Воспитательная система класса
материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Денисова Валентина Терентьевна

Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания , представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я представлю вашему вниманию  (слайд1)воспитательную систему класса «Планета добра» для учащихся начальной школы. Начать своё выступление хочу словами замечательного русского педагога, психолога Л.С. Выготского(слайд  2) «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, значить вырастить угрозу для общества». На мой взгляд, именно в этих словах отражается суть воспитательной системы.

Актуальность воспитательной системы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - нравственным и трудолюбивым. Данная воспитательная система адаптирована для ежедневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.

Я, остановлюсь на самых основных положениях, представляемой воспитательной системы. Основные аспекты воспитательной системы «Планета добра» отражены в содержании программы воспитания и социализации обучающихся.

(слайд3)Цель воспитательной работы: создание условий для личностного развития воспитанников, обладающих нравственной культурой, интеллектуальным, творческим и физическим потенциалом, через урочную и внеурочную деятельность. Задачи отражены на слайде презентации.

В результате осуществления воспитательной системы «Планета добра» (слайд4) должен повыситься нравственный уровень обучающихся, патриотическое и гражданское сознание и самосознание, коммуникативная толерантность, позитивная социализация выпускников, должна появиться потребность творческой и интеллектуальной самореализации, посредством участия в конкурсах, викторинах, соревнованиях школьного, муниципального и регионального значения.

Из широкого спектра принципов воспитания в воспитательной системе используются принципы, предлагаемые Натальей Ивановной Дереклеевой(слайд5):

- принцип открытости (обучающиеся участвуют в планировании совместной деятельности, исходя из своих желаний и интересов)

- принцип деятельности (обучающимся нужна активная, значимая и полезная деятельность, где бы они могли использовать свой опыт, свои способности и таланты)

- принцип свободы выбора (обучающимся необходимо предоставлять возможность выбора дела с учетом их способностей)

- принцип обратной связи (необходимо изучать мнение воспитанников)

- принцип сотворчества (обучающиеся имеют право выбора партнера в совместной деятельности)

- принцип успешности (каждому обучающемуся необходимо чувствовать собственную значимость и успешность) Развитие  ребенка – целостный  процесс,  не учитывать этого в воспитательной работе нельзя. Мы все прекрасно знаем о том, что смысл всей школьной жизни заключен в единстве воспитания и обучения. Значительная часть воспитания проводится во время уроков. Какой бы не проводился урок, воспитательный аспект в нем должен присутствовать обязательно. Углубляться в учебный процесс слишком много не буду, остановлюсь на нескольких примерах, которые позволят представить, как вписывается воспитание в учебную деятельность. Я работаю по программе «Перспективная начальная школа» и, если можно так выразиться, в наши учебники авторы сами прописали разные формы работы, которые несут воспитательные задачи в учебную деятельность.  Начиная с 1-го класса, в учебники включены разные виды пиктограмм. Например, «работа в парах», «групповая работа», что  позволяет просмотреть взаимоотношения в коллективе, кто лидер, кто ведомый, культуру общения со сверстниками. Очень часто встречается пиктограмма «Выскажи свое мнение», что способствует формированию умения отстаивать свою точку зрения, а также признавать свою неправоту в случае ошибки. Учитель должен научить ребенка не бояться ошибок, каждый человек имеет право ошибиться. В учебнике также помещены задания разного вида сложности, что позволяет создать ситуацию успеха как для сильного ученика, так и для слабого. Успешность   приводит к эмоционально-комфортной обстановке на уроке. Во второй части учебника «Русский язык» размещены разные виды словарей, что обогащает словарный запас учащегося. Любой урок начинается с интриги, участниками которой являются сквозные герои всего комплекта Маша и Миша, а учащихся просят оказать им помощь в решении возникшей проблемы, задания типа «Помоги Мише».  А как богат урок литературного чтения воспитательными возможностями. Учащиеся дают нравственную оценку поведению героев произведений, опираясь на общепринятые нормы; в поэтических и живописных текстах учатся способности ценить мир природы и человеческих отношений, таких как привязанность, любовь, дружба.

        На  уроках  окружающего  мира воспитывается и чувство прекрасного, через красоту родной природы, и чувство патриотизма, через любовь к своему краю, к своей Родине, к самому себе, как частице этого целого.

Воспитание  нравственных  качеств,  норм  поведения – длительный  процесс,  и решить  эту  задачу  за  четыре  года  невозможно – впереди долгие годы школьной зрелости, но все же главную основу духовно-нравственного воспитания закладывает учитель начальных классов.

Но  как  бы  хорошо,  ни  осуществлялось  воспитание  в  процессе обучения,  нельзя  сводить  все  воспитание  только  к  обучению. Воспитание в большей мере должно осуществляться   во  внеурочной  деятельности. Поэтому и создаются воспитательные программы класса. 

