ПРИТЧА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА ОРКСЭ
учебно-методический материал по орксэ (4 класс) на тему
Данный материал позволяет рассмотреть применение притчи на уроках ОРКСЭ, а так же и на других уроках. Представлены виды притч, направления, методика применения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_seminar.doc | 69 КБ |
prezentatsiya_pritcha.ppt | 2.73 МБ |
Предварительный просмотр:
ПРИТЧА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА ОРКСЭ
Составитель: Тюменцева Л.А., учитель начальных классов
В Концепции модернизации образования указывается, что воспитание, в т.ч. духовно-нравственное должно стать необходимой органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.
Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, семье, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям, здоровью, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.
.
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность.
«Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает» - писал в свое время Я.А. Коменский.
Сухомлинский В.А. писал: «Воспитать человека, научить его жить – значить научить долженствовать». Главное – это воспитание значимых общечеловеческих нравственных ценностей, которые связаны с понятиями гуманности и любви, духовности и свободы, добра и зла, порядочности и скромности доброты и бескорыстия.
По словам В.В.Путина «великая духовная потребность участвовать в управлении страной не может быть воспитана в человеке за один день; и если в ребёнке с детства не воспитывать это качество, не стоит ожидать, что оно появится у взрослого человека».
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. А это значит, что социально необходимые требования общества превратились во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.
Система духовно – нравственного воспитания включает следующие направления, представленные на слайде.
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к семье, к правам, свободам и обязанностям человека;
- формирование нравственных чувств и этического сознания;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
- формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
- формирование ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
В школах, введённый новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики», позволяет не только помочь решить данные вопросы, но и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали.
Наша школа работает по модулю «Основы светской этики», выбранному родителями из шести модулей. Перед нами стоит задача нравственного развития школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей.
Жить в мире и согласии, с опорой на нравственные качества, мы учили всегда.
Если мы сравним воспитательную работу, работу по программе школы социального становления через предмет «Молодой гражданин России» и курс ОРКСЭ, то увидим следующее:
Темы занятий и уроков перекликаются. Цели и задачи так же едины:
- воспитание патриотизма, уважительного отношения к родному краю;
- формирование представлений о родстве, о долге перед близкими, о милосердии;
- понятие «добро» и «зло», проявление дружбы;
- понятие семья, семейные традиции, материнская любовь и другое.
Темы классных часов | Темы уроков «Молодой гражданин России» | Темы по курсу ОРКСЭ |
С чего начинается Родина Символы нашего государства Уроки мужества Правила этикета. Школьный этикет Что такое дружба? Научились мы дружить, веселее стало жить! Спеши творить добро! Азбука вежливости. Нам без дружбы не прожить, дружбой нужно дорожить! Семь «Я» - моя сеиья. | Я – гражданин Характер – зеркало души. Как работать над собой? Моя семья. Истины хорошего общения. Истоки света и добра. Русские национальные традиции. Бережное отношение к традициям и культуре разных народов. Родники духовности. Храмы Иркутска Моя родословная. Национальная принадлежность моих предков | Россия – наша Родина Любовь и уважение к Отечеству Защитники Отечества Что такое светская этика Этика и этикет Культура и мораль Вежливость Добро и зло Дружба Нравственный поступок Род и семья – исток нравственных отношений Семейные праздники Семейные традиции Сердце матери |
Говоря о специфике преподавания предметов духовно-нравственного цикла (к которым мы относим и курс ОРКСЭ), нельзя не остановиться на творческом подходе педагога в выборе содержания материала к занятиям. Так, например, в силу своей специфики могут стать важным опорным материалом в ходе преподавания предмета ОРКСЭ притчи, т.к. в них заложен глубокий смысл и мощный воспитательный аспект. А нам очень важно на этих уроках отдавать приоритет не когнитивной составляющей, а эмоциональной сфере.
Всем вам известны строки из стихотворения Вадима Сергеевича Шефнера: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Действительно, слово, а в нашем случае это детские притчи, обладает невероятным могуществом.
На уроках ОРКСЭ основной функцией является воспитание. Через притчи раскрываются основные нравственные понятия, составляющие основу того или иного мировоззрения: человек и мир, добро и зло, любовь, милосердие и др.; показан образ жизни людей, их нравственные, семейные и общественные обязанности.
Притчи – это семена. Попав в сердце ребенка, они обязательно в будущем прорастут и дадут свои всходы.
