"Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда"
статья на тему
Нетрадиционные приемы коррекционной работы логопеда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
babkina_a.v.docx | 20.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста.
Сказкотерапия – это занятие с помощью сказки, направленное на решение какой-либо проблемы.
Если говорить о использовании сказкотерапии в работе логопеда, то особенность метода состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии и согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью.
Занятия с использованием элементов сказкотерапии – это игровая методика, которая направлена не только на коррекционную работу, но и на гармоническое развитие личности ребенка с общим недоразвитием речи.
Работа со сказкой обеспечивает выполнение следующих целей:
- постановка звукопроизношения. Развитие звуковой культуры речи детей, обогащение словаря, развитие грамматического строя, связной, выразительной речи;
- обучение детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки;
- развитие у детей мышления и воображения, эмоциональной отзывчивости, памяти.
- умение создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажа сказки, узнавать сказочные ситуации по заместителям;
- развитие умения подбирать заместители по цвету, величине, форме, характеру персонажа сказки;
- развивать понимание сказки на основе построения наглядной модели;
- уметь использовать заместители при пересказе не только всей сказки, но и отдельных эпизодов;
- воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.
Речевые задачи сказкотерапии:
- развитие дыхания
- развитие темпа и выразительности речи
- развитие мелкой и общей моторики
- развитие мимических мышц
- автоматизация звуков
- формирование лексико-грамматических форм речи
- Развитие связной и диалогической речи
- Развитие звукослоговой структуры слова
Чтобы добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, использую организацию занятий со сказочной тематикой т. к. данные занятия более целесообразны для активизации речи, развития познавательных процессов и соответствуют детским психофизическим данным, а также максимально реализуют потенциальные возможности детей. Умение конструировать слова, словосочетания и предложения. Например:
- придумать несколько однокоренных слов (снег-снежок, снегурочка, снежинка и т. д.);
- срифмовать два слова, обращая при этом внимание на развитие фонематического слуха (кузнец-удалец), а затем можно снова переходить к рифмованной цепочке и двустишиям как предвестникам словотворчества;
- составить длинное, распространенное предложение в игре «От каждого по словечку»: «Колобок» - «Колобок покатился» - «Колобок покатился по тропинке» - «Колобок покатился по лесной тропинке» и т. д.
- «Дует сильный ветер» - ШШШШ, «Бежит ручеек» - ссссс, «Большой и маленький колокольчик» - Л Л-ль ль, «Гномик чихает» - ач, ач, и т.д.
- «Покажи хитрую лису», Злого волка», «Трусливого зайца», «Как улыбается ласковое солнышко?».
Работа ведется по 5 направлениям:
- Чтение сказки или облачение занятия сказочным сюжетом, введение в занятие сказочного героя.
- Проживание или проигрывание (рассказывание, пересказ совместно с логопедом)
- Работа над речью (речевые упражнения)
- Инсценировка (зависит от сложности дефекта и речевой подготовленности детей).
- Сочинялки (самостоятельное придумывание сказки)
Так, развитие речевого общения должно происходить не только во время непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе игр, рисования, лепки, конструирования и других видов детской деятельности и в режимных моментах, т.к. в связи введением ФГОС, образовательная деятельность должна проходить на протяжении всего дня. Поскольку ведущим видом деятельности у дошкольников является игра, то сказка может стать составной частью игры, благодаря которой дети научатся слушать друг друга, пересказывать и сочинять свои собственные сказки, у детей будет развиваться диалогическая и монологическая речь, память и воображение.
Если позволяет планирование, я стараюсь включить в свою работу и родителей.
Реализации данного опыта позволяет получить следующие результаты:
- повышение уровня речевого развития;
- развитие индивидуальных особенностей в творческой речевой деятельности;
- использование речевых форм выразительности речи в разных видах деятельности и повседневной жизни;
- повышение интереса к книге;
- установление эмоционального состояния детей;
- при взаимодействие с семьей позволяет достичь наибольших результатов в работе с дошкольниками;
- повышение педагогической культуры родителей по проблеме;
- приобщение дошкольников к художественной литературе посредством сотрудничества с родителями.
В работе с дошкольниками данная методика применяется не так давно. Сказки для детей должны быть короткие, интересными и простыми по своему содержанию и вызывать эмоциональный отклик у детей. Я использую простые, хорошо знакомые детям сказки, например «Курочка Ряба», «Репка», «Три медведя», «Теремок», «Заюшкина избушка»; Можно брать элементы сюжета, а не сказку целиком; При отборе языковых средств, необходимо учитывать, сложность речевого дефекта каждого ребенка.
В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий.
Выше упоминалось о том, что сказка оказывает психотерапевтический эффект, поэтому мы можем включать в коррекционную работу игры и упражнения направленные на:
- сплочение коллектива (дети становятся в круг. берутся за руки и «приглашают» сказку, передают шепотом друг другу имена героев в сказке);
- снятие эмоционального напряжения (дети представляют, как греются на солнышке, гуляют по лесу, убегают от злого волка);
- формирование творческих способностей (дети превращаются в персонажей сказок, стараясь передавать их характер через движения, мимику);
- развитие психических процессов (можно предложить ребенку сочинить сказку вместе или по очереди использую мнемотаблицы. Также возможен вариант, когда взрослый предлагает ребенку сочинить сказку на заданную тему или нарисовать ее.
На основании вышесказанного, можно сделать выводы о значении сказкотерапии в логопедической работе: у ребенка исчезают болезненные переживания, связанные с дефектами речи, укрепляется психическое здоровье, что способствует улучшению речевой адаптации; использование коррекционно-воспитательной работы приводит к положительной динамике в речевом развитии и эмоционально-волевой сфере; улучшается фонематическое восприятие, артикуляционная моторика, звукопроизношение, слоговая структура слова, языковой анализ, словарный запас, лексико-грамматический строй речи, связная речь.
Таким образом, через использование сказки, её сюжетных линий я могу решать многие коррекционные задачи. Этим я повышаю эффективность логопедической работы за счёт включения эмоционального компонента в образовательный материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда"
Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя - логопеда становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи...
Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда с учащимися с нарушением слуха
В статье говорится об использовании ИКТ на индивидуальных логопедичских занятиях с детьми, имеющими нарушения слуха. Указаны названия программ, по которым работает учитель-логопед, цели, преимущества ...
Использование элементов сказкотерапии при работе с детьми с ОВЗ
вВ материале выделены основные функции сказкотерапии, методы ратоты со сказкой....
Использование элементов биоэнергопластики в работе учителя-логопеда
Чаще всего речевое недоразвитие определено первичным дефектом двигательной сферы, что обуславливает наличие дизартрического компонента в речи. Поэтому коррекционная работа с такими детьми насыще...
Использование театральной деятельности в работе учителя-логопеда
В настоящее время, особое значение в российском образовании придаётся формированию ценностно-ориентационного подхода к развитию детей с ограниченными возможностями, их социальной адаптации и интеграци...
Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми с ОВЗ
Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми с ОВЗ...
Использование элементов акватерапии в работе учителя – логопеда с младшими школьниками с ОВЗ
Использование элементов акватерапии в работе учителя – логопеда с младшими школьниками с ОВЗ...