Роль проектной деятельности в формировании личности ребенка
статья по теме
Особенностями развития ребенка младшего школьного возраста являются активное стремление его к познанию, любознательность, повышенный интерес к окружающему миру. Этому способствует высокий потенциал его умственных возможностей, развитие которых реализуется в процессе различных видов деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность помогает формировать у обучающихся умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы. Наиболее ценным, на мой взгляд, является и то, что, организованная таким образом деятельность, помогает становлению личности ребенка, нравственному развитию, расширяет его мировоззрение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 22.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль проектной деятельности
в формировании личности ребёнка
Особенностями развития ребенка младшего школьного возраста являются активное стремление его к познанию, любознательность, повышенный интерес к окружающему миру. Этому способствует высокий потенциал его умственных возможностей, развитие которых реализуется в процессе различных видов деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность помогает формировать у обучающихся умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы. Наиболее ценным, на мой взгляд, является и то, что, организованная таким образом деятельность, помогает становлению личности ребенка, нравственному развитию, расширяет его мировоззрение.
В основе организации учебно-исследовательской деятельности лежит метод проектов. В силу своих психологических и возрастных особенностей, ученики начальных классов испытывают трудности в выборе темы исследования, поэтому большая роль в этом вопросе отводится педагогу. Требуется личностно-значимая проблема, которая находится в области познавательных интересов и в зоне ближайшего развития детей младшего школьного возраста.
Искренняя любовь детей к животным, активное стремление к общению с ними послужили мотивацией для осуществления проекта «Наши четвероногие друзья». Метод проектов органично сочетается с групповым подходом к обучению, поэтому класс разделился на три группы. В первую вошли дети, у которых дома есть собака; во вторую – те, у кого есть кошка и третья группа состояла из детей, у которых нет домашних животных («Проект мечта»).
В рамках данного проекта работа шла в нескольких направлениях:
- «Заглянем в прошлое».
- «Породы кошек и собак».
- «На службе у человека».
- «Мой домашний любимец».
На начальном этапе ученикам удалось собрать много информации: интересной, важной, порой неожиданной. Источниками получения новых знаний послужили энциклопедии, научная литература, Интернет.
В ходе работы над проектом ученики открывали для себя новые «точки удивления». Неподдельный интерес вызвали сведения о том, что существует несколько музеев кошек. Самый первый был открыт в Базеле. Частные музеи есть в Амстердаме, Шауляе, Москве. Учеников поразили факты, что в разных странах мира живут миллионы кошек. Больше всего их в США – 42 млн., около 40 млн. в России. Самые первые сведения о домашней кошке пришли к нам из Древнего Египта, где она считалась священной.
Много веков тому назад у людей зародилась традиция увековечивать какие-либо события или заслуги отдельных личностей сооружением памятников. Для нас, в данном проекте, наибольший интерес представляли памятники собакам. Ученики создали банк данных по этой теме. Большой интерес вызвала презентация к уроку, из содержания которой дети узнали о том, что в саду Института экспериментальной медицины в городе Санкт-Петербурге стоит бронзовый памятник собаке – помощнику ученых, во Франции – сенбернару Барри, спасшему 40 человек в снежных заносах Альп, в Германии – собакам поводырям. Волнующим для учеников стал рассказ о том, что в городе Кемерове поставили памятник дворняжке: скульптура грустного пса, свернувшегося в калачик на крышке колодезного люка. Почувствовать настроение, разгадать замысел скульптора помогли строчки, выбитые на его основании:
Если тепла не хватает
От человеческих рук,
Вряд ли его заменит
Подъезд или теплый люк.
Не проходите мимо
Собачьих печальных глаз!
Это – недопустимо
Бросать тех, кто любит нас.
Автор композиции - член союза художников России Валерий Васильевич Треска.
Ученики приводили примеры из жизни, они со всей серьезностью обсуждали проблему «бродячих животных», которая в современном обществе стоит очень остро. Педагог предложил поразмышлять над высказыванием С.Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили». Это высказывание стало девизом проекта «Наши четвероногие друзья».
В рамках данного проекта учащиеся не раз обращались и к литературным произведениям. Среди них: Р.Киплинг «Кошка, которая гуляла сама по себе», К.Паустовский «Кот – ворюга», А.Барто «Уехали», Д.Мамин-Сибиряк «Притча о молочке, овсяной кашке и сером котишке Мурке» и другие.
Ученикам было интересно узнать, какие существуют приметы и предания. По поведению кошек на Руси всегда определяли погоду: сворачивается клубком — к морозу, если крепко спит — к потеплению. Переезжая на новую квартиру, хозяева первым в дом пускают кота (кошку), чтобы в доме поселились благополучие и уют. Ученики рассказали о примете, связанной с черной кошкой. Большой интерес вызвал рассказ о том, что в Риге по традиции устанавливали на крыши домов фигурки котов. Предание гласит, что именно эти животные отпугивали злых духов. Дети поняли, что какими бы не были приметы, связанные с домашними животными, обижать четвероногих друзей нельзя.
Много приятных впечатлений осталось от посещения выставки кошек, которая в нашем городе проходит ежегодно. Самым эмоционально-значимым этапом в работе над проектом стала презентация проекта о своем домашнем любимце. Ученики представили сочинения с фотографиями, стихи, поделки, презентации в электронном виде. Эти работы полны любовью и благодарностью к своим питомцам:
«Тимоша – Тимоша,
Друг ты мой хороший!»
Ценность данного проекта в том, что он формирует нравственные критерии отношения к животным, людям, к окружающему миру. Совместная деятельность научила детей лучше понимать друг друга, прислушиваться к чужому мнению, они стали добрее и внимательнее к окружающим. Ученики осознали свою ответственность за домашних питомцев.
Каким человеком станет сегодняшний школьник? Каким будет окружающий его мир и найдется ли в нем место доброте, милосердию, любви? Эти вопросы волнуют педагогов и родителей уже сегодня.
В старину говорили: «Дом без ребенка, собаки или кошки – дом без любви и радости». Хочется верить, что в наших домах всегда будет место и детям, и «братьям нашим меньшим».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительские позиции и их роль в формировании личности ребенка
В настоящее время имеется немало исследований, в которых анализируются различные аспекты влияния семьи на ребенка. Многие авторы выделяют в качестве ведущего фактора, влияющего на развитие личност...
Роль учебной деятельности в формировании личности ребенка
Учебная деятельность в младшем школьном возрасте играет ведущую роль в формировании личности. Понимая это, наиболее ответственные родители пытаются пополнять свои знания, читая популярную, а ино...
Статья "Роль исследовательской деятельности в формировании личности школьника"
Важным механизмом исследовательской деятельности является создание творческой атмосферы на уроке, мотивация деятельности ученика к проектной и исследовательской деятельности......
Роль игровой деятельности в формировании личности младших школьников
Мир детства – это таинственная планета, жители которой много знают, понимают, чувствуют, но у них мало жизненного опыта. Они приобретают этот опыт в своей игровой деятельности.Каждый челов...
Доклад:"Роль внеурочной деятельности в формировании творческого развития личности ребенка"
Локлад:"РОЛЬ ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в ФОРМИРОВАНИи ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА"...
Статья. Роль внеурочной деятельности в формировании личности ученика начальной школы.
Статья по теме: " Роль внеурочной деятельности в формировании личности ученика начальной школы"....
Статья: "Роль проектной деятельности в формировании познавательной активности у детей с интеллектуальными нарушениями".
Снижение интеллектуальной деятельности является основной характеристикой детей с умственной отсталостью. Недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности - особенности не...