Как выбрать сказку. Развитие культуры речи учащихся
статья (1 класс) на тему
Сказка - это зернышко,
из которого прорастает эмоциональная
оценка ребенком жизненных явлений.
Василий Александрович Сухомлинский
КАК ВЫБРАТЬ СКАЗКУ?
Ребенок начинает интересоваться сказкой с раннего детства. И родители на Руси испокон веков обращались к своему чаду сначала с колыбельными, пестушками и прибаутками. Прибаутки, по сути, являются тем мостиком, по которому и проходит ребенок к сказке.
Как по реченьке лебедушка плывет,
Выше бережка головушку несет,
Белым крылышком помахивает,
На цветы водицу стряхивает.
Наша Маня подрастет, подрастет,
Влоль по улице лебедушкой пойдет,
Наберет воды в кринице,
Подаст матушке напиться.
Не правда ли, чем-то похоже на маленькую сказочку? Прибаутки, подобно сказкам, мелодичны, ритмичны, образны и познавательны. Именно эти признаки должны помочь родителям и воспитателям найти в сборниках сказок сюжеты, адресованные самым маленьким слушателям.
Одним из характерных приемов, с помощью которого часто выстраивается действие в сказке, является кумуляция - цепочка повторов. Этот прием хорошо известен нам по таким сказкам, как «Репка» и «Теремок». Подобная организация речи сказителя помогает маленькому ребенку прочнее освоиться в сказочном повествовании.
Психологи отмечают, что для лучшего понимания малышам необходимо опираться не только на словесное описание, но и на изображение. Зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий. Такими опорами могут быть как хорошо иллюстрированные детские книжки, так и действие, разыгранное родителями по сказке с помощью кукол. Важно помнить о том, что своим обликом рисованные или кукольные персонажи должны походить на своих реальных героев, а не изображаться карикатурно или гротескно.
Если для детей младшего и среднего возраста важен принцип наглялности для лучшего восприятия сказки, то для старших особенно значимо развитие внимания к слову, способности понимать и сопереживать словесно выражаемому действию.
КАКИЕ СКАЗКИ НУЖНЫ?
При чтении и разыгрывании сказок с детьми особым успехом пользуются сюжеты, в которых идет речь о взаимовыручке, восстановлении справедливости (как, например, в сказках «Зайкина избушка», «Кот и Петушок»), торжестве правды над обманом («Лисичка со скалочкой», «Коза и семеро козлят»), об опасности зазнайства и стремления к «легкому хлебу» («Заяц-хвастак», «Легкий хлеб», «Круть и Верть»). Сопереживание испытаниям, выпавшим на долю героя (или героини), особенно важно для детей дошкольного возраста.
Принципиальное значение здесь имеет и то, каков этот герой. Все мы свидетели тому, как человеки-пауки, роботы-монстры, живущие в канализации черепашки-ниндзя, триумфально удовлетворяют сегодня потребность детей в героическом. Герои же волшебных русских сказок наделены, как правило, целым рядом бесценных добродетелей. Отождествляя себя с ними, ребенок незаметно входит в систему нравственных ценностей, рожденных духовной традицией русского народа.
В отличие от «героев» массовой культуры, месть, скажем, не является тем импульсом, который ведет на подвиги героев русских сказок. Например, для того, чтобы уговорить Никиту Кожемяку сразиться со Змеем, царю приходится прибегнуть к особой «хитрости»: он приводит под окно Кожемяки двести детей, которых осиротил Змей. Глядя на их слезы, Никита «и сам прослезился». Сказка учит тому, что не жажда мести, но способность к состраданию может дать человеку такую силу, которая способна сделать его настоящим героем и привести к победе в неравном бою. Победив Змея, «сделавши святое дело», Никита за то «никакой награды не взял, а снова кожи мять отправился».
Волшебные сказки и героический эпос (былины) могут ответить на естественную, зарождающуюся в душе ребенка, жажду подвига. А если, вдобавок, в вашей детской найдется место для «богатырского облачения» и кукольных былинных персонажей, то с их помощью ребенок сможет самостоятельно придумывать сюжеты к своим играм. Подобные сюжетно-ролевые игры - прекрасная и увлекательная альтернатива натиску монстров-трансформеров.
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В ТОМ,ЧЕМУ УЧИТ КОНКРЕТНАЯ СКАЗКА?
С детства нам хорошо памятны пушкинские слова о том, что «сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Но только немногие взрослые сегодня могут похвастаться ясным пониманием того, на что намекает та или иная сказка. Как не ошибиться?
О том, что, прочитав сказку, мы восприняли ее «намеки» правильно, может свидетельствовать факт наличия аналогичных тем в других жанрах русского фольклора. Значимые темы не остаются в пределах мира сказки. Мы обязательно найдем их отголоски в песнях, пестушках, прибаутках и, конечно же, в пословицах и поговорках.
