конспект внеурочного занятия китайской головоломки танграм 4 класс используемая литература
классный час (4 класс)
материал подготовлен для проведения внеурочного занятия с заданной темой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_vneurochnogo_zanyatiya_kitayskoy_golovolomki_tangram.docx | 149.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: познакомить с китайской головоломкой - танграм; сформировать умения собирать фигуры с помощью головоломки «танграм»; развивать воображение, логической мышление, внимательность; продолжить привитие ответственности, старательности, аккуратности, прилежности при сборке головоломки.
Планируемые результаты:
Предметные:
- соберут фигуры из головоломки танграм, решая логические задачи.
Метапредметные:
Познавательные:
- найдут несколько способов решения учебной задачи, отражая их в графической форме;
- найдут способы решения нестандартных задач, используя знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач.
Регулятивные:
- оценят результаты выполнения конкретных заданий и своей деятельности;
- проявят больше самостоятельности при выполнении заданий, как в индивидуальной работе, так и в работе в паре, в группе.
Коммуникативные:
- проявят познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Личностные:
- сформируют начальные знания и представления о китайской головоломке «Танграм»;
- более развитыми станут логическое мышление и воображение.
Материально-техническое обеспечение: магниты, бумага А4, набор картона цветного, набор цветной бумаги односторонней, флипчарт магнитно-маркерный, технологические карты, интерактивная доска, интерактивный дисплей, конструктор (робототехника для начальной школы), ноутбук.
Используемая литература:
1. Холодова О. А. Юным умникам и умницам //Задания по развитию познавательных способностей. – 2007. – Т. 1.
Ход занятия:
- Мотивация (самоопределение) к деятельности
- Здравствуйте, ребята! Ребята, посмотрите, у меня в руках шкатулка.Я не могу её открыть.В чем дело?А, вот и записка...Что же в ней…?
«Ребята, эта шкатулка не простая, Вы сможете узнать, что в ней находится, если преодолеете все математические препятствия на вашем занятии».
- Вы готовы справиться со всеми трудностями, чтобы узнать, что находится в шкатулке?
- Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
- Вы слышали слово «головоломка»?
- Как вы понимаете это слово?
- Какие головоломки вы знаете?
- Посмотрите на доску. Какая головоломка представлена перед вами?
Кто-нибудь знает, как она называется? (на доске танграм, разрезанные разноцветные части, но собранные в квадрат)
- Перед вами танграм.
- Как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие?
- Сегодня мы научимся собирать танграм.
- Поставьте каждый перед собой цель на сегодняшнее занятие.
- Ну и конечно же если мы хотим открыть нашу волшебную шкатулку мы поставим перед собой цель преодолеть все математические препятствия на занятии.
III. Реализация проекта занятия
1) Беседа
- Ребята, а как вы думаете, на каком виде транспорта можно в кратчайший срок преодолеть большое расстояние?
- Скажите, а где создаются самолеты?
- А сейчас, я предлагаю вам стать сотрудниками авиационного завода и попробовать себя в роли авиаконструкторов.
- Кто такой конструктор?
- Давайте посмотрим какое определение дает в своем словаре Сергей Иванович Ожегов. КОНСТРУКТОР – специалист, который создает конструкцию какого-нибудь сооружения, механизма (одно из значений).
- Чтобы стать конструкторами нужно много знать. Поэтому мы сейчас проверим, что вы знаете о головоломках.
Механическая головоломка, представляет собой пластмассовый куб, составленный из 27 кубиков меньшего размера, способных вращаться вокруг невидимых снаружи осей – это… (кубик Рубика)
- Как решить головоломку Кубик Рубика? (нужно собрать кубик, чтобы каждая его стона была определенного цвета)
- Головоломка, в которой требуется сложить из разбросанных деталей (они получаются разрезанием квадрата на 7 частей) какую-либо фигуру. (Танграм)
- Как вы думаете в какой стране придумали танграм?
Танграм – это древняя китайская головоломка. Это было давно, почти две с половинной тысячи лет назад. У немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник, который не хотел учиться. Мальчику доставляло удовольствие целый день забавляться игрушками.
Император призвал к себе трёх мудрецов, математика, философа и художника, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. И три мудреца придумали эту игру.
- Вы прошли собеседование и можете стать авиаконструкторами. Сегодня мы с вами будем конструировать свой самолет, который поможет нам доставить ключ от шкатулки.
- Перед началом работы давайте вспомним правила техники безопасности при работе с конструктором, компьютером, работе в парах, группах. (на столах лежат памятки)
- Для того, чтобы получить одну из частей самолёта, вам необходимо справиться с заданиями.
2) Фронтальная работа
- На доске изображены картинки, собранные с помощью танграмма. Но они не завершены. Ваша задача по карточкам, которые лежат перед вами, определить каких частей не хватает. Найти эту часть на столе и прикрепить ее на доску в нужное место.
