Использование элементов сказкотерапии при работе с детьми с ОВЗ
статья (1 класс) на тему
вВ материале выделены основные функции сказкотерапии, методы ратоты со сказкой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_skazkoterapii_2016g.docx | 24.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование
элементов сказкотерапии
в работе с детьми с ОВЗ
Подготовила педагог
КГК ОУ школа № 1
Кашаева И.В.
2016год
Сказкотерапия- это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения.
Сказкотерапия- метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в своём творчестве известные и зарубежные, и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, Вачков И.В., М. Осорина, Е. Лисина, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие.
Сказкотерапия- означает «лечение сказкой». Как пишет Вачков И.В., сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.
Вовремя рассказанная сказка для ребёнка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребёнка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идёт на внутреннем, подсознательном уровне.
Функции сказок
Выделяют несколько основных функциональных особенностей сказок.
- Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания.
- Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации: о жизненно важных явлениях;
- о жизненных ценностях;
- о внутреннем мире автора (в случае авторской сказки).
3. В сказке в символической форме содержится информация о том:
- как устроен этот мир, кто его создал;
- что происходит с человеком в разные периоды его жизни;
- какие этапы в процессе самореализации проходит женщина;
- какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина;
- какие препятствия можно встретить в жизни и как сними справляться;
- как приобретать и ценить дружбу и любовь;
- какими ценностями руководствоваться в жизни;
- как строить отношения с родителями и детьми;
- как прощать.
Работа со сказками начинается с её анализа, обсуждения. Когда сказочные смыслы будут проработаны и связаны с реальными жизненными ситуациями, можно использовать и другие формы работы со сказками: изготовление кукол, рисование, песочную терапию.
Ткач Р.М. считает, для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определённых правил её создания:
- Сказка должна быть в чём-то идентичной проблеме ребёнка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.
- Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребёнок может сделать новый выбор при решении своей проблемы. Либо в этом должен помочь психолог.
- Сказочный сюжет должен разворачиваться в определённой последовательности:
Жыли были.
Начало сказки, встреча с её героями.
Начиная с 5 лет, рекомендуют делать главными героями фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр.
Примерно с 5-6 лет ребёнок предпочитает волшебные сказки.
В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки.
И вдруг однажды…
Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребёнка.
Из-за этого…
Показано в чём состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.
Кульминация.
Герои сказки справляются с трудностями.
Развязка.
Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.
Мораль сказки…
Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.
Сказка оказывает мягкое влияние на поведение ребёнка, происходит замещение неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребёнку смысла происходящего.
Надо сказать, что применение сказок ограничено по возрасту (примерно до 11-13 лет) и проблематике.
В сказкотерапии в зависимости от решаемых проблем можно использовать как русские народные сказки, так и сказки русских и зарубежных авторов, где главным персонажем является девушка или женщина, т.е. героиня, а не герой.
Например, русские народные сказки «Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», «Снегурочка», сказка С.Т. Аксакова «Аленький цветочек», сказки зарубежных авторов «Золушка» и «Спящая красавица» Ш. Перро, «Госпожа Метелица» братьев Гримм и другие. Есть мужские сказки ( «Царевна-лягушка», где хотя и просматривается женский путь, но главным героем является мужчина).
К детским сказкам можно отнести:
«Красная шапочка» Ш. Перро, и русские народные сказки «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят» и ряд других сказок как русских так и зарубежных авторов.
Для индивидуальной или групповой работы может быть предложена любая сказка, её необходимо читать вслух. Сказочная ситуация, которая задаётся ребёнку, должна отвечать определённым требованиям
- Ситуация не должна иметь правильного готового ответа («принцип открытости» );
- Ситуация должна содержать актуальную для ребёнка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки;
- Ситуация и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребёнка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи.
Основные методы сказкотерапии
По мнению Чех Е.В. можно выделить несколько методов сказкотерапии.
- Рассказывание сказки.
- Рисование сказки.
- Сказкотерапевтическая диагностика.
- Сочинение сказки.
- Изготовление кукол.
- Постановка сказки.
Метод «Рассказывания сказки»
Любое рассказывание сказки уже терапевтично само по себе. Лучше сказку именно рассказывать, а не читать. Психолог и ребёнок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя её всю, либо отдельные элементы. Ребёнок может сочинять сказку самостоятельно.
Самостоятельное придумывание продолжения сказки и её рассказывание ребёнком позволяет выявить его спонтанные эмоциональные проявления, которые обычно не отмечаются в поведении ребёнка, но в тоже время действуют в нём.
Согласно Л. Дюсс, если ребёнок прерывает рассказ и предлагает неожиданное окончание, отвечает торопливо, понизив голос, с признаком волнения на лице (покраснение, бледность, потливость, небольшие тики); отказывается отвечать на вопросы, у него появляется настойчивое желание опередить события или начать сказку сначала- всё это следует рассматривать как признаки патологической реакции на текст и соответственно невротического состояния.
Метод «Рисование сказки»
Желательно после этого сказку нарисовать, слепить или представить в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, клиент воплощает всё, что его волнует, чувства и мысли. Тем самым, освобождаясь от тревоги или другого чуства, которое беспокоило.
Качество изображения не имеет значения. При сильных чувствах возможно появление в рисунках ребёнка или взрослого всяческих чудищ, огня или тёмных красок. Новый рисунок на тему той же сказки может быть уже спокойнее, краски будут уже более светлые.
Для рисования лучше взять карандаши (желательно гуашь, если рисуете что-то конкретное, акварель, если приходится рисовать свои ощущения, эмоции).
Как считает Чех Е.В. абсолютно всё, что нас окружает, может быть описано языком сказки.
В своей работе мы использовали русскую народную сказку «Теремок»
Цель: развитие групповой сплоченности, воображения, творческой активности, овладение невербальными средствами общения, умения взглянуть на себя со стороны, освоение новых способов поведения.
Работа со сказкой
Роли сказочных персонажей распределялись по карточкам, на выбор или с помощью считалочки. У детей была возможность побывать в роли любого сказочного героя.
Перед началом постановки сказки педагог вместе с детьми даёт характеристику каждому герою, наделяет его определёнными обязанностями.
После показа сказки педагог предлагает ученикам обсудить свои впечатления: «Что понравилось или не понравилось? Получилась ли роль? Для чего звери стали жить вместе? Какой получился теремок?
В дальнейшем детям предлагается рисование сказки, любимого сказочного персонажа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему: "Сказкотерапия в работе с детьми младшего школьного возраста в условиях школы".
В повседневной жизни каждый человек с самого рождения и до глубокой старости сталкивается с мифами ,былинами, притчами, баснями, сказками, оказывающими свое влияние на него, которое бывает даже ...
"Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда"
Нетрадиционные приемы коррекционной работы логопеда....
Использование элементов сказкотерапии во внеурочной деятельности
Сказкотерапия - означает "лечение сказкой". Сказку используют и врачи, и психологи, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решить его профессиональные задачи....
Использование элементов биоэнергопластики в работе учителя-логопеда
Чаще всего речевое недоразвитие определено первичным дефектом двигательной сферы, что обуславливает наличие дизартрического компонента в речи. Поэтому коррекционная работа с такими детьми насыще...
Сказкотерапия при работе с детьми с овз
статья о влиянии сказок на личность ребенка...
Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми с ОВЗ
Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми с ОВЗ...
Прием сказкотерапии в работе с детьми с ОВЗ
Изучение проблемы использования сказкотерапии для формирования общечеловеческих ценностей особенно актуально в настоящее время, поскольку, будучи активным, хотя и не директивным внушением, сказка в св...