Обзор теорий развития личности
статья ( класс) на тему

Варанкина Татьяна Владимировна

В данном материале в краткой форме рассмотрены основные теории развития личности. Вы познакомитесь с названиями, авторами и сущностями концепций зарубежных и отечественных теорий личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obzor_teoriy_razvitiya_lichnosti.docx20.94 КБ

Предварительный просмотр:

Обзор теорий развития личности

Личность человека развивается под влиянием разных факторов: взаимодействия человека с другими людьми. Посредством общения индивид получает информацию, которую он усваивает и осмысляет и которая может стать частью его собственных суждений; окружающей среды; культуры общества как результата его длительного развития.

Исследователи долгое время пытались изучать личность в развитии. Было создано много концепций и теорий в этой сфере. Основные зарубежные теории развития личности рассмотрены в данной таблице.

Название

Авторы

Сущность концепции

Зарубежные теории развития личности

1. Психоаналити-ческая теория

Зигмунд Фрейд

В основе теории Фрейда лежит конфликт между врожденными инстинктивными влечениями, главными из которых являются инстинкты жизни (эрос) и смерти (танатос), и сознательными моральными, культурно-нормированными представлениями. Теория Фрейда содержит идею развития, то есть качественно своеобразных и закономерных этапов становления психики. Подавленные, неосознанные желания и травмирующие воспоминания накапливаются в подсознании и являются причиной разнообразных неврозов и неприятных переживаний.

2. Эпигенетическая теория

Эрик Эриксон

Центральным положением его теории развития явилось то, что человек в течение

жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий.  Концепция развития личности показывает тесную связь психики человека и характера общества, в котором он живет.  Эриксон ввел понятие "групповой идентичности", которая формируется с первых дней жизни. Ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир так, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и "эгоидентичность", чувство устойчивости и непрерывности своего "Я", несмотря на то, что идут многие процессы изменения. 

3. Теория когнитивного развития личности

Жан Пиаже

Пиаже разработал теорию интеллектуального развития человека, в которой выделял следующие стадии:сенсомоторную (от рождения до 2 лет); дооперационную (от 2 до 7 лет); стадию конкретных операций (от 7 до 11 лет); стадию формальных операций (она начинается в подростковом возрасте и охватывает всю взрослую жизнь человека). С постепенным преодолением этих четырёх этапов происходит качественное изменение образа мышления ребёнка.

4. Теория нравственного развития

Лоренс Кольберт

Кольберг исходил из того, что в психической эволюции детей не только формирование знаний об окружающем мире, о нравственных критериях, но и эмоциональное развитие, развитие половой идентификации связаны с познавательными процессами. Л. Колберг выделил шесть стадий нравственного развития личности, которые сменяют одна другую в строгой последовательности аналогично познавательным стадиям у Пиаже. Переход от одной стадии к другой происходит в результате совершенствования когнитивных навыков и способности к сопереживанию (эмпатии). В отличие от Ж. Пиаже Л. Колберг не связывает периоды нравственного развития личности с определенным возрастом. В то время как большинство людей достигают по крайней мере третьей стадии, некоторые на всю жизнь остаются нравственно незрелыми.

Отечественные психологические теории развития личности ребенка

1. Культурно-историческая теория

Л.С.Выготский

Л.С. Выготский предлагает рассматривать социальную среду не как один из факторов, а как главный источник развития личности. В развитии ребенка, замечает он, существует как бы две переплетенных линии. Первая следует путем естественного созревания, вторая состоит в овладении культурой, способами поведения и мышления. Л.С. Выготский вводит понятие "зона ближайшего развития" - это то пространство действий, которые ребенок пока не может выполнить сам, но может осуществить вместе со взрослыми и благодаря им. По взглядам Выготского, только то обучение является хорошим, которое упреждает развитие.

2. Теория развития личности

Л. И. Божович

Опирается на понятия социальной ситуации развития и личностного новообразования. В социальной ситуации развития она выделяет внутренние процессы развития и внешние условия, их обеспечивающие. В личностных новообразованиях она выделяет центральное новообразование и потребности. Вслед за Л.С. Выготским Л.И. Божович выстраивает линию возрастных кризисов.

3. Теория деятельности

А. Н. Леонтьев

Общий принцип, которым руководствовался А. Н. Леонтьев в своем подходе, может быть сформулирован так: внутренняя, психическая деятельность возникает в процессе интериоризации внешней, практической деятельности и имеет принципиально то же строение. Согласно идее А. Н. Леонтьева, новые ступени психического отражения возникают вследствие усложнения деятельности, связывающей организм с окружающей средой. 

4. Теория развивающего обучения

Д. Б. Эльконин,

В. В. Давыдов

Согласно Эльконину – Давыдову, ребенок с момента рождения является общественным существом, поскольку все виды детской деятельности общественны по своему происхождению, содержанию и форме. Присвоение ребенком достижений материальной и духовной человеческой культуры всегда носит деятельностный характер – ребенок не пассивен в этом процессе, не только приспосабливается к условиям жизни, но и выступает как активный субъект их преобразования, воспроизводящий и создающий в себе человеческие способности. Технология Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова построена на «содержательных обогащениях», куда могут входить наиболее общие понятия науки, выражающие глубинные причинно-следственные связи и закономерности, фундаментальные генетически исходные представления (число, слово, энергия, материал), понятия, в которых выделены внутренние связи, теоретические образы, полученные путем абстракции. Данная методика может рассматриваться как целенаправленная учебная деятельность, в которой обучаемый ставит цели и задачи самоизменения и творчески их решает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 1 классе на тему: " Художественно - эстетическое развитие - одна из сторон формирования всесторонне развитой личности".

Подчеркнуть важность художественно - эстетического развития в формировании всесторонне - развитой личности, помочь родителям развивать эстетическую восприимчивость у своих детей - цель родительского с...

Системно-ролевая теория формирования личности ребёнка

В воспитательной системе увеличилась степень свободы, возросла роль ситуации выбора.Приоритетными направлениями  в деятельности школы стали нравственно-эстетическое, патриотическое воспитан...

Теория развития критического мышления

Развитие критического мышления через чтение при обучении младших школьниковЗадачи – научить школьников:- выделять причинно-следственные связи- рассматривать новые идеи и знания в контексте-понимать, к...

Технологическая карта логопедического занятия с использованием теории развития критического мышления

laquo;Технологическая карта логопедического занятия с использованием ТРКМ» (Теория развития критического мышления).В материале представлена технологическая карта логопедического занятия с элеме...

Психологические теории развития личности ребенка

Психологические теории развития личности ребенка...

Тест по теме: «Теория развития организации и управления изменениями в образовании»

Тест по теме: «Теория развития организации и управления изменениями в образовании»...

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

В данной статье представлены материал выступления  XII Арзамасских  Сретенских  Образовательных чтений....