Моя воспитательная система структурирована по 6 блокам(слайд 6), но приоритетным является духовно-нравственное направление или «Континент дружбы»; второй блок  «Гражданская республика» (патриотическое) , далее «Страна знаний» ( интеллектуальное направление); «Страна здоровья» ( спортивно-оздоровительное); «Островок творчества» (эстетическое) и « Семейная бухта» ( работа с семьей).

Программа реализуется в четыре этапа(слайд7 – по щелчку):1-й этап – "Познай себя – это интересно!"( самопознание); 2-й этап – "Сотвори себя – это необходимо!"(самосовершенствование );3-й этап – "Утверди себя – это возможно!"(самоутверждение);4-й этап – "Прояви себя – это реально!"(самореализация). Основными участниками реализации воспитательной системы «Планета добра» являются учитель, обучающиеся и их родители, а также социально-психологическая служба,  педагоги-предметники, педагоги дополнительного образования и другие.

С точки зрения психолого-педагогического подхода, каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной воспитательной системы опирается на результаты предыдущего года воспитания.

Учитывая, что ребёнок, приходя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года  обучения (слайд8)становится познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.

На   втором году воспитания(слайд9) закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», « сострадание» и «милосердие».

Третий год воспитания (слайд10)- год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам.    

Четвёртый год(слайд11) – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.

Повторюсь еще раз, что приоритетным направлением воспитательной системы является духовно-нравственное(слайд12), цель которого заключается в следующем - формировать нравственное поведение в социуме, создать условия для сознательного выбора поступков в соответствии с нравственными принципами, воспитывать желание и потребности нести добро людям. Основные понятия  направления: нравственный выбор, нравственная позиция, нравственное поведение, нравственные ценности и др. Некоторые  формы работы с классным коллективом по данному направлению представлены на слайде.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Помочь родителям в закладывании основы счастья в будущее своего ребенка, заинтересовать родителей школьной жизнью, привлечь их к внеклассной работе – цель работы классного руководителя  с семьей. (слайд13) По нравственному воспитанию совместно с родителями проведены следующие мероприятия, которые вы видите на слайде. Каким станет маленький человечек, зависит от родителей и учителя. Младшие школьники живут своим представлением о добре и зле, чести и бесчестии, у них свои критерии оценки красоты, человеческого достоинства. Чтобы проникнуть в этот « сказочный дворец детства», быть в нём наставником, надо, по Сухомлинскому, «стать в какой-то мере ребёнком». Надо безгранично любить этот мир, любить тех, кто в нём живёт. Становясь другом детей, учитель должен быть  образцом для подражания.

В классе действуют органы самоуправления. (слайд14) Создано 5 инициативных групп –5 малых созвездий.  Каждый ученик отвечает за определённое направление деятельности, имеет функциональные обязанности в органах ученического самоуправления класса. Смена поручений с обязательным подведением итогов происходит на классном собрании. В ходе собрания дети учатся анализировать и оценивать свою работу, а также работу одноклассников.

Уровень воспитанности и удовлетворенности школьной жизнью отслеживаются при помощи диагностических методик: анкетирования и тестового опроса учащихся и родителей, бесед, педагогического  наблюдения. (слайд15,16,17,18) Критерии для мониторинга и его результаты отражены на слайдах.

 Свое выступление хочу закончить строчками из «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания  личности гражданина России»: духовно-нравственное развитие достигает содержательной полноты и становится актуальным для самого обучающегося, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора. Таких проблем в России множество, и они не уходят даже из жизни самых благополучных, динамично развивающихся стран. (слайд19) Сделать себя нравственнее, добрее, чище – значит сделать таким мир вокруг себя. Спасибо за внимание! (слайд20)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель воспитательной системы класса

Структура модели воспитательной системы класса...

Концепция воспитательной системы класса /начальная школа/ "Колосок" (по Степанову)

Автор: Красникова Марина Борисовна Сайт: http//:guru1.ucoz.ru Воспитательная система класса "Колосок" ориентирована на учащихся начальной школы. Содержательная часть воспитательной системы основана ...

Воспитательная система класса

Воспитательный  процесс - серьезный кропотливый труд.  В данной системе представлена тематика классных часов по ПДД, ППБ, ОБЖ, нравственно - духовному воспитанию, прописана циклограмма работ...

Формирование экологической культуры школьников в рамках воспитательной системы класса

Целью воспитательной системы класса является воспитание социально - активной, нравственной, творческой личности, обладающей чувством гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества и своё б...

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса. Игровая модель "В солнечном городе"...

Модель воспитательной системы класса.

Создание для учащихся здоровьесберегающей среды в учебно-воспитательном процессе является актуальнымобоснованием модели воспитательной системы «Новое поколение»....

Воспитательная система класса, 3 класс, автор Давлетшина З.Г.

Система работы с классом, где преобладают учащиеся из неблагополучных семей. Проблемы класса, цель работы, направления работы, зона взаимодействия  (круг специалистов, коллектив родителей и педаг...