Методическая разработка занятия по теме: «Масленица»
методическая разработка (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект внеклассного занятия по теме: «Масленица»
Цель:
- Способствовать вхождению учащихся в традиционную культуру своего народа.
- Возрождать познавательный интерес к русским обрядам и обычаям, формировать бережное к ним отношение.
Задачи:
- Познакомить с историей возникновения праздника, традициями, обрядами празднования Масленицы, дать понятие о Масленице, , познакомить с празднованием Масленицы на Руси, познакомить с днями масленичной недели
- Воспитывать чувства уважения и любви к Родине, родному краю через приобщение к истокам русской культуры, её духовно-нравственным ценностям.
- Создавать условия для эстетического восприятия красоты народного праздника Масленица как одного из явлений праздничной культуры.
- Способствовать реализации индивидуальных творческих способностей каждого ученика через его собственную художественную деятельность в различных областях народного фольклора.
Оборудование:
- плакат с изображением Масленицы и бога Ярило;
- раздаточный материал (карточки с названиями дней масленичной недели и ингредиентов для приготовления блинов)
Используемые технологии:
• Игровые технологии
• Технология личностно-ориентированного обучения
• Технологии группового обучения
• Технология инструментального музицирования и пластического интонирования
• Здоровьесберегающие технологии
• ИКТ ( презентация)
Используемая литература:
Издательский центр «МарТ» Москва - Ростов-на-Дону, 2005 год - 208с. (Серия «Школьный корабль»)
Авторы-составители: Прибышенко М.Н., Колесник В.II., Громак Е.С.
«Энциклопедия праздников»
Автор-составитель: Н. Чудакова
Москва, 1998 «АСТ-ПТД»
«По старому русскому обычаю»
Автор-составитель: В.В.Панфилов
Москва, 1997 «Риг»
«Русские народные игры»
Автор-составитель: И.Панкеев
Москва, 1998 «ЛУЗА»
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Авторы-составители: О.Л.Князева, Н.Д.Маханева Учебно-методическое пособия, С-Пб, «Детство-Пресс», 1998г. Журнал «Педсовет» октябрь 2004 года.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вводная часть
1. Организационный момент:
Разделим класс на 5 групп, для этого каждый учащийся получит карточку с названием своей команды, карточка с буква «К» - означает, что учащийся является капитаном команды. На доске нарисована таблица, в которую записываются баллы команд.
«Ребята выберите себе каждый по карточке с любой надписью. В зависимости от надписи на карточки сядьте за стол с той же эмблемой. Капитаном команды будет тот, у кого на карточке нарисована буква «К»».
Здравствуйте! Ребята сегодня наше с вами занятие будет посвящено одному из самых красивых праздников на Руси - Масленице - традиционному празднику проводов зимы и встречи весны. Народ её отмечал шутками плясками и разными конкурсами. Существует легенда, согласно которой, Масленица родилась на Севере - это была очень красивая девушка, а отцом её был Мороз. Однажды человек увидел её и попросил чтобы она помогла людям: согрела и развеселила их. И Масленица пришла, заставив человека забыть о зиме, взяла его за руки и пустилась с ними танцевать. С тех пор народ стал считать Масленицу самым веселым праздником и называть её «веселой, широкой, разгульной»
2. Объяснение правил:
- Сейчас мы начнем праздничную программу и за каждый правильный ответ ваша команда получает баллы.
Начинаем проводы зимы-
II согласно праздничной программе
До ворот проводим зиму мы
А весна уже не за горами...
Основная часть
1. Игра «Сделай вкусный блин»:
- А теперь ответь на такой вопрос: Что является символом Масленицы?! (блины). А еще делали чучело, которое в конце масленичной недели сжигали.
- Вы. верно, ответили - символом Масленицы являются блины, их готовили еще с древних времен. А все ли знают, как их готовить!? Сейчас мы узнаем, кто это умеет правильно и быстро делать. Наш первый конкурс называется «Сделай вкусный блин »
(в процессе объяснения правил раздаются конверты)
- На ваших столах появились конверты, в каждом лежат карточки с названием ингредиентов. Вы должны выбрать те, которые необходимы для приготовления блинов. Чья команда быстро и правильно приготовит свой блин - получит балл.
(Идет конкурс. Оцениваются результаты.)
2. Дни масленичной недели:
-А кто из вас знает, как называется 1-ый месяц весны? -А почему этот месяц называется мартом? -Он назван в че есть бога войны - Марса
-Масленица длиться всю неделю и эту неделю называют масленичной. У каждого дня недели есть свое особенное название. Масленицы начинается с понедельника -«встречи», в этот день все встречают Масленицу, встречаются " друзья и родственники. Вторник называют «заигрыш»- все в этот день играют. Среда - «лакомка», главным угощением в этот день были блины. Четверг именуют «разгулом» - самый веселый день. В пятницу били «тещины вечера» - ходили в теще на блины. Суббота «посиделки» -родственники собирались у кого-нибудь дома и долго-долго общались друг с другом, а воскресенье называли «прощеным днем» - прощались все обиды.