Попробуйте, прочитав сказку и поразмышляв над ней, выразить итог такого размышления русской пословицей. Для этого обратимся к любому сборнику, в котором пословицы подобраны по тематическим разделам. Русские пословицы помогут нам яснее «высветить» намеки народной мудрости, скрытые в сказке, по-новому взглянуть на нее.
Итак, попробуем вместе:
• «Колобок» - Чем хвалимся, на том и провалимся. На языке медок, да на сердце -ледок.
• «Теремок» - Не бравши топор, жилья не срубишь. Легко взято, легко и потеряно.
• «Репка» - Из многих малых одно большое выходит. Капля по капле и камень долбит.
• «Лиса и Журавль» - Как аукнется, так и откликнется. Каков привет, таков и ответ.
• «Курочка, Мышка и Тетерев» - Хочешь есть калачи - не лежи на печи.
• «Лисичка со скалочкой» - Тому худа не отбыть, кто привык неправдою жить.
• «Легкий хлеб» - Хлеб горбом достают. Без труда не выловить и рыбки из пруда.
• «Крошечка-Хаврошечка» - Кто правдой живет, тот добро наживет. Кто добро творит, того Бог благословит.
• «Царевна Несмеяна» - Не все то золото, что блестит. Телу - простор, душе - теснота.
Попробуйте самостоятельно продолжить этот список.
И помните о том, что предварительные размышления взрослого над текстом сказки помогут впоследствии верно расставить смысловые акценты в речи сказителя. Тогда слово сказки действительно станет благодатным и понесет слушателю уроки народной мудрости.
Сказка будит и пленяет мечту.
Она дает ребенку первое чувство героического, она учит его
мужеству и верности, она учит его созерцать человеческую судьбу,
сложность мира, отличие «правды от кривды».
Иван Александрович Ильин, русский философ
ВСЕ ЛИ СКАЗКИ ХОРОШИ?
До чего удивительно составлены, порой, сборники сказок! Так и кажется, что посвящали составители их не ребенку, а опытному взрослому путешественнику по сказочному миру, в котором не всегда все безупречно.
С «Безручкой», одной из самых глубоких и мудрых сказок о силе материнской любви, которая долготерпит и милосердствует, не ищет своего и все переносит, которая никогда не кончается (1 Кор. 13, 4), соседствует сказка «Семь Симеонов», откуда мы узнаем, что самым полезным человеком в государстве может оказаться вор: ему и милости царские в благодарность за пригодившееся «ремесло», и народный почет. Понятно недоумение вдумчивого читателя, ищущего в сказке заповеди нравственного закона.
Наличие в ряде русских сказок мотивов любования плутовством и даже кощунством не удивительно. Ведь сказка - явление культуры, в которой зачастую сплетено высокое и низкое, образцовое и безобразное, нравственное и безнравственное. Взрослый человек, сталкиваясь с теми или иными проявлениями, принимает или отвергает их - в соответствии с его жизненной позицией и ценностями, заложенными в детстве. В отношении же ребенка, у которого система ценностей только формируется, родителям необходим осмысленный и избирательный подход к выбору занятий, игрушек и чтения.
Размышляя над загадками русской сказки, один из исследователей, князь Евгений Николаевич Трубецкой, выделял три уровня жизнечувствия, отражаемых в сказке - как бы три ее этажа: нижний, средний и высший. Героям «нижнего этажа сказки» свойственны вульгарные жизненные идеалы. Самым элементарным их проявлением Трубецкой называет мечту о «легком хлебе» - стремлении «жирно есть, сладко пить и мягко спать». Воровство и плутовство здесь представляется одним из простейших способов обретения искомого жизненного идеала. Современно, не правда ли?..
Героям же «среднего» и «высшего этажа» сказки свойственно особое вдохновение, внежитейская мудрость. Приземистый идеал материального благополучия не для них. Их влечет «иное царство», таинственный предел, где встречается обыденное и чудесное, где обитает Краса Ненаглядная, по которой извечно томится душа человеческая. Здесь, на этих «этажах», и обитает «подлинная душа сказки».
Запоминается и передается из поколения в поколение
только то, что так или иначе дорого человечеству.
Самая устойчивость сказочного предания доказывает,
что сказка заключает в себе что-то для всех народов
и для всех времен важное и нужное, а потому незабываемое.
Князь Евгений Николаевич Трубецкой
Итак, при выборе сказок для домашнего чтения будем остерегаться таких сюжетов, в которых запечатлена романтизация воровства, хитрости, продажности (например, при сделках с колдунами или нечистыми силами) и прочих способов добычи «легкого хлеба», а также тех сказок, в которых звучит кощунственный смех над порядочностью, простодушием и святыней.
Смех такого рода можно встретить в тех сказках, где торжествуют ловкачи-обманщики («Хи-хи! Битый небитого везет!»), а также в целом ряде сюжетов, где высмеиваются священнослужители или во всю орудует разного рода нечисть.
Как при выборе сказки для чтения детям не попасться «на удочку» захватывающего сюжета и не оказаться заодно с героями подобного толка? Для этого нужно, поразмыслив над сказкой, понять для себя: на чьей стороне сказитель - тот, с чьих слов сложена сказка? Кому он сочувствует? Над кем посмеивается? Совпадает ли его жизненная позиция с вашей?
