Методическая разработка "Война,Блокада, Ленинград."
методическая разработка (3 класс)
Приблизить подрастающее поколение к трагическому времени нашей истории 40-м годам xx века, эмоционально прочувствовать боль и трагедию жителей блокадного Ленинграда. Воспитывать чувство патриотизма, сопереживания и уважения к людям, отдавшим жизнь за мир на земле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blokada.docx | 58.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Много дат и событий, о которых мы вспоминаем, когда приходит их время. Но есть среди них одно, о котором мы обязаны помнить всегда: Великая Отечественная война.
(звучит музыка довоенной поры)
22 июня 1941 года. Воскресенье. Теплое, солнечное утро. И настроение у людей такое же радостное и солнечное.
Они идут гулять по городу, в парки, собираются на танцы, в музеи, и т. д.
И вдруг Около 4-х часов утра этого светлого, солнечного дня германские войска нарушили границу Советского Союза и началась Великая Отечественная война.
Бесконечно долго можно рассказывать об ужасах этой войны и беспримерном мужестве солдат, героических тружениках тыла, всего советского народа.
То, что пережила и выстрадала наша земля, невозможно вспоминать без боли и гнева. Целью Гитлера было раздавить нашу страну, заковать в цепи рабства весь наш народ.
Погибло в этой войне 27 млн. человек.
Раздаются звуки симфонии Чайковского, на сцену по очереди выходят дети.
(1): 27 миллионов погибших на 2600 км. Это значит, почти 10 400 убитых на один км, 10 человек на каждый метр земли.
(2): 27 миллионов погибших за 1418 дней. Это значит, 19 000 убитых ежедневно, 800 человек в час, 13 человек каждую минуту.
(3): 27 миллионов погибших в соотношении ко всему населению тех лет, это значит — каждый шестой. Вдумайтесь! Каждый шестой житель нашей страны погиб во время войны.
(4): 27 миллионов погибших... А сколько это не родившихся детей? Сколько вдов и сирот? Чем измерить человеческое горе?..
Всё это страшные лики войны.
Но особое место в её летописи занимает героическая оборона Ленинграда. Что же такое блокада? Это кольцо, которым фашисты окружили город.
В сентябре 1941 года войска гитлеровской Германии вторглись на территорию Ленинградской области.
900 дней Ленинград находился в кольце вражеской блокады.
На долю его жителей выпали неимоверные лишения и трудности.
Они жили под постоянными бомбежками и обстрелами,
Мерзли, умирали от голода.
Не было ни одной семьи , которая не потеряла бы своих близких.
Жизнь ленинградцев во время блокады – каждодневный подвиг.
В помощь советским воинам в Ленинграде было сформировано народное ополчение. В него вступили, рабочие, служащие, студенты.
Создавались подпольные группы и партизанские отряды, куда шли отважные люди, готовые на любые жертвы во имя Родины.
СТИХ Ах,война, что ж ты сделала КАТЯ
Несмотря на героизм и отвагу советских воинов и партизан, в сентябре 1941 года врагу удалось подойти вплотную к Ленинграду и окружить его.
В итоге жестоких, кровопролитных боёв, ценой огромных потерь гитлеровцам удалось блокировать Ленинград . Город оказался полностью блокированным с суши. Запасы продовольствия таяли с каждым днем. Постоянно сокращались нормы выдачи продуктов.
С 20 ноября по 25 декабря 1941 г. нормы были самыми низкими. Это показано на таблице.
Рабочие получали 250 г хлеба в день.
А служащие, дети, и все остальные по 125 г. Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из отрубей, целлюлозы. Это было почти единственное питание ленинградцев.
Смерть входила во все дома.
Изнуренные люди умирали прямо на улицах. Около 700 тыс. ленинградцев погибли от голода.
Враги надеялись, что тяжелые лишения пробудят в ленинградцах низменные, животные инстинкты, заглушат в них человеческие чувства.
Они думали, что голодающие, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадут его.
30 января 1942 года Гитлер заявил: «Ленинград мы штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя».
Но фашисты просчитались. Те, кто пережил блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность страдавших ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.
Вот как рассказала одна из вспоминающих женщина:
- «Помню, в булочной, когда я стояла в очереди за своим пайком хлеба, мне стало плохо. Я потеряла сознание.
Меня бережно подняли, посадили, вложили в руку упавшие на пол хлебные карточки. Их никто не посмел забрать» А ведь могли…»
Вот рассказ еще одной женщины:
- «А мне запомнилось, как в страшную зиму 41-го года стояла в уголке булочной маленькая девочка лет семи. И люди с землистыми лицами, едва державшиеся на ногах, все до единого, проходя мимо девочки, отламывали от своего скудного пайка маленький кусочек хлеба – по 5 – 10 г. А ведь это был для каждого из них кусочек жизни.
