"Становление личности ребенка в начальной школе" (воспитательная система)
рабочая программа (1 класс) по теме
Цель данной системы-формирование и раскрытие творческой индивидуальности личности каждого ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_sistema_nasayt.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
"Руэмская средняя общеобразовательная школа"
Медведевского муниципального района Республики Марий Эл
Воспитательная система
"Становление личности
ребенка в начальной школе"
Разработала: Захарова А.М.,
учитель начальных классов,
МОБУ "Руэмская СОШ"
п.Руэм
2011г.
Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
Созданная модель помогает более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учителя, воспитателя, учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. А это, несомненно, должно способствовать повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формировании индивидуальности классного сообщества и его членов. Система воспитательной работы разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Использование в совместной работе с учащимися и родителями форм, приемов и методов моделирования воспитательной системы класса позволило сформировать желаемый образ выпускника начальной школы и представления детей и взрослых о целях, основных направлениях и способах организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в нашем классном сообществе.
Цель воспитательной системы – формирование и раскрытие творческой индивидуальности личности каждого ребенка.
Чтобы реализовать данную цель, необходимо решить следующие задачи:
- изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики учащихся;
- воспитывать в детях уважение к себе и другим (взаимоотношения, взаимопомощь, доброе отношение друг к другу);
- воспитывать ребенка как члена общества, умение жить в коллективе, считаться с мнением коллектива;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- создать условия для интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности школьника;
- развивать творческую деятельность через КТД
Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса, являются: индивидуальность, самостоятельность, доброта, творчество, активность, коллектив, которые одновременно исполняют роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности классного сообщества.
Приоритетным видом деятельности в воспитательной системе является коллективная творческая деятельность. Основу этой деятельности составляет коллективное (совместное) творческое дело. Надежным результатом творческих дел является позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (мы решили, провели, сделали). Одним из наиболее ярких проявлений системы является самоуправление.
Самоуправление
Младшие школьники очень любят выполнять в классе различные поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя. В начале учебного года проводятся классные собрания, которые посвящены: выбору актива класса (завуч, главный дежурный, главный редактор);
созданию законов класса;
распределению поручений (стилист, библиотекарь, цветовод, физорг, правовед)
стилист отвечает за внешний вид кабинета
редактор отвечает за ведение классного дневника
главный редактор отвечает за подборку материалов к журналу «Эрудиты»
цветовод отвечает за уход и посадку цветов
физорг отвечает за организацию участников классных и школьных спортивных соревнований
главный дежурный отвечает за порядок и организацию игр на перемене
завуч отвечает за организацию соревнования «Лучший по итогам недели»
Каждую пятницу актив класса представляет отчет о проделанной работе за неделю.
Основные направления воспитательной работы
Выбор направлений воспитательной работы в классе осуществляется на основе и в соответствии с результатами диагностики, определения уровня развития и интересов учащихся, выявления проблем в личном развитии и межличностных отношениях.
Направление «Интеллект»
Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни.
Задачи:
определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития;
создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность
Формы реализации:
Тематические недели
Экскурсии познавательного характера
Создание журнала «Эрудиты»
Группы детей (каждая группа выбирает себе одну страничку) готовит материал по выбранной теме: кроссворды, ребусы, сканворды, авторские стихи, учимся готовить, логические задачи по изучаемым предметам и другое.
Экспериментальная деятельность
Работа по составлению и представлению презентаций для уроков, внеклассных мероприятий.
Проект «Мы и наши соседи»:
Моя малая Родина
Растения Марий Эл в Красной книге
Животный мир нашего края
Ветераны нашего района, края
Памятные места РМЭ
История родного поселка Руэм
Проекты носят комплексный характер: включают в себя и практическую ориентированную, и творческую эстетического содержания деятельность. Нацелены на решение ряда педагогических задач:
Развивать эмоционально-чувственную сферу личности как одного из компонентов экологической культуры.
Формировать позитивный опыт взаимодействия ребенка с окружающим миром, умений и навыков практической экологически ориентированной деятельности.
Формировать активную нравственно-экологическую позицию личности по отношению к окружающему.
Общение
Цель: передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей.
Задачи:
формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок»;
создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса;
учить учащихся приемам преодоления проблем в общении
Формы реализации:
Изучение способности к общению каждого ученика в детском коллективе:
социометрия; диагностика
Тестирование учащихся по теме: «Какой я человек?», «Мои интересы», «Чем мне нравится заниматься?».
По результатам проведенных диагностик, организовать коррекционную работу:
Уровень сформированности качеств личности (определенных целью воспитания в классе) как критерий результативности воспитательного процесса
1-4 классы Фамилия, имя | Нравственная позиция | Культура межличностных отношений | Культура поведения с точки зрения безопасности и выполнения норм и правил | Опыт усвоения нравственной культуры |
| Высокий уровень * Внимателен и заботлив к окружающим. * Сочувствует и сопереживает одноклассникам. * Часто проявляет доброту. * Честен, правдив | *Широкий круг друзей. * Умеет взаимодействовать с одноклассниками. *Помогает окружающим | *Соблюдает нормы и правила поведения в школе, на улице, дома. *Заботиться о своем здоровье. * Знает правила безопасности. | * Часто обсуждает с родителями школьные дела, хочет добиться лучших результатов. *Много читает. |
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| Средний уровень *Добр, но не ко всем. * Заботлив и внимателен лишь к близким людям. * Может обмануть. *Эгоистичен. * Иногда не замечает, что обижает окружающих. | *Избранный круг общения. * Иногда конфликтует с одноклассниками. * Не умеет общаться с незнакомыми людьми | *Часто болеет. * Иногда нарушает нормы и правила поведения. * Теряется в незнакомой обстановке. | * Читает неохотно. * Ходит в кружки и секции не очень охотно, там ему часто бывает скучно. |
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| Низкий уровень *Проявляет жестокость. * Агрессивен к окружающим. * Часто обманывает. * Совершает безнравственные поступки | *Одинок. *Высококонфликтен. * Мешает одноклассникам. * малый словарный запас. | *Часто нарушает правила поведения. * Хулиганит, ворует. *Часто получает травмы. | *Агрессивен на переменах. *Почти не читает. * Ничем не увлекается. |
| ||||
| ||||
| ||||
|
Проведение занятий, бесед:
Беседа «Добро. Зло. Умение терпеть»
Система занятий и классных часов по теме «Азбука вежливого человека»
Создание презентаций на тему «Азбука вежливого человека» с целью поиска материала и изучения его учеником, получившим задание.
Направление «Здоровье»
Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека; воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи:
- формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
- знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.
Формы реализации:
1. Кл.часы на тему: «Правильное питание», «Можно ли прожить без чипсов и шоколада», «Наши зубы» и т. д.
2. Спортивные праздники и соревнования.
3. Недели здоровья.
4.Родительские собрания:
«Мы выбираем здоровье»
«Наши болезни»;
«Азбука безопасности»;
«Трудовая деятельность».
Направление «Нравственность»
Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Задачи:
- формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания;
- формировать у учащихся осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем;
- воспитание доброго отношения к родителям, к окружающим людям, сверстникам;
- воспитание добросовестного отношения к своим обязанностям, к самому себе, к общественным поручениям
Формы реализации:
1. День памяти юного героя антифашиста
2. Проект «Они защищали Родину»
3.Работа над изучением «Книги памяти»
4.Конкурс рисунков, газет, плакатов
5.Выпуск газеты
6.Уроки памяти
Беседы:
«Школа вежливости»
«О доброте и отзывчивости»
«Ты не один на свете»
Эти занятия представляют собой соединение нравственной беседы с играми. Разнообразные подвижные игры, психологические игры и упражнения, музыкальные произведения помогают детям почувствовать и научиться понимать эмоции, выражать их мимикой, пантомимикой, интонацией. Полученные умения и навыки закрепляются во время разыгрывания сюжетов. Исполняя роли, дети передают настроение героев, отражают их поступки, анализируют ошибки, предлагают позитивные модели поведения.
Направление «Дорога и ты»
Цель: обучение правилам безопасного поведения учащихся на улице и дорогах.
Задачи:
- способствовать формированию навыков грамотного передвижения по улицам, через дорогу;
- познакомить учащихся с правилами поведения на улице, дороге, в транспорте;
- познакомить учащихся с дорожными знаками, сигналами светофора.
Формы реализации:
1. Цикл бесед по ППД.
2. Настольные игры по правилам дорожного движения.
3. Просмотр презентаций с викторинами по правилам ППД.
Важное место при изучении правил занимают презентации. Их ценность заключается в том, что в них наглядно раскрываются причины несчастных случаев. Учащиеся, просматривая их, убеждаются в необходимости правильного поведения на улице.
Направление «Досуг»
Цель: создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.
Задачи:
- создание условий для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности;
- использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям;
- развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.
Формы реализации:
Посещение кружков, секций, студий
классные собрания,
создание законов,
распределение поручений
участие в делах школы
Мероприятия:
«Спешите делать добро»
День матери
Праздник Осени
Новогодний праздник
«А ну – ка, мальчики!»
Праздничный концерт для мам
Прощание с 4 классом
День конституции
Кл.час-презентация к 23 февраля
Кл.час-презентация к 8 марта
Презентация «Дневник нашего класса»
Кл.час презентация «Ах, какая осень» и т. д.
Собрание-презентация «Мы выбираем здоровье»
Привлечение родителей в учебный процесс. Ребята с родителями устраивают традиционные семейные праздники "Семейные обычаи", "Вечер семейных сюрпризов", интеллектуальные игры "Ринг - родители и дети", "Поле чудес". Во время бесед, встреч, диспутов раскрываются проблемы, возникающие во взаимоотношении родителей с детьми, как избежать конфликтных ситуаций, как научиться видеть и уважать в ребенке личность, защита от стрессовых ситуаций. Посещение учеников на дому. Работать в тесном сотрудничестве с родителями.
Концепция работы с родителями:
1. Изучение семьи, условий, в которых воспитывается ребенок (анкетирование, тестирование, посещение на дому);
2. Наблюдение за изменением возрастных особенностей учащихся (ведение педагогического дневника);
3. Формирование нравственных основ на положительном примере родителей: «Будь как мы, будь лучше нас»;
4. Развитие познавательных интересов, повышение престижа образования (педагогический всеобуч для родителей);
5. Укрепление здоровья учащихся, воспитание в детях стремления к здоровому образу жизни.
Критерии эффективности воспитательной системы класса следующие:
- сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности младшего школьника;
- развитость креативных способностей учащихся;
- проявление индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;
- сформированность классного коллектива.
В соответствии с данными критериями могут быть использованы традиционные и нетрадиционные методики изучения воспитательного процесса, такие как:
Методики для исследования развития познавательных процессов личности младшего школьника
Модифицированный тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте»
Методики позволяют получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся и сформированности коллектива класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно - нравственное развитие, воспитание, гражданское становление личности ребенка.
Развитие «способности жить в современном обществе и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека» составляет сущность воспитательного процесса. ...
Роль отца в становлении личности ребенка.
Консультация для родителей о роли отца в становлении личности ребенка...
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КЛАССА "СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
Воспитательная система класса "становление личности ребенка в начальной школе"...
Группа продленного дня как условие становления личности ребенка
Школа – главный помощник в становлении личности ребенка. Маленький человек попадает в новый мир, его окружают педагоги, одноклассники, дети из других классов, формируются новые отношения. В современны...
«Роль современного учителя в развитии и становлении личности ребенка»
laquo;Роль современного учителя в развитии и становлении личности ребенка»...
Родительское собрание "Роль чтения в становлении личности ребенка"
Книга и ее роль в формировании основ духовного и умственного развития ребенка...