1. Психоаналитическая теория | Зигмунд Фрейд | 1) человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и, как правило, иррациональными влечениями; 2) эти влечения преимущественно бессознательны; 3) попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов; 4) индивидуальное развитие определяется не только структурой личности, но во многом и событиями раннего детства; |
3. Теория когнитивного развития личности | Жан Пиаже | Развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика. Теория исследует рост разумности, которая означает способность более точно отражать окружающий мир и выполнять логические операции над образами концепций, возникающих во взаимодействии с окружающим миром. |
4. Теория нравственного развития | Лоренц Кольберг | Согласно этой теории, у моральных рассуждений, составляющих основу этического поведения, есть шесть идентифицируемых стадий развития, на каждой из которых ответы на моральные дилеммы более адекватны, чем на предыдущей. Представители разных обществ и культур не различаются по степени принятия основных ценностей. Центральным понятием модели является понятие справедливости. Критериями моральной зрелости, достижения высшего уровня морального развития являются как принятие универсальных этических принципов, так и выработка личностью новых моральных ценностей, собственной этической концепции. Основные моральные нормы и принципы личности не являются автоматически усвоенными «внешними» нормами и не складываются вследствие опыта наказания и вознаграждения, а вырабатываются в ходе социального взаимодействия. |
1. Культурно-историческая теория | Лев Семёнович Выготский | В этом подходе Л.С. Выготский предлагает рассматривать социальную среду не как один из факторов, а как главный источник развития личности. В развитии ребенка, замечает он, существует как бы две переплетенных линии. Первая следует путем естественного созревания, вторая состоит в овладении культурой, способами поведения и мышления. По теории Выготского, развитие мышления и других психических функций происходит в первую очередь не через их саморазвитие, а через использование ребенком "психологических орудий", путем овладения системой знаков-символов, таких как - язык, письмо, система счета. |
3. Теория деятельности А. Н. Леонтьев | Алексей Николаевич Леонтьев | Главный тезис теории звучит так: не сознание формирует деятельность, а деятельность формирует сознание. Главная сущность концепции основывается на тесной взаимосвязи сознания и деятельности. Структура деятельности – это динамическая система взаимодействия субъекта с миром, в которой выделяются действия и операции как основные составляющие деятельности. Предметом деятельности является то, с чем она непосредственно связана, например, предметом учебной деятельности являются знания, умения, навыки, а предметом трудовой деятельности рабочего является материальный продукт им создаваемый. Для любой деятельности характерна определенная структура, в которой выделяются составные её части – это действия и операции. операционально-техническая сторона деятельности | мотивационно – потребностная сторона деятельности | особая деятельность | мотив | действие | цель | операции | условия | психофизиологические функции | - |
А.Н.Леонтьев называл деятельностью такие процессы, которые характеризуются тем, что мотив (побуждение к деятельности) совпадает с тем, на что направлен данный процесс в целом. Ученый считает, что любая деятельность состоит из нескольких уровней, т.е. имеет иерархическое строение. Одна деятельность от другой отличается предметами, т.е. мотивами. Первый уровень представляет особая деятельность, её предметом (мотивом) может быть что-то вещественное и что-то идеальное. Процесс встречи потребности с предметом он называет опредмечиванием потребности, т.е. происходит рождение мотива. Схематически это можно представить так: потребность –> предмет –> мотив. Мотивы разбиваются на два класса – осознаваемые и неосознаваемые. Осознание мотивов является внутренней работой, а неосознаваемые мотивы в сознании проявляются в форме эмоций и личностных смыслов. Успешная деятельность с точки зрения мотива вызывает положительные эмоции, неуспешная деятельность – эмоции отрицательные. Мотивы образуют иерархическую систему и не осознаются в полной мере, а проявляются в ситуациях конфликта мотивов. В структуре деятельности второй уровень представлен действиями, которые направлены на реализацию цели. Ставя перед собой цель, человек становится активным и не просто реагирует на действие стимула, а активно организует свое поведение. Как необходимый компонент действие включает акт создания – это постановка и удержание цели. Акт поведения одновременно есть действие, потому что в процессе деятельности человек совершает внешние движения. Самым низким уровнем в деятельности является уровень психофизиологических функций – это физиологическое обеспечение психических процессов, т.е. способность к ощущениям, двигательная способность, фиксация следов прошлых воздействий и др. Выделяется два вида деятельности – внешняя и внутренняя. К внешней деятельности относятся различные формы, выражающиеся в предметно-практической активности. В результате происходит взаимодействие субъекта и объекта, например, игра детей, уборка помещения, строительство здания, закручивание болтов и др. Отличительной особенностью внутренней деятельности является то, что взаимодействие субъекта и объекта от прямого наблюдения скрыто, например, решение задачи, создание писателем произведения, работа актера над ролью, эмоции после просмотра фильма и др. Внутренние действия экономизируют усилия человека, дают возможность быстро выбрать действие нужное, чтобы избежать ошибок. Особенность концепции Леонтьева заключается в том, что структура деятельности и структура сознания связаны друг с другом в рамках целостной системы. Анализу структуры сознания предшествует обычно анализ структуры деятельности и это связано с генетическим подходом, но сознание генетически понимается как продукт деятельности. Деятельность управляется сознанием и в то же время сама им управляет – это главный тезис теории деятельности А.Н. Леонтьева. Сознание, как и деятельность, имеет свое строение, свою внутреннюю целостность, свою логику. Если представить жизнь человека как систему сменяющих друг друга, сосуществующих или конфликтующих деятельностей, то сознание их объединяет и обеспечивает варьирование, развитие, их иерархию. |
4. Теория развивающего обучения Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов | Даниил Борисович Эльконин, Василий Васильевич Давыдов | Психологические основы теории развивающего обучения Эльконина и Давыдова основываются на материалах Выготского о зоне ближайшего развития. Ученые предполагают, что детям доступны дедуктивные способы обучения, теоретический уровень сознания, а также логика науки и истории культуры. Главная цель — формировать способности к саморазвитию, самопознанию и рефлексии через специально организуемый процесс обучения. Технология развивающего обучения Эльконина-Давыдова берет за основу теорию, которую должен получить ребенок. Это и есть содержание данного вида обучения. Методом выступает организация учебной деятельности детей в группе.
Структура учебной деятельности (по Д. Б. Эльконину): 1. мотивация учения –система побуждений, которая заставляет ребёнка учиться, придаёт учебной деятельности смысл; 2. учебная задача, то есть система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действий; 3. учебные действия те, с помощью которых усваивается учебная задача, то есть все действия, которые ученик делает на уроке; 4. действия контроля– те действия, с помощью которых контролируется ход усвоения учебной задачи; 5. действие оценки – те действия, с помощью которых мы оцениваем успешность усвоения учебной задачи. |