Воспитательная программа "Все вместе.."
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Воспитательная программа
«ВСЕ ВМЕСТЕ»
Классный руководитель:
Вагапова Наиля Низаметдиновна
Челябинск, 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы в том, что стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Чем более развито общество, тем более значительную роль играет в нём воспитание - старейшее из человеческих дел. В древности его считали труднейшим из занятий, искусством из искусств.
Поэтому, когда происходит разностороннее воздействие общества на ребёнка, всё большее значение приобретает духовно - нравственное воспитание подрастающего поколения. Учитывая специфику возраста учеников, цели по развитию и воспитанию личности младшего школьника, каждый год можно корректировать. В начальной школе очень важно сформировать духовно - нравственное представление у ребенка, и сформировать коллектив в классе.
Важнейшим условием формирования коллектива выступает организация совместной, активной деятельности учеников (экскурсий, походы, совместное участие в конкурсах и т.д). С развитием коллектива совершенствуется и самоуправление, также ребенку легче пройти социализацию в начале обучения. Школьное воспитание представляет ту часть процесса социализации, которая организуется, планируется, осуществляется педагогами. В настоящее время для многих учащихся школа остаётся единственным местом, где есть дело до самого ребёнка и его проблем. Любой учащийся может рассчитывать на школу, как на место, где он может добиться положительных результатов, почувствовать себя личностью. Это дело, является трудным, особенно в начальной школе. Поэтому на учителях лежит ответственность, поиска и разработки оптимальной модели самоуправления в классе, развития духовно- нравственного начала у учащихся, учитывая их возрастные особенности. Данная программа рассчитана на учащихся 1-4 класса.
Цель программы: создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей.
Задачи программы:
- создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
- способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
- развивать познавательную активность;
- создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;
- формирование системы ценностных ориентаций обучающихся как основы их воспитанности;
- формирование классного коллектива как воспитательной системы;
- организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности;
- вовлечение учащихся в общественно-ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимовлиянию.
Программа осуществляется:
- через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования);
- через систему дополнительного образования;
- во внеурочное и внешкольное время (социальный педагог, психолог, библиотекарь, организаторы детского досуга);
- походы в культурные и образовательные учреждения города (школы, музеи, библиотеки, ЦДТ, ДК);
- заключительный этап, подведение итогов (через написание сочинения учащимися, выставка работ учащихся, создание концерта или театрализованных постановок).
Условия реализаций программы:
- сотрудничество с родительским комитетом;
- сотрудничество с дополнительными образовательными учреждениями;
- привлечение старшеклассников к совместной деятельность с младшими школьниками ( походы, организация внеурочных мероприятий, игры, подготовка к концерту и т.д.).
Отличительная особенность данной программы в том, что она направленна на формирование духовно- нравственного воспитания и на создание благоприятных условий для развития ученического коллектива.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
Приоритетные направления воспитательной деятельности:
- ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ПАТРИОТИЗМА, УВАЖЕНИЯ К ПРАВАМ, СВОБОДАМ И ОБЯЗАННОСТЯМ ЧЕЛОВЕКА.
«Я гражданин России»
Цель: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, свобода личная и национальная.
Основные задачи:
- содействовать формированию гражданственной позиции школьников;
- воспитывать любовь к отечеству через приобщение к истокам и традициям русской культуры;
- воспитывать уважение к личности независимо от национальной принадлежности;
- умение признавать права каждого человека на собственную точку зрения, мировоззрения и религиозные традиции;
- приобщение ребят к миротворческой деятельности, воспитание чувства милосердия, сострадания.
Практическая деятельность:
- проведение круглых столов, конференций на тему «Родина любимая моя»;
- организация посильной помощи ветеранам Великой Отечественной войны, педагогического труда, пожилым людям;
- участие в акциях милосердия (в течение учебного года ребята принимают участие в сборе вещей, книг, игрушек для детей из малообеспеченных семей, оказывают посильную помощь престарелым людям);
- организация классных часов на темы: «С чего начинается Родина»,
«Символы Российского государства».
- ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.
«Знание»
Цель: помочь осознать учащимся значимость развитого интеллекта для будущего личностного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром.
Основные задачи:
- способствовать становлению, развитию и совершенствованию интеллектуальных возможностей учащихся средствами воспитательной работы;
- создавать учащимся возможность проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за ее пределами;
- проводить диагностические мероприятия с целью выявления и влияния на кругозор учащихся, на их познавательный интерес, увлечения.
