Музейный урок- как одно из средств нравственно-патриотического воспитания.
статья на тему
В статье обозначены цели и задачи музейных уроков , предоставлена примерная тематика музейных уроков по классам и разделам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzeynyy_urok_-_odno_iz_sredstv_nravstvenno-patrioticheskogo_vospitaniya.docx | 33.57 КБ |
Предварительный просмотр:
МУЗЕЙНЫЙ УРОК – ОДНО ИЗ СРЕДСТВ
НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКА
Усманова Анна Викторовна,
учитель истории и кубановедения
БОУ СОШ №2
Мороз Наталья Вениаминовна,
учитель начальных классов
БОУ СОШ №2
станица Динская, Динской район,
Краснодарский край
«Патриотизм… За ним стоит всё – совесть, и долг, и истина, и вера, и личность, и гражданин, и многое другое. Патриотизм – это не любовь к идее, а любовь к Отчизне, к родной земле, верность ее заветам, почитание праха и слова ее, страдания за все ее страдания и вера в ее очистительный исход. Будет в нас все это – тверже и идея, с которой согласится душа». В. Г. Распутин
Аннотация. Статья посвящена роли музейного урока как одного из средств нравственно – патриотического воспитании школьников. В статье раскрыты актуальность, цель и задачи музейных уроков, направления деятельности, особенности. На основе проведенной работы составлена примерная тематика музейных уроков для 1 – 11 классов и выявлен уровень сформированности компонентов нравственно – патриотического воспитания школьников.
Ключевые слова: нравственно – патриотическое воспитание, музейный урок, музейная педагогика, урочная и внеурочная деятельность.
В наше время одним из главных результатов модернизации образования и внедрения Федерального государственного стандарта рассматривается сохранение работы с подрастающим поколением – нравственно - патриотическое воспитание. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо со школьного возраста.
Особенно актуально это звучит сейчас – в год празднования 70 – летия победы над фашизмом. Развитие нравственно – патриотических качеств учащихся сегодня – это здоровая нация завтра, следовательно, школа должна создать все условия для воспитания высоконравственной, культурной, творчески активной личности, с чувством патриотизма, а так же социально зрелой личности.
Каждый педагог пытается с помощью отвечающего потребностям времени содержания и формам деятельности решить поставленные государством цели.
Педагогический коллектив нашей школы осознает, что музейный урок является залогом успешного самоопределения воспитанников школы в будущем.
Таким образом, можно отметить, что музейный урок представляет большие возможности для того, чтобы сделать процесс обучения и воспитания школьника активным, содержательным, насыщенным познавательной деятельностью и тем самым превращает его в существенный фактор развития личности.
Актуальность темы проекта заключается в том, что одним из приоритетных направлений воспитательной системы современных образовательных учреждений является патриотическое воспитание, основная цель которого согласно государственным программам «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы» - «воспитание личности патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом в открытой этносоциальной среде и защищать его интересы». В «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» констатируется, что воспитательный потенциал российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма резко снизился, поэтому «патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества» [4].
В школьном возрасте когда формируются основы личности ребенка, необходимо осуществление патриотического воспитания школьников в процессе их включения в разнообразные виды деятельности: учебную, игровую, трудовую, межличностное общение, направленные на воспитание бережного ценностного отношения к истории и культуре своего родного края, к обычаям и традициям своего народа и народов страны совместного проживания. В этих целях в образовательном процессе школы используются музейные уроки [1].
Музейный урок имеет свои специфические особенности. Он отличается от обычного урока тем, что основным источником новой информации для учащихся является не только рассказ специалиста, но и подлинные памятники истории и культуры. Он может проводиться как в школьном музее, так и на территории мемориального комплекса, вблизи которого расположена школа, а так же с выездом в районный музей и музеи края. Нами была составлена примерная тематика музейных уроков для 1 – 11 классов (см. таблицу).