Притча – это короткое, сжатое нравоучение в прозаической или стихотворной форме. Это не просто история, занимательные рассказы обо всем на свете, в них заложена мудрость. Это игра ума, воображения, проникновение в тайные лабиринты сознания.
Притча – своеобразный посредник в межкультурных отношениях. Она поможет разрешить конфликтную ситуацию, благодаря аллегории другому человеку мы в щадящей форме скажем то, что могло бы быть агрессивно воспринято при прямом указании.
Притча позволяет не осудить человека, но осудить порок.
Притчи несут позитивный смысл, который глубоко запечатлевается в детской памяти, влияют на самоопределение личности. Это особенный учебный материал, который также эффективно воздействует на личность ребенка, как и сказка, открывая главные общечеловеческие ценности, проявления взаимопомощи, великодушия, доброты и милосердия, отзывчивости и безразличия, добра и зла, счастья и беды...
Доцент кафедры истории, автор учебников по обществознанию, вице-президент Межрегиональной общественной организации «За гражданское образование» Иоффе Андрей Наумович рассмотрел и пояснил основные функции притч:
1. Функция зеркала (отражает восприятие) – Человек может сравнить свои мысли, переживания с тем, о чем рассказывается в истории, и воспринять то, что в данное время соответствует его собственному психическому образу.
2. Функция модели (образцы решения проблем и конфликтов) – Отображение конфликтных ситуаций с предложением возможных способов их разрешения, указание на последствия тех или иных вариантов решения конфликтов.
3. Функция опосредования (посредник между учеником и учителем) - Между двумя людьми (учеником – учителем, взрослым – молодым) при существующем внутреннем противостоянии появляется посредник в виде истории. Благодаря ситуативной модели какой-либо истории можно в щадящей форме сказать другому человеку то, что могло бы быть агрессивно воспринято при прямом указании.
4. Функция хранения опыта (хранитель традиций и ценностных ориентаций)
Продолжая, Иоффе, подчеркнул, что притчи могут играть особую роль в курсе ОРКСЭ, так как «в них отражаются религиозные и светские традиции наших предков, передаются нравственные идеалы и показываются образцы поведения. Притчи … отражают ценности, интерпретации, идеи, обобщают имеющийся опыт, выводят человека за границы реальной жизни. Человек всегда учится сам и каждый делает выводы самостоятельно (часто – совершенно разные на основе одной и той же истории).
Выделяют характерные черты притчи, играющие важное значение в процессе духовно-нравственного воспитания детей:
• нацеленность на формирование целостной личности человека (в единстве разума и чувств, ума и души); обогащение его внутреннего мира новыми смыслами, жизненными целями и т.п.;
• универсальность, проявляющаяся в обращении к ребенку, независимо от его возраста и духовного опыта;
• разговор об абсолютных истинах, духовно-нравственных основах (устоях) и ценностях, не имеющих «идеологической зависимости»;
• показ разнообразных форм, особенностей духовной жизни и взаимодействия людей;
• умение выстраивать диалог с самим собой, другими людьми и окружающим миром в целом на основе внутреннего взаимовосприятия личностей педагога и ученика, их общих ценностей, идеалов, смыслов и т.п.
Понятие «притча» неоднократно трансформировалось за время его существования: если ранее оно трактовалось как «изречение», «апофегма» (притчи Соломона, входящие в Ветхий завет, являются собранием изречений морально-религиозного характера), то позднее притчи для большей доходчивости стали сопровождаться образными историями, заканчивающимися моралью (выводом) в форме изречения в современном мире.
Использование притч на уроках ОРКСЭ позволяет смоделировать и организовать образовательный процесс, пробуждая и мотивируя познавательный интерес школьников, активизируя их деятельность на уроке в диалоговом режиме, включая и самостоятельное формулирование мыслей (выводов, собственной позиции) на основе всестороннего изучения и осмысления рассматриваемого вопроса (проблемы, события, ситуации, примеров морали, человеческой мудрости и т.п.), выявления взаимосвязи поступков (процессов) и последствий.
Это требует от педагогов методической грамотности, взвешенного подхода, своевременности, обоснованности и адекватности в использовании притч на учебных занятиях.
Возможность использования притчи на уроках безгранична. Это показывает практика. Они могут быть включены в начале урока, в качестве анализа и обобщения, в качестве ситуации (понятия, процесса) для обсуждения или в качестве рефлексии. Но при выборе притчи необходимо − учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, − правильно и аргументировано подбирать методические приемы, − комментировать (пояснять) притчу, не оставляя вопросы детей без ответа, − четко формулировать проблемные вопросы, на которые предстоит ответить школьникам, − определить пути размышлений учеников и т.п.
