Художественная литература как средство нравственно-патриотического воспитания младших школьников
статья
Аннотация. В статье рассматривается необходимость использования художественной литературы для воспитания и формирования нравственных основ патриотических чувств младших школьников.
Ключевые слова: нравственность, патриотизм, патриотическое воспитание.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Елена Александровна Борисова,
учитель начальных классов
МАОУ «Школа – сад № 10 г. Когалыма»
г. Когалым, ХМАО-Югра
Художественная литература
как средство нравственно-патриотического воспитания
младших школьников
Аннотация. В статье рассматривается необходимость использования художественной литературы для воспитания и формирования нравственных основ патриотических чувств младших школьников.
Ключевые слова: нравственность, патриотизм, патриотическое воспитание.
Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников сегодня одна из наиболее актуальных проблем. Между тем ведутся и дискуссии о том, надо ли воспитывать любовь к Родине. Некоторые считают, что патриотизм должен формироваться у человека естественным путём. Родина обязана позаботиться о своих детях, стать авторитетной, могучей державой, такой, чтобы каждому захотелось её полюбить. Но возникает вопрос: Если мы не научим ребёнка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться её достижениям? Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви не разумно. Родина такова, какой мы её делаем сами.
Патриотизм, применительно к ребёнку младшего школьного возраста, определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, школы, родного города, страны.
Воспитание патриотизма – это важная работа по созданию у младших школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и возможности художественной литературы в этом плане невозможно переоценить.
Одной из задач в формировании личности учащихся является обогащение её нравственными представлениями и понятиями. Степень овладения ими у всех детей различна, что связано с общим развитием и жизненным опытом. В этом плане велика и значительна роль художественной литературы на нравственно-патриотические темы.
Ведущей целью детской литературы было и остается нравственное сознание, воспитание, правильное понимание моральных ценностей.
Защита Отечества, борьба за свободу и независимость своего народа, подвиг во имя Родины рассматриваются в произведениях художественной литературы как наиболее яркие проявления патриотического чувства.
Литературные произведения, изучаемые в школе, – это лишь небольшая часть культурного достояния народа. Но именно они укореняют нравственный стержень личности. Многое зависит от волшебной встречи с книгой. Они увлекают читателя благородством чувств человека предшествующих эпох, воспитывают у каждого нового поколения умение быть благородным, памятливым. Ведь всё на земле стирается, кроме памяти. Именно поэтому важно воспитание памятью. Память вбирает в себя многое: и чувство благодарности к героям войны, и чувство долга, и неприятие зла, и стремление утвердить справедливость в мире. Мы должны знать, что война в действительности – зло, жестокость, смерть. И помогут нам в этом произведения о Великой Отечественной войне.
На уроках литературного чтения учащиеся начальных классов знакомятся с произведениями о нашей большой Родине, узнают о подвигах русских солдат, так как патриотическое воспитание детей должно развиваться на примере жизни и подвига самоотверженных героев, которые отдали свою жизнь ради спасения других.
Стихотворения о войне являются важной составляющей нравственно-патриотического воспитания. Стихи С. Михалкова, С. Васильева, А. Твардовского, А. Барто о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе – являются высокохудожественным средством воспитания.
Рассказы о Великой Отечественной войне, о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их прабабушек и прадедушек. Дети сопереживают персонажам А. Гайдара, Ю. Яковлева, К. Симонова, волнуются, впервые осознают жестокость и беспощадность войны к простым людям, негодуют против фашизма, нападения на мирных жителей, получают первые знания о равенстве всех рас и национальностей.
Следует отметить, что работа с художественными произведениями ведётся не только в урочное время, но и во внеучебной деятельности на занятиях кружка «Читай-ка».
К празднику 9 мая можно предложить детям к чтению рассказы и к заучиванию наизусть стихи о Дне победы, о Великой Отечественной войне, о Родине. Вот лишь некоторые из них.
Стихотворения:
1. Александрова З. «Родина»
2. Белозеров Т. «Майский праздник…»
3. Благинина Е. «Шинель»
4. Исаковский М. «Навек запомни»
5. Михалков С. «День Победы»
6. Пляцковский М. «Глядя в синий простор небосвода»
7. Рублев Г. «Солдаты»
8. Трутнева Т. «Советский воин», «Победой кончилась война»
Рассказы:
1. Баруздин С. «За Родину»
2. Кассиль Л. «Памятник советскому солдату», «Рассказ об отсутствующем»
3. Осеева В. «Васёк Трубачёв и его товарищи»
4. Яковлев Ю. «Девочки с Васильевского острова»
5. Катаев В. «Сын полка»
6. Симонов К. «Сын артиллериста»
7. Митяев А. «Письмо с фронта»
8. Алексеев С. «Рассказы о Великой Отечественной войне для детей»
Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны нашли отражение в произведениях о войне Л. Кассиля, В. Осеевой, В. Катаева, С. Алексеева, А. Митяева и др., рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство любви к родине, ответственности за неё в годы жестоких испытаний.
«Рассказ об отсутствующем» Л. Кассиля – одно из самых первых произведений советской литературы, запечатлевших подвиг юного героя Великой Отечественной войны, отдавшего свою жизнь для спасения жизни других людей. Этот рассказ написан на основе настоящего события, о котором говорилось в письме, присланном в Радиокомитет.
Книга В. Осеевой «Васёк Трубачёв и его товарищи» знакомит младших школьников с честными, смелыми ребятами, которые в начале Великой Отечественной войны оказались на оккупированной фашистами территории. Васёк Трубачёв и его товарищи, как могут, борются с врагами. Но эта книга не только о войне, она о дружбе, взаимовыручке, о надежде, о том, что жизнь побеждает.
