Дополнительная общеразвивающая программа "Школа развития для первоклашек"
рабочая программа (1 класс) на тему
Дополнительная общеразвивающая программа "Школа развития для первоклашек"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_razvitiya_dlya_pervoklashek_glagoleva_yu.m.rar | 28.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеразвивающая программа
Школа развития для первоклашек
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа для 1 класса составлена на основе программы факультативного курса «Развитие познавательных способностей» (РПС), направленна на формирование готовности и способности, обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию. Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа учитывает возрастные, обще учебные и психологические особенности младшего школьника.
В процессе учебной деятельности школьников большую роль, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей. Прежде всего, занятия отличаются тем, что ребёнку предлагаются задания не учебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников. Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и обще учебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Курс создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребёнка.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются обще учебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.
Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.
Курс включает 143 занятия: 1 занятие в день при пятидневной рабочей неделе.
Время проведения: после основной нагрузке в школе.
Место проведения: занятия проводятся в кабинете 105.
Цель программы – способствовать развитию познавательных, личностных, коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся.
Задачи:
- Создать условия для развития у детей познавательных интересов;
- Формировать стремление ребёнка к размышлению и поиску;
- Развить чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.
- Развить психические познавательных процессы: различные виды памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- Формировать и развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других.
Формы организации внеурочной деятельности:
Формы организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Формы и режим занятий.
Составленный календарный график не противоречит Типовому положению об общеобразовательном учреждении, Закону РФ «Об образовании».
Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на занятиях:
- Просмотр статистических изображений на учебных досках и экранах отражённого свечения — 10 минут.
- Просмотр телепередач — 15 минут.
- Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отражённого свечения — 15 минут.
- Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатуре — 15 минут.
- Прослушивание аудио- записи — 20 минут.
- Прослушивание аудио — записи в наушниках — 10 минут.
Каждый первоклассник обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения. Для детей с нарушениями слуха и зрения парты, независимо от их роста, ставятся первыми, причем для детей с пониженной остротой зрения они размещаются в первом ряду от окна. Столы в классных комнатах располагаются так, чтобы можно было организовать фронтальную, групповую и парную работу обучающихся на занятиях. По возможности учебники и дидактические
Планируемые результаты.
Коммуникативные УУД: научатся самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
Регулятивные УУД: умение классифицировать объекты по различным основаниям; устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта;
Познавательные УУД: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы; планирование своих действий под руководством учителя; приобщение к исследовательской и проектной работе. Умение делать выводы и обобщения.
Способами определения результативности программы являются:
Диагностика, проводимая в начале и в конце каждого года.
В начале года тесты способностей позволяют выявить и измерить уровень развития тех или иных психических функций, познавательных процессов. Такие тесты чаще всего связаны с диагностикой познавательной сферы личности, особенностей мышления и обычно называются также интеллектуальными. К ним относятся комплекс методик психологической диагностики.
В конце года тесты достижений ориентированы на выявление уровня сформированности конкретных знаний, умений и навыков и как меры успешности выполнения, и как меры готовности к выполнению некоторой деятельности. В качестве примеров могут служить все виды тестовых испытаний.
Содержание программы.
1 год обучения(143ч)
Тема № 1. Знакомство.
Теория: объяснение значимости изучения теоретических основ и практических навыков данной программы.
Тема № 2. Входная диагностика.
Практическое задание: выполнение диагностических заданий по теории и практике.
Тема № 3. Развитие концентрации внимания.
Теория: беседа о значимости развития внимания, как можно развивать внимание. Знакомство с правилами самоорганизации внимания.
Практическое задание: выполнение заданий, упражнений на развитие произвольного внимания детей (лабиринты, игра «Лови мяч», «Кто внимательнее» упражнения на сравнение, ориентирование: найди данные объекты на схеме, сравни картинки и найди отличие)
Тема № 4. Развитие слуховой памяти.
Теория: беседа о значимости развития слуховой памяти, как можно развивать слуховую память.
Практическое задание: выполнение заданий, упражнений на развитие слуховой памяти: запомнить картинку и ответить на вопросы
Тема № 5. Развитие зрительной памяти.
Теория: беседа о значимости развития зрительной памяти, как можно развивать зрительную память.
Практическое задание: выполнение заданий, упражнений на развитие зрительной памяти: запомнить набор картинок, запомни и нарисуй последовательность предметов
Тема №6. Совершенствование мыслительных операций.
Практическое задание: решение задач
Тема № 7. Развитие воображения.
Теория: беседа о значимости развития воображения, как можно развивать воображение.
Практическое задание: выполнение заданий, упражнений на развитие воображения: дорисуй картинку).
Тема № 8. Развитие логического мышления.
Теория: беседа о значимости развития логического мышления, как можно развивать мышление.
