Методическая разработка "Блокада в памяти жива"
план-конспект занятия (1, 2, 3 класс) на тему
Данный материал рассказывает о блокаде Ленинграда. В работе используются стихи поэта-ленинградца Юрия Воронова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blokada_v_pamyati_zhiva.docx | 35.95 КБ |
Предварительный просмотр:
БЛОКАДА В ПАМЯТИ ЖИВА.
ЦЕЛИ:
- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свой город, за свой народ.
- Дать возможность взглянуть на события военных лет глазами жителей блокадного города.
ЗАДАЧИ:
- Познакомить ребят с понятием блокада.
- Пробудить чувства сострадания и гордости за мужество и стойкость своего народа в период блокады Ленинграда на основе поэтической литературы.
Демонстрация слайдов | Содержание |
№ 1 | Заголовок. Блокада в памяти жива. |
№ 2 | В презентации использованы стихи поэта-ленинградца Юрия Воронова из книги «Блокада». Сам автор был подростком в те дни, и ему на плечи легли все тяжести небывалого времени. Но его зорким глазам были видны все мельчайшие подробности окружающей героической действительности, которая навсегда осталась с ним. |
№ 3 | ПАМЯТЬ Неверно, Что сейчас от той зимы Остались Лишь могильные холмы. Она жива, Пока живые мы. И тридцать лет пройдет, И сорок лет пройдет, А нам От той зимы не отогреться. Нас от нее ничто не оторвет. Мы с нею слиты Памятью и сердцем. |
№ 4 | Чуть что – Она вздымается опять Во всей своей жестокости нетленной. «Будь проклята!» - мне хочется кричать. Но я шепчу ей: «Будь благословенна». Она щемит и давит. Только мы Без той зимы – Могильные холмы. |
№ 5 | И эту память, Как бы нас ни жгло, Не троньте Даже добрыми руками. Когда на сердце камень – Тяжело. Но разве легче, Если сердце – камень? Ю. Воронов |
№ 6 | На нашу страну 22 июня 1941 года напала фашистская Германия, во главе которой стоял Адольф Гитлер. Он намеревался захватить нашу страну за 6 недель. |
№ 7 | Большую часть славянских народов фашисты хотели истребить, а оставшихся загнать в военные поселения, превратив в рабов. Долго учить не собирались (правила уличного поведения, чтобы не мешали двигаться машинам, подписаться, таблица умножения до 25). |
№ 8 | Зловещие языки пламени, рвущиеся ввысь и испепеляющие все, что встает на их пути… |
№ 9 | Искаженные ужасом лица женщин, прижимающих к груди насмерть перепуганных детей…. |
№ 10 | Грохот орудий, свист пуль… И всюду трупы людей, еще недавно думающих о будущем, мечтавших о любви и счастье. |
№ 11 | Все это и есть война – самое страшное событие, которое может случиться в жизни отдельного человека, так и в истории всего человечества. Одной из самых страшных войн XX столетия была Великая Отечественная. |
№ 12 | Много боли и страданий вынес русский человек за эти 4 года, за 1417 дней и ночей. |
№ 13 | Из них 900 дней длилась ленинградская блокада. Что такое блокада? |
№ 14 | Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба «О будущности Петербурга» от 22 сентября 1941 года: «Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград… После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Предложено блокировать город путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха и сравнять ее с землей. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города». Стремясь сравнять город с землей, фашисты обрушили на него за время осады: 150 тысяч тяжелых снарядов, 5 тысяч фугасных, более 100 тысяч зажигательных бомб. |
№ 15 | 8 сентября 1941 года гитлеровцы захватили у истока Невы город Шлиссембург, окружив Ленинград с суши. Началась блокада. Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оказалось помимо взрослого населения 400 тысяч детей – от младенцев до школьников и подростков. |
