Внеурочное занятие : "Математические головоломки"
методическая разработка (2 класс) на тему

Фоменко Нина Карловна

Внеурочное занятие способствует систематизации и закреплению знаний, умений и навыков, полученных за второй год обучения по духовно- нравственному и интеллектуальному направлению. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ  «Городовиковская средняя общеобразовательная школа №4

им. Б.Б. Городовикова»

Открытое занятие по внеурочной деятельности

во 2 классе

Тема: «Математические головоломки»

Форма занятия:  этическая беседа, работа в малых группах;

Цели:

Обучающая:

  • систематизация и закрепление знаний, умений и навыков, полученных за год;
  • активизировать мыслительную деятельность учащихся посредством участия каждого из них в процессе работы;
  • показать, какие качества необходимы при изучении математики;
    Развивающая:
  • развитие познавательного интереса к математике;
  • развитие логического мышления, быстроты реакции, внимания.
  • Пополнение словарного запаса;
  • Развитие речи;

Воспитывающая:

  • воспитание чувства ответственности, коллективизма и взаимопомощи;
  • воспитывать аккуратность, точность и внимательность при работе.


Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

 

-совершенствовать  умение решать логические задачи, задачи на разрезание;

-способствовать развитию творческих способностей.

Формируемые УУД:

Познавательные:

 - формировать умение добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее;

Коммуникативные:

-формировать умение работать в группе,  находить общее решение, умение аргументировать и отстаивать своё предложение;

-развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

Регулятивные:

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Личностные:

-формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.



Используемые технологии:
игровая (Б.П.Никитин),  групповая (Дьяченко В.К.),  

                                                   

   Продолжительность занятия – 30 мину;

                                                     

                 Учителя начальных классов  Фоменко Нина Карловна

                                                                   Орленко Елена Васильевна

Апрель  2016 года

 

Этап занятия

Действия учителя

Деятельность учащихся

1. Адаптационный этап.

1) Организационный  момент « Круг радости»

- Мы приглашаем вас в «круг радости». Делаем это для того, чтобы у вас было хорошее настроение, чтобы вы улыбались, были радостными и задорными. И предлагаем начать «круг радости» такими словами:

Мы знаем, каждый в классе гений,                                                              Но без труда – талант не впрок.                                                                                   Успех придет к нам, без сомненья,                                                           Вперед, за дело, любознательный народ!

- Мы (Елена Васильевна и Нина Карловна) рады приветствовать Вас на занятии, присаживайтесь.

- Любите ли вы тайны?

Сегодня мы бы хотели открыть одну очень важную тайну, без какой науки нельзя прожить на свете.

- Вы можете сделать предположение?

Стоят в кругу, дарят улыбки приветствия, повторяют за учителем

- дети отвечают …

(математика и др.)

2.Актуализация знаний.

1) Постановка проблемы

2) Решение проблемы

3) Закрепление новых понятий

- Могут ли быть связаны между собой такие понятия как духовность и математика? Чтобы ответить на вопрос мы найдем определения ДУХОВНОСТИ и МАТЕМАТИКЕ.

  1. Работа со словами:

 ДУХОВНОСТЬ – это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

МАТЕМАТИКА – это наука, изучающая величины, количественные отношения и пространственные формы.

- С первого  взгляда может показаться, что между данными понятиями нет ничего общего. Оказывается. есть – человек. У него есть душа, и он может чувствовать, переживать, сочувствовать …  С помощью математического мышления человек познает мир, совершает новые открытия … Поэтому нравственные и интеллектуальные интересы идут рядом.  

На вопрос: «Для чего изучают математику?»- замечательно ответил еще в 13 веке английский философ и естествоиспытатель Роджер Бэкон:

«Тот, кто не знает математики, не может узнать никакой другой науки и даже не может обнаружить своего невежества».

- Не правда ли, хорошо сказано.

- Чего не может обнаружить человек, не знающий            математики?

- Что значит «невежество»?

Давайте «поломаем голову», чтобы найти правильный ответ.

- Как вы понимаете это выражение?

ЛОМАТЬ ГОЛОВУ 

            кто [над чем]

Напряжённо думать, стараясь найти решение какой-л. задачи, проблемы.