- Вы успешно выполнили задание и получаете первую часть самолета – корпус.
3) Работа в парах
- У каждой пары есть карточка с загадкой. Ответ загадки вы должны построить на столе, с помощью танграма.
В море плавает, в реке,
С плавниками в чешуе.
Она ни с кем не говорит,
Пузырьки пускает и молчит. (Рыба)
Отворилась тихо дверь,
И вошел усатый зверь.
Сел у печки, жмурясь сладко,
И умылся мягкой лапкой. (Кот)
Эта птица всем известна —
Гадким он утёнком был.
Да и сказка интересна.
Жаль, что я её забыл. (Лебедь)
- Проверьте друг у друг, что у вас получилось.
- Молодцы, вы справились с данным заданием и получаете вторую часть самолета – хвост.
4) Работа в группах
- Следующее задание вы будете выполнять в группах по три человека. У каждой группы есть карточка с силуэтом фигуры. Ваша задача с помощью танграма выложить фигуру на столе.
- Давайте проверим, что у вас получилось. Какую фигуру сложила первая группа? (самолет) Какую фигуру сложила вторая группа? (птица) Что у них общего? (крылья)
- Каждая группа правильно выполнила свое задание и вы получаете все недостающие части самолета – крылья.
IV. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
1) Интерактивное задание
- Вы получили все части самолета и теперь нам нужно собрать его и испытать, для того, чтобы запустить в серийное производство. Для сборки самолета у нас есть все необходимое, а вот для того, чтобы испытать самолет его нужно запрограммировать. Составить программу для самолета вы сможете если верно распределите пропущенные слова представленные на слайде. Порядок ответов укажет вам на порядок составления программы.
Задание
Танграм — ______, состоящая из ___ плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, ______. Фигура, которую необходимо получить, при этом обычно задаётся в виде _______ или внешнего контура.
(СТОЛ ДЛЯ РОБОТОТЕХНИКИ ОТДЕЛЬНО)
- Вы верно справились с заданием и получили программу для нашего самолета. А сейчас я предлагаю вам разделиться на группы и отправиться в цех конструирования для сборки и программирования самолета. Первая группа собирает самолет согласно технологической карте, которая лежит перед вами. Вторая группа составляет программу для самолета, по алгоритму, который вы получили при выполнении предыдущего задания.
- Итак наш самолет взлетел, а это значит,вы верно справились с поставленной задачейи самолет не только прошел испытания для запуска в серийное производство, но и возвратился к нам с ключом от шкатулки.
- Давайте же наконец её откроем. Все преграды вы преодолели и наша шкатулка открылась. А что же в ней? Сувениры. В память о нашем занятии, я бы хотела вручить вам медали.
V. Рефлексия занятия и самооценка деятельности
1) Подведение итога
-Вы очень хорошо и дружно работали сегодня.
-Вспомните цель, поставленную в начале занятия.
-Ребята, как вы думаете, решили ли мы поставленные перед собой задачи? Какие задачи вы решили?
2) Рефлексия
- В память о нашем занятии вы получили медали, а я предлагаю вам оставить для меня в память о нашем занятии свои мысли и пожелания. Подумайте, какие эмоции у вас вызвало данное занятие, что удалось вам лучше, а над чем вы хотели бы поработать еще. Что бы вы положили в нашу теперь уже пустую шкатулку в итоге занятия, что пригодилось бы вам в дальнейшем?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект внеурочного занятия «Веселый английский» 1 класс Тема: Моя семья
Цель: создание условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в рабочий процесс...
Конспект внеурочного занятия для учащихся 2 класса, в рамках празднования Дня Матери в России «Мама, будь всегда со мною рядом!»
Конспект внеурочного занятия для учащихся 2 класса, в рамках празднования Дня Матери в России «Мама, будь всегда со мною рядом!», с использованием здоровьесберегающих технологий, технологи...
Конспект внеурочного занятия для учащихся 4 класса "Равнодушие и отзывчивость"
Цель: углубить представления учащихся о нравственных качествах человека. Задачи: раскрыть значение понятий «равнодушие» и «отзывчивость»; - развивать в учащихся стремлени...
Конспект внеурочного занятия общеинтеллектуального направления 2 класс «Конструирование фантастических роботов»
Кружок «Робототехника»Тема:«Конструирование фантастических роботов»Дидактическая цель:способствовать формированию у обучающихся представлений о роботах, умению их описыва...
Конспект внеурочного занятия общеинтеллектуального направления 2 класс «Военные роботы в России»
Кружок "Робототехника"Тема: «Военные роботы в России»Дидактическая цель: способствовать расширению и углублению понятия «робот»; содействовать развитию понимания о ви...
Конспект внеурочного занятия «Законы математики», 3 класс
КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯНазвание кружка: «Законы математики»Направленность внеурочной деятельности: обще-интеллектуальное.Класс / возраст детей: 3 «Ж», 9-10 летТема: Поиск ...