Дополнительная общеразвивающая программа "Школа развития для первоклашек"
рабочая программа (1 класс) на тему

Глаголева Юлия Мадисовна

Дополнительная общеразвивающая программа "Школа развития для первоклашек"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_razvitiya_dlya_pervoklashek_glagoleva_yu.m.rar28.07 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеразвивающая программа

Школа развития для первоклашек

Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа для 1 класса составлена на основе программы факультативного курса «Развитие познавательных способностей» (РПС), направленна на формирование готовности и способности, обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию. Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа учитывает возрастные, обще учебные и психологические особенности младшего школьника.

В процессе учебной деятельности школьников большую роль, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей. Прежде всего, занятия отличаются тем, что ребёнку предлагаются задания не учебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников. Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и обще учебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Курс создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребёнка.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются обще учебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.

Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

Курс включает 143 занятия: 1 занятие в день при пятидневной рабочей неделе.

Время проведения: после основной нагрузке в школе.

Место проведения: занятия проводятся в кабинете 105.

 Цель программы – способствовать развитию познавательных, личностных,    коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся.

Задачи:

  1. Создать условия для развития у детей познавательных интересов;
  2. Формировать стремление ребёнка к размышлению и поиску;
  3. Развить чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.
  4. Развить психические познавательных процессы: различные виды памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  5. Формировать и развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других.

Формы организации внеурочной деятельности:

Формы организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Формы и режим занятий.

Составленный календарный график не противоречит Типовому положению об общеобразовательном учреждении, Закону РФ «Об образовании».

  Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на занятиях: 

  • Просмотр статистических изображений на учебных досках и экранах отражённого свечения — 10 минут.
  • Просмотр телепередач — 15 минут.
  • Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отражённого свечения — 15 минут.
  • Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатуре — 15 минут.
  • Прослушивание аудио- записи — 20 минут.
  • Прослушивание аудио — записи в наушниках — 10 минут.

     Каждый первоклассник обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения. Для детей с нарушениями слуха и зрения парты, независимо от их роста, ставятся первыми, причем для детей с пониженной остротой зрения они размещаются в первом ряду от окна.     Столы в классных комнатах располагаются так, чтобы можно было организовать фронтальную, групповую и парную работу обучающихся на занятиях. По возможности учебники и дидактические

Планируемые результаты.

Коммуникативные УУД: научатся самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

Регулятивные УУД: умение классифицировать  объекты по различным основаниям; устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта;

Познавательные УУД: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы; планирование своих действий под руководством учителя; приобщение к исследовательской и проектной работе. Умение делать выводы и обобщения.

Способами определения результативности программы являются:

Диагностика, проводимая в начале и в конце каждого года.

В начале года тесты способностей позволяют выявить и измерить уровень развития тех или иных психических функций, познавательных процессов. Такие тесты чаще всего связаны с диагностикой познавательной сферы личности, особенностей мышления и обычно называются также интеллектуальными. К ним относятся комплекс методик психологической диагностики.

В конце года тесты достижений ориентированы на выявление уровня сформированности конкретных знаний, умений и навыков и как меры успешности выполнения, и как меры готовности к выполнению некоторой деятельности. В качестве примеров могут служить все виды тестовых испытаний.

Содержание программы.

1 год обучения(143ч)

Тема № 1. Знакомство.

Теория: объяснение значимости изучения теоретических основ и практических навыков данной программы.

 Тема № 2. Входная диагностика.

Практическое задание: выполнение диагностических заданий по теории и практике.

Тема № 3. Развитие концентрации внимания.

Теория: беседа о значимости развития внимания, как можно развивать  внимание. Знакомство с правилами самоорганизации внимания.

Практическое задание: выполнение заданий, упражнений на развитие произвольного внимания детей (лабиринты, игра «Лови мяч», «Кто внимательнее» упражнения на сравнение, ориентирование: найди данные объекты на схеме, сравни картинки и найди отличие)

 Тема № 4. Развитие слуховой памяти.

Теория: беседа о значимости развития слуховой памяти, как можно развивать  слуховую память.

Практическое задание: выполнение заданий, упражнений на развитие слуховой памяти: запомнить картинку и ответить на вопросы

Тема № 5. Развитие зрительной памяти.

Теория: беседа о значимости развития зрительной памяти, как можно развивать  зрительную память.

Практическое задание: выполнение заданий, упражнений на развитие зрительной памяти: запомнить набор картинок, запомни и нарисуй последовательность предметов

 Тема №6. Совершенствование мыслительных операций.

Практическое задание: решение задач

Тема № 7. Развитие воображения.

Теория: беседа о значимости развития воображения, как можно развивать  воображение.

