Концепция воспитательной системы: формирование личности ребенка в начальной школе.
консультация на тему

Концепция воспитательной системы: формирование личности ребенка в начальной школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._kontseptsiya_vospitatelnoy_sistemy.docx16.61 КБ

Предварительный просмотр:

Концепция воспитательной системы: формирование личности ребенка в начальной школе.

«Чтобы воспитать человека во всех отношениях, надо знать его во всех отношениях» К.Д.Ушинский

Воспитание человека всегда было сложной задачей. Этот процесс должен иметь такое содержание, благодаря которому человек адаптируется в современном ему мире, реализует свои возможности и в будущем внесет вклад в развитие этого мира.

В процессе образования и воспитания сложно открывать что-то новое, важно переосмыслить реализуемые воспитательные технологии и применить их в педагогической деятельности с учетом нового социокультурного мира.

В современном мире существуют многообразные воспитательные системы. Каждая из них имеет свою теоретическую модель, основанную на конкретном философском учении. Рудольф Штейнер, основатель воспитательной системы вальдорфских школ, стремился создать школу, в которой становление личности ребенка осуществлялось бы в гармонии с его физическим и психическим развитием, в гармонии с природой и окружающим миром. Воспитательная система "справедливое сообщество" появилась в школах США в 1960-е гг. В ее основе лежат идеи Л. Кольберга, рассматривающего воспитание как продвижение личности от низшей к более высоким ступеням морального развития.

Проанализировав воспитательные системы С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, Ф. Ф. Брюховецкого, А.А.Захаренко, В. А. Караковского и других известных педагогов можно разработать и применить авторскую систему воспитательной работы, в основу которой положена воспитательная система общей заботы.

Идея данной воспитательной системы была выдвинута ленинградским ученым И. П. Ивановым в конце 50-х гг. XX в. В основе создания воспитательной системы, согласно этой идее, лежат следующие принципы: социально полезная направленность деятельности детей и их наставников, сотрудничество детей и взрослых, многоролевой характер и романтизм деятельности, творчество. При этом учитываются такие идеи коллективного творческого воспитания, как коллективная организация деятельности, коллективное творчество, коллективное целеполагание, создание ситуаций-образцов, эмоциональное насыщение жизни коллектива, общественная направленность деятельности коллектива.

Именно данная система легла в основу моей воспитательной работы с обучающимися начальной школы.

Основы воспитания личности закладываются в ребенке с момента рождения. Большую роль в этом играет семья, дальнейшее формирование происходит в начальной школе. Привитое, усвоенное в первые школьные годы, сказывается на протяжении всей жизни. Заложенное с детства - прочно и устойчиво. Вот почему воспитание играет такую большую роль уже с первых школьных дней.

Воспитание - процесс, начинающийся с раннего детства, когда в душу ребенка закладываются основные жизненные принципы, помогающие ему стать Человеком с большой буквы, занять достойное место в жизни, осознавая себя личностью, индивидуальностью.

За годы работы классным руководителем ко мне пришло понимание, что набором воспитательных мероприятий многого не добьешься, нужна воспитательная система класса, обеспечивающая создание максимально благоприятных условий для развития активной и свободной личности ребенка, умеющей самостоятельно действовать; система, которая  учитывала бы интересы, способности, потребности обучающихся, их возможности и творческий потенциал.

Зная, каким я хочу видеть ученика на выходе из начальной школы, ставлю перед собой цель и задачи, учитывая возрастные особенности детей.

Цель: создать условия для формирования и гармоничного развития личности каждого обучающегося, учитывая его природные задатки, условия жизни и воспитания его в семье, школьном коллективе.

Задачи:

формирование самосознания и ценности человеческой жизни, определение смысла жизни и профессиональной подготовки;

развитие творческого потенциала обучающегося путем реализации его в различных сферах деятельности;

формирование общечеловеческих норм гражданской морали, культуры общения;

воспитание уважения к закону, развитие гражданской ответственности к общественным ценностям;

воспитание положительного отношения к труду, развитие потребности в творческом труде, честности и ответственности;

воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни, умение быть хорошим семьянином.

Обучающимся, после учёбы, в классе, в группе продлённого дня, требуется интересная и необычная внеклассная работа. Поэтому деятельность их должна строиться на следующих принципах, которые реализую в воспитательной работе.

Принцип открытости. Совместно с обучающимися и их родителями планируем жизнь, вносим коррективы и предложения с учетом интересов, потребностей и желаний детей. Обязательно прислушиваюсь к мнению ребят.

