Особенности школьной адаптации детей с ЗПР
статья (1 класс) на тему

Сухарникова Ксения Владимировна

Статья написана для учителей и воспитателей начальной школы, которе работают с детьми с ЗПР. 

В этой статье описаны некоторые проблемы, возникающие у детей в период адаптации к школе и советы по  их решению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_shkolnoy_adaptatsii_detey_s_zpr.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности школьной адаптации детей с ЗПР

        Самый значительный период в жизни ребенка - это школа. Школа - это новые знания, новые отношения, новые чувства и эмоции, незнакомые ребенку, к которым нужно адаптироваться. Школьная адаптация - это приспособленность ребенка к новому образу жизни, к новому распорядку дня, к новым отношениям, к учебе и требованиям по дисциплине. Весь процесс адаптации происходит в условиях школы.

        В первые же месяцы у ребенка начинает формироваться отношение к учебе, происходит знакомство со сверстниками, начинают закладываться отношения с одноклассниками, с учителями, с воспитателями и другими специалистами школы. Очень важно, чтоб в эти месяцы ребенок не испытывал негативных, отрицательных эмоций. Если адаптация к процессу обучения успешно реализуется у ребенка в младшем школьном возрасте, то в дальнейшем это поможет предотвратить многие негативные ситуации и психологические проблемы. Говоря проще, если у ребенка в начале его обучения процесс адаптации пройдет успешно, то в дальнейшем ему будет проще учиться. Благоприятный исход процесса адаптации во многом зависит от родителей, педагогов, воспитателей и психолога школы. Обычному ребенку проще пройти этот сложный период, а вот "особые" дети с ЗПР намного труднее адаптируются к школьной жизни.

        Задержка психического развития у ребенка означает наличие значительного отставания в развитии умственных способностей и поведенческих навыков соответственно его фактического возраста. Такие дети имеют ряд отклонений: функциональную недостаточность центральной нервной системы, хронические соматические заболевания. Зачастую такие дети живут в неблагоприятных семьях, детских домах. Дети с ЗПР имеют плохую запоминаемость, им нужно больше времени, что бы запомнить нужную информацию. Скорость обучения у детей с ЗПР низкая, нарушено внимание. У части детей с ЗПР отсутствует интерес к обучению, наблюдается неразвитость познавательных интересов. Дети с ЗПР часто инфантильные, гиперактивные или наоборот очень медлительные. Из-за этих особенностей дети с задержкой психического развития имеют сложности с адаптационным периодом. Проблемы в адаптации таких для таких детей могут привести к серьезным заболеваниям, школьной дезадаптации и даже к школьной фобии.

        Ребенок с ЗПР, который первый раз приходит в школу очень теряется в новой непривычной обстановке. (Например у нас в классе есть ребенок, который очень боялся громких звуков. И когда звенел звонок этот ребенок вздрагивал, закрывал уши руками и пригибался к парте. И только по истечению  нескольких месяцев, постепенно, ребенок привык и перестал бояться звонка). Очень важно в первые дни научить детей ориентироваться в пространстве, попытаться запомнить где находится класс, туалет, столовая, раздевалка. Пока проходит период адаптации и все первое полугодие дети должны передвигаться по школе только в сопровождении взрослых. Так же необходимо постепенно приучать детей к распорядку дня. Многие дети с ЗПР испытывают трудности, потому что у них плохо развиты навыки самообслуживания: кто-то медленно одевается, кто-то медленно кушает, кто-то не убирает за собой вещи, кому -то нужно напоминать о правилах гигиены. В адаптационный период детям просто необходима помощь педагога. Учителям и воспитателям нужно запастись большим терпением, что бы помочь таким детям адаптироваться в школьной среде.

        Как правило, дети с ЗПР учатся в специальных коррекционных школах по облегченной программе. Но даже такая учебная нагрузка и выполнение требований учителя могут привести к плохому самочувствию и проблемам со здоровьем. Поэтому чтоб адаптация была благополучной педагоги должны правильно организовывать свой учебный процесс. А родители могут помочь тем, что установят для ребенка правильный режим дня.

        Из-за психических и физиологических особенностей у "особого" ребенка может возникнуть неуспеваемость в учебе. Из-за неуспеваемости у ребенка может сформироваться отрицательное отношение ко всему процессу обучения. Тут важно проводить дополнительные занятия с ребенком, давать рекомендации родителям дома позаниматься с детьми.