.№ 16 | С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Постоянно уменьшалась норма выдачи хлеба по карточкам. Первого октября 1941 года – норма по 200 граммов, 13 ноября 1941 года – по 150 граммов, 20 ноября 1941 года – по 125 граммов. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отрубей, мякины, целлюлозы. Кто имел дома столярный клей, сыромятные ремни – употребляли их в пищу. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев. |
№ 17 | Из воспоминаний В.А. Василевской. Что такое голод? Вряд ли сейчас кто-нибудь в нашей стране испытывает это чувство. Из бедствий, выпавших на долю ленинградцев в блокадном городе, самым страшным был голод. Он унес сотни тысяч людей. Голод – это когда в доме нет ничего съестного. И не день, не два, а неделю, месяц и больше. Когда кусочек хлеба, который получен по карточке, умещался на нашей ладони и был почти невесом. Это когда кружится голова, шумит в ушах, ребра и лопатки, а точнее весь организм вырисовывается из-под тонкой кожи, а ноги совершенно отказываются ходить. Страшно было лечь и не встать. |
№ 18 | Помимо голода блокада принесла ленинградцам и другие тяжелейшие испытания. Зимой 1941-42 годов город сковала лютая стужа. Не было ни топлива, ни отопления. Замерзли водопровод и канализация. За водой для питья ходили к набережным. |
№ 19 | ВОДА Опять налет, Опять сирены взвыли. Опять зенитки начали греметь. И ангел С Петропавловского шпиля В который раз пытается взлететь. Но неподвижна очередь людская У проруби, Дымящейся во льду. Там люди Воду медленно таскают У вражеских пилотов на виду. Не думайте, что лезут зря под пули. Остались – Просто силы берегут. Наполненные ведра и кастрюли Привязаны к саням, Но люди ждут. |
№ 20 | Ведь прежде чем по ровному пойдем, Нам нужно вверх По берегу подняться. Он страшен, Этот тягостный подъем, Хотя, наверное, весь – Шагов пятнадцать. Споткнешься, И без помощи не встать, И от саней – Вода Дорожкой слезной… Чтоб воду по пути не расплескать, Мы молча ждем, Когда она замерзнет… Ю. Воронов |
№ 21 | Остановились трамваи, троллейбусы, автобусы. На работу нужно было ходить пешком по занесенным и нерасчищенным улицам. Основной «транспорт» жителей – детские саночки. На них возили дрова, воду, тяжелобольных и умерших, завернутых в простыни (дерева на гробы не хватало). |
№ 22 | Я забыть Никогда не смогу Скрип саней На декабрьском снегу. Тот пронзительный, Медленный скрип: Он как стон, Как рыданье, Как всхлип. Будто все это Было вчера… В белой простыне – Брат и сестра… Ю. Воронов |
№ 23 | Смерть входила во все дома. Свыше миллиона ленинградцев погибло от голода. Все эти нечеловеческие тяготы и лишения переносили дети и подростки. На развороченном пути Стоит мальчишка лет пяти. В глазах расширенных истома, И щеки белые, как мел. - Где твоя мама, мальчик? - Дома. - А где твой дом? - Сгорел. Он сел. Его снежком заносит. В его глазах мутится свет. Он даже хлеба не попросит, Он тоже знает: хлеба нет! |
№ 24 | Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. |
№ 25 | Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. |
№ 26 | Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. В те дни Таня вела страшный дневник. Девять коротких, трагических записей, сделанные рукой, поведали о том, что принес фашизм семье Савичевых и другим ленинградским семьям. |
