Технологическая карта логопедического занятия с использованием теории развития критического мышления
методическая разработка по логопедии (1, 2, 3, 4 класс) на тему
«Технологическая карта логопедического занятия с использованием ТРКМ» (Теория развития критического мышления).
В материале представлена технологическая карта логопедического занятия с элементами технологии развития критического мышления. Этапы данной технологии соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. В настоящее время социальные запросы определяют основную цель образования - «научить учиться». Логопедия – часть образовательного процесса и должна соответствовать современные устремлениям, искать пути их решения на занятиях. Основное направление общеобразовательной школьной логопедии - коррекция письма и чтения. ТРКМ помогает ученикам анализировать свои ошибки и понимать причину их возникновения. При подготовке к занятиям учитель определяет круг стоящих перед учениками проблем, а в дальнейшем, когда ученики будут к этому готовы, помогает им сформулировать эти проблемы самостоятельно. Работа превращается в целенаправленную, содержательную деятельность, Использование на логопедических занятиях элементов данной технологии способствует осознанной коррекции письма и чтения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта логопедического занятия с использованием теории развития критического мышления
Чурикова Е.А.
Санкт-Петербург, Россия
Выбор теории развития критического мышления для технологической карты занятия не случайный. Виды работ, представленные в теории, соответствуют фазам урока по новым образовательным стандартам. Наиболее эффективно их применение при дизорфографии. Задания активизируют мыслительные процессы, способствуют развитию орфографической зоркости. Возможности критического мышления направлены на развитие у учащегося ряда важных качеств: готовности к планированию, гибкости мышления, настойчивости в достижении цели, способности к самоконтролю. Добавляются новые интересные виды работ.
Учитывая этапы технологии развития критического мышления, разработана технологическая карта логопедического занятия.
Технологическая карта урока
№ п/п | Время | Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Оборудование урока |
1 | Организационный момент | ||||
2. | Этап вызова: - актуализация знаний, - пробуждение познавательных интересов, - определение направлений в изучаемой теме | Развитие психических функций | Индивидуально, в парах, в группах | ||
Релаксация | |||||
3 | Основной этап реализации смысла (осмысление): - организация активной работы с материалом - постановка учебной задачи | Материал по теме | Индивидуально, в парах | ||
3.1 | Словарная работа (по теме урока) Удовлетворение познавательных интересов | ||||
Физкультминутка | |||||
3.2 | Формирование отношения к теме | Контакт с новой информацией | |||
4. | Этап «Рефлексии» - соотнесение старых и новых представлений - обобщение изученного материала - определение направлений дальнейшего изучения материала | Уточнение и применение полученных знаний (подобрать, придумать) Закрепление знаний в письменных упражнениях | Индивидуально, в парах, в группах | ||
5. | Итог урока (обычное подведение итогов) |
На каждом этапе применяются различные приемы. На этапе «Вызов» используются следующие приемы: «Кластер», «Таблица «тонких» и «толстых» вопросов», «Мозговая атака», «Дерево предсказаний», «Ромашка Блума», «Верные и неверные высказывания», «Корзина идей», «Рассказ-предположение по ключевым словам», синквейн.
Рассмотрим некоторые из них. Таблица «толстых» и «тонких» вопросов может быть использована на любой из трех фаз занятия. На стадии «Вызов» задаются вопросы до изучения темы. Тонкие вопросы предполагают однозначные ответы, толстые - развернутые. Например, по теме урока «Безударные гласные»:
Тонкие вопросы | Толстые вопросы |
На какие звуки падает ударение? | Для чего нужно правильно ставить ударение в словах? |
Как называется слог, на который падает ударение? | В чем разница между ударной и безударной гласной? |
Может ли согласный быть ударным? | Какие гласные в безударном положении требуют проверки? |
Нужно ли ставить ударение в односложных словах? | Как проверить безударную гласную? |
На стадии «Вызов» может быть использован прием «Верные и неверные высказывания», когда учитель-логопед просит установить правильность утверждений на основе собственных знаний ученика. Позже на стадии «Рефлексия» ученики оценивают достоверность сделанных высказываний, используя полученную на занятии информацию.