Класс | № | Тема урока | Форма занятия |
1 | 1. | Мы приглашаем вас в музей | Обзорное знакомство со школьным музеем |
2. | Славные имена | Обзорное знакомство с жизнью людей, основавших школьный музей | |
3. | Моя любимая школа | Обзорное знакомство с историей школы | |
4. | Дом наших предков - казаков | Экскурсия в школьном музее | |
2 | 1. | Обычаи и традиции жителей Краснодарского края. | Экскурсия в школьном музее |
2. | «Из солдатского вещмешка» | Экскурсия в школьном музее | |
3. | Музей – как центр хранения историко – культурного наследия | Экскурсия в школьном музее | |
4. | Школа моей мечты | Презентация творческих работ | |
3. | 1. | Мой дом и вещи в нём | Экскурсия в школьном музее |
3. | Как составить родословную семьи | Практическое занятие | |
4. | Моя родословная | Презентация творческих работ | |
4 | Служили наши прадеды | Экскурсия на мемориальный комплекс | |
4. | 1. | Отсюда начиналась моя станица | Экскурсия по станице |
2. | Дом наших предков - казаков | Музейный урок | |
3. | Достопримечательности моей станицы | Экскурсия по станице | |
4. | Я люблю свою станицу | Презентация творческих работ | |
5 | 1. | История возникновения казачества. Этнографический комплекс Атамань. | Поездка в Атамань. |
2. | Геральдические символы станицы, района, края | Музейный урок | |
3 | Города – герои края | Посещение мест боевой славы края | |
4. | Поле ратной славы. | Выпуск школьной газеты | |
6. | 1. | Наши земляки в годы Великой Отечественной войны | Встреча с ветеранами ВОВ |
2. | У войны не женское лицо | Поездка в музей Степановых г. Тимашевск | |
3. | «И танки наши быстры!» | Поездка в музей г. Темрюк | |
4. | Жизнь и быт казаков | Музейный урок (экскурсия в районный музей) | |
7. | 1. | Начало Великой Отечественной войны. Крупнейшие битвы. | Музейный урок (защита творческих проектов) |
2. | Освобождение г.Краснодара от немецко – фашистских захватчиков | Экскурсия в г. Краснодар, Чистяковкая роща | |
3. | Я горжусь своей малой Родиной! | Защита творческих проектов | |
4. | Шли на бой ребята, ровесники твои. | Музейный урок. Встреча с детьми – войны. | |
8. | 1. | День Победы в моей семье. | Музейный урок. Защита творческих проектов |
2. | История треугольного конверта. | Музейный урок. | |
3. | Учителя – участники ВОВ. | Музейный урок. Встреча с учителями – участниками ВОВ и их родственниками | |
4. | Новороссийск – город воинской славы. | Музейный урок, г. Новороссийск. | |
9. | 1. | Подвиг жителей станицы в годы ВОВ | Музейный урок. Встреча с участниками ВОВ |
2. | Крупнейшие битвы войны. (Сталинградская, Курская, битва за Москву.) | Музейный урок. Просмотр фильма о ВОВ. | |
3. | Подвигу жить. (Встречи с солдатскими матерями.) | Музейный урок. СОШ №1. | |
4. | Песни войны. | Музейный урок. | |
10. | 1. | Блокадный Ленинград. | Музейный урок. Встреча с жителями Блокадного Ленинграда. |
2. | Исторический портрет Г.К.Жукова. | Музейный урок. | |
3. | Славься Родина родная. | Защита творческих проектов. | |
4. | «Маршалы Победы» | Музейный урок. | |
11. | 1. | Дорогая моя станица. | Музейный урок. |
2. | Земляки, внесшие вклад в развитие науки, супруги Кирлиан. | Урок – экскурсия в районный музей. | |
3. | Развитие промышленности и экономики станицы, района, края в XХв. | Экскурсии на предприятия станицы, района, края. | |
4. | Особенности труда и быта жителей Краснодарского края. | Защита творческих проектов. |
Темы уроков затрагивают не только курс школьной программы, но и предлагаются ученикам в рамках всех учебных предметов. Они могут быть самостоятельными, ориентированными на получение дополнительных знаний о какой либо отдельной сфере жизни или событии.
Перед современной школой в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» поставлена конкретная задача – создать такие условия обучения, при которых ребенку было бы интересно и комфортно получать знания, умения и навыки [5].
Целью музейного урока является формирование у учащихся гражданско – патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, совершенствование образовательного процесса средствами дополнительного обучения.
Задачи:
- Пробуждать в детях и подростках потребность глубже познать историю Отечества из разных источников информации: из знакомства с музейной экспозицией, из книг и фильмов, рассказов ветеранов, экспонатов музея, экскурсий по местам боёв и др.
- Стать информационной базой для проектной и исследовательской деятельности учащихся школы.
- Воспитание у учащихся необходимости занятиями исследовательской деятельностью.
- Укрепление и совершенствование материальной базы для проведения музейных уроков.
- Развивать сотрудничество с различными музеями района и края
- Разработать научно-практические рекомендации по патриотическому воспитанию школьников средствами музейной педагогики.
- Активизировать участие родителей, Управляющего совета школы в организации и проведении музейных уроков.
Сегодня многое делается в ОУ по совершенствованию системы нравственно - патриотического воспитания учащихся, и этот акцент усиливается т.к. школа работает по ФГОС в начальной и пилотная по внедрению ФГОС в основной школе. Музейный урок является одним из средств в развитии нравственных, патриотических качеств, привитие любви к Родине, сохранение культурного наследия. Внедрение музейных уроков в урочное и во внеурочное время, является одним из основных компонентов ФГОС [3].
В настоящее время перед школой ставится задача повышения привлекательности музейных уроков не только для учащихся, но и родителей и педагогов. Инструментом развития нравственно – патриотического воспитания учащихся посредством различных форм проведения музейных уроков.