Принцип привлекательности будущего дела. Увлекаю всех конечным результатом выполняемого дела.

Принцип деятельности. Детям хочется активно участвовать во всех мероприятиях, которые проходят в школе, ими движет желание получить похвалу, выглядеть успешно в глазах учителей и своих родителей. Ребятам интересны конкурсы, праздники, соревнования театрализованные представления.

Принцип свободы участия. Планируя участие во внеклассной деятельности, учитываю мнение детей. Это может быть выражено в предоставлении обучающимися возможности выбора задания с учетом своих интересов, качеств и способностей. Это вырабатывает у ребёнка ответственность за порученное дело.

Принцип обратной связи. Каждое внеклассное мероприятие заканчивается рефлексией. Совместно с ребятами обсуждаем, что получилось, а что не получилось, изучаю их мнение, определяю настроение и перспективу участия в будущих делах класса.

Принцип сотворчества. В этом принципе соединяются два слова: сотрудничество и творчество. Работая с обучающимися, предоставляю право выбора партнера по выполняемому поручению. Это помогает результативности.

Принцип успешности. И взрослому и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Участие каждого ребенка во внеклассной работе оценивается и отражается в портфолио. Если ребенок видит, что его вклад достойно оценивается, то он будет ещё более активен и успешен. Оценка успешности обучающегося неформальная и отражает успех и реальное достижение.

Воспитательная работа строится на взаимосотрудничестве с психологической службы образовательного учреждения. Психолог оценивает: уровень комфортности, тревожности, притязаний (стремлений), воспитанности (нравственные ориентиры, полезные привычки, коммуникативность, коллективизм).

Важен и интегративный подход, который заключается в сотрудничестве классного руководителя, педагогов, воспитателей, руководителей кружков, сотрудников школы, социально-психологической службы.

Взаимодействие классного руководителя, социального педагога и школьного психолога имеет своей целью совместное выявление причин возникающих у ребенка, проблем и проведение социально-педагогической и психологической коррекционной работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций. Классный руководитель и учителя-предметники обеспечивают целостность педагогического процесса. Классного руководителя и класс можно рассматривать, как точку пересечения прямой и обратной информации, достаточность и полнота которой зависят от классного руководителя.

Безусловно, в воспитательной работе основываемся на традициях класса и школы. Самое главное – традиции класса должны быть нравственными, способствовать преодолению одиночества и беззащитности обучающихся, воспитывать умение быть Человеком.

Участие каждого ребенка во внеклассной работе оценивается и отражается в портфолио. Портфолио помогает мне перенести педагогический акцент на самооценку, при этом успешно формируется самостоятельность ученика, как в учебной, так и во внеклассной деятельности, развиваются его навыки рефлексии и самооценивания.

И как заповедь воспитателя звучат для меня слова Ш.А. Амонашвили: «Стремясь познать тайну детской души, педагогического мастерства и науки Педагогики, буду видеть в каждом ребенке своего учителя и воспитателя».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция воспитательной системы класса /начальная школа/ "Колосок" (по Степанову)

Автор: Красникова Марина Борисовна Сайт: http//:guru1.ucoz.ru Воспитательная система класса "Колосок" ориентирована на учащихся начальной школы. Содержательная часть воспитательной системы основана ...

"Становление личности ребенка в начальной школе" (воспитательная система)

Цель данной системы-формирование и раскрытие творческой индивидуальности личности каждого ребенка....

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КЛАССА "СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

Воспитательная система класса "становление личности ребенка в начальной школе"...

Система формирования оценочной деятельности в начальной школе.

Работа над формированием оценочной деятельности у учащихся начальной школы....

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье исследуется начальный этап  межличностных отношений в воспитательном учреждении. Раскрывается индивидуальность каждого обучающегося  во всех возможностях гуманизации взаимоотношений...

Концепция воспитания «Формирование личности ребенка через формирование и развитие коллектива класса»,

Материал- из опыты пработы. Это моя  программа воспитательной работы - (концепция воспитания)  «Формирование личности ребенка через формирование и развитие коллектива класса», по...

Доклад на ШМО начальных классов "Проблемы, тенденции, перспективы развития воспитательной системы и социализации учащихся в начальной школе"

Данный доклад по теме "Проблемы, тенденции, перспективы развития воспитательной системы и социализации учащихся в начальной школе" был подготовлен и представлен на очередном заседании ШМО на...