Многие народные сказки предупреждают об опасности стремления к «легкому хлебу», обогащению любым путем, духовной неразборчивости и неправедному сговору. Об этом, например, рассказывается в сказке «Горшечник». С молчаливого согласия одного горшечника в его мастерской наладили производство бес с бесятами. И выгодное дело оказалось: всего за три ночи изготовили сорок тысяч новеньких горшочков. Продал их горшечник весьма прибыльно - полный мешок денег домой привез. Да только после того жизнь его вся наперекосяк пошла: горшки люди покупать перестали («Знаем мы твои горшки! С виду казисты, а нальешь воды -сейчас и развалятся!»), а сам горшечник стал «по кабакам валяться».
Как говорится, сказка сказке рознь...
ОБЪЯСНЯТЬ ЛИ ДЕТЯМ СКАЗКУ?
Возникает естественный вопрос: нужно ли объяснять ребенку сказку, ее «уроки», анализировать содержание? Попробуем разобраться.
От соприкосновения со сказкой у ребенка рождается собственное впечатление. Чем младше ребенок, тем сильнее это впечатление отличается от видения взрослого. Логически мыслить ребенок еше не умеет, а сказка не учит его напрямую. Сказочные образы, стиль, язык сообщают малышу жизненно важную информацию исподволь. Лучший способ разрушить ее усвоение - это пуститься в бесконечные взрослые объяснения и разъяснения.
Марина Цветаева, вспоминая свои ранние детские впечатления от прочитанных стихов, писала: «Когда мать не спрашивала - я отлично понимала, то есть понимала и не думала, а просто видела. Но, к счастью, мать не всегда спрашивала, и некоторые стихи остались понятыми».
Датский психолог и психиатр Бруно Бе-тельхейм отмечает парадоксальную вешь: реалистические рассказы информируют ребенка, но не обогащают его так, как сказка; чем больше в них причинно-следственных объяснений, тем более не понятны, психологически неправдоподобны они для малыша.
Конечно, «понимание» ребенка сильно отличается от взрослого понимания. Но его впечатления ярче и образнее, чем у взрослых. Лишь со временем происходит осмысленное постижение глубины сказочного повествования, поэтому попытки совместного с ребенком анализа стоит предпринимать только в школьном возрасте. Но до этого момента опытные бабушки, как правило, мимоходом вспоминают сказочные коллизии вместе с малышом, как говорится, к слову: «Куда это ты, точно колобок, покатился? Смотри, как бы не нашлась на тебя лиса!»
Отвечать же нужно на те вопросы, которые по ходу «сказывания» сказки ребенок задаст вам сам. Добрый разум наживают не разом.
НУЖНА ЛИ СКАЗКЕ ПРИСКАЗКА?
В некотором царстве,
в некотором государстве,
А именно в том,
в котором мы живем.
Было это в невстве, в королевстве
на ровном месте.
Это не сказка, а только присказка
от Брянска ло Витебска,
я сказку буду говорить завтра после обеда,
поевши меда и хлеба,
Так вот, жил в том царстве...
Сказке, как известно, предшествует присказка. Присказка наводит мостик от нашего мира к миру сказочному. Она подготавливает сознание слушателя к путешествию в ирреальное, где, тем не менее, многое оказываетсянам знакомо по собственному опыту. Мы чудесным образом переносимся в неведомое тридесятое царство, которое сказочно далеко и сказочно близко - здесь, где мы живем.
Вот как писал о присказке русский философ Иван Ильин: «Задача присказки состоит в том, чтобы подготовить душу слушателя, вызвать в ней верную сказочную установку. Присказка должна спутать обыденный смысл, задуть свечку трезвого, прозаического сознания и раскрыть душевный слух для сказки, для ее художествен но-прикровенного, символически-мифического смысла. Она вызывает слушателя из его обыденного мышления, сбивает его с панталыку и опрокидывает его в бессмыслицу или путаницу, в замешательство и недоумение; а уж оттуда только ему забрезжит свет и смысл настоящей сказки».
Вот присказка для самых маленьких:
Как не в море-океане,
Не на острове Буяне
Стоит терем-теремок,
На лверях висит замок.
Мы замочек отопрем –
Сказку в гости позовем!
Слушай тихо и гляди...
Сказка, в гости приходи!
Для тех, кто постарше, могут прозвучать и другие:
Ой, люли, тара-ра-ра!
На горе стоит гора,
А на той горе дубок, На том лубе воронок,
Ворон в красных сапогах,
В позолоченных серьгах,
Сидит ворон на дубу –
Он играет во трубу:
Та-ра-ра, ту-ру-ру
Он играет во трубу!
День-деньской в трубу трубит,
К ночи - сказки говорит!
И птицы слетаются,
И звери сбегаются...
Вот и вы пришли
Присказку услышали!