№ 27 | Записная книжка с алфавитом. Таня открывает страничку с буквой «Ж». Пишет: Женя умерла 28 дек. в 12 30 час. утра 1941г. Женя – это сестра Тани. Вскоре Таня снова садится за свой дневник. Открывает страничку с буквой «Б». Пишет: Бабушка умерла 25 янв., 3 ч. дня. 1942 г. Новая страница из Таниного дневника. Страница на букву «Л». Читаем: Лёка умер 17 марта в 5 ч. утра. 1942 г. Лёка – это брат Тани. Еще одна страница из дневника Тани. Страница на букву «В». Читаем: Дядя Вася умер 13 апр. В 2 ч. ночи. 1942 г. Еще одна страница. Та же на букву «Л». Но написано на обратной стороне листка. Дядя Лёша. 10 мая в 4 ч. дня. 1942 г. Вот страница с буквой «М». Читаем: Мама. 13 мая в 7 ч. 30 мин., утра 1942 г. Долго сидит над дневником Таня. Затем открывает страницу с буквой «С». Пишет: «Савичевы умерли». Открывает страницу на букву «У». Уточняет: «Умерли все». Посидела. Посмотрела на дневник. Открыла страницу на букву «О». Написала. «Осталась одна Таня». |
№ 28 | Таню удалось спасти от смерти. При первой возможности ее вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, тяжелое нервное потрясение, ужасы войны сломали девочку, и вскоре она умерла. 19 мая 1972 года на могиле Тани Савичевой открыт памятник. |
№ 29 | Могила Тани Савичевой в с. Понетаевка Горьковской области. Надпись на стеле «Здесь покоится прах ленинградской пионерки Тани Савичевой», 1930-1944 г.г. |
№ 30 | Враги надеялись, что жестокие лишения пробудят в ленинградцах низменные инстинкты, запутают в них все человеческое. Они думают, что голодные, мерзнувшие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и, в конце концов, сдадут его. Недаром 30 января 1942 года Гитлер цинично заявил: «Ленинград мы не штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя». Но гитлеровцы просчитались. Люди, пережившие блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдающих ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу. |
№ 31 | Гордым вызовом врагу была работа 39 школ в осажденном городе. Местом учебы стали некоторые бомбоубежища жилых зданий. Да, трудно поверить, но этот факт – даже в условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды… многие ленинградские дети учились! Александр Фадеев писал: «И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились. Да, они учились. Несмотря ни на что…» |
№ 32 | В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, мел выскальзывал из пальцев. |
№ 33 | Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десна. Качались зубы. Они умирали не только дома, не только по дороге в школу, но, случалось, и прямо на уроке. |
№ 34 | В ШКОЛЕ Девчонка руки протянула И головой – На край стола… Сначала думали – Уснула, А оказалась – Умерла. |
№ 35 | Никто Не обронил ни слова. Лишь хрипло, Сквозь метельный стон, Учитель выдавил, что снова Занятья - После похорон. Ю.Воронов |
№ 36 | Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями поставляли продукты и топливо. Дорога спасла от смерти более 850 000 человек. |
№ 37 | Все, кто обслуживал ледовую трассу, - водители, связисты, регулировщики – работали в необычайно тяжелых условиях: |
№ 39 | в цепенящую стужу, в слепящий буран, под непрерывными бомбежками и обстрелами. После войны народ точно назвал ее «Дорогой жизни», хотя во время войны ее называли «Дорогой смерти». |
№ 40 | Наконец наступила весна 1942 года, но с ней пришли и новые заботы. Зимой город не очищался. Людям угрожала эпидемия. Голодные, измученные за зиму, они приводили в порядок дворы, улицы. Летом была вскопана и засеяна каждая полоска земли: на пустырях, в парках. Ели все, что годилось в пищу – крапиву, лебеду. |
№ 40 | ОДА ЛЕБЕДЕ Здесь князь Таврический когда-то Встречал июньские закаты. Теперь В Таврическом саду Мы собираем лебеду. От лебеды навар не густ, К тому же горьковат на вкус: Не суп, а только супчик. Щи из крапивы лучше. И нет, по правде говоря, Вкуснее Щей из щавеля.
