленица» «Февраль»

Уч.: Пьесу назвали бы « Масленица». Музыка передаёт картину

    шумного, многолюдного праздника.

Уч.:  Мелодия весёлая, яркая, радостная. Это своего рода  народная пляска..: Какое блюдо на этом празднике является главным?

Уч. Блины.

У.: Что символизируют блины?

Уч.: Блины символизируют солнце. Солнце – это символ жизни и плодородия.

8.5 Театрализованное представление «Масленица

Исполнение  песен:

 « Блины»

Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели.

Ой, блины, блины, блины,

Ой, блиночки мои!

Дети поют песню «Проводы зимы», водят хоровод.

« Проводы зимы» (Прощай, Масленица)

Раным-рано петухи у нас запели,

Про весну красну возвестили.

Прощай, прощай, прощай, масленица!

Прощай, прощай, прощай, масленица!

Уж проталины меж снегом зачернели.

С крыш сосульки зазвенели.  

Прощай, прощай, прощай, масленица!

Прощай, прощай, прощай, масленица!

Мы весны- красны прихода ожидаем,

С пеньем зимушку провожаем.

Прощай, прощай, прощай, масленица!

Прощай, прощай, прощай, масленица!

Показ слайда с портретом композитора Н.А.Римского-Корсакова

У.: Какой русский композитор использовал в своём творчестве русские народные

песни, в том числе и песню « Прощай масленица»?

Ученик: Композитор Н. А. Римский- Корсаков в опере « Снегурочка».

У.: Воспевая свой народ, художники показывают его как труженика, и как  умеющего веселиться. Мы имели возможность увидеть на картинах и хороводы,   и кукольные представления, и езду на тройках в праздник.  А русский художник Кустодиев Борис Михайлович изобразил праздник «Масленица» на своей картине. Какое настроение объединяет музыку П.И.

  Чайковского и картину  Кустодиева?

Ученик: Настроение радости и веселья.

У.: Молодцы, ребята. Правильно ответили на вопросы.

8.6  Загадки

Уч.:  Сяду рядышком на лавку.

                Вместе с вами посижу.

            Загадаю вам загадку,

            Кто смышлёней погляжу!

У..:        На полянках девчонки

              В белых рубашонках,

           В зелёных полушалках.

Ученики: Берёзки.

У.: В русской обрядности есть праздник, связанный с культом берёзы.

             Обряд,   знаменующий прощание с весной и встречу лета.  В какое

             время берёзке   поклонялись как некоему персонажу Весны и

             прославляли зеленеющую землю?

Уч.: Это время  впоследствии стало совпадать с христианским

               праздником Троицы.

У.: Почему берёзка – это символ весны?

 В славянской мифологии берёзка- это женское начало. Это

 традиционный девичий и женский праздник.  В этот день женщины  и девушки как бы   воссоединяются  с Матерью – природой и берут  от неё плодородную  силу.  Где проводили этот праздник?

Уч.: В лесу, на поляне, где росли берёзы.

У.: Чем украшали в это время дома внутри и снаружи?

Уч.: Дома украшали ветками берёзы и цветами.

У.: Как называлась зелень, которой украшали дома?

Уч.: Её называли «маем».

Уч.: Потому и в песнях использовали это слово в припевах - «мае, мае».

У.: Пора и нам отправиться к берёзке.

8.7. Театрализованное представление «Троица»

Уч.: Пойдёмте, девочки.

          Во луги- лужочки,

          Будем там гулять,

          Венки завивать.

          Мы завьем веночек

          На целый годочек.

            Девочки выстраиваются парами, соединяя ряды платками.

           Шествие направляется к берёзкам.

8.8  Исполнение песни  « Ты не радуйся, дубник - ясенник»

Ты не радуйся дубник - ясенник.

Ай, люли- люли, дубник - ясенник.

Не к тебе идут, красны девицы,

Ай, люли – люли, красны девицы.

А ты радуйся, белая берёзонька.

Ай, люли – люли, белая берёзонька.

          Дети образуют хоровод у «берёзки»

Уч.: Здравствуй, берёзонька! Мы к тебе пришли!

Все низко с платочками кланяются берёзе. Украшают берёзу лентами.

Уч.: Ну что, подружки, давайте покумимся! А как покумимся – будем со

              своей кумой верными подружками.

 8.9  Исполнение « Ты не бойся, берёзка»  

Ты не бойся, берёзка,

Мы тебя не ломаем.

Ой, мае – мае, мае зелено!

Мы тебя не ломаем,

Венки завиваем,

8.10  Загадки

У.: А теперь отгадайте ещё одну загадку.

           По чёрному пишу,

           По зелёному смотрю,

           А по золотому режу.

Уч.:  Посев, уборка урожая.

У.: Как назывался праздник, связанный с уборкой урожая?

Уч.: Жниво.

У.: В чём особенности этого праздника?

Уч.:  Когда заканчивали жать последний сноп, его уносили с поля и ставили в красный угол, говорили – на будущий урожай.

Уч.: Ну, вот и осень пришла, в каждый дом урожай принесла. Да,

              поработали мы все  на славу. Много сделали запасов – на всю зиму  

            хватит!

9.Обобщение и систематизация знаний

Уч.:  Мы гордимся стариною,

    Стала нам она родною.

У.: Из всего сказанного и увиденного на уроке можно сделать вывод,

    что русский человек прекрасен как в труде, так и на отдыхе.

    Ребята, на уроке себя показали хорошими деревенскими жителями,

    умеющими  трудиться и веселиться.

10. Подведение итогов.

  • Мультимедийная презентация «Изба знаний» подготовлена учителем и  выполненна с помощью пакета презентационной графики Power Point

     10.1  Викторина

 У.: А сейчас мы проведём викторину, которая поможет

    нам построить  избу знаний.

Брёвнами для избы будут жанры русских народных песен.  Одно

бревно мы с вами уже заложили. Это – жанр календарно-   земледельческих  песен.

 Какой жанр русских народных песен происходит от слов « частый»,

 « частить»?

Уч.: Частушка.

                Учитель показывает на компьютере инструмент гусли

У.: Какие песни поются речитативно под звучание этого инструмента?

Уч.: Былины. Инструмент – гусли.

10.2  Слушание  и музыкальное наблюдение песни « Как у наших у ворот».

У..: Что это за песня? К какому жанру она относится

Уч.: Плясовая. Песня « Как у наших у ворот».

У..: К какому жанру относится песня, которую пел Шаляпин?

Уч.:  К жанру трудовых песен. А песня – « Дубинушка».

У.: Как называются песни, посвящённые истории русского народа?

Уч.:  Исторические.

У.: В каких песнях распеваются слоги, а сами песни отличаются грустным,

                печальным характером?

Уч.: В лирических песнях.

У.: Достроить избу знаний помогут вам знания по изобразительному искусству. Как называется жанр картины, изображающий человека?

Ученик: Портрет.

У.: Как называется жанр картины, изображающий природу?

Ученик: Пейзаж.

У.: Что даёт единство сельских  русских изб с природой?

Ученик: Гармонию души человека.

  У.: Вот мы и построили избу знаний. Молодцы! Вот и подходит к концу наш урок.

11.Рефлексия урока

У.: Ребята, вам  понравился урок о нашей Родине?

                                     Ответы учеников.

12.Оценка знаний

Молодцы добры - молодцы и красны девицы! Хорошо подготовились к уроку, я вам всем выставлю оценки.

13. Чаепитие.

А в завершении урока вы  продолжите пословицу « Не красна изба углами, а…

Ученики: …красна пирогами».

У.: В избу твою жаркую мы пришли с подарками.

Ученик: Хлебом солью всех встречаем,

               Самовар на стол несём.

             Мы за чаем не скучаем,

             Говорим о том, о сём.

Ученик: Напекли мы для гостей

              Много разных сладостей.

Ученик: Тары- бары-растабары,  

               Выпьем чай у самовара.

У.: С чем?

Ученик:  С сухарями,

                С кренделями,

                С бубликами вкусными.

                С сушками, ватрушками.

Ученик: Милости просим к столу

               В нашу избу:

               Снедь отведать.

               Да чаю попить.

Все сидят за столом.

Ученик: На столе у нас пирог,

               Пышки и ватрушки.

               Так споём же под чаёк

               « Чайные» частушки.

13а. Чаепитие, частушки

                 Я частушек много знаю и хороших и плохих

               Хорошо тому послушать, кто не знает никаких.

                            Чтобы печка разгорелась, надо жару поддавать.

                             Чтоб частушка лучше пелась, надо пляской помогать.

                Заиграй-ка, балалайка,  балалайка, три струны.

                Запевайте, не зевайте  выходите, плясуны.

                              Разрешите поплясать,  разрешите топнуть.                

                              Неужели в этом доме половицы лопнут

 Дети пьют чай, угощаются.

 Играют в русские народные игры « Ручеёк» и « Гори, гори, ясно» 

               

               

     

                  

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме "Россия-любимая наша страна"

Данный урок проведён как открытый по новым стандартам. Урок прошёл хорошо, дети с удовольствием включались в работу....

Конспект открытого урока в 1 классе Тема «Где живут ноты?»

урок изучения нового материала с использованием игровых технологий...

Урок окружающего мира в 1 классе Система развивающего обучения Л. В. Занкова Тема урока: «Россия – любимая наша страна»

Тема урока: «Россия – любимая наша страна»Цели: познакомить  учащихся с географическими особенностями России, государственными символами страны, жителями  и их достижениями, учить использова...

Конспект открытого урока в 2 классе. Тема: «Украшение и реальность. Паутинка».

Конспект открытого урока в 2 классе.  Тема: «Украшение и реальность. Паутинка»....

«Окружающий мир», Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Тема: «Россия — любимая наша страна» (обобщающий урок)

Данный урок проведен с использованием технологии "Интеллект-карт"...