ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья на тему
В статье исследуется начальный этап межличностных отношений в воспитательном учреждении. Раскрывается индивидуальность каждого обучающегося во всех возможностях гуманизации взаимоотношений. В числе первоочередных задач педагога находится приучение детей к элементарным нормам дисциплины и порядка, которые обеспечивают успех любой деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Коробкина Н.М.
Учитель начальных классов МОУ «СОШ №1» г.Валуйки Белгородской области.
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
В статье исследуется начальный этап межличностных отношений в воспитательном учреждении. Раскрывается индивидуальность каждого обучающегося во всех возможностях гуманизации взаимоотношений. В числе первоочередных задач педагога находится приучение детей к элементарным нормам дисциплины и порядка, которые обеспечивают успех любой деятельности.
Ключевые слова: воспитание, личность, формирование, показатели эффективности, индивидуальность, взаимоотношения, целостный процесс.
Keywords: education, identity, formation, performance, personality, relationships, holistic process.
Великий педагог Макаренко А.С. открывший общие закономерности воспитания личности на социально-патологическом материале, утверждал, что дело воспитания – простое, радостное и легкое дело. Разумеется, если оно организовано согласно социологическим, психологическим и педагогически закономерностям. И, конечно же, если педагог обладает необходимым набором профессиональных качеств и свойств. Такой педагог никогда не жалуется, что ему трудно работать, а с радостью бежит на работу увидеть глаза своих ребят. И дети платят учителю тем же, т.е. любят его.
Наше стремление окрашивать действительность в желаемые тона коснулось и еще одной стороны воспитательного дела.
Первоначальный этап – это пятнадцать дней, в течение которых формируются установки детей, складываются первые поведенческие привычки, выдвигаются лидеры в системе деловых и межличностных отношений, рождаются первые традиции, укрепляется образ жизни в данном воспитательном учреждении. Учитывая столь сильное и значительное влияние этого этапа, педагог в эти дни прилагает максимум сил и тратит максимум времени на налаживание жизнедеятельности группы воспитанников. Именно в этот период (и только в этот период!) от педагога требуется полная самоотдача. В дальнейшем напряженность его профессиональной работы ослабевает и входит в нормальный ритм.
Одним из показателей эффективности первоначального этапа является благоприятный социально-психологический климат, сложившийся в группе: дети веселы, бодры, доброжелательны, работоспособны, готовы к преодолению трудностей, свободны в поведении и волеизъявлении. В такой социально-психологической атмосфере педагогу приятно и радостно работается с детьми. Педагог за этот короткий период должен предложить ребятам разнообразные виды деятельности, сделать так, чтобы индивидуальность каждого смогла проявиться, чтобы как можно скорее утвердилось достоинство каждого. Не следует представлять первоначальный этап лишь как время проведения многочисленных и разнообразных дел. В этом нет необходимости и педагогического смысла. Сама жизнь наполнена многообразной деятельностью, педагог должен максимально использовать и акцентировать внимание на индивидуальных проявлениях личности ребенка. Скажем, если наступила осень и она прекрасна в своем наряде, обязательно надо сходить в парк полюбоваться волшебной красотой природы. Если идет снег, можно разрешить детям встать с места на уроке и посмотреть снежинки. Важно, чтобы педагог тонко фиксировал намечающиеся тенденции будущих традиционных отношений, корректировал их в момент возникновения. Грубая насмешка мальчика в адрес девочки не может не быть незамеченной. Недобросовестное выполнение поручения нуждается в немедленной коррекции. Реакции педагога нельзя предвидеть и предписать заранее, они могут быть самыми неожиданными. Но главное заключено в том, что их не может не быть; и как только возникает ситуация бескультурья, она корректируется немедленно.
Взаимоотношения детей всегда находятся в центре внимания педагога. Через пятнадцать дней вырабатываются принципиальные установки по отношению одной личности к другой. Поэтому педагог использует максимально все возможности гуманизации взаимоотношений: поощрение, оглашение достоинств каждого ребенка, проявление заботы, внимания, признание первых успехов – всем этим он подымает личность каждого и формирует добрые отношения к каждому.
Например, чего проще, научить детей здороваться? Иногда классные руководители сталкиваются с такой ситуацией, что дети своего класса здороваются по несколько раз с ними и не замечают при этом других учителей школы, взрослых. Это тревожный сигнал, здесь есть недоработка учителя. Надо добиваться точного исполнения этикета, что в свою очередь дисциплинирует учащихся. В числе первоочередных задач педагога находится приучение детей к элементарным нормам дисциплины и порядка, которые обеспечивают успех любой деятельности. Во внеурочной деятельности педагога, т.е. в работе кружков по духовно-нравственному воспитанию (один из них) «Этика – азбука добра» происходит формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания. Развиваются способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила - к поведению. Оценка нравственных поступков. Работа кружка ориентируется на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Немаловажно в это время установить прочные связи с родителями учеников. Влияние педагога в этот временный период должно находить протяженность своего действия в домашней среде, а идеи педагога должны иметь свое развитие и свой индивидуальный корректив у родителей. Связь с семьей устраняет барьеры, существующие между школьной и семейной жизнью ребенка. Безусловно, они не могут быть окончательно ликвидированы, между школьным и семейным воспитанием всегда имеется принципиальная разница, вносящая необходимый баланс в сочетание факторов социального и индивидуального влияния на развитие ребенка. Однако его жизнь должна быть избавлена от раздирающих противоречий и исключающих друг друга ценностей, предлагаемых школой и семьей. Учитель и родители – единомышленники. Родительское собрание, первые записки-характеристики успехов ребенка, первые индивидуальные беседы, просьбы в адрес родителей, посланные через детей, - все это успевает сделать педагог за первые две недели. Начальный этап не все воспитание, но его содержание отражает характер педагогической позиции и общее представление педагога о воспитании как о целостном процессе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль учебной деятельности в формировании личности ребенка
Учебная деятельность в младшем школьном возрасте играет ведущую роль в формировании личности. Понимая это, наиболее ответственные родители пытаются пополнять свои знания, читая популярную, а ино...
Роль проектной деятельности в формировании личности ребенка
Особенностями развития ребенка младшего школьного возраста являются активное стремление его к познанию, любознательность, повышенный интерес к окружающему миру. Этому способствует высокий потенциал ег...
"Становление личности ребенка в начальной школе" (воспитательная система)
Цель данной системы-формирование и раскрытие творческой индивидуальности личности каждого ребенка....
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КЛАССА "СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
Воспитательная система класса "становление личности ребенка в начальной школе"...
«Подготовка юных хоккеистов к спортивной деятельности на начальном этапе учебно-тренировочного процесса»
Констатирующий эксперимент преследовал две цели: оценку уровня способностей, необходимых качеств, навыков и умений юных хоккеистов; определение достоверности различий результатов, показ...
Концепция воспитательной системы: формирование личности ребенка в начальной школе.
Концепция воспитательной системы: формирование личности ребенка в начальной школе....
ДОКЛАД "Роль учителя начальных классов в формировании личности ребенка, обучающегося в классе с ТМНР"
Кем и каким вырастет ребенок, во многом зависит от родителей. Но немаловажную роль в становлении человека играет и учитель. Младший школьный возраст является таким период...