Но я обидеть не хочу И лебеду-заразу. Ведь тем, что я сейчас шучу, Я лебеде обязан. Ю.Воронов |
№ 41 | Город жил. Город работал. Выходили газеты, писались стихи, музыка. Еще в июне 1941 года композитор Дмитрий Шостакович начал писать свою 7 симфонию. |
№ 42 | 9 августа 1942 года в Большом зале филармонии симфонический оркестр исполнил ее. Народ назвал ее гимном ленинградской доблести. Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича называют «Ленинградской симфонией». Пройдут годы, и поэт Юрий Воронов, мальчиком переживший блокаду, напишет об этом в своих стихах. … И музыка Встала над мраком развалин, Крушила Безмолвие темных квартир. И слушал ее Ошарашенный мир… Вы так бы смогли, Если б вы умирали?.. Ю. Воронов «Баллада о музыке» |
№ 43 | В январе 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ – прорвать блокаду. 14 января при поддержке Балтийского флота и отрядов партизан начали операцию по снятию блокады. За две недели кровопролитных боев они разгромили 18-ю немецкую армию, освободили более 800 городов и населенных пунктов, отбросили оккупантов на 100 километров. Вражеское кольцо было прорвано. Город получил связь с большой землей. Это означало, что ленинградцы больше не будут голодать. |
№ 44 | За мужество, стойкость, отвагу, проявленную в дни обороны Ленинграда 1 миллион 460 тысяч человек награждены медалью «За оборону Ленинграда», из них более 15 тысяч юные защитники города. |
№ 45 | В блокадных днях Мы так и не узнали: Меж юностью и детством Где черта?.. Нам в сорок третьем Выдали медали И только в сорок пятом – Паспорта. |
№ 46 | И в этом нет беды Но взрослым людям, Уже прожившим многие года, Вдруг страшно оттого, Что мы не будем Ни старше, ни взрослее, Чем тогда. Ю.Воронов |
№ 47 | Герой не тот, Кто шествует на плаху С улыбкой беззаветной на губах. Не тот, Кто никогда не знает страха, А тот, кто первым побеждает страх. И если он однажды скажет: «Надо!» - То люди знают: Рядом будет он… Я говорю спасибо Ленинграду, Что он людьми такими Наделен. Ю. Воронов |
№ 48 | В честь выигранного сражения 27 января 1944 года впервые над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта. |
№ 49 | 27 ЯНВАРЯ 1944 ГОД За залпом залп, Гремит салют. Ракеты в воздухе горячем Цветами пестрыми цветут. А ленинградцы Тихо плачут. Ни успокаивать пока, Ни утешать людей не надо. Их радость Слишком велика – Гремит салют над Ленинградом! |
№ 50 | Их радость велика, Но боль Заговорила и прорвалась: На праздничный салют С тобой Пол Ленинграда не поднялось. Рыдают люди, и поют, И лиц заплаканных не прячут. Сегодня в город - Салют! Сегодня ленинградцы Плачут… Ю. Воронов |
№ 51 | Блокады нет… Уже давно напрасно Напоминает надписью стена О том, Что «наиболее опасна При артобстреле эта сторона». |
№ 52 | Обстрел Покоя больше не нарушит, Сирены По ночам не голосят… Блокады нет. Но след блокадный В душах Как тот Неразорвавшийся снаряд. |
№ 53 | Он может никогда не разорваться. О нем на время Можно позабыть. Но он в тебе. И нет для ленинградцев Саперов, Чтоб снаряд тот Разрядить. Ю. Воронов |
Минута молчания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическая разработка Проект"Город в блокаде"
Проект состоит из 3-х частей: занятие, экскурсия, практическая часть. Расчитан на детей 2-го класса....
Методическая разработка внеклассного военно- патриотического мероприятия "Был город- фронт, была блокада".
Мероприятие направлено на формирование знаний учащихся о героизме наших соотечественников в годы Великой Отечественной войны....
Методическая разработка к литературно-музыкальной композиции "Блокада глазами детей"
Встреча с ветеранами ВОВ прошла 27 января 2015 года, и она не оставила детей равнодушными. Встреча прошла в очень дружественной обстановке. Дети показали миниатюру «Блок...
Блокада Ленинграда, методическая разработка, презентация, статья
О блокаде трудно писать и сложно рассказывать. Однако мы все понимаем, как важно сохранить эту историю, именно поэтому первый урок в этом учебном году в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга ст...
Методическая разработка внеклассного мероприятия"Живая книга Победы"
Материал рекомендован для учителей начальных классов.Можно использовать для проведения классного часа,урока мужества ,во внеурочной деятельности. Буду очень рада,ес...
Методическая разработка "Война,Блокада, Ленинград."
Приблизить подрастающее поколение к трагическому времени нашей истории 40-м годам xx века, эмоционально прочувствовать боль и трагедию жителей блокадного Ленинграда. Воспитывать чувство патриотизма, с...
методическая разработка к 75 летию снятия Блокады Ленинграда
Конспект внеклассного мероприятия, посвященного 75 летию снятия Блокады Ленинграда Блокада Ленинграда – самое страшное в своей трагичности событие Великой Отечественной войны. О...