Прием сказкотерапии в работе с детьми с ОВЗ
статья

Изучение проблемы использования сказкотерапии для формирования общечеловеческих ценностей особенно актуально в настоящее время, поскольку, будучи активным, хотя и не директивным внушением, сказка в своих символах и коллизиях содержит зашифрованными важнейшие психологические характеристики, модели поведения, социально желательные убеждения и тем самым способствует становлению личности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya_v_rabote_s_detmi_s_ovz.docx10.19 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия в работе с детьми с ОВЗ

В настоящее время наибольшую популярность среди направлений в психотерапии начинает приобретать прием сказкотерапии -"синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур".

Сказкотерапию делят на несколько направлений, в пределах которых решаются развивающие, коррекционные, психодиагностические и терапевтические задачи. Каждый человек, специализирующийся на одном из этих направлений, может выбрать свою форму работы со сказками, наиболее близкую ему: исследовательскую и терапевтическую.

Дети с ограниченными возможностями здоровья - особая категория детей, имеющих психические или физические недостатки, которые являются причинами трудностей в обучении. Это могут быть дети с разными нарушениями: нарушениями зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, речевого или психического развития, с задержкой познавательной деятельности, а также с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы.

Самым проблемным моментом в социализации для детей с ограниченными возможностями здоровья является общепринятое взаимодействие с людьми. Эмоции “особых” детей неустойчивы, изменчивы. На одно и тоже повторяющееся явление они могут реагировать по-разному.

Коррекционная сказкотерапия как метод работы с детьми с ОВЗ рассматривает систематическое увеличение творческих способностей и потенциальных возможностей ребенка, благодаря которому осуществляется преодоление проблемных ситуаций с помощью “расширения спектра альтернативных реакций”. Суть его заключается в следующем: ребенок лучше адаптирован к условиям окружающего мира в зависимости от того, богат ли его арсенал моделями поведения и возможными реакциями.

Суть сказкотерапии такова: ребенку в сказочной форме предлагается множество моделей поведения в разных ситуациях с разными условиями и много разных исходов событий, предоставляется возможность проиграть, «переварить» как можно больше таких моделей. Таким образом, использование сказки позволяет расширить спектр примеров поведения и служит помощью для альтернативного решения сложных ситуаций, в то же время указывая на модели успешной реакции и поведения, значительно меняя его отношение к какой-либо ситуации. Важно, чтобы главный действующий персонаж психокоррекционной сказки должен быть как можно близок к ребенку по таким критериям, как характер, поведение, пол, интересам и возрасту. Проводящий сказкотерапию, описывает в сказке условия, в которых оказывается герой, метафорически передавая реальную сложную ситуацию-испытание, в которой оказался ребенок: структуру его взаимоотношений с окружающими, определенные черты характер, интересы, эмоциональные состояния, желания. Одним из главных плюсов является тот факт, что в психокоррекционных сказках можно «зашифровать» различные модели успешного разрешения проблемной ситуации. Ребенок может высказать свою позицию и одновременно с этим получает возможность быть услышанным, также ему удается научиться выстраивать свою линию поведения в группе, аргументировано отстаивать свое мнение и с пользой для себя принимать мнение других.

Важно правильно использовать сказкотерапию, чтобы тем самым помочь ребенку, а именно подготовить его к всевозможным жизненным ситуациям, решить возникшие проблемы. Все, что нас окружает, можно описать языком сказки.

Разные исследования сказкотерапии как метода психокоррекционной работы дают нам возможность сделать вывод о том, что в течении работы со сказками и разыгрывания сюжетов ребенок осознает, что даже в, казалось бы, необратимой ситуации, можно найти выход, только его нужно поискать. Мы также можем заметить, что ребенок усваивает закономерность: чтобы преодолеть все трудности нужно искать силы в самом себе. Важно, что большое значение при осуществлении психолого-педагогической коррекции с детьми дошкольного и младшего школьного возраста по преодолению трудностей в эмоционально-личностной сфере имеет сказкотерапия, которая предполагает проигрывание детьми эпизодов сказок. Психолого-педагогическая коррекция на основе работы со сказками позволяет ребенку на вербальном и эмоциональном уровне осознать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», примерить на себя роли обидчика и обиженного, слабого и сильного, заботливого и равнодушного, примерить на себя роль родителя и оценить свой поступок со стороны, а также позволяет ребенку иными глазами взглянуть на окружающую его реальность и близких людей.

Чтобы прием сказкотерапии оказался наиболее эффективным, он должен выполнять следующие условия:

·      сказка должна соответствовать социальному опыту ребенка;

·      сказка сопровождается иллюстрациями, которыми могут стать произведения живописи, художественные фотографии, изделия народных умельцев.

Также при использовании сказкотерапии уместно подобранное музыкальное сопровождение, которое усиливает восприятие.

Дети с ОВЗ в процессе сказкотерапевтических занятий получают первые представления о времени и пространстве, о связи человека с предметным миром, с природой, а также познает мир не только умом, но и сердцем. Этот прием дает каждому из детей альтернативную концепцию, которую он может как принять, так и отвергнуть.

Подводя итог, мы можем сказать, что прием сказкотерапии является действенным способом выявления мотивом, личностных тенденций, эмоционального внутреннего состояния и личных переживаний. Мы можем увидеть, как находясь в образе, ребенок может выявить наружу подавленные эмоции и желания, а также получит возможность попробовать примерить на себя некоторые модели поведения, которые они не могут осуществить в реальной жизни.

 

Литература:

1.         Сказкотерапия.docx[Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://vk.com/doc58720205_592083959?Hash=315e59f309649b5617&dl=6f84eb1cb425d52552- Дата доступа: 01.04.2021

2.         Доклад: Сказкотерапия как один из приемов коррекционной работы с детьми с овз [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://infourok.ru/doklad-skazkoterapiya-kak-odin-iz-priyomov-korrekcionnoy-raboti-s-detmi-ovz-3256953.html - Дата доступа: 01.04.2021


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра, как методологический прием в логопедической работе с детьми ОНР

Необходимость повышение уровня культуры общения учащихся в дидактическом процессе диктуется необходимостью повышения познавательной активности школьников, стимулирования их интереса к изучаемым предме...

Использование элементов сказкотерапии при работе с детьми с ОВЗ

вВ материале выделены основные  функции сказкотерапии, методы ратоты со сказкой....

Методическая разработка на тему: "Сказкотерапия в работе с детьми младшего школьного возраста в условиях школы".

В повседневной жизни каждый человек с самого рождения и до глубокой старости  сталкивается с мифами ,былинами, притчами, баснями, сказками, оказывающими свое влияние на него, которое бывает даже ...

Статья на тему "Сказкотерапия как одна из форм работы с детьми с ОВЗ"

Данная разработка предназначена для воспитателей коррекционных образовательных учреждений...

Сказкотерапия при работе с детьми с овз

статья о влиянии сказок на личность ребенка...

Сказкотерапия как инновационный метод работы с детьми ОВЗ

Цель сказкотерапии - воспитание ценностных ориентаций посредством сказки, формирование психологического здоровья детей,  гармонизация внутреннего мира ребенка....

Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми с ОВЗ

Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми с ОВЗ...