        Огромную роль в школьной адаптации играют взаимоотношения со сверстниками и с педагогами. Любой педагог должен с добротой и уважением относиться к детям, стараться избегать конфликтных ситуаций. Педагог должен быть справедливым и открытым для детей, заинтересовывать их и мотивировать к учебной деятельности. Ребенка с ЗПР, да и вообще любого ребенка не следует ругать, кричать на него из-за провинности. В противном случае ребенок будет испытывать дискомфорт и страх к школе, к учителю, что очень плохо сказывается на адаптацию.  Если ребенок в чем-то провинился, следует с ним поговорить, словами объяснить что так делать нельзя, попытаться разобраться в ситуации. Ребенка как можно чаще нужно хвалить за выполненную работу, пусть даже не очень правильную.

        Остро стоит проблема отношений со сверстниками. Ребенок изначально приходит в класс, где много других незнакомых ему детей. Очень часто между учениками возникают конфликты, ссоры иногда даже доходят до драк. (Долгое время ребенок, учащийся у нас в классе, по словам родителей, не хотел идти  школу. Выяснилось, что на переменке ребенка задирали мальчики постарше, угрожали что побьют, если тот расскажет кому-нибудь из взрослых.) Из-за таких ситуаций у детей тоже возникает негативное отношение к школе. Поэтому педагогам нужно быть внимательнее, важно воспитывать в классе коллективизм, объяснять детям, что надо дружить друг с другом.

        Из-за особенностей некоторые ученики при адаптации сталкиваются с проблемой не восприятия одноклассниками, или же с острой критикой с их стороны. Что тоже может спровоцировать конфликты и негативное отношение к школе. (Например, есть один ученик в нашем классе, который буквально перед поступлением в первый класс начал говорить. И, естественно, дикция у него была очень нарушена. Его не понимали ни учителя, ни дети. Поэтому с  этим мальчиком никто не хотел дружить и играть. Ребенок очень плохо проходил период школьной адаптации. Этому ребенку была необходима поддержка взрослых. Благодаря продолжительной работе логопедов, учителя и воспитателя ребенок со временем благополучно адаптировался в школьном коллективе).

        Таким образом, дети, имеющие задержку психического развития относятся к "группе риска" по уровню успешности их адаптации по сравнению с обычными детьми. Особенности из познавательной и эмоционально-волевой сфер не позволяют без помощи педагогов и родителей надеяться на успешную адаптацию к школе. Вся ситуация обучения в школе вызывает у таких детей высокий уровень тревожности и возникновение агрессивного поведения, что снижает успешность их адаптации. И что бы школьная адаптация прошла успешно необходимо создавать особую образовательную среду, в которой детям было бы комфортно находиться, а так же оказывать своевременную педагогическую и психологическую помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат " Школьная адаптация и дезадаптация у детей младшего школьного возраста.".

данный реферат раскрывает основные понятия "адаптация 2 и "дезадаптация", содержит рекомендации по успешной адаптации ребёнка к школе.Введение.Что такое адаптация к школе Глава1.1.1. Физиологичес...

Сценарий занятия образовательного модуля «Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни» по теме: "Детское сотрудничество"

Ребенок пришел в первый класс. Как с самых первых уроков создать у него позитивное отношение к школе? Решить эту непростую проблему помогает специальный курс «Введение в школьную жизнь» (авторы Г.А. Ц...

Сценарий занятия образовательного модуля «Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни» по теме: "Оценка и самооценка""

Ребенок пришел в первый класс. Как с самых первых уроков создать у него позитивное отношение к школе? Решить эту непростую проблему помогает специальный курс «Введение в школьную жизнь» (авторы Г.А. Ц...

Родительское собрание «Итоги адаптации детей к детскому саду. Возрастные особенности детей 2-3 лет»

повысить родительскую компетентность в вопросах развития интеллектуальных способностей ребёнка....

Статья "Трудности школьной адаптации детей с аутизмом. "

В статье рассмотрены проблемы школьной адаптации в рамках инклюзивного обучения детей с психофизическими нарушениями. Автор обобщил особенности учеников с аутизмом, которые должны учитывать учителя пр...

Особенности школьной адаптации детей с умственной отсталостью.

описание особенностей  адаптации к  школе детей, имеющих интеллектуальные нарушения...

Статья на тему "Гендерные особенности школьной адаптации в младшем школьном возрасте".

В статье рассматриваются вопросы школьной адаптации младших школьников, выдвигается гипотеза о проявлении некоторых гендерных различий в школьной адаптации первоклассников, описываются причины, ...