На стадии «Осмысление» используются следующие приемы: «взаимоопрос», «кроссворд», «фишбоун».
«Взаимоопрос» - один из способов анализа и заучивания правил по любой грамматической теме в парах. Ученики читают текст и составляют вопросы к тексту. Затем задают друг другу вопросы по содержанию прочитанного. Данный способ способствует развитию коммуникативных навыков.
«Фишбоун» разбирает задание «по косточкам». Выдаются тексты с ошибками. Учитель называет ошибки, которые необходимо найти. На доске рисуется скелет рыбы. В верхней части выписываются ошибки, анализируются и в нижней части проверяются. В «хвост» пишется вывод: что нужно знать, чтобы обнаружить ошибки. Прием используется не только при закреплении материала, но и при изучении новой темы. Развивает умение ученика определять проблему, задавать вопросы, оперировать правилами и применять их. При работе в группе включаются процессы взаимоконтроля, взаимопроверки и взаимопомощи.
На стадии «Рефлексия» при составлении «синквейна» от ученика требуется резюмировать учебный материал. Такой вид работы развивает образное мышление. Стихотворение из пяти нерифмованных строк составляется по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему; 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль; 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы; 4 строка – фраза, несущая определенный смысл; 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
По теме «Предложение»:
Предложение
Простое, распространенное
Выражает, сообщает, поясняет
Имеет интонационную окраску
Мысль
Также для полного понимания темы и формулировки основных правил может быть использован прием «Письмо по кругу». Учитель предлагает каждому ученику по очереди выбрать из списка слова по теме, записать их и составить связное высказывание.
Указанные приемы развития критического мышления способствуют устранению ошибок на письме через осмысленное оперирование грамматическими понятиями.
Список литературы:
1. Популяризация критического мышления / сост. Дж. Л. Стил, К. Мередит, Ч. Темил, С. Уолтер. Пособие 2. - М. Изд-во ИОО, 1997.
2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - С-Пб: «Альянс «Дельта» совм. С издательством «Речь», 2003.
3. Загашев И.О., Заир – Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство “Альянс “Дельта”, 2003.
4. Муштавинская И.В., Трофимчук Г.А. Технология развития критического мышления: Методическое пособие. – СПб: ИРО “Смена”, 2004.
5. Козырева Л.М. Методические пособия. - Ярославль: «Академия развития», 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие логического мышления у учащихся начальных классов с использованием технологии развития критического мышления
Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...
Теория развития критического мышления
Развитие критического мышления через чтение при обучении младших школьниковЗадачи – научить школьников:- выделять причинно-следственные связи- рассматривать новые идеи и знания в контексте-понимать, к...
Технологические приемы использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо
Критическое мышление - это проверка предложенных решений с целью определения области их возможного применения, то есть в природе критического мышления заложена потребность принимать, перерабатывать и ...
Технологическая карта урока окружающего мира с использованием технологии развития критического мышления по теме "В ледяной пустыне"
Урок по предмету «Окружающий мир», 4 класс, разработан по технологии (ТРКМЧП). Данная технология ориентирована на развитие личности каждого ученика, ибо изучение предметного материала осуществляется н...
Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления "Размножение и развитие животных" 3 класс Тема урока: «Размножение и развитие животных»
Методическая разработка урока по окружающему миру по теме "Размножение и развитие животных" 3 класс с использованием технологии развития критического мышления. УМК "Школа России"...
Использование технологии развития критического мышления младших школьников на занятии в ГПД
Статья об использовании технологии развития критического мышления младших школьников на занятии в ГПД. Краткое описание технологии ТРКМ, информация о важности развития познавательного интереса у ...