Технологическая карта логопедического занятия с использованием теории развития критического мышления
методическая разработка по логопедии (1, 2, 3, 4 класс) на тему

«Технологическая карта логопедического занятия с использованием ТРКМ» (Теория развития критического мышления).

В материале представлена технологическая карта логопедического занятия с элементами технологии развития критического мышления. Этапы данной технологии соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. В настоящее время социальные запросы определяют основную цель образования - «научить учиться». Логопедия – часть образовательного процесса и должна соответствовать современные устремлениям, искать пути их решения на занятиях. Основное направление общеобразовательной школьной логопедии - коррекция письма и чтения. ТРКМ помогает ученикам анализировать свои ошибки и понимать причину их возникновения. При подготовке к занятиям учитель определяет круг стоящих перед учениками проблем, а в дальнейшем, когда ученики будут к этому готовы, помогает им сформулировать эти проблемы самостоятельно. Работа превращается в целенаправленную, содержательную деятельность, Использование на логопедических занятиях элементов данной технологии способствует осознанной коррекции письма и чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта логопедического занятия с использованием теории развития критического мышления

Чурикова Е.А.
Санкт-Петербург, Россия

Выбор теории развития критического мышления для технологической карты занятия не случайный. Виды работ, представленные в теории, соответствуют фазам урока по новым образовательным стандартам. Наиболее эффективно их применение при дизорфографии. Задания активизируют мыслительные процессы, способствуют развитию орфографической зоркости. Возможности критического мышления направлены на развитие у учащегося ряда важных качеств: готовности к планированию, гибкости мышления, настойчивости в достижении цели, способности к самоконтролю. Добавляются новые интересные виды работ.

Учитывая этапы технологии развития критического мышления, разработана технологическая карта логопедического занятия.

Технологическая карта урока

№ п/п

Время

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оборудование урока

1

Организационный момент

2.

Этап вызова:

- актуализация знаний,

- пробуждение познавательных интересов,

- определение направлений в изучаемой теме

Развитие психических функций

Индивидуально, в парах, в группах

Релаксация

3

Основной этап

реализации смысла (осмысление):

- организация активной работы с материалом

- постановка учебной задачи

Материал по теме

Индивидуально, в парах

3.1

Словарная работа (по теме урока)

Удовлетворение познавательных интересов

Физкультминутка

3.2

Формирование отношения к теме

Контакт с новой информацией

4.

Этап «Рефлексии»

- соотнесение старых и новых представлений

- обобщение изученного материала

- определение направлений дальнейшего изучения материала

Уточнение и применение полученных знаний (подобрать, придумать)

Закрепление знаний в письменных упражнениях

Индивидуально, в парах, в группах

5.

Итог урока (обычное подведение итогов)

На каждом этапе применяются различные приемы. На этапе «Вызов» используются следующие приемы: «Кластер», «Таблица «тонких» и «толстых» вопросов», «Мозговая атака», «Дерево предсказаний», «Ромашка Блума», «Верные и неверные высказывания», «Корзина идей», «Рассказ-предположение по ключевым словам», синквейн.

Рассмотрим некоторые из них. Таблица «толстых» и «тонких» вопросов может быть использована на любой из трех фаз занятия. На стадии «Вызов» задаются вопросы до изучения темы. Тонкие вопросы предполагают однозначные ответы, толстые - развернутые. Например, по теме урока «Безударные гласные»:

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

На какие звуки падает ударение?

Для чего нужно правильно ставить ударение в словах?

Как называется слог, на который падает ударение?

В чем разница между ударной и безударной гласной?

Может ли согласный быть ударным?

Какие гласные в безударном положении требуют проверки?

Нужно ли ставить ударение в односложных словах?

Как проверить безударную гласную?

На стадии «Вызов» может быть использован прием «Верные и неверные высказывания», когда учитель-логопед просит установить правильность утверждений на основе собственных знаний ученика. Позже на стадии «Рефлексия» ученики оценивают достоверность сделанных высказываний, используя полученную на занятии информацию.

На стадии «Осмысление» используются следующие приемы: «взаимоопрос», «кроссворд», «фишбоун».

«Взаимоопрос» - один из способов анализа и заучивания правил по любой грамматической теме в парах.  Ученики читают текст и составляют вопросы к тексту. Затем задают друг другу вопросы по содержанию прочитанного. Данный способ способствует развитию коммуникативных навыков.

«Фишбоун» разбирает задание «по косточкам». Выдаются тексты с ошибками. Учитель называет ошибки, которые необходимо найти. На доске рисуется скелет рыбы. В верхней части выписываются ошибки, анализируются и в нижней части проверяются. В «хвост» пишется вывод: что нужно знать, чтобы обнаружить ошибки. Прием используется не только при закреплении материала, но и при изучении новой темы. Развивает умение ученика определять проблему, задавать вопросы, оперировать правилами и применять их. При работе в группе включаются процессы взаимоконтроля, взаимопроверки и взаимопомощи.

На стадии «Рефлексия» при составлении «синквейна» от ученика требуется резюмировать учебный материал. Такой вид работы развивает образное мышление. Стихотворение из пяти нерифмованных строк составляется по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему; 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль; 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы; 4 строка – фраза, несущая определенный смысл; 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

По теме «Предложение»:

Предложение

Простое, распространенное

Выражает, сообщает, поясняет

Имеет интонационную окраску

Мысль

Также для полного понимания темы и формулировки основных правил может быть использован прием «Письмо по кругу». Учитель предлагает каждому ученику по очереди выбрать из списка слова по теме, записать их и составить связное высказывание.

Указанные приемы развития критического мышления способствуют устранению ошибок на письме через осмысленное оперирование грамматическими понятиями.

Список литературы:

1. Популяризация критического мышления / сост. Дж. Л. Стил, К. Мередит, Ч. Темил, С. Уолтер. Пособие 2. - М. Изд-во ИОО, 1997.

2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - С-Пб: «Альянс «Дельта» совм. С издательством «Речь», 2003.

3. Загашев И.О., Заир – Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство “Альянс “Дельта”, 2003.

4. Муштавинская И.В., Трофимчук Г.А. Технология развития критического мышления: Методическое пособие. – СПб: ИРО “Смена”, 2004.

5. Козырева Л.М. Методические пособия. - Ярославль: «Академия развития», 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления у учащихся начальных классов с использованием технологии развития критического мышления

Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ  «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...

Теория развития критического мышления

Развитие критического мышления через чтение при обучении младших школьниковЗадачи – научить школьников:- выделять причинно-следственные связи- рассматривать новые идеи и знания в контексте-понимать, к...

Технологические приемы использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Критическое мышление - это проверка предложенных решений с целью определения области их возможного применения, то есть в природе критического мышления заложена потребность принимать, перерабатывать и ...

Технологическая карта урока окружающего мира с использованием технологии развития критического мышления по теме "В ледяной пустыне"

Урок по предмету «Окружающий мир», 4 класс, разработан по технологии (ТРКМЧП). Данная технология ориентирована на развитие личности каждого ученика, ибо изучение предметного материала осуществляется н...

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления "Размножение и развитие животных" 3 класс Тема урока: «Размножение и развитие животных»

Методическая разработка урока по окружающему миру по теме "Размножение и развитие животных" 3 класс с использованием технологии развития критического мышления. УМК "Школа России"...

Использование технологии развития критического мышления младших школьников на занятии в ГПД

Статья об использовании технологии развития критического мышления младших школьников на занятии в ГПД. Краткое описание технологии ТРКМ, информация о важности развития познавательного интереса у ...