Особую актуальность и приоритетность внедрения музейных уроков имеет не только соприкасание с историей, но и воспитание патриотизма, и привитие таких ценностей у подрастающего поколения, как чувства любви и гордости за свою Родину.
Проблема совершенствования нравственно - патриотического воспитания в БОУ СОШ №2 является приоритетной: ОУ является одним из лучших в крае и районе по нравственно – патриотической работе, о чем свидетельствуют результаты участия ОУ в районных и краевых конкурсах. Среди всех возможностей можно выделить:
- в воспитательной области – приобретение положительного опыта гражданского воспитания в социуме в процессе поисковой и исследовательской деятельности;
- в развивающей – возможность самоутверждения и самореализации;
- в обучающей – становление мировоззрения кубанского школьника.
Музейная педагогика – научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему[2, с.3].
Музей не может оставаться простой выставочной комнатой, а должен быть главным средством для повышения познавательного интереса учащихся на уроках кубановедения, истории и др.
Наш школьный музей располагает достаточной наглядностью и помогает реализовать идеи авторов учебников по кубановедению и истории.
Экспозиции школьного музея:
- Жизнь и быт казаков (интерьер хаты)
- Домашняя утварь, предметы быта казаков
- История станицы
- Знаменитые земляки
- Кубанские ремесла
- Дорогой мужества
- Подарки музею (книги, фотографии, документы)
- Стенд по Великой Отечественной войне
Направления деятельности:
- Диагностическая;
- Аналитическая (мониторинги);
- Информационно-методическая:
- Создание методических рекомендаций для педагогов, классных руководителей, волонтеров; информационная работа с родителями; консультирование; семинары, педагогические советы, заседания Управляющего совета ОУ; мастер-классы; поисковая деятельность, как один из этапов формирования музейного фонда; проектная деятельность.
Одна из трудных педагогических проблем – поддерживать и сохранять постоянный интерес у школьников к музею и его деятельности. Мы прилагаем все усилия к тому, чтобы ребята ясно понимали общественно полезную значимость своей работы, стремимся к тому, чтобы музей был для них источником новых знаний и открытий, средством приобретения различных навыков и умений.
Музей является ведущей формой по патриотическому, гражданскому и общекультурному воспитанию учащихся, интегрирующий цели формирования личности гражданина России в процессе деятельности данного учреждения. Музейная деятельность способствует развитию творческой самостоятельности учащихся в освоении исторического прошлого. Процесс сбора, исследования, обработки материалов для музея служит целям формирования научного мировоззрения, основ исследовательской деятельности, развивает системность мышления. Оформление материалов в экспозиции отвечает целям эстетического воспитания, формирования художественного вкуса, оформительских умений. Пропаганда материалов музея способствует развитию коммуникативных качеств личности, умения структурирования знания и его изложения. Его деятельность основывается на актуализации, созидании и пропаганде традиций учреждения, микрорайона, города, страны среди учащихся [6].
Список используемой литературы.
- Автореферат «Патриотическое воспитание школьников», ноябрь 2010 г. кандидат педагогических наук Т.А.Долматова.
- М.Ю. Юхневич/ Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике
- ФГОС НОО
- http://www.rusnauka.com/7_NND_2009/Pedagogica/42750.doc.htm. Статья «Музей как средство патриотического воспитания»/Караваева Наталья Борисовна
- http://www.ybs.ru/mincult/document/G01-0122.txt
- http://минобрнауки.рф/documents/1450
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения как средство духовно- нравственного воспитания
Урок литературного чтения как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников в свете требований ФГОС НОО второго поколения....
ПРИТЧА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА ОРКСЭ
Данный материал позволяет рассмотреть применение притчи на уроках ОРКСЭ, а так же и на других уроках. Представлены виды притч, направления, методика применения....
"«Современный урок в контексте реализации ФГОС второго поколения. Технологическая карта урока как одно из средств проектирования урока в условиях ФГОС»"
Технологическая карта урока...
«Современный урок в контексте реализации ФГОС второго поколения. Технологическая карта урока как одно из средств проектирования урока в условиях ФГОС»
Современный урок в контексте реализации ФГОС второго поколения...
Художественная литература как средство нравственно-патриотического воспитания младших школьников
Аннотация. В статье рассматривается необходимость использования художественной литературы для воспитания и формирования нравственных основ патриотических чувств младших школьников.Ключевые слова: нрав...
Занятие творческой мастерской с обучающимися 2 класса на тему: "Природа родного края как средство нравственно - патриотического воспитания".
Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего граж...
Роль уроков русского языка в формировании нравственно-патриотических качеств младшего школьника
Гражданско-патриотическое воспитание всегда было одним из важнейших направлений в работе педагога начальных классов....