Сказки – хранители культуры
план-конспект занятия (3 класс) на тему
Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности "В гостях у сказки" - "Сказки – хранители культуры"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnol.karta_vneur.skazki_-_hraniteli_kultury.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочная деятельность «В гостях у сказки»
Занятие № 5
Учитель: Грузных Лариса Юрьевна
Класс: третий.
Тема занятия: «Сказки – хранители культуры»
Эпиграф: "В сказке, как в зеркале, отражается душа народа". В. Белинский
Цель: Создать условия для пробуждения интереса к сказкам как к хранителям народной культуры.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представление о роли сказок в культуре.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к прошлому, положительное отношение к культурному наследию;
- формировать умение работать в группах, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.
Развивающие:
- развивать речь (оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам;
- развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; обобщать знания: находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт и информацию, полученную ранее на занятии).
Тип занятия: занятие комплексного применения знаний и умений (закрепления).
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
Самоопределение к деятельности | - С добрым утром и с хорошим днем! - Наше занятие мы с улыбки начнем. - Посмотрите внимательно на доску. К какому занятию и вы, и я приготовились? - Чем мы занимаемся на этих занятиях. | Отвечают на вопросы учителя. | Регулятивные (умение прогнозировать предстоящую работу). Личностные (мотивация к закреплению и целенаправленной деятельности). |
Актуализация знаний. Постановка проблемы (цели, задач); | - А чему учат сказки? - А что такое культура? - Чтобы быть культурным человеком, что для этого надо? - Может ли один человек сохранить культуру хотя бы в одном городе или селе? - Вот так и сказка! Если прочитаешь, не задумываясь над каждой строчкой, то упустишь самое важное! - Как вы думаете, какой теме занятия мы сегодня скажем здравствуй? - А какую цель мы поставим перед собой. | Слушают диалог. Высказывают свое мнение. Для этого надо уметь совершать хорошие, добрые поступки. | Познавательные (умение извлекать информацию из представленного диалога) |
Мотивация учебной деятельности учащихся. | Прочитайте и объясните эпиграф. - Какие бывают сказки?
-С каких слов начинаются сказки?
- Какие устаревшие слова встречаются в сказках? - Есть ли в сказках волшебство? | Учащиеся отвечают на поставленный вопрос. Примерные ответы: (жили – были, в некотором царстве…) Устаревшие слова ( око, перст, уста, девица, молодец) | Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с задачей, планировать действия) |
Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые) в изменённой ситуации. | Мы с вами сейчас поговорим о волшебных вещах. То, что было чудом раньше, сейчас – самые обыкновенные вещи. Чудеса превратились в разные машины, изобретения. Я называю сказочный предмет, а вы должны догадаться, во что превратились эти чудеса. Игра «Волшебные вещи» - Гусли – самогуды (магнитофон) - Ступа (самолёт, ракета) - Клубок ниток, указывающий дорогу (компас) - Сани, что везут сами ( автомобиль) Мы недавно прочитали сказку о том как, в лесу жила старуха – убыр со своим сыном. Однажды сын ведьмы увидел в деревне красивую девушку и украл ее. О какой сказке идет речь? А по сюжету на какую русскую народную сказку она похожа? Подсказка (Загадка - Выходит девочка и плачет. – Что с тобой? «Как же мне не плакать? Скоро батюшка с матушкой вернутся, а я братца потеряла, не углядела за ним» (Русская народная сказка « Гуси-лебеди») Игра «Пропущенный кадр» Просмотр слайдов. Какого кадра не хватает? Чему учит нас эта сказка? Игра «звукорежиссеры» Сейчас проверим, как знаете вы сказки. Подсказками вам будут служить фразеологизмы. Что такое фразеологизм – не забыли? (устойчивые выражения) Командам нужно изобразить без слов предложенные им фразеологизмы. Им выдаются листки с приготовленными фразеологизмами. намылить шею (Госпожа Метелица, Красная Шапочка) водить за нос (коза – дереза, в одно ухо влетело в другое вылетело (Семеро козлят, Гуси –лебеди) развесить уши (Лиса и заяц) Игра «Кто я?» (4 группы – 1 представитель) (учащиеся задают наводящие вопросы) Немало на свете прекрасных сказок, но среди них есть и самые дорогие, самые любимые к которым мы всегда возвращаемся. Инсценировка сказки «Репка». У нас в классе есть актёры, которые покажут эту же сказку, на новый лад. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Участвуют в познавательных играх. | Коммуникативные (оформление своих мыслей в устной форме). Регулятивные (прогнозирование предстоящей работы). Познавательные (развивать умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов; выявлять сущность и особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; находить ответы на вопросы в иллюстрации). |
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) | Изготовить героев сказки. Игра «Сочини новое окончание сказки» - А сейчас давайте попробуем сочинить новое окончание сказки. Чтобы было легче справиться с заданием, предлагаю вопрос: - Неужели, вытащив репку, кошка бросилась на мышку, собака на кошку, внучка с палкой побежала за собакой, а дед с бабкой поругались? - А как бы вы закончили сказку? | Работают над творческим заданием (изготавливают героев сказки, сочиняют продолжение сказки) | Познавательные (выявлять сущность и особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы). Коммуникативные (развивать умения слушать и понимать других; строить речевые высказываниями соответствии с поставленными задачами) Личностные (развитие умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции) |
Озвучивание окончания сказки (все 4 группы) О чем эта сказка? - Это сказка о трудолюбии, но ещё и о взаимовыручке и силе единства. С любой работой можно справиться сообща, причём помочь могут не только большие, но и даже такие маленькие, как мышка.