Практическая деятельность:
- участие в олимпиадах на школьном и региональном уровне;
- участие в проекте на тему «Что нам стоит дом построить»;
- ведение портфолио класса;
- посещение дополнительных кружков по математике, литературе.
- СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.
«Чемпионы»
Цель: воспитание навыков здорового образа жизни, интереса к спорту.
Основные задачи:
- создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей;
- формирование потребности в здоровье, как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни; позитивного отношения учащихся к урокам физической культуры и занятиям спортом;
- развитие чувства ответственности к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
Практическая деятельность:
- участие в различных соревнованиях : веселые старты;
- посещение спортивных тренировок : гимнастика, легкая атлетика, плавание;
- классные часы на темы: «Режим дня», «Здоровье сгубишь- новое не купишь»;
- походы на природу с привлечением родителей;
- организация динамических пауз на уроках.
- ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.
«Мир прекрасен»
Цель: нравственный выбор; свобода совести; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
Основные задачи:
- воспитание основ эстетической культуры, способность различить и видеть прекрасное;
- развитие художественных способностей;
- воспитание чувства любви к прекрасному.
Практическая деятельность:
- подготовка и проведение классных часов, этических бесед на темы: «С любовью к России», «Волшебные слова», «О поступках плохих и хороших»;
- выставки: «Дары природы», «Чудесная пора – очей очарованье», «История школы в лицах и фактах»;
- посещение выставок, концертов, театров: детский театр, кукольные спектакли, выставка художников в художественной галерее.
- ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ, ТВОРЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ, ТРУДУ, ЖИЗНИ.
«Мы любим трудиться»
Цель: уважение к труду; творчество и созидание; трудолюбие.
Основные задачи:
- воспитание трудолюбия;
- творческого отношения к учению, труду, жизни;
- приобщение детей к общественно-полезному труду;
- воспитание в детях чувства ответственности, бережливости, аккуратности,
уважения к людям труда.
Практическая деятельность:
- озеленение школьного двора: акция «Посади дерево с родителями, оставь свой след»;
- часы общения: "Кем быть", "Профессия моих родителей";
- тематические родительские собрания на темы: «Трудовое участие ребенка в жизни семьи, его роль в развитии работоспособности и личностных качеств», «Физическое развитие младшего школьника в школе и дома»;
- организация и проведение совместных с детьми мероприятий: акция по озеленению школьной территорий, вырасти и сохрани свой цветок в классе;
- индивидуальные консультации, беседы по проблемам экологии, загрязнения.
- РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
«Вместе мы одна семья»
Цель: привлечь родителей к участию в жизнедеятельности класса, к совместной работе родителей и школы, выработка единого воспитания детей в школе и дома.
Основные задачи:
- развитие родительского коллектива, содействие в сплоченности родителей;
- совместная работа педагога и семьи;
- повышение педагогической культуры родителей, обмен воспитательного опыта родителей;
- ознакомление родителей с воспитательной работой учителя.
Практическая деятельность:
- изучение воспитательного потенциала семьи (анкетирование, педагогически направленное наблюдение, микроисследования);
- психолого-педагогический всеобуч родителей (лекции) – «Проблема адаптации первоклассников в школе», «Агрессивные дети, причины и последствия детской агрессии»;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (дискуссии, круглый стол, устный журнал, праздники, общешкольные собрания) темы: «Итоги прошедшего учебного года – «Перелистывая страницы…», «Учебные способности ребенка, пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности», «Наказание и поощрение в семье»;
- индивидуальная работа с родителями (семейные советы, беседы) : «Как помочь адаптироваться», «Как развить творческие способности», «Как справится с застенчивостью у ребенка».
Итоги реализации программы:
- В конце каждого учебного года проведение диагностики по выбранным критериям
(тестирование).
- Обобщение результатов воспитательной деятельности, подведение итогов, выявление достоинств и недостатков программы.
- Создание выставки рисунков по итогам походов в театр, экскурсий, прогулок и т.д.
- Проведение заключительных классных часов по окончанию каждого года обучения.
- Коррекция программы.
Анализ процесса и реализации программы.