Имеется в виду, что лицо, группа лиц (Х) усиленно обдумывает, пытается осмыслить, понять что-л. Трудное(Р). реч. стандарт.  Х ломает голову [над Р]. 

- В XIII веке слова НЕВЕЖЕСТВО, НЕВЕЖА, НЕВЕЖДА имели одинаковое значение.

- Кому из вас знакомы слова НЕВЕЖА и НЕВЕЖДА?

- Попробуйте объяснить их лексическое значение.  Правильный ответ найдем на дополнительных листах.

Делаем вывод:

(Работа со значением слов на дополнительных листах)

НЕВЕЖА - . Грубый, невоспитанный человек.

НЕВЕЖДА – Малообразованный, глупый человек.

НЕВЕЖЕСТВО – включает в себя все отрицательные качества человека.

- Вернемся к высказыванию великого философа, сказанного им еще в XIII в.

- Что имел в виду  Д. Бэкон, говоря о невежестве?

- Самое страшное в жизни быть равнодушным, безразличным к беде товарища, пройти мимо голодного котенка, но при этом прекрасно решать сложные уравнения, задачи или иметь высокие моральные качества и не знать правильность решения математических задач.

 

- Спасибо. Теперь можем переходить на другую страничку нашего занятия.

Какие качества необходимы при изучении математики?

 

- дети читают определение в словаре

 

-Дети пробуют объяснить, дают предполагаемые ответы

- дети знакомятся со значением слов (Приложение 1)

- высказывание предположений

3.Основной этап.

1. Внимание

Учимся думать. Найдите три одинаковых рисунка.

2. Мышление

   Вспомним направления «вправо», «влево»      

Проверка получившихся рисунков.

Отложите рисунки. Мы к ним вернемся в конце занятия.

3. Умение логически рассуждать

       --В начале занятия вы встретились с фразеологизмом «ломать голову». Давайте сложим эти два слова и получим одно близкое по значению. (головоломка)

--Вы догадались, о чем пойдет речь? Сформулируйте тему занятия.

4. Наблюдательность

Разрезать простую геометрическую фигуру (квадрат, круг, прямоугольник) на части и собрать ее вновь всегда было для человека сложной и увлекательной задачей. К сожалению, немногие из этих головоломок сохранились до наших дней. Проверку временем прошли лишь наиболее интересные и удачные находки.
Суть этих игр не просто в собирании первоначальной фигуры - из полученных деталей можно складывать самые разные силуэты (животных, людей, различные предметы). Однако существуют определенные правила: в каждую собираемую фигуру должны войти все ее элементы, причем их нужно расположить так, чтобы они примыкали один к другому, а не накладывались друг на друга.

1 группа ТАНГРАМ – китайская головоломка

1группа КОЛУМБОВО ЯЙЦО – монгольская                    

                                                           головоломка

3 группа ЛИСТИК- -монгольская головоломка

          Несколько тысяч лет тому назад, китайский учёный  ТАНГ, предложил разделить квадрат остроумным способом на 7 частей.

Сложите фигуру  и придумайте название  к  картинке

- ребята  находят одинаковые фигуры

 

 ребята работают на заранее подготовленных листочках.

Пишут графический диктант

Учащиеся высказывают свои мнения и формулируют тему занятия :Головоломки

- ребята работают в группе по пять человек (три группы)

- головоломки   раздаются каждой группе

-копируют на цветной картон

-вырезают

- складывают фигуру из частей   и придумывают свои фигурки

- обсуждают и проверяют

 

4. Итог работы:

Подведём итог занятия:

- Над чем ломали голову на занятии?

- Каким необходимо быть  человеком?

(карточка)

Вставить нужное слово: НЕВЕЖА или НЕВЕЖДА

  1. _____________ тот, кто позволяет себе грубость. (И. Тургенев)
  2. Я полный _______________________ в математике.
  3. Если НЕВЕЖЕЙ  прослыть не хотите,                                                                                    Очень прошу вас, будьте мудры,                                                                                                       Вежливым словом просьбу начните:                                                                                                                 Будьте любезны, будьте добры.

Проверка: 1) невежа; 2) невежда;                                        - Что интересного узнали для себя?

-  Чем интересным поделитесь с родителями  дома?

- Как можно занять друзей? Чему можете научить друзей?

Давайте похлопаем себе за хорошую и плодотворную работу.

- ребята говорят о том, что душевность и математика необходимы человеку для его развития; только человек желающий работать может считать себя воспитанным, целеустремленным.

5. Рефлексия

Оцените сегодняшнее занятие. Возьмите  нарисованное сердечко и закрасьте его в выбранный вами цвет

красный – понравилось

желтый – на занятии было скучно                                     зеленый – ничего нового не узнал

- раскрашивают сердечко

-высказывают свои мнения

 

Приложение:

        I.        Значение слова невежда

1.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка.                                             Автор Т. Ф. Ефремова.

невежда м. и ж. Необразованный, несведущий человек; неуч.

2.

 Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой

НЕВЕЖДА, -ы, м. и ж. Малообразованный человек, а также человек, несведущий в ка-кой-н. области. Полнейший н. Абсолютный я. в технике.

3.

Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова

НЕВЕЖДА невежды, м. (неодобрит.). Несведущий, малообразованный человек, но обычно с претензией на знание, неуч. Невежда... в ослепленье бранит науки и ученье и все ученые труды, не чувствуя, что он вкушает их плоды. Крылов. Невежда он был круглый. Тургенев (см. круглый). Я... не искал популярности в полемике с невеждами. Чехов. Ѓ Неосведомленный в какой-н. области знаний. Невежда в физике, а в музыке знаток. Крылов.

        II.        Значение слова невежа

1.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Автор Т. Ф. Ефремова.

невежа м. и ж. Не знающий приличий, грубый, неучтивый человек.

2.

Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой

НЕВЕЖА, -и, м. и ж. Грубый, невоспитанный человек.

3.

Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова

НЕВЕЖА невежи, м. и ж. 1. Грубый, неучтивый человек. Невежа тот, кто позволяет себе грубость. Л. Толстой. - Невежа! Я с тобой и говорить-то не хочу. А. Островский. 2. То же, что невежда (разг. устар.). Невежи судят точно так: в чем толку не поймут, то все у них пустяк. Крылов.

Современный толковый словарь

        

        III.        Значение слова невежество

1.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка.                                            Автор Т. Ф. Ефремова.

невежество ср. 1) Отсутствие знаний; необразованность. 2) разг. Невоспитанность, невежливый поступок.

2.

Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой

НЕВЕЖЕСТВО, -а, ср. 1. Отсутствие знаний, некультурность. Обнаружить свое н. в чем-н. 2. Невежливое поведение, невежливость (разг.).

3.

Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова

НЕВЕЖЕСТВО невежества, ср. (неодобрит.). 1. только ед. Отсутствие познаний. Обнаружить на экзамене полное невежество. Ѓ Некультурность, отсталость. Они с капиталами, при всем своем полном невежестве, прожить могут. А. Острвскй. 2. Невоспитанность, невежливость, невежливый поступок (разг.).

        

Закрепление новых понятий

 Вставить нужное слово: НЕВЕЖА или НЕВЕЖДА 

  1. _____________ тот, кто позволяет себе грубость. (И. Тургенев)
  2. Я полный _______________________ в математике.
  3. Если _______________  прослыть не хотите,                                                                                    Очень прошу вас, будьте мудры,                                                                                                       Вежливым словом просьбу начните:                                                                                                                 Будьте любезны, будьте добры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта внеурочного занятия "Математическое конструирование" 3 класс ФГОС

Технологическая карта открытого урока (внеурочное занятие" Математическое конструирование") "СИММЕТРИЯ"  3 класс ФГОС...

конспект внеурочного занятия китайской головоломки танграм 4 класс используемая литература

материал подготовлен для проведения внеурочного занятия с заданной темой...

Фрагмент внеурочного занятия "Геометрические головоломки". Развитие инженерной культуры в начальной школе с использованием педагогической технологии "Гимнастика для ума"

НемаНемаловажную роль в развитии интеллекта и формировании основ технического мышления играют  развивающие игры и пособия. Ими увлечены как взрослые, так и дети.  На сегодняшний день существ...

Факультативное занятие "Математические головоломки"

В презентации представлены задания различной степени сложности для факультативных занятий по математике...

Внеурочное занятие "Математические фокусы"

Дети были в восторге от такого занятия...