Практическое задание: выполнение заданий, упражнений на развитие мышления (выделение признаков предметов, узнавание предметов по признакам).
Тема № 9. Развитие физической активности
Теория: беседа о значимости развития физических способностей, как их можно развивать
Практическое задание: выполнение заданий, упражнений на развитие физической активности
Тема № 10. Развитие образного мышления
Теория: беседа о значимости развития образного мышления, как можно развивать мышление.
Практическое задание: выполнение заданий, упражнений на развитие мышления
Тема № 11. Развитие творческих способностей
Теория: беседа о значимости развития творческих способностей, как их можно развивать .
Практическое задание: выполнение заданий, упражнений на развитие творческих способностей: оригами, лепка, аппликации, рисунок.
Тема № 12. Развитие речи.
Теория: беседа о значимости развития речи, как можно развивать речь.
Практическое задание: выполнение заданий, упражнений на развитие речи: дополни предложение составь по картинке рассказ, дополни сказку, рассказ;
Тема № 13. Промежуточная диагностика.
Практическое задание: выполнение диагностических заданий по практике за полугодие
Тема № 14. Итоговая диагностика.
Практическое задание: выполнение диагностических заданий по практике за год.
Тематическое планирование 1 класс.
№ п/п | Название темы | Количество часов | Примечание | ||
Всего часов | Теоритич. | Практич. | |||
1 | Знакомство | 1 | 1 | ||
2 | Входная диагностика | 1 | 1 | ||
3 | Развитие концентрации внимания | 15 | 1 | 14 | |
4 | Развитие слуховой памяти | 14 | 1 | 13 | |
5 | Развитие зрительной памяти | 15 | 1 | 14 | |
6 | Совершенствование мыслительных операций | 14 | 14 | ||
7 | Развитие воображения | 11 | 1 | 10 | |
8 | Развитие логического мышления | 12 | 1 | 11 | |
9 | Развитие физической активности | 14 | 1 | 9 | |
10 | Развитие образного мышления | 12 | 1 | 11 | |
11 | Развитие творческих способностей | 15 | 1 | 15 | |
12 | Развитие речи | 17 | 17 | ||
13 | Промежуточная диагностика | 1 | 1 | ||
14 | Итоговая диагностика | 1 | 1 | ||
Итого | 143 | 9 | 134 | ||
Список литературы
- О.Холодова Юным умникам и умницам (информатика, логика, математика). Методическое пособие для учителя.- М.: РОСТ — книга,2011.
- Акимова М.К., Козлова В.Т. Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся 1-3 классов.-М.,1993.
- ДеннисонП., Деннисон Г. Гимнастика для развития умственных способностей.-М.,1992.
- Л. М. Шипицина Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста.-С. 2008.
- 1000 веселых загадок для детей. М.: ООО Издательство «ACT», 2003.
- Гельфан ЕМ. Игры и упражнения для маленьких и больших. М., 1961.
- Бесова М.А. В школе и на отдыхе.-Ярославль,1998
- Завязкин О.В. “Играя, развиваем память”, ЗАО “БАО - Пресс”,-2005г.-16с.
- 1000 веселых загадок для детей. М.: ООО Изда тельство «ACT», 2003.
- Завязкин О.В. “Играя, развиваем память”, ЗАО “БАО - Пресс”,-2005г.-16с.
- Никитин Ю.З., Никитина Е. Ю. “Сборник игр для детей”, М. “Изд-во “Металл”,-1995г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модернизация дополнительной общеразвивающей программы с учётом ведения в неё основных требований ФГОС
Методическая рекомендация педагога дополнительного образвания МБОУ ДОД ЦДТ "Восход" городского округа Самара Романовской Аллы Леонтьевны по теме: "Модернизация дополнительной общеразвивающей про...
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по рукопашному бою.
Актуальность предлагаемой образовательной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы физкультурно-спортивной направленности в области единоборств, развития физических...
Дополнительная общеразвивающая программа "Вокальная студия"
Программа «Вокальная студия» адресована учащимся дошкольного и младшего школьного возраста. Срок реализации - 5 лет.Работа в рамках программы осуществляется по двум...
Дополнительная общеразвивающая программа "Музыка"
Дополнительная общеразвивающая программа "Музыка" для учащихся дошкольного возраста. Срок реализации - 2 года....
Дополнительная общеобразовательная- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Кукольный театр".
Аннотация к программе объединения «Кукольный театр» Программа «Кукольный театр» ориентирована на всестороннее развитие одарённости ребёнка,...
Программа платной дополнительной образовательной услуги "Школа развития для первоклашек"
Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда и не всем детям дают возможность реализоваться как личности: проявить себя творчески, показать свою индивидуальность. Занятия «...
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»
Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...