- Методы опроса:
а) анкетирование родителей на выявление особенностей развития ученика;
б) беседа с детьми, с родителями об интеллектуальной и личностной сфере ребенка, его индивидуальных особенностях и творческих возможностях, о нравственном воспитании, о его поведении и мотивах совершаемых им поступков.
- Тестирование:
а) диагностика адаптации учащихся в школе, методика, направленная на изучение агрессии младших школьников погружения в сказку;
б) диагностика темперамента у детей младшего школьного возраста.
- Педагогическое наблюдение в целях выявления:
а) потенциала творческих возможностей в развитии ученика;
б) составление общего впечатление об ученике: его физических особенностях, чистоте, аккуратности, внешнем виде;
в) об общей подвижности: о темпе речи, дикции, его социальных навыках и вежливости.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате использования данной программы ожидается:
- активная жизненная позиция школьника;
- приобщение к нравственным, духовным ценностям современного мира;
- патриотическое и гражданское самосознание;
- уважительное отношение к старшим, проявление заботы к младшим;
- соблюдение народных традиций, любовь к казачьему фольклору и песням;
- эмпатийное и толерантное отношение к окружающим;
- представление о семье как о высшей ценности гражданского общества;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу одноклассников;
- читать и слушать, извлекать нужную информацию, строить логическое завершение работы;
- умение принимать и сохранять учебную задачу;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны.
Уровень каждого ожидаемого результата определяется по 5-бальной системе оценки:
«1» - качество не проявляется.
«2» - проявляется редко.
«3» - качество проявляется почти всегда, но под воздействием учителя, родителей.
«4» - качество проявляется почти всегда, но не стало потребностью учащихся, требуется контроль со стороны взрослых.
«5» - качество проявляется всегда, иначе учащийся поступить не может.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Приемы воспитательной работы:
- Практический: экскурсий, походы в театр, на выставки; фильмы; видеоролики; посещение дополнительных образовательных учреждении; создание театрализованных постановок; анкетирование ,тестирование учащихся; олимпиады; викторины; создание проектов; акций; выставки самих учащихся; приглашение ветеранов, поэтов.
- Словесный, наглядный: классные часы с использованием презентаций, видео ролики, использование наглядностей на доске.
Так же присутствует технология организации и проведения группового воспитательного дела (по Н.Е.Щурковой). Общая воспитательная цель любого группового дела – формирование относительно устойчивых отношений человека к себе, окружающим, природе, вещам.
Педагогика сотрудничества может быть рассмотрена как образовательная, так и воспитательная технология. Педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, так как её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии.
- Технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова. Технология коллективного творческого воспитания – это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.
- Технология здоровьесберегающая. Цель технологии: сохранение физического и психического здоровья ребенка и обучение навыкам сохранения его.
- Технология проектного обучения, при которой учащиеся самостоятельно и охотно приобретают знания из различных источников, учатся ими пользоваться, приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские умения и системное мышление.
- Технологии личностно-ориентированного обучения, которая создает наиболее благоприятные условия для развития личности ученика как индивидуальности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2015/09/26/vospitatelnaya-rabota-1-4-klassov-po-fgos
- http://hotimlshkola.ru/article184#_Toc333457116
- http://52-школа.рф/events.html
- http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/obobschenie-opytom/41983-programma-vospitatelnoj-raboty-klassnogo-ruko.html
- http://rudocs.exdat.com/docs/index-524404.html
- http://infourok.ru/material.html?mid=30770
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концепция воспитательной системы "Вместе мы - сила"
Концепция по воспитательной работе с учащимися начальной школы. Расчитана на полный курс обучения в начальной школе с 1 по 4 класс....
Воспитательная программа "Вместе мы- сила!"
Планирование воспитательной работы в начальных классах....
Концепция воспитательной системы "Вместе весело шагать"
Концепция воспитательной системы "Вместе весело шагать"...
Воспитательная программа "Вместе - мы сила"
План воспитательной программы...
Программа воспитательной работы "Вместе весело шагать..."
Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать заложенные психобиологические задатки, трансформировать их в социально - значимые свойства человеческой личности при самом активном у...
Программа по воспитательной работе "Вместе весело шагать"
Программа расчитана на 4 года обучения. Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования на основе ведущих школьных програ...
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА " ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ"
Свою воспитательную систему класса я назвала " Вместе - дружная семья", ведь только вместе с друзьямии близкими по духу людьми, шагая рука об руку, человек обретает себя, делает свою жизнь осмысленной...