Из повести В. Катаева «Сын полка» ребята узнают об отважном маленьком солдате, который вместе с бывалыми артиллеристами защищает Родину от фашистских захватчиков, наравне со всеми преодолевая опасности и тяготы боевых будней. Эта повесть до сих пор остается одной из самых ярких и любимых читателями книг о войне.
Очень важно, чтобы школьники знали историю и своего Отечества, своей малой Родины, знали и помнили тех героев-земляков, которые родились и выросли на родной земле, а в нужный момент встали на защиту своей Родины.
Книги, в которых отражена история нашей Родины, написаны для детей искренне, и в них присутствует простор для сопереживаний, рассуждений и размышлений.
В нашей стране война коснулась практически каждой семьи и, если бабушкам и дедушкам нынешних юных читателей эта литература в детские годы была близка и понятна, то современных детей необходимо заинтересовать. Для этого проводятся различные акции, такие как, например, международная акция «Читаем детям о войне», в рамках которой, в один день и в одно и тоже время, детям читают вслух книги о войне. Учащиеся нашей школы принимают активное участие в этом мероприятии. Дети с удовольствием слушают произведения о событиях и героях Великой Отечественной войны, ведут дискуссии и обмениваются впечатлениями. Нередко можно заметить слёзы в их глазах, душевную грусть, сострадание и сочувствие. Данная акция пробуждает в детях нравственные чувства, азы гражданственности и патриотизма.
В результате изучения материалов о Великой Отечественной войне, участия в различных акциях и конкурсах нравственно-патриотической направленности младшие школьники узнают, какой высокой ценой была завоевана победа.
С помощью чтения художественной литературы мы можем воспитать истинного патриота своей Родины. Именно в школе воспитание гражданина страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения, формируется бережное отношение к прошлым заслугам наших воинов-ветеранов, заставляет детей задуматься о таких понятиях, как Отечество, патриотизм, терпимость.
Планомерная работа по патриотическому воспитанию школьников непременно даст свои результаты, ведь молодое поколение будет воспитываться не на отрицании культуры своей страны и высмеивании истории своего государства, а научится находить правильные ориентиры, формировать систему отношений к тем или иным событиям.
Заставить «любить Родину» невозможно, но зато можно создать фундамент для этой любви, основу для патриотизма. А с помощью привлечения внимания детей к художественным произведениям можно повлиять на развитие и становление личности ребенка, формировать интерес к национальной культуре своего народа, развивать патриотические чувства к Родине.
В. А. Сухомлинский писал: «Путь к вершине долга, долга перед обществом, Отечеством учитель видит в том, чтобы с первых шагов своей сознательной жизни ребёнок прикасался сердцем к человеческим судьбам. Чтобы чужие судьбы входили в его сердце, стали глубоко личным делом, чтобы через человеческие судьбы прошел путь к познанию высших интересов».
Большую вспомогательную роль в данном процессе играет богатая художественная литература. Традиции верности Родине, отечественному оружию, малой родине, родным и близким – эти темы проходят красной нитью через многие детские книги.
Таким образом, главной задачей патриотического воспитания в младшем школьном возрасте является приобщение к литературному наследию. Нравственные и патриотические качества личности ребенка не могут появиться самостоятельно, они формируются по мере накопления и эмоционального освоения детьми конкретных фактов, и зависят от того, какие были использованы средства и методы воспитания, какие условия были для этого созданы.
Список литературы:
- Богданова О.Ю. Библиотека учителя русского языка и литературы. «Нравственное воспитание на уроках литературы». – Москва «Просвещение», 2001 г.
- Бодрова Н.А., Сигал Л.М. «Читательские интересы старших школьников. Внеклассная и внешкольная работа по литературе». – Москва, 2002 г.
- Гасанов З.Т. «Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан». «Педагогика». – 2007г., №6;
- Колычев В.К. «Истоки мужества»., г. Москва «Просвещение», 2001г.
- Овчинникова Н.П. «Идея патриотизма и Отчества в истории русской педагогики». «Педагогика». – 2007г., № 1
- Патриотическое воспитание // URL: http://www.allbest.ru/ (дата обращения 22.08.2018)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по нравственно -патриотическому воспитанию младших школьников.
Программа по нравственно- патриотическому воспитанию младших школьников. Проблема нравственно - патриотического воспитания волнует и учителей ,и родителей . В своей программе я попыталась затронуть вс...
Концепция воспитательной деятельности. Нравственно - патриотическое воспитание младших школьников. Тема:"Воспитание у детей чувства любви к Родине".
Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно - ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловечес...
Роль краеведения в нравственно-патриотическом воспитании младших школьников
Роль краеведения в нравственно-патриотическом воспитании младших школьников...
Формирование толерантности и нравственно-патриотических качеств младших школьников через урочную и внеурочную систему в рамках ФГОС.
Защита опыта работы...
Программа по нравственно - патриотическому воспитанию младших школьников "Смоленский край, навек любимый!"
Представлена программа по первоначальному ознакомлению детей дошкольного возраста и 1 - 2 классов по ознакомлению с основами истории, культуры, быта, фольклора Смоленской области....
Музейный урок- как одно из средств нравственно-патриотического воспитания.
В статье обозначены цели и задачи музейных уроков , предоставлена примерная тематика музейных уроков по классам и разделам....
Занятие творческой мастерской с обучающимися 2 класса на тему: "Природа родного края как средство нравственно - патриотического воспитания".
Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего граж...