Внеурочное занятие : "Математические головоломки"
методическая разработка (2 класс) на тему
Внеурочное занятие способствует систематизации и закреплению знаний, умений и навыков, полученных за второй год обучения по духовно- нравственному и интеллектуальному направлению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеурочное занятие 2 класс "Математические головоломки" | 244.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Городовиковская средняя общеобразовательная школа №4
им. Б.Б. Городовикова»
Открытое занятие по внеурочной деятельности
во 2 классе
Тема: «Математические головоломки»
Форма занятия: этическая беседа, работа в малых группах;
Цели:
Обучающая:
- систематизация и закрепление знаний, умений и навыков, полученных за год;
- активизировать мыслительную деятельность учащихся посредством участия каждого из них в процессе работы;
- показать, какие качества необходимы при изучении математики;
Развивающая:
- развитие познавательного интереса к математике;
- развитие логического мышления, быстроты реакции, внимания.
- Пополнение словарного запаса;
- Развитие речи;
Воспитывающая:
- воспитание чувства ответственности, коллективизма и взаимопомощи;
- воспитывать аккуратность, точность и внимательность при работе.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
-совершенствовать умение решать логические задачи, задачи на разрезание;
-способствовать развитию творческих способностей.
Формируемые УУД:
Познавательные:
- формировать умение добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее;
Коммуникативные:
-формировать умение работать в группе, находить общее решение, умение аргументировать и отстаивать своё предложение;
-развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
Регулятивные:
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Личностные:
-формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Используемые технологии: игровая (Б.П.Никитин), групповая (Дьяченко В.К.),
Продолжительность занятия – 30 мину;
Учителя начальных классов Фоменко Нина Карловна
Орленко Елена Васильевна
Апрель 2016 года
Этап занятия | Действия учителя | Деятельность учащихся |
1. Адаптационный этап. 1) Организационный момент « Круг радости» | - Мы приглашаем вас в «круг радости». Делаем это для того, чтобы у вас было хорошее настроение, чтобы вы улыбались, были радостными и задорными. И предлагаем начать «круг радости» такими словами: Мы знаем, каждый в классе гений, Но без труда – талант не впрок. Успех придет к нам, без сомненья, Вперед, за дело, любознательный народ! - Любите ли вы тайны? Сегодня мы бы хотели открыть одну очень важную тайну, без какой науки нельзя прожить на свете. - Вы можете сделать предположение? | Стоят в кругу, дарят улыбки приветствия, повторяют за учителем - дети отвечают … (математика и др.) |
2.Актуализация знаний. 1) Постановка проблемы 2) Решение проблемы 3) Закрепление новых понятий | - Могут ли быть связаны между собой такие понятия как духовность и математика? Чтобы ответить на вопрос мы найдем определения ДУХОВНОСТИ и МАТЕМАТИКЕ.
ДУХОВНОСТЬ – это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. МАТЕМАТИКА – это наука, изучающая величины, количественные отношения и пространственные формы. - С первого взгляда может показаться, что между данными понятиями нет ничего общего. Оказывается. есть – человек. У него есть душа, и он может чувствовать, переживать, сочувствовать … С помощью математического мышления человек познает мир, совершает новые открытия … Поэтому нравственные и интеллектуальные интересы идут рядом. На вопрос: «Для чего изучают математику?»- замечательно ответил еще в 13 веке английский философ и естествоиспытатель Роджер Бэкон: «Тот, кто не знает математики, не может узнать никакой другой науки и даже не может обнаружить своего невежества». - Не правда ли, хорошо сказано. - Чего не может обнаружить человек, не знающий математики? - Что значит «невежество»? Давайте «поломаем голову», чтобы найти правильный ответ. - Как вы понимаете это выражение? ЛОМАТЬ ГОЛОВУ кто [над чем] Напряжённо думать, стараясь найти решение какой-л. задачи, проблемы. Имеется в виду, что лицо, группа лиц (Х) усиленно обдумывает, пытается осмыслить, понять что-л. Трудное(Р). реч. стандарт. ✦ Х ломает голову [над Р]. - В XIII веке слова НЕВЕЖЕСТВО, НЕВЕЖА, НЕВЕЖДА имели одинаковое значение. - Кому из вас знакомы слова НЕВЕЖА и НЕВЕЖДА? - Попробуйте объяснить их лексическое значение. Правильный ответ найдем на дополнительных листах. Делаем вывод: (Работа со значением слов на дополнительных листах) НЕВЕЖА - . Грубый, невоспитанный человек. НЕВЕЖДА – Малообразованный, глупый человек. НЕВЕЖЕСТВО – включает в себя все отрицательные качества человека. - Вернемся к высказыванию великого философа, сказанного им еще в XIII в. - Что имел в виду Д. Бэкон, говоря о невежестве? - Самое страшное в жизни быть равнодушным, безразличным к беде товарища, пройти мимо голодного котенка, но при этом прекрасно решать сложные уравнения, задачи или иметь высокие моральные качества и не знать правильность решения математических задач.
- Спасибо. Теперь можем переходить на другую страничку нашего занятия. Какие качества необходимы при изучении математики? |
- дети читают определение в словаре
-Дети пробуют объяснить, дают предполагаемые ответы - дети знакомятся со значением слов (Приложение 1) - высказывание предположений |
3.Основной этап. | 1. Внимание Учимся думать. Найдите три одинаковых рисунка. 2. Мышление Вспомним направления «вправо», «влево» Проверка получившихся рисунков. Отложите рисунки. Мы к ним вернемся в конце занятия. 3. Умение логически рассуждать --В начале занятия вы встретились с фразеологизмом «ломать голову». Давайте сложим эти два слова и получим одно близкое по значению. (головоломка) --Вы догадались, о чем пойдет речь? Сформулируйте тему занятия. 4. Наблюдательность Разрезать простую геометрическую фигуру (квадрат, круг, прямоугольник) на части и собрать ее вновь всегда было для человека сложной и увлекательной задачей. К сожалению, немногие из этих головоломок сохранились до наших дней. Проверку временем прошли лишь наиболее интересные и удачные находки. 1 группа ТАНГРАМ – китайская головоломка 1группа КОЛУМБОВО ЯЙЦО – монгольская головоломка 3 группа ЛИСТИК- -монгольская головоломка Несколько тысяч лет тому назад, китайский учёный ТАНГ, предложил разделить квадрат остроумным способом на 7 частей. Сложите фигуру и придумайте название к картинке | - ребята находят одинаковые фигуры
ребята работают на заранее подготовленных листочках. Пишут графический диктант Учащиеся высказывают свои мнения и формулируют тему занятия :Головоломки - ребята работают в группе по пять человек (три группы) - головоломки раздаются каждой группе -копируют на цветной картон -вырезают - складывают фигуру из частей и придумывают свои фигурки - обсуждают и проверяют
|
4. Итог работы: | Подведём итог занятия: - Над чем ломали голову на занятии? - Каким необходимо быть человеком? (карточка) Вставить нужное слово: НЕВЕЖА или НЕВЕЖДА
Проверка: 1) невежа; 2) невежда; - Что интересного узнали для себя? - Чем интересным поделитесь с родителями дома? - Как можно занять друзей? Чему можете научить друзей? Давайте похлопаем себе за хорошую и плодотворную работу. | - ребята говорят о том, что душевность и математика необходимы человеку для его развития; только человек желающий работать может считать себя воспитанным, целеустремленным. |
5. Рефлексия | Оцените сегодняшнее занятие. Возьмите нарисованное сердечко и закрасьте его в выбранный вами цвет красный – понравилось желтый – на занятии было скучно зеленый – ничего нового не узнал | - раскрашивают сердечко -высказывают свои мнения |
Приложение:
I. Значение слова невежда
1.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Автор Т. Ф. Ефремова.
невежда м. и ж. Необразованный, несведущий человек; неуч.
2.
Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой
НЕВЕЖДА, -ы, м. и ж. Малообразованный человек, а также человек, несведущий в ка-кой-н. области. Полнейший н. Абсолютный я. в технике.
3.
Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова
НЕВЕЖДА невежды, м. (неодобрит.). Несведущий, малообразованный человек, но обычно с претензией на знание, неуч. Невежда... в ослепленье бранит науки и ученье и все ученые труды, не чувствуя, что он вкушает их плоды. Крылов. Невежда он был круглый. Тургенев (см. круглый). Я... не искал популярности в полемике с невеждами. Чехов. Ѓ Неосведомленный в какой-н. области знаний. Невежда в физике, а в музыке знаток. Крылов.
II. Значение слова невежа
1.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Автор Т. Ф. Ефремова.
невежа м. и ж. Не знающий приличий, грубый, неучтивый человек.
2.
Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой
НЕВЕЖА, -и, м. и ж. Грубый, невоспитанный человек.
3.
Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова
НЕВЕЖА невежи, м. и ж. 1. Грубый, неучтивый человек. Невежа тот, кто позволяет себе грубость. Л. Толстой. - Невежа! Я с тобой и говорить-то не хочу. А. Островский. 2. То же, что невежда (разг. устар.). Невежи судят точно так: в чем толку не поймут, то все у них пустяк. Крылов.
Современный толковый словарь
III. Значение слова невежество
1.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Автор Т. Ф. Ефремова.
невежество ср. 1) Отсутствие знаний; необразованность. 2) разг. Невоспитанность, невежливый поступок.
2.
Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой
НЕВЕЖЕСТВО, -а, ср. 1. Отсутствие знаний, некультурность. Обнаружить свое н. в чем-н. 2. Невежливое поведение, невежливость (разг.).
3.
Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова
НЕВЕЖЕСТВО невежества, ср. (неодобрит.). 1. только ед. Отсутствие познаний. Обнаружить на экзамене полное невежество. Ѓ Некультурность, отсталость. Они с капиталами, при всем своем полном невежестве, прожить могут. А. Острвскй. 2. Невоспитанность, невежливость, невежливый поступок (разг.).
Закрепление новых понятий
Вставить нужное слово: НЕВЕЖА или НЕВЕЖДА
- _____________ тот, кто позволяет себе грубость. (И. Тургенев)
- Я полный _______________________ в математике.
- Если _______________ прослыть не хотите, Очень прошу вас, будьте мудры, Вежливым словом просьбу начните: Будьте любезны, будьте добры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта внеурочного занятия "Математическое конструирование" 3 класс ФГОС
Технологическая карта открытого урока (внеурочное занятие" Математическое конструирование") "СИММЕТРИЯ" 3 класс ФГОС...
Открытое внеурочное занятие "Математическая модель реальных ситуаций
Внеурочное занятие...
Внеурочное занятие "Математическая карусель"
Занимательная математика...
конспект внеурочного занятия китайской головоломки танграм 4 класс используемая литература
материал подготовлен для проведения внеурочного занятия с заданной темой...
Фрагмент внеурочного занятия "Геометрические головоломки". Развитие инженерной культуры в начальной школе с использованием педагогической технологии "Гимнастика для ума"
НемаНемаловажную роль в развитии интеллекта и формировании основ технического мышления играют развивающие игры и пособия. Ими увлечены как взрослые, так и дети. На сегодняшний день существ...
Факультативное занятие "Математические головоломки"
В презентации представлены задания различной степени сложности для факультативных занятий по математике...
Внеурочное занятие "Математические фокусы"
Дети были в восторге от такого занятия...