Известный писатель Андрей Левитский предупреждал, что «несмотря на то, что школьники часто интуитивно улавливают аллегорический и метафорический характер притч, им бывает трудно раскрыть их смысл и значение». Он подчеркивал необходимость «воссоздания культурного и исторического контекста, в котором созданы эти притчи», и систематизирует способы использования притч в учебном процессе:
• Обсуждение основной идеи и смысла истории;
• Анализ названия притчи (или задание придумать притче новое название);
• Притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться;
• Иллюстрация рассказа (предложить рисунки, картинки, фотографии, изображения);
• Сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы;
• Выделить ключевые понятия;
• Инсценировка по рассказу (истории);
• Сделать разбор текстового документа (в том числе анализ символов, структуры, понятийного аппарата, исторического контекста);
• Найти или предположить (вставить) пропущенные слова;
• Рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, религиозной конфессии, социальной роли и т.п.);
• Загадка, на которую нужно дать ответ (отгадать);
• Сравнение нескольких притч.
Притча предполагает диалог, беседу со слушателем или читателем, и ее основное действо разворачивается тогда, когда история рассказана и человек начинает ее осмысление. Они являются одним из древнейших способов передачи мысли и обучения молодежи. С одной стороны, обобщенные, массовые истории порождают множество индивидуальных интерпретаций. С другой стороны, столкновение мнений, противоположность и дополняемость интерпретаций позволяют раскрыть многомерность метафоры, многозначность ее смысла и найти то общее, что примиряет разные позиции, и указать новое желательное поведение».
Благодаря возможностям школьного образования, духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся интегрируется в основные виды деятельности школьников: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную.
Урок и внеклассное мероприятие – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. Дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. Дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, побед, огорчения, от неудач, ошибок.
Притчи – это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что-то дать, научить чему-то, в ней заложена какая-то определённая правда, какой-то определённый урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живём.
Посредством притч можно получить доступ к знанию законов объёмного мира.
Причём этот доступ – облегчённый, потому что притчи – это искусство слов попадать
прямо в сердце. Это своеобразный учебный материал, который непременно поможет
внимательному и вдумчивому ученику путешествовать по Миру осознанно и радостно.
Если человек следует им, он не заблудится в сложном мире, сможет отличить хорошее
от плохого.
Абуль-Фарадж называл притчи рассказами, освежающими разум и удаляющими из серд-ца горе и печаль.
«Пусть они послужат утешением для страждущих, целительным бальзамом для людей с разбитым сердцем, путеводителем для любящих наставления и лучшим другом для ценителей смешного».
Хочется верить, что эти уроки добра, понимания, общения сдвинут с места стену равнодушия, невежества и непонимания. Но, чтобы они были таковыми, нам педагогам, необходимо совершенствоваться, учиться, встречаться и делиться опытом. Ведь только сообща можно добиться качественных и эффективных результатов.
Сообщение составлено на основе материала интернет-сайтов.
С использованием материалов:
Бельской Ларисы Владимировны;
Борисовой О.А. педагога-психолога;
Сайт: www.uchkopilka.ru
Оригинал публикации: http://uchkopilka.ru/orkse/tekhnologii-metodiki-formy-raboty/3906-dukhovno-nravstvennoe-vospitanie-kak-odno-iz-napravlenij-realizatsii-fgos
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает» Я.А. Коменский. «Воспитать человека, научить его жить – значит научить долженствовать». Сухомлинский В.А.
… «Великая духовная потребность участвовать в управлении страной не может быть воспитана в человеке за один день; и если в ребёнке с детства не воспитывать это качество, не стоит ожидать, что оно появится у взрослого человека»… В.В.Путин
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к семье, к правам, свободам и обязанностям человека; - воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни - формирование нравственных чувств и этического сознания - формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни - формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде - формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях
- развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; - знакомство с нормами морали, понимание их значения в выстраивании отношений в семье и обществе; - формирование готовности к нравственному самосовершенство-ванию, духовному саморазвитию; - формирование представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; - об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; - осознание ценности человеческой жизни;
Темы классных часов Темы уроков «Молодой гражданин России» Темы по курсу ОРКСЭ С чего начинается Родина Символика государства Уроки мужества Школьный этикет Правила этикета Азы дружбы познаём, замечательно живём! Научились мы дружить, веселее стало жить! Спеши творить добро! У воспитанных ребят все дела идут на лад! Нам без дружбы не прожить, дружбой нужно дорожить! Семь «Я» в одном доме Я – гражданин Характер – зеркало души. Как работать над собой? Моя семья. Истины хорошего общения. Истоки света и добра. Русские национальные традиции. Бережное отношение к традициям и культуре разных народов. Родники духовности. Храмы Иркутска Моя родословная. Национальная принадлежность моих предков Россия – наша Родина Любовь и уважение к Отечеству Защитники Отечества Что такое светская этика Этика и этикет Культура и мораль Вежливость Добро и зло Дружба Нравственный поступок Род и семья – исток нравственных отношений Семейные праздники Семейные традиции Сердце матери
«Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести» В.С.Шефнер Притчи – это семена . Попав в сердце ребенка, они обязательно в будущем прорастут и дадут свои всходы .