3. Игра «Сбежавшие дни недели»:
Сейчас мы узнаем, чья команда была самой внимательной. Задание этого конкурса заключается в том, чтобы вы правильно соотнесли дни недели с их названиями. Всем командам понятны условия конкурса?
Команда, выполнившая первой это занятие, получает 2 балла (идет конкурс, оцениваются результаты, выставляются балы)
4. Физкультминутка:
Давайте теперь отдохнем
Мы сейчас пойдем направо! Раз! Два! Три! А теперь пойдем налево! Раз! Два! Три!
Быстро к центру! Раз! Два! Три! Также быстро разойдемся! Раз! Два! Три! Мы тихонечко присядем! Раз! Два! Три! И легонечко привстанем! Раз! Два! Три! Потяните ваши ножки! И похлопайте в ладошки!
5. Загадки:
А сейчас мы будем с Вами отгадывать загадки. (Правильные ответы приносят команде баллы).
Бродит одиноко огненное око, Всюду, где бывает, взглядом согревает, (солнце)
Никто его не видит, а всякий его слышит Без крыльев оно, а летит, без языка «а» говорит.
(эхо)
Годовой кусточек каждый день роняет листочек Год пройдет - весь лист отпадет, (календарь)
Дождь идет, я тут как тут,
Многие меня здесь ждут,
Лягушата и ребята Голуби и поросята,
Я на озеро похожа,
А на озеро - чуть-чуть
Ну а вам не захотелось
Ко мне в гости заглянуть,
(лужа)
Заря-заряница Красная девица,
Травку выпускает
Росу расстилает, Едет стороной
С сапой бороной
С ключевой водой, (весна)
Всю зиму смирно лежит, А зимой убежит, (снег)
Сам вода, да по воде плавает, (лед)
6. Игра «Это - я, это - я, это - все мои друзья»:
Раз вы так хорошо знаете, загадки, я предлагаю сыграть вам в одну. Я буду задавать вам вопросы, а вы, хлопая в ладоши, должны отвечать: «Это - я, это - я, это - все мои друзья». Но слушайте внимательно, в некоторых случаях нужно только хлопать в ладоши, а слова произносить не надо. И так начинаем!
Кто из вас
Хочу узнать
Любит петь и танцевать?
Кто из вас такой хороший
Загорать ходил в галошах?
(молчат)
Кто из вас не ходит хмурый
Любит сорт и физкультуру?
Кто из вас своим трудом
Украшает класс и дом?
Кто из вас, скажите вслух, На уроке ловит мух? (молчат)
Кто из вас, из малышей
Ходит грязный до ушей?
(молчат)
Заключительная часть
1. Подведение итогов: награждение
Мы узнаем сейчас команду-победителя
2. Обобщающая беседа:
Дети! А знаете ли вы, почему на Масленицу готовят именно блины?
Этот обряд связан с огнем. У нас Солнце обожествлялось издревле, и, чтобы ускорить его пробуждение, люди стремились помочь Солнцу забраться повыше на небо. Для этого Ярило-Солнце задабривали блинами, по форме напоминающий солнечный круг. В наше время в прощеный день (последний день масленичной недели) устраивают ярмарки, фестивали, концерты, праздничные гулянья. Дома и в гостях, на школьном вечере и на уличной ярмарке - самое главное угощение-блины!!!
В Масленицу долг каждого человека: помочь прогнать зиму, разбудить природу и встретить весну.
Рефлексия
• Что понравилось на празднике?
• Какие традиции и обычаи соблюдаются в вашей семье?
• Какие трудности испытали при подготовке?
На этом наше занятие подходит к концу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия по теме: "Насекомые"
На занятии у детей формируются навыки работать в парах, самостоятельно искать информацию разными способами, разграничивать старые и новые знания. ...
методическая разработка занятия по теме"Я и мои друзья",1 класс
Материал может быть использован во внеклассной работе с учащимися 1 класса, для классного часа, для работы с Портфолио учащихся в связи с требованиями ФГОС. К методической разработке прилагается презе...
Методическая разработка занятия по теме: " Развитие познавательных способностей у детей младшего школьного возраста".
Диагностические исследования психологов, многочисленные наблюдения педагогов показывают, что у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстр...
Методическая разработка «Занятие по теме «Редакция» в младшей группе объединения «Юный журналист»
Методическая разработка занятия в системе дополнительного образования (отделение дополнительного образования при гимназии) на основе игровой технологии....
Методическая разработка занятия по теме: Гении, опередившие эпоху.
Проект подготовлен по теме: Гении, опередившие эпоху. Работа проводилась к 500-летию со дня рождения Леонардо да Винчи. При изучении изобретений Леонардо да Винчи, особое внимание уделялось водным изо...
Методическая разработка занятия по теме "Развитие психических процессов у детей с нарушением слуха и речи на материале занятия "Домашние и дикие животные" для 2 класса"
Конспект занятия предназначен для коррекционных педагогов, психологов, работающих с детьми с нарушением слуха и речи, по курсу «Развитие познавательных процессов». Материал будет актуален ...