Практическое задание: выполнение заданий, упражнений на развитие воображения: дорисуй картинку).

Тема № 8. Развитие логического мышления.

Теория: беседа о значимости развития  логического мышления, как можно развивать  мышление.

Практическое задание: выполнение заданий, упражнений на развитие мышления (выделение признаков предметов, узнавание предметов по признакам).

Тема № 9. Развитие физической активности

Теория: беседа о значимости развития физических способностей, как их можно развивать  

Практическое задание: выполнение заданий, упражнений на развитие физической активности

Тема № 10. Развитие образного мышления

Теория: беседа о значимости развития  образного мышления, как можно развивать  мышление.

Практическое задание: выполнение заданий, упражнений на развитие мышления

Тема № 11. Развитие творческих способностей

Теория: беседа о значимости развития творческих способностей, как их можно развивать  .

Практическое задание: выполнение заданий, упражнений на развитие творческих способностей: оригами, лепка, аппликации, рисунок.

Тема № 12. Развитие речи.

Теория: беседа о значимости развития речи, как можно развивать речь.

Практическое задание: выполнение заданий, упражнений на развитие речи: дополни предложение составь по картинке рассказ, дополни сказку, рассказ;

Тема № 13. Промежуточная диагностика.

Практическое задание: выполнение диагностических заданий по  практике за полугодие

Тема № 14. Итоговая  диагностика.

Практическое задание: выполнение диагностических заданий по  практике за год.

Тематическое планирование 1 класс.

№ п/п

Название темы

Количество часов

Примечание

Всего часов

Теоритич.

Практич.

1

Знакомство

1

1

2

Входная диагностика

1

1

3

Развитие концентрации внимания

15

1

14

4

Развитие слуховой памяти

14

1

13

5

Развитие зрительной памяти

15

1

14

6

Совершенствование мыслительных операций

14

14

7

Развитие воображения

11

1

10

8

Развитие логического мышления

12

1

11

9

Развитие физической активности

14

1

9

10

Развитие образного мышления

12

1

11

11

Развитие творческих способностей

15

1

15

12

Развитие речи

17

17

13

Промежуточная диагностика

1

1

14

Итоговая диагностика

1

1

Итого

143

9

134

Список литературы

  1. О.Холодова Юным умникам и умницам (информатика, логика, математика). Методическое пособие для учителя.- М.: РОСТ — книга,2011.
  2. Акимова М.К., Козлова В.Т. Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся 1-3 классов.-М.,1993.
  3. ДеннисонП., Деннисон Г. Гимнастика для развития умственных способностей.-М.,1992.
  4. Л. М. Шипицина Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста.-С. 2008.
  5. 1000 веселых загадок для детей. М.: ООО Издательство «ACT», 2003.
  6.  Гельфан ЕМ. Игры и упражнения для маленьких и больших. М., 1961.
  7. Бесова М.А. В школе и на отдыхе.-Ярославль,1998
  8. Завязкин О.В. “Играя, развиваем память”, ЗАО “БАО - Пресс”,-2005г.-16с.
  9. 1000 веселых загадок для детей. М.: ООО Изда тельство «ACT», 2003.
  10. Завязкин О.В. “Играя, развиваем память”, ЗАО “БАО - Пресс”,-2005г.-16с.
  11. Никитин Ю.З., Никитина Е. Ю. “Сборник игр для детей”, М. “Изд-во “Металл”,-1995г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модернизация дополнительной общеразвивающей программы с учётом ведения в неё основных требований ФГОС

Методическая рекомендация педагога дополнительного образвания МБОУ ДОД ЦДТ "Восход" городского округа Самара Романовской Аллы Леонтьевны по теме: "Модернизация дополнительной  общеразвивающей про...

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по рукопашному бою.

Актуальность предлагаемой образовательной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы физкультурно-спортивной направленности в области единоборств, развития физических...

Дополнительная общеразвивающая программа "Вокальная студия"

Программа «Вокальная студия»  адресована учащимся  дошкольного и младшего школьного возраста.  Срок реализации - 5 лет.Работа в рамках программы осуществляется  по двум...

Дополнительная общеразвивающая программа "Музыка"

Дополнительная общеразвивающая программа "Музыка" для учащихся дошкольного возраста. Срок реализации - 2 года....

Дополнительная общеобразовательная- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Кукольный театр".

Аннотация к программе объединения «Кукольный театр»      Программа  «Кукольный театр»  ориентирована на всестороннее развитие одарённости ребёнка,...

Программа платной дополнительной образовательной услуги "Школа развития для первоклашек"

Строгие рамки урока и насыщенность программы  не всегда и не всем  детям дают возможность реализоваться как личности: проявить себя творчески, показать свою индивидуальность. Занятия «...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»

Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...