«Притча – загадка; загадочное, мудрое изречение, пословица; поучительное изречение; образ». (Г. Дьяченко. Полный церковно-славянский словарь) Притча - малый дидактико-аллегорический литературный жанр, заключающий в себе моральное или религиозное поучение ("премудрость"), как универсальное явление в мировом фольклоре и литературе. Советский энциклопедический словарь [3, c. 1062] Притча - небольшой рассказ аллегорический по форме и нравственно-дидактический по цели. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона Притча - краткий иносказательный поучительный рассказ. Интернет-словарь на MegaBook
С точки зрения литературы , притча – это небольшой аллегорический и поучительный рассказ. С философской точки зрения , притча – есть история, используемая в качестве иллюстрации тех или иных положений учения, закона мира. Это игра ума, воображения, проникновение в тайные лабиринты сознания.
Притчи — это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что-то дать, научить чему-то, в ней заложена какая-то определённая правда, какой-то определённый урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живём. Посредством притч можно получить доступ к знанию законов объёмного мира. Причём этот доступ — облегчённый, потому что притчи — это искусство слов попадать прямо в сердце . Это своеобразный учебный материал, который непременно поможет внимательному и вдумчивому ученику путешествовать по Миру осознанно и радостно.
Темы притч Милосердие Справедливость Самообладание Любовь к ближнему Праведность Долголетие Мудрость Трудолюбие Семейные устои и воспитание детей Непримиримость ко злу Страх перед животворными силами природы Честность Сочувствие Выбор друзей
Функция зеркала (отражает восприятие) Функция модели (образцы решения проблем и конфликтов) Функция опосредования (посредник между учеником и учителем) Функция хранения опыта (хранитель традиций и ценностных ориентаций)
• нацеленность на формирование целостной личности человека (в единстве разума и чувств, ума и души); обогащение внутреннего мира новыми смыслами; • универсальность , проявляющаяся в обращении к ребенку, независимо от его возраста и духовного опыта; • разговор об абсолютных истинах, духовно-нравственных основах и ценностях , не имеющих «идеологической зависимости»; • показ разнообразных форм, особенностей духовной жизни и взаимодействия людей; • умение выстраивать диалог с самим собой, другими людьми, окружающим миром на основе внутреннего взаимовосприятия личностей педагога и ученика, их общих ценностей, идеалов, смыслов.
Обсуждение основной идеи и смысла истории; Анализ названия притчи (или задание придумать притче новое название); • Притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться; • Иллюстрация рассказа (предложить рисунки, картинки, фотографии, изображения); • Формулировка вопросов или ответа на поставленные вопросы; • Выделение ключевых понятий; • Инсценировка по рассказу (истории); • Разбор текстового документа (в том числе анализ символов, структуры, понятийного аппарата, исторического контекста); • Нахождение или предположение (вставить) пропущенные слова; • Рассмотрение притчи с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, религиозной конфессии, социальной роли; • Загадка, на которую нужно дать ответ (отгадать); • Сравнение нескольких притч.
Абуль-Фарадж называл притчи рассказами, освежающими разум и удаляющими из сердца горе и печаль «Пусть они послужат утешением для страждущих, целительным бальзамом для людей с разбитым сердцем, путеводителем для любящих наставления и лучшим другом для ценителей смешного»
http://www.smisl-zhizni.ru/pritchi/ http://pritchi.ru/ http://pritchi.castle.by/ http :// prostatitusnet . ru Сайт: www.uchkopilka.ru Бельская Лариса Владимировна; Борисова О.А. педагог-психолог; Оригинал публикации: http://uchkopilka.ru/orkse/tekhnologii-metodiki-formy-raboty/3906-dukhovno-nravstvennoe-vospitanie-kak-odno-iz-napravlenij-realizatsii-fgos