| Озвучивают окончание сказки. | ||
Рефлексия | - Вы сегодня хорошо поработали. Какие впечатления остались от нашего занятия. Выразите его на «Лесенке чувств» Верхняя ступенька (зеленая) – мне все понравилось. Средняя ступенька (жёлтая) – мне не совсем все понравилось. Нижняя ступенька (красная) – мне занятие не понравилось. - Всем, большое спасибо за работу. Мне было с вами легко и интересно работать. | Ответы учащихся. | Познавательные (делать выводы) Коммуникативные (умение слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме) Регулятивные (оценивать учебные действия; осуществлять познавательную и личностную рефлексию) |
«Пропуск в сказку» участники группы получают необычным способом (разбиение на тройки, четвёрки)
Участники берут карточку, на которой написано слово и ищут еще двоих (троих), чтобы получилась "классическая тройка/четвёрка)".
- Красная Шапочка, Серый Волк, Бабушка, охотники
Герда, Кай, Снежная Королева, северный Олень
- Я расскажу о том, почему это со мной случилось. Я круглый, пышный, мягкий. Немного озорной, поэтому не послушался родителей и убежал от них. Но я весёлый и люблю петь. Я спел песни почти всем жителям леса. Но одна рыжая красавица была голодна. Я её пожалел и прыгнул к ней на язычок, чтобы она меня съела. Иначе бы я зачерствел и стал сухарём.
(Русская народная сказка « Колобок»).
- Герой этой сказки весёлый человечек. Он всё время, что-нибудь придумывает, всегда находит выход из сложных ситуаций. Он не любит подчиняться девочкам. Автор сказки жил в России. У героя есть друзья и враги. Сделан из необычного материала – дерева.
(Буратино)
«Всю жизнь боялась кошек. Вот и в этот раз пришла: мурлычет, скребётся, мол, помоги. А чем я, маленькая, серенькая могу помочь кошке? Но вижу, не обманывает. Выбежала в поле, смотрю, действительно моя помощь нужна…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебный проект "Хранитель времени"
Ссылка на проект "Хранитель времени"...
Как выбрать сказку. Развитие культуры речи учащихся
Сказка - это зернышко,из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений. Василий Александрович Сухомлинский КАК ВЫБРАТЬ СКАЗКУ?...
ПРЕПОДАВАНИЕ БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА В РЕСПУБЛИКЕ КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И РОДНОЙ ЯЗЫК. ЯЗЫК – ХРАНИТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ И ТРАДИЦИИ.
ПРЕПОДАВАНИЕ БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА В РЕСПУБЛИКЕ КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И РОДНОЙ ЯЗЫК.ЯЗЫК – ХРАНИТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ И ТРАДИЦИИ....
Человек-Хранитель культуры
Культура каждого народа России уникальна, а вместе они представляют из себя удивительный пазл, который будет неполноценным, если убрать какую-то часть. Наша же задача заключается в том, чтобы знать и ...
"Хранители предания в религиях мира".4 класс. Модуль "Основы мировых религиозных культур"
В ходе изучения темы учащиеся знакомятся с хранителями предания мировых религий от древних времён до наших дней....
Конспект урока по истокам .Тема "Город- труженик.Щит Отечества.Твердыня веры.Хранитель культуры."
Приобщение детей к истокам родного края, помощь в осознании понятия «Родной город», как неизменной ценности для человека....
Методическая разработка "Хранители предания в религиях мира" ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"4 класс УМК "Школа России"
Данную методическую разработку можно использовать на уроке ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозныз культур" в 4 классе УМК "Школа России". Разработка включает в себя конспект уро...