Мы подумали, что девочка тут же начнет жадно есть, но этого не случилось. Она рассказала, что вчера умерла мама, а дома осталась маленькая сестренка, которая плачет и просит есть. Этот хлеб для неё».
Да, мы не скроем – в эти дни
Мы ели клей, потом ремни,
Но, съев похлебку из ремней,
Вставал к станку упрямый мастер,
Чтобы точить орудий части,
Необходимые войне.
И он точил, пока рука
Могла производить движенья.
А если падал - у станка,
Как падает солдат в сраженье.
В городе постоянно ощущалась нехватка рабочих рук.
На заводы и фабрики пришли досрочно выпущенные из училищ мальчики и девочки, бывшие школьники.
Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги станков.
Голодны, изможденные подростки-рабочие работали по 12 – 14 часов.
Не случайно более пяти тысяч ленинградских подростков за мужество и героизм, проявленные в дни блокады были награждены медалями за оборону Ленинграда.
Читает стих Хомяков Сева
Вызовом врагу была работа 39-ти школ города. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие дети учились.
Писатель А.Фадеев сказал: «И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились».
Сохранилось сочинение одной из школьниц. Она писала:
«Мы, дети Ленинграда, должны были окончить учебный год, несмотря ни на что: ни на бомбежки, ни на обстрелы, ни на голод, ни на холод. Родина поставила перед нами задачу, и мы должны были её выполнить!»
Опасен и тяжел был путь в школу и обратно домой. Ведь на улицах, как на фронте, часто рвались снаряды, и идти приходилось, преодолевая холод и снежные заносы.
В бомбоубежищах, подвалах зданий, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила.
Стоявшая в центре класса железная печурка – буржуйка не могла его обогреть, и ученики сидели в пальто с поднятыми воротниками, шапках, рукавицах.
Руки коченели, мел то и дело выскальзывал из пальцев.
Ученики шатались от голода.
Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но случалось, и прямо на уроке в классе.
Учителя наравне с учениками переносили все ужасы блокады. Ослабевающие от недоедания учителя шли в школу, поддерживая друг друга под руки. Учитель часто был для ребят и отцом и матерью. Ведь отцы были на фронте, а матери трудились на заводах.
Ольга Тюлина вспоминает:
«Никогда не забуду свою учительницу. Было ей уже за 60. В это лютое время она приходила в школу в отутюженном темном платье с белоснежным воротничком и такой же подтянутости требовала от нас, школьников. Я смотрела на неё и думала: «В какую ярость пришли бы фашисты, увидев нашу учительницу»
Своим примером она готовила нас к повседневному маленькому подвигу – в нечеловеческих условиях суметь остаться человеком.
Вся страна помогала блокадному Ленинграду в его героической борьбе.
С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо.
Не перерезанной оставалась лишь узкая полоска воды Ладожского озера, по которому передвигались суда.
Но поздней осенью озеро замерзло, и движение судов приостановилось.
И тогда была проложена по Ладожскому озеру ледовая автомобильная дорога. Народ очень точно называл её «ДОРОГОЙ ЖИЗНИ».
От неё зависело спасение жителей Ленинграда.
Песня о Ладоге
22 ноября 1941 года на ещё не окрепший лед вышли первые грузовики, которые везли муку.
Вплоть до 23 апреля 1942 года по дороге жизни двигались автоколонны, доставляя все необходимое для жизни, а из города на Большую Землю вывозили детей, раненых, крайне истощенных и ослабевших людей.
Сколько людей спасла от неминуемой смерти эта легендарная дорога жизни !
В январе 1943 г. войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ – прорвать блокаду!
27 января 1943 года вражеское кольцо блокады было прорвано Ленинград получил связь с Большой землей.
Это означало, что ленинградцы больше не будут умирать от голода.
Вместе с ними эту победу отмечали все советские люди.
Читает стих Артем
Тем, кто родился после, войны, многого уже не понять, и того что пережило военное поколение - не пережить. Можно только слушать рассказы тех, кто выжил, и постараться осознать, попытаться почувствовать, что они пережили, и сохранить эта в памяти... И отдать дань вечного уважения и вечной благодарности. Те, кто пережил блокаду, были обычными людьми. Они сумели совершить невозможное - пережить ледяной ад. И не только пережить, но и остаться людьми. Они уходят, и вместе с ними уходит история. А от нас с вами зависит, чтобы она не ушла навсегда.
Героическое прошлое легендарного города неподвластно времени. Люди бережно хранят в памяти подвиг защитников Ленинграда.
Читают стихи Гриша Б., Саша,Гуровский, Кира Т. Сусанна
Мы чашу горя выпили до дна.
Но враг не взял нас никаким измором
И жизнью смерть была побеждена
И победили человек и город!
Год сорок второй:
Полгорода лежит в земле сырой
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка театрально-музыкального вечера на тему: «Мы помним о тебе блокадный Ленинград».
Методическая разработка ...
«Дети блