Роль проектной деятельности в формировании личности ребенка
статья по теме

Мельник Надежда Сергеевна

Особенностями развития ребенка младшего школьного возраста являются активное стремление его к познанию, любознательность, повышенный интерес к окружающему миру. Этому способствует высокий потенциал его умственных возможностей, развитие которых реализуется в процессе  различных видов деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность помогает формировать у обучающихся умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы. Наиболее ценным, на мой взгляд, является и то, что, организованная таким образом деятельность, помогает становлению личности ребенка, нравственному развитию, расширяет его мировоззрение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc22.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль проектной деятельности

в формировании личности ребёнка

Особенностями развития ребенка младшего школьного возраста являются активное стремление его к познанию, любознательность, повышенный интерес к окружающему миру. Этому способствует высокий потенциал его умственных возможностей, развитие которых реализуется в процессе  различных видов деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность помогает формировать у обучающихся умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы. Наиболее ценным, на мой взгляд, является и то, что, организованная таким образом деятельность, помогает становлению личности ребенка, нравственному развитию, расширяет его мировоззрение.

В основе организации  учебно-исследовательской деятельности лежит метод проектов. В силу своих психологических и возрастных особенностей, ученики начальных классов испытывают трудности в выборе темы исследования, поэтому большая роль в этом вопросе отводится педагогу. Требуется личностно-значимая проблема, которая находится в области познавательных интересов  и в зоне ближайшего развития детей младшего школьного возраста.

Искренняя любовь детей  к животным, активное стремление к общению с ними послужили мотивацией для осуществления проекта «Наши четвероногие друзья». Метод проектов органично сочетается с групповым подходом к обучению, поэтому класс разделился на три группы. В первую  вошли дети, у которых дома есть собака; во вторую – те, у кого есть кошка  и третья группа состояла из  детей, у которых нет домашних животных («Проект  мечта»).

В рамках данного проекта работа шла в нескольких направлениях:

  • «Заглянем в прошлое».
  • «Породы кошек и собак».
  • «На службе у человека».
  • «Мой домашний любимец».

На начальном  этапе ученикам удалось собрать  много информации: интересной, важной, порой неожиданной. Источниками получения новых знаний послужили энциклопедии, научная литература, Интернет.

В ходе работы над проектом ученики открывали  для себя новые «точки удивления». Неподдельный интерес вызвали сведения о том, что существует несколько музеев кошек. Самый первый был открыт в Базеле. Частные музеи есть в Амстердаме, Шауляе, Москве. Учеников поразили факты, что в разных странах мира живут миллионы кошек. Больше всего их в США – 42 млн., около 40 млн. в России. Самые первые сведения о домашней кошке пришли к нам из Древнего Египта, где она считалась священной.

Много веков тому назад у людей зародилась традиция увековечивать какие-либо события или заслуги отдельных личностей сооружением памятников. Для нас, в данном проекте, наибольший интерес представляли памятники собакам. Ученики создали банк данных по этой  теме. Большой интерес вызвала презентация к уроку, из содержания которой дети узнали о том, что в саду Института экспериментальной медицины в городе Санкт-Петербурге стоит бронзовый памятник собаке – помощнику ученых, во Франции – сенбернару Барри, спасшему 40 человек в снежных заносах Альп, в Германии – собакам поводырям.  Волнующим для учеников стал рассказ о том, что в городе Кемерове поставили памятник дворняжке: скульптура грустного пса, свернувшегося в калачик на крышке колодезного люка. Почувствовать настроение, разгадать замысел скульптора помогли строчки, выбитые на его основании:

Если тепла не хватает

От человеческих рук,

Вряд ли его заменит

Подъезд или теплый люк.

Не проходите мимо

Собачьих печальных глаз!

Это – недопустимо

Бросать тех, кто любит нас.

Автор композиции - член союза художников России Валерий Васильевич Треска.

Ученики приводили примеры из жизни, они со всей серьезностью обсуждали проблему «бродячих животных», которая в современном обществе стоит очень остро. Педагог предложил поразмышлять над высказыванием  С.Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили». Это высказывание стало девизом проекта «Наши четвероногие друзья».  

 В рамках данного проекта учащиеся  не раз обращались и к литературным произведениям. Среди них: Р.Киплинг «Кошка, которая гуляла сама по себе», К.Паустовский «Кот – ворюга»,  А.Барто «Уехали», Д.Мамин-Сибиряк «Притча о молочке, овсяной кашке и сером котишке Мурке» и другие.

Ученикам было интересно узнать, какие существуют  приметы  и предания. По поведению кошек на Руси всегда определяли погоду: сворачивается клубком — к морозу, если крепко спит — к потеплению. Переезжая на новую квартиру, хозяева первым в дом пускают кота (кошку), чтобы в доме поселились благополучие и уют. Ученики рассказали о  примете, связанной с черной кошкой. Большой интерес вызвал рассказ о том, что в Риге по традиции устанавливали на крыши домов фигурки котов. Предание гласит, что именно эти животные отпугивали злых духов. Дети поняли, что какими бы не были приметы, связанные с домашними животными, обижать четвероногих друзей нельзя.

Много приятных впечатлений осталось от посещения выставки кошек, которая в нашем городе проходит ежегодно. Самым эмоционально-значимым этапом в работе над проектом стала презентация проекта о своем домашнем  любимце. Ученики представили сочинения с фотографиями, стихи, поделки, презентации в электронном виде. Эти работы  полны любовью и благодарностью к своим питомцам:

 «Тимоша – Тимоша,

Друг ты мой хороший!»

Ценность данного проекта в том, что он формирует нравственные критерии отношения к животным, людям, к окружающему миру. Совместная деятельность научила детей лучше понимать друг друга, прислушиваться к чужому мнению, они стали добрее и внимательнее к окружающим. Ученики осознали свою ответственность  за домашних питомцев.

 Каким человеком станет сегодняшний школьник?  Каким будет окружающий его мир и найдется ли в нем место доброте, милосердию, любви?  Эти вопросы волнуют педагогов и родителей уже сегодня.

В старину говорили: «Дом без ребенка, собаки или кошки – дом без любви и радости». Хочется верить, что в наших домах всегда будет место и детям, и «братьям нашим меньшим».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительские позиции и их роль в формировании личности ребенка

В настоящее время имеется немало исследований, в которых анализируются различные аспекты влияния семьи на ребенка. Многие авторы выделяют в качестве ведущего фактора, влияющего на развитие личност...

Роль учебной деятельности в формировании личности ребенка

Учебная деятельность в младшем школьном возрасте играет ведущую роль в формировании личности. Понимая это, наиболее ответственные родители пытаются пополнять свои знания, читая популярную, а ино...

Статья "Роль исследовательской деятельности в формировании личности школьника"

Важным механизмом исследовательской деятельности является создание творческой атмосферы на уроке, мотивация деятельности ученика к проектной и исследовательской деятельности......

Роль игровой деятельности в формировании личности младших школьников

Мир детства – это таинственная планета, жители которой много знают, понимают, чувствуют, но у них  мало жизненного опыта.  Они приобретают этот опыт в своей игровой деятельности.Каждый челов...

Доклад:"Роль внеурочной деятельности в формировании творческого развития личности ребенка"

Локлад:"РОЛЬ ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в ФОРМИРОВАНИи ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА"...

Статья. Роль внеурочной деятельности в формировании личности ученика начальной школы.

Статья по теме: " Роль внеурочной деятельности в формировании личности ученика начальной школы"....

Статья: "Роль проектной деятельности в формировании познавательной активности у детей с интеллектуальными нарушениями".

Снижение интеллектуальной деятельности является основной характеристикой детей с умственной отсталостью. Недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности - особенности не...