Особенности школьной адаптации детей с умственной отсталостью.
статья
описание особенностей адаптации к школе детей, имеющих интеллектуальные нарушения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_rebenka_imeyushchego_intellektualnye_narusheniya_k_shkole_.docx | 15.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности школьной адаптации детей с умственной отсталостью.
Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. У ребенка формируется новый вид деятельности - учебная деятельность.
“Адаптация” - это междисциплинарное понятие, поэтому оно рассматривается многими исследователями. Данное понятие охватывает различные адаптивные системы. Термин “адаптация” происходит от латинского слова adaptatio – приспособление. Может быть, поэтому многие авторы дают его объяснение через перевод и определяют адаптацию как приспособление организма к условиям среды. Выделяют три вида адаптации… Но нас, как педагогов, интересует третий вид. Сегодня мы будем рассматривать это понятие применительно к ученикам начального и среднего звена школы.
В “школьном” периоде образования существуют три “болевых” точки учебного процесса:
“запуск” первоклассников;
адаптация пятиклассников;
“выход” в старший модуль
Рассмотрим первые две «точки».
Первый класс школы – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы.
При поступлении в школу на ребенка влияет комплекс факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций.
Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладевать учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму. Выполнение каждой из этих задач связано непосредственно с предшествующим опытом ребенка.
Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям. Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к психике ребенка и требуют активного приспособления к этой новой общественной организации. Не у всех детей оно происходит безболезненно, это может определяться состоянием ребенка, психологической готовностью к обучению.
Успешность процесса адаптации во многом определяется состоянием здоровья ребенка, психологической готовностью к обучению.
Психологическая готовность рассматривается как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в школьную жизнь и для формирования учебной деятельности на этапе школьного детства. Эти психологические качества определенным образом сгруппированы, а их группы рассматриваются как компоненты психологической готовности к школе. Основными компонентами психологической готовности к школе являются:
умственная готовность к школе
мотивационная готовность к школе
эмоционально-волевая готовность к школе
готовность к общению с одноклассниками и учителем.
Необходимо отметить, что поступающие в 1 класс коррекционной школы дети имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, неадекватные эмоции и т.д. У многих наблюдаются стойкие речевые нарушения. Такие дети не готовы к обучению в школе из-за недосформированности высших психических функций и незрелости эмоционально-волевой сферы, у них практически не сформирована учебная мотивация, поэтому время адаптации умственно отсталых первоклассников к обучению в школе увеличивается до 2-3 месяцев. Наибольшие трудности испытывают дети, у которых наряду с интеллектуальными дефектами обнаруживается недоразвитие мотивационно - потребностной сферы. В их поведении преобладают черты инфантилизма, которые проявляются в двух формах: в виде моторной расторможенности и в виде психической тормозимости.
Приходя в первый класс , дети испытывают такие трудности:
а) непонимание объяснений учителя;
б) плохое письмо (недостаточное развитие мелкой моторики пишущей руки: леворукие, несформированность графического навыка);
в) большое количество ошибок (отсутствие интереса к учёбе, негативное отношение к школе, непонимание учебной задачи, неумение контролировать свои действия, дети не умеют сравнивать результаты с образцом, у них нет навыков учебной работы, низкий уровень обучаемости – нет стартовой готовности к школе).
На основании выше сказанного целью педагогического коллектива школы является разработка комплексной программы по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации индивидуально для каждого обучающегося первого класса. Чтобы эта работа была более эффективной, необходима тесная взаимосвязь всех специалистов, работающих с ребенком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности эмоционального развития детей с умственной отсталостью в коррекционной школе на уроках развития речи.
В материале отражены особенности эмоционального развития детей с умственной отсталостью. Определены основные моменты на уроках развития речи...
Особенности психологического развития детей с умственной отсталостью
В дошкольном возрасте многие особенности развития ребенка имеют латентный характер. С одной стороны, некоторые проявления оказываются временными и постепенно, по мере взросления, ребенок теряет их, а ...
Сообщение на тему: «Социальная адаптация детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом индивидуального развития».
Социальной адаптацией называется активное приспособление к условиям социальной среды благодаря усвоению и принятию ценностей, норм, стилей поведения, принятых в обществе. У детей с интеллектуальными н...
Особенности речевого развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Данный материал будет полезен учителям, работающим с детьми с интеллектуальными нарушениями....
Статья на тему – «Особенности психологической адаптации школьников с умственной отсталостью».
В последние годы неотъемлемой частью коррекционно-воспитательной работы в социальных школах стало психологическое сопровождение процесса обучения детей. Роль психолога в данных школах определяется нео...
Статья на тему: "Особенности речевого развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
Речевое недоразвитие занимает значительное место в структуре интеллектуального дефекта учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Недостаточная сформированность речи умс...
Особенности речевого развития детей с умственной отсталостью
Развитие речи детей с умственной отсталостью сильно отличается от речевого развития детей без данного диагноза. Речевая задержка у детей с данным диагнозом начинается еще в младенчестве, фактически, с...