Ту-ру-ру! Труба зовет,
Вот и сказка
к нам идет!
Попробуйте и вы сочинить присказку к любимой ребенком сказке или предложите ему пофантазировать вместе. А затем, пожалуй, можно попробовать пригласить гостей - на чаепитие и сказку, разыгранную с куклами...
КАК СОХРАНИТЬ САМОБЫТНОСТЬ ЯЗЫКА СКАЗКИ ПРИ ЕЕ ПЕРЕСКАЗЕ РЕБЕНКУ?
Итак, пришла, наконец, пора заметить, что к прочим достоинствам сказки, о которых шла речь выше, добавляется и то, что она открывает перед слушателем поэтику родной речи.
Современным родителям, привыкшим к оборотам бытового и газетного языка, бывает, порой, трудно сохранить благозвучие русской речи при «сказывании» сказки ребенку. Избежать этого поможет небольшая предварительная работа с текстом сказки.
Вооружимся карандашом и выделим хотя бы некоторые особенности сказочной речи прямо в тексте для того, чтобы, обратив на них внимание, затем не потерять при пересказе.
Итак, найдем в сказке и подчеркнем:
• зачин («В некотором царстве, в некотором государстве...»). Неопределенность места и времени, с одной стороны, рождает у слушателя ощущение ирреальности повествования, а с другой - позволяет представить себя его участником;
• рифмованные формулы-характеристики персонажей («Мышка-норушка»), времени («долго ли, коротко»), особенностей места и обстоятельств действия («леса дремучие, звери рыскучие», «выше леса стоячего, ниже облака ходячего»);
• эпитеты («палаты белокаменные», «уста сахарные»);
• кумулятивные приемы (повторы структурных частей);
• концовку («...стали жить-поживать, да добра наживать», «...и устроили они пир на весь мир, и я там был, мед, пиво пил...»).
Будем помнить, что сказка -жанр устного народного творчества. Она не читалась по книжке, ее подлинная жизнь обреталась именно в слове, в речи опытного сказителя. Сегодня же, в силу известных обстоятельств современной жизни, лучше родителей никто не сможет утолить извечное стремление детской души к глубине и духовной возвышенности сказочного повествования.
А учительское слово на ветер не молвится!
Сказка - это колыбель мысли, сумейте поставить воспитание ребенка так, чтобы он на всю жизнь сохранил волнующие воспоминания об этой колыбели. Красота родного слова, его эмоциональные краски и оттенки доходят до ребенка, трогают его, пробуждают чувство собственного достоинства, когда сердце касается сердца, ум -ума. Поэтическое звучание родного слова становится музыкой для ребенка, когда он сам берет в руки инструмент, сам творит музыку, видит, чувствует, как его музыка влияет на других людей. Василий Александрович Сухомлинский
Развитие культуры чтения учащихся.
Люди перестают мыслить, когда перестают читать.
Дени Дидро
Люди встревожены: статус чтения как средство интеллектуальной, духовной жизни общества явно идёт к снижению. На наших глазах возникает новое явление - функциональная неграмотность или получтение, охватившее огромные массы людей. Детский читательский негативизм стал нормой наших дней: книгой пользуются, с книгой работают, но не читают и не хотят читать. Переключение на компьютер и телевизор перекрыло ничем не заменимый источник, питающий ум и сердце ребёнка. Вместе с возникновением негативного отношения к печатному слову, и, прежде всего, к полноценной художественной литературе, падает культура, скудеет духовный мир нового поколения.
Не случайно, целевая федеральная программа: «Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи» (2003 - 2007 год ) задачу воспитания потребности в постоянном, вдумчивом чтении рассматривает как одну из самых актуальных.
Телевидение продолжает занимать значительное место в жизни детей и подростков. В течение последнего десятилетия оно стало наиболее распространенным способом проведения досуга у большинства детей. Таким образом, телевидение - это и образование, и отдых, и развлечение. Кинофильмы, сериалы и рекламные ролики задают определённые правила и модели поведения влияют на сознание и восприятие подростков. Это влияние проявляется в следующем:
- меняется восприятие печатного текста, оно становится более поверхностным и фрагментарным ( трудно концентрировать внимание на многостраничном тексте);
- меняется мотивация чтения и репертуар читательских предпочтений ( усиливается интерес к жанрам, широко представленным на телеэкране: детективом, триллерам, фэнтези, ужасам, киносериалам );
- предпочтение отдаётся печатной продукции с широко представленным видеорядом ( отсюда популярность у детей иллюстрированных журналов и комиксов );
- происходит упрощение огрубление речи.
Т.е. под влиянием телевидения чтение подростков доминирует развлекательная литература (кинороманы, детективы, «ужастики» ). Классическая литература в чтении почти не присутствует.
Попробуйте провести анкетирование с целью выявления читательских интересов в вашем классе:
1. Любишь ли ты читать?
2. Какие книги ты читаешь?
- фантастика
- детективы
- приключения
- энциклопедии
3. Какие книги, прочитанные за последние полгода, тебе запомнились?
4. Делишься ли ты с друзьями информацией о прочитанных книгах?
- всегда
- иногда
- никогда
5. Читаешь ли ты журналы? Какие?
Данные, полученные в ходе тестирования, дают возможность педагогу правильно строить свою дальнейшую работу с ребёнком, зная мнение детей по ряде вопросов. Учитель и родители получают возможность узнать читательские интересы, вкусы ребят, отношение к книгам. Как пробудить интерес к чтению? '
- дискуссии о книгах;
- викторины по отдельным произведениям;
- читательские конференции;
- библиотечные уроки в классе;
- конкурсы ( на самого читающего читателя, книжного полиглота, знатока ист. литературы, самых внимательных в путешествии по произведению и т.п. );
- библиотечные КВНы
Интересной формой работы может стать книжная рубрика: «Библиомания», которую готовят учащиеся класса. В классе вывешивается лист, на котором располагаются три колонки. Они могут выглядеть так:
Кто читает | Что читает | Может поделиться... |
В лист помещены фамилии ребят учителей, которые читают много литературы. Из этого листа можно узнать, чем интересуются педагоги и дети, кто может поделиться интересной книгой. Это стимулирует читательский интерес учащихся, даёт возможность убедиться, что читающих людей гораздо больше, чем наоборот.
Но без сотрудничества с родителями учителю не удастся добиться высоких результатов. Целесообразно, на мой взгляд, провести родительское собрание, где можно познакомить родителей с результатами анкетирования детей, также оценить свои способности, как руководителя чтения детей с помощью теста «Ваш ребёнок в зеркале чтения».
1. Некоторые родители считают, что любое чтение полезно. Другие считают, что за чтением должны следить учителя и библиотекари, а роль родителей в этом деле невелика. Напрасно некоторые родители гордятся тем, что их дети с удовольствием читают книги для взрослых. Чаще всего это не приносит пользы, т.к. дети воспринимают художественное произведение поверхностно, следят, главным образом, за развитием сюжета и улавливают лишь основное содержание книги.
Следя за чтением детей, надо обязательно стремиться к тому, чтобы книги были разнообразной тематики. Особенно надо обратить внимание на развитие у детей интереса к научно - популярной литературе.
В воспитании любви к книге у детей положительную роль играют незначительные на первый взгляд моменты. Так, например, наличие собственной библиотеке или просто полочки с книгами, возможность обмениваться книгами с товарищами, вызывает интерес детей к книге.
2. Как пробудить интерес к чтению: приёмы.
Для того чтобы приучить детей самостоятельно читать можно использовать следующий приём. Кто-нибудь из взрослых начинает читать ребёнку вслух. На самом интересном месте чтение прекращается. Увлеченный событиями в книге, желанием узнать, что произойдет дальше, ребенок, в большинстве случаев, продолжает читать самостоятельно. Позже взрослые должны обязательно его спросить, о чем он прочитал, похвалить за самостоятельность, выразить надежду, что он будет читать сам.
Можно рассказать ребенку хотя бы один, но самый занимательный этюд из какого-либо рассказа. Младший школьник обязательно спросит: « А что было дальше?» В ответ надо дать книгу: «Вот прочти. Здесь столько интересных историй».
3. Требования к чтению.
Родители должны очень терпеливо, но неуклонно требовать от ребенка, чтобы он запоминал фамилию автора и название книги. Перед чтением бывает полезно спросить у ребёнка, какие книги этого писателя он уже читал или слышал, что он знает о нём.
Надо, чтобы ребёнок читал книгу внимательно, не торопясь. Не следует рассказывать детям заранее, как развиваются события книги, чем она заканчивается.
4. Как развивать речь детей.
Надо стараться, чтобы дети рассказывали о прочитанном. Если на первых парах ребёнок затрудняется рассказать о прочитанном, можно ему помочь с помощью вопросов: «Что ты узнал из рассказа? Когда и где это было? Что тебе понравилось больше всего?»
Очень хорошо, если в семье практикуются совместные чтения вслух. Это сближает родителей и детей, помогает родителям лучше узнать ребят, понять их интересы и увлечения. Как читать вместе?
Прежде всего, выбирается интересная и занимательная книга, чтобы дети с удовольствием ждали вечера. Читать в слух следует по очереди: сегодня читает отец, завтра-сын. Чтение вслух-полезная тренировка для детей, они привыкают читать громко, выразительно, четко. Продолжительность такого чтения - не более 45 минут, чтобы оно не утомляло детей, не притупляло интереса к чтению.
Уместным будет вспомнить слова В. А.Сухомлинского: «Тот, кому недоступно искусство чтения, -невоспитанный человек, нравственный невежда».
Особенно остро стоит этот вопрос сегодня, потому что бестактность, грубость, враждебное отношение к людям возникают, как правило, из-за недостатков воспитания в семье.
Будем помнить, что привитие культуры общения, умение вести разговор, спасать словом, нести добро людям - одна из основных задач воспитания наших детей.
В.А. Сухомлинский писал: «Книга - это окошко, через которое дети видят и понимают мир и самих себя». Хотелось бы, чтобы это окошко было большим и широким и обязательно с чистыми, прозрачными стёклами.
Использованная литература:
1. Изучение читательских интересов школьников \\ВШ № 1,2001.
2. Что Читают современные школьники \\ ВШ №4,2004.
3. Развитие речи и общения детей \\ КР №1,1999.
Приложение № 1.
Бывало ли такое с тобой?
1. Когда папа, мама или бабушка читали тебе вслух книгу и вы потом все вместе обсуждали ее, обменивались впечатлениями: смеялись радовались или грустили вместе?
Да. Нет.
2. Возникало ли у тебя когда-нибудь желание после прочитанного что-то сделать собственными руками (нарисовать, вылепить, сочинить, разыграть сценку из произведения)?
Да. Нет.
3. Играл ли ты когда-нибудь, хотя бы мысленно в героев тех книг, которые читал(придумывал диалоги, действия, костюмы, декорации)?
Да. Нет.
4. Любишь ли ты рассказывать кому-либо о прочитанном? И слушать Рассказ другого о книге? Да. Нет.
5. Когда ты рассказываешь кому-нибудь о прочитанном, видоизменяешь ли ты текст (т.е. что-то добавляешь, что-то изменяешь, придумываешь) или точно придерживаешься того, как автор написал?
Да. Нет.
6. Бывало ли такое, что тебе хотелось плакать над книгой от жалости к герою.
Да. Нет.
7. Бывало ли такое с тобой, что тебя захватывало так , что ты забывал окружающий мир.
Да. Нет.
8. Узнавал ли ты когда-нибудь себя в прочитанной книге, свои переживания, черточки характера? Да. Нет.
9. Бывало ли такое с тобой, что, прочитав книгу раз, ты тут же снова взялся ее перечитывать?
Да. Нет.
10. Хотелось ли тебе когда-нибудь прочитать то, что ты смотрел по телевизору?
Да. Нет.
12. Ценишь ли ты начитанных людей?
Да. Нет.
13. Возникло ли хоть раз у тебя желание поговорить о книге с ее автором?
Да. Нет.
14. Есть ли у тебя любимцы среди вымышленных героев?
Да. Нет.
А теперь сосчитай все «да» и «нет» и послушай, что я скажу о тебе:
Если ответов «Да» больше, чем «Нет», то за тебя можно порадоваться: ты нашел себя в чтении, а значит, ты на верном пути. Ты чувствующая и творческая личность. Ты интересный собеседник, тебе всегда есть о чем поговорить с приятелем и с родителями тоже - ведь у вас есть общие светлые воспоминания, когда вы все вместе погружались в мир образов и уносились в мечтах далеко. Если у вас нет рядом приятеля, а родителей нет дома, то всегда найдутся те, с кем мысленно можно поговорить - твои любимые герои, встреча с которыми тебе доставит радость, стоит только взять книгу с полки, когда-то уже прочитанную тобой. Может быть, стоит найти новых друзей среди книг. И в радости и в горе они всегда будут с тобой.
Если было больше ответов «Нет», то я тоже рада за тебя, ибо у тебя еще все впереди. Еще не попалась тебе та единственная книга, которая всколыхнула бы твою душу, заставила волноваться, вызвала радостное беспокойство, желание помечтать. Приглядись к начитанным людям: как много они знают, как многое могут рассказать. Они словно прожили не одну жизнь, а несколько - так богат опыт их переживаний. Если случится тебе быть одному, если друг покинет тебя, знай, что тебе на помощь могут прийти те, кто жаждет с тобой подружиться: герои книг - твои сверстники и взрослые. Поройся на книжных полках библиотеки и, может быть, тебе повезет - ты найдешь книгу, написанную только для тебя.
Приложение №2
Ваш ребёнок в зеркале чтения (родителям)
Вопросы:
1. Часто ли вы читали вслух вашему ребёнку, когда он ещё не умел делать это сам?
а) практически каждый день (5)
б) часто (4)
в) редко, уделял мало времени этому занятию (3)
г) редко, только если попросит (2)
д) никогда этим не занимался (1)
2. Вспомните, легко ли вашему ребёнку далось обучение чтению?
а) да, это произошло очень быстро и без посторонней помощи (5)
б) ему понадобилось для этого немного времени (4)
в) мы долго занимались с ним (3)
г) наша помощь не помогла, он научился читать только в школе (2)
д) нет, он и сейчас читает неважно (1)
3. Постарайтесь определить интерес вашего ребёнка к чтению по следующим критериям:
а) это стало его любимым занятием (4)
б) он читает много, но только программные произведения (2)
в) чтение его мало интересует, он читает редко (1)
г) очень часто приходится заставлять его взять в руки книгу (0)
4. Наблюдая за читающим ребёнком, у вас складывается впечатление, что:
а) ему с трудом удаётся вникнуть в произведения (1)
б) он читает слишком торопливо, не вникая в смысл произведения (2)
в) он полностью погружен в чтение, часто не замечая происходящего вокруг (3)
5. Когда вы просите пересказать его прочитанное, он:
а) не может этого сделать (0)
б) часто путается, забывая основные детали (1)
в) рассказывает прочитанное очень близко к тексту (3)
г) добавляет к прочитанному от себя, придумывает новые детали, фантазирует (4)
6. Если ваш ребёнок занят чтением интересной книги, а по телевизору начались мультфильмы, какова его реакция:
а) он тут же бросает книгу и садиться к телевизору (0)
б) он может читать, отвлекаясь, подглядывая на экран (1)
в) телевизор не может помешать его чтению; это для него лишь 5-минутный отдых, а потом он вновь садится читать (3)
7. Если у вашего ребенка есть своя книжная полка, попробуйте по ней определить круг его чтения:
а) читает все подряд (0).
б) обожает детективы и приключения (1).
в) он так загружен учебой, что читает только программные произведения (2).
г) лучше почитает что-нибудь лирическое (3).
д) легкая литература не входит в сферу его интересов (4)
8. На ваш взгляд, на чтение вашего ребенка преобладающее влияние оказывает:
а) школа (2).
б) телевидение, кино (1).
в) Вы - родители (3).
г) как правило, он сам правильно выбирает, что читать (5)
д) что-то еще (4).
9. Как он относится к изучаемым в школе произведениям:
а) любит их читать (3).
б) с трудом выносит (2).
в) совсем не читает (1).
10. Где ребенок берет книги для чтения:
а) с детства он посещает библиотеки и умеет пользоваться каталогом (4).
б) у себя дома - у нас большая библиотека (3).
в) просит почитать у друзей (2).
г) затрудняюсь ответить (1).
11. Как вы сами оцениваете свои способности в руководстве чтением вашего ребенка:
а) отлично, чтение ребенка для меня - один из главных методов его воспитания; я уделяю этому большое внимание (5).
б) хорошо, я считаю, что чтение очень важно в развитии ребенка, но пусть читает по своему усмотрению (4).
в) удовлетворительно; я не слежу за тем, что и как читает мой ребенок, это обязанности школы(3).
Результаты:
9-15. Внимание! Книга не входит в круг интересов вашего ребенка, более того, возможно, он испытывает отвращение, неприязнь к чтению, что скажется отрицательно на его развитии. Вероятно, вы очень мало побуждаете его к этому занятию. Попробуйте исправить ошибку, заинтересуйте его, почитайте с ним вместе, начинайте с лёгких произведений. И поговорите с ним о прочитанном - это сблизит вас. Проконсультируйтесь у детского библиотекаря. Он, наверняка, поможет вам и вашему сыну (дочери ).
15-30. Ваш ребёнок принадлежит к категории тех читателей, которые читают время от времени, в основном выбор их литературы определяется школой. Он может прочесть книгу по необходимости, но, к сожалению, потребности в самостоятельном чтении не испытывает. Чтение по принуждению приносит мало пользы. Только радостное возвышает душу. Поэтому больше говорите дома о книгах, расскажите о тех, которые вас лично взволновали, расскажите так, чтобы не прочитать их было просто невозможно.
31 - 49. По всей видимости, ваш ребёнок любит читать и делает это с удовольствием. Круг его читательских интересов широк, книга для него - это средство познания мира и размышлений о жизни и о самом себе. Он способен на правильный самостоятельный выбор литературы. За чтением этого ребёнка не нужен контроль. Вы уже привили ему любовь к книге. Это вполне сформировавшийся читатель. Но общение с ним по поводу прочитанного никогда не будет для вас лишним.
50 - 56. Если ваш ребёнок входит в эту небольшую группу читателей, то мы можем поздравить вас. Книга прочно вошла в жизнь вашего ребёнка. Судя по всему, книга является членом вашей семьи. Ваш ребёнок - одарённый читатель. Он не только читает, но умеет по настоящему воспринимать прочитанное. Кроме того, он обладает хорошей образной памятью и наделён фантазией. Но, будьте осторожнее, чтобы чтение не стало для него инобытием действительности, уводящем от реальности. Пусть чаще сопоставляет книгу с жизнью. Помогите ему в этом, не лишая радости свободного чтения.
Приложение №3
Какой я читатель?
Поставь рядом с высказыванием знак «+» в том случае, если оно соответствует твоему мнению. Итак, какой я читатель:
1. Читаю быстро, «проглатываю» книги.
2. Читаю медленно, вчитываясь в каждое слово.
3. Читаю от случая к случаю любые книги, которые попадаются в руки.
4. Читаю с разбором, жалею время на ерунду.
5. Люблю читать для души, а не по указке кого - то.
6. Читаю по необходимости, чтобы выполнить задание.
7. Могу читать в любой обстановке, даже в шумной: увлекаюсь очень.
8. Вникаю в смысл книги только в тихой обстановке и при положительном внутреннем настрое.
9. Книгам не очень доверяю: ведь это вымысел.
10. Верю во всё, что в книге происходит.
11. Нет ничего скучнее чтения.
12. Чтение для меня самое интересное занятие.
13. Я никогда не пытаюсь поставить с1ш2 на место героев книг.
14. Читая книгу, я готов мысленно сражаться и переживать за героя, как за себя.
15. Кто написал книгу - для меня не имеет никакого значения.
16. Выбирая книгу и читая, я всегда интересуюсь автором.
17. Я рассуждаю так: книга - книгой, а жизнь - жизнью.
18. Для меня хороша книга - та же жизнь, которую я открываю и вместе с ней - открываю себя.
19. Чтобы быть читателем, не надо особого таланта - читай и всё.
20. Быть хорошим читателем - это способность, которую надо развивать.
Теперь сосчитай количество «+» в чётных и нечётных высказываниях.
Чётные (количество «+» )
Нечётные ( количество «+» )
А вот и ключ к разгадке.
Если чётных плюсов больше, то ты читатель - романтик. Ты способен чужую жизнь почувствовать как свою. Ты способен задуматься не только над книгой, но и над самим собой. Ты открываешь мир книги, а он открывает тебя. Хорошо бы таких читателей было побольше.
Если нечётных плюсов больше, то чтение для тебя далеко не на первом месте. Что - то другое занимает тебя больше. Надеемся, что, читая по необходимости, ты однажды увлечёшься книгой и откроешь для себя новый мир образов, в котором захочется побывать вновь и вновь.
Если у тебя равное количество чётных и нечётных плюсов, ты читатель по настроению. Иногда ты жадно читаешь всё подряд, иногда выбираешь что - то для души, но бывают моменты, когда ты подолгу не берёшь книгу в руки. Тебе явно не хватает читающего приятеля, который бы тянул тебя с собой в библиотеку почаще.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyudi_perestayut_myslit_kogda_perestayut_chitat.ppt | 1.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Любишь ли ты читать? 2. Какие книги ты читаешь? - фантастика - детективы - приключения - энциклопедии 3. Какие книги, прочитанные за последние полгода, тебе запомнились? 4. Делишься ли ты с друзьями информацией о прочитанных книгах? - всегда - иногда - никогда 5. Читаешь ли ты журналы? Какие?
Кто читает Что читает Может поделиться...
зачин («В некотором царстве, в некотором государстве...»). Неопределенность места и времени, с одной стороны, рождает у слушателя ощущение ирреальности повествования, а с другой - позволяет представить себя его участником; рифмованные формулы-характеристики персонажей («Мышка-норушка»), времени («долго ли, коротко»), особенностей места и обстоятельств действия («леса дремучие, звери рыскучие», «выше леса стоячего, ниже облака ходячего»); эпитеты («палаты белокаменные», «уста сахарные»); кумулятивные приемы (повторы структурных частей); концовку («...стали жить-поживать, да добра наживать», «...и устроили они пир на весь мир, и я там был, мед, пиво пил...»).
Сказка - это колыбель мысли, сумейте поставить воспитание ребенка так, чтобы он на всю жизнь сохранил волнующие воспоминания об этой колыбели. Красота родного слова, его эмоциональные краски и оттенки доходят до ребенка, трогают его,пробуждают чувство собственного достоинства, когда сердце касается сердца, ум -ума. Поэтическое звучание родного слова становится музыкой для ребенка, когда он сам берет в руки инструмент, сам творит музыку, видит,чувствует, как его музыка влияет на других людей. Василий Александрович Сухомлинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие культуры речи школьников при изучении морфемики
Работа освещает теоретические аспекты развития речи учеников начальной школы при изучении морфемики....
Воспитание культуры речи учащихся
Выступление на педсовете...
План - конспект занятия по развитию связной речи учащихся первого класса, с фонетико- фонематическим и лексико-грамматическием недоразвитием речи.
В процессе нормализации фонетико - фонематических и лексико-грамматических средств языка, необходимо учащихся научить пользоваться средствами языка, уметь связно и последовател...
Комплекс упражнений по формированию культуры речи учащихся
Повышение культуры речи является актуальной проблемой современного общества. Чтобы научить говорить, соблюдая нормы современного русского языка, целесообразно уделять внимание формированию культуры ре...
Работа логопеда по формированию культуры речи учащихся 1-х классов общеобразовательной школы.
Антипова Жанна Владимировна, к.пед.н., доцент, НОУ ВПО «Московский психолого-социальный университет».Морозова Татьяна Игоревна, ГОУ ЦО № 1490, СВАО, г. Москва, учитель-логопед высшей квалификационной ...
Работа логопеда по формированию культуры речи учащихся 1-х классов общеобразовательной школы.
Антипова Жанна Владимировна, к.пед.н., доцент, НОУ ВПО «Московский психолого-социальный университет».Морозова Татьяна Игоревна, ГОУ ЦО № 1490, СВАО, г. Москва, учитель-логопед высшей квалификационной ...