Роль уроков русского языка в формировании нравственно-патриотических качеств младшего школьника
статья

Петухова Елена Владимировна

Гражданско-патриотическое воспитание всегда было одним из важнейших направлений в работе педагога начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razmestit_na_sayt.docx287.68 КБ

Предварительный просмотр:

Роль уроков  русского языка в формировании нравственно-патриотических качеств младшего школьника   

Гражданско-патриотическое воспитание всегда было одним из важнейших направлений в работе педагога начальных классов. Это направление воспитания предполагает деятельность учителя по формированию у юных граждан нравственности и духовности посредством изучения родного края, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа, чувства верности своему Отечеству, гордости за свою Родину; способности в будущем встать на защиту государственных интересов.

Прекрасный знаток русской словесности, этнограф, талантливый писатель В.И. Даль так трактует понятие “патриот” в своём словаре: “Патриот - любитель Отечества, ревнитель о благе его, отечественник, отчизнолюб”. Вместе с тем патриотизм – это естественная привязанность к родным местам, языку, национальным традициям. У детей проявление этого чувства начинается с памяти детства, с любви к матери, к дому, к своим друзьям, к родному селу. И лишь взрослея, они начинают понимать свою принадлежность к Отчизне.https://school33.centerstart.ru/sites/school33.centerstart.ru/files/tmp/news/33_n1913486_big.jpg

Но, обращаясь к этому вопросу время от времени, воспитать Гражданина, Патриота своей страны невозможно. Поэтому считаю, что работа по данному вопросу должна стать составной частью урока. Одним из самых приемлемых, для осуществления гражданско – патриотического воспитания, является урок русского языка. Где, как не на уроке родного языка, прививать детям любовь к нему, вырабатывать у ребят внимание к своей и чужой речи, развивать её культуру. А через знание языка воспитывать у учащихся любовь к Родине.

 Работа над формированием патриотизма проводится в каждом классе, однако объём работы различен и зависит об общей подготовки учащихся, специфики программного материала по русскому языку и межпредметных связей русского языка с другими предметами.

Считаю важным аспектом патриотического воспитания в  своей работе – воспитание осознания ребенком себя как части своей страны и воспитание чувства гордости за историю, культуру, талантливых и гениальных соотечественников. Большое воспитательное значение имеют пословицы, которые использую при изучении различных тем в процессе всего обучения русскому языку .Это пословицы о дружбе, трудолюбии, доброте, родине, любви к отечеству. Всё это способствует воспитанию любви к родному слову, к истории своего народа.

Большую роль в воспитании патриотических качеств у школьников на уроках русского языка играют тесты. Учебники русского языка для начальных классов содержат немало упражнений, включающих задания, способствующих гражданско-патриотическому воспитанию. Планируя урок, выбираю тексты, в которых имеется информация о поступках, результатах деятельности и отношениях людей, содержатся яркие примеры проявления патриотизма. Выполняя такие задания на уроках, учащиеся в первую очередь выполняют само задание, затем анализируют нравственную ситуацию, указанную в тексте или условии задания.https://s0.slide-share.ru/s_slide/9e18b90dac24f9aaba71a570ee28cb92/0df69284-fbcc-4a57-bec0-6aa38871b620.jpeg

Тексты патриотического содержания можно использовать на уроках развития речи при написании изложений и сочинений. Данные виды работ по развитию связной письменной речи издавна практикуются на уроках русского языка.

 Воспитание гражданственности и патриотизма проявляется через любовь к своей стране, преданность ей, в осознанном желании и готовности встать на защиту Отечества по примеру своих предков. Хорошим подспорьем в этом является правильный подбор дидактического материала. В процессе проведения обучающих диктантов, изложений предлагаю учащимся определить основную мысль текста, акцентировать внимание на тех мыслях, чувствах, которые формируют патриотизм и гражданственность, например: Как проявилась храбрость русских богатырей, их верность Отчизне? Что помогло героям одержать победу над врагом? Смогли бы вы поступить также?

Любовь к родной природе – одно из проявлений любви к Родине, и воспитание его во многом зависит от учителя русского языка, потому что именно он знакомит детей с поэтическим образом Родины. Воспитывая у детей любовь к природе, мы обращаемся к писателям, поэтам, создавшим незабываемые картины родных лесов и полей, морей и гор. В упражнениях учебников много текстов – описаний природы классиков русской литературы, систематическая работа с такими образцами позволяет перейти к составлению собственных сочинений . Темы для сочинений должны быть близкими школьникам, затрагивать их интересы и стремления, опираться на жизненный опыт ребят («Город, в котором я живу», «Моя улица», «Моя малая Родина», «Памятники моего города»...).

Большое воспитательное значение имеет работа со словарями. Обучающиеся могут выполнять самые различные задания, например: Прочитайте в «Школьном толковом словаре» и «Словаре синонимов, антонимов»   словарные статьи, посвященные словам родина, герой, героизм, отвага, доблесть, мужество. Что объединяет эти слова?

Таким образом, педагог  обладает большим количеством  материала , используя который, может эффективно работать над воспитанием патриотизма школьников на уроках русского языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно - нравственных качеств младшего школьника

В статье раскрываются цель и методы  формирования духовно - нравственных качеств младшего школьника....

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.

Взаимодействие семьи и школы в формировании нравственных качеств младших школьников....

Статья по материалам курсового исследования на тему "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО НАВЫКА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

Актуальность проблемы исследования состоит в том, что в современном образовательном стандарте по иностранным языкам овладение грамматическими средствами, рассматривается в качестве одной из целей обуч...

Формирование духовно – нравственных качеств младших школьников через занятия во внеурочной деятельности.

Во все века люди высоко ценили духовно – нравственную воспитанность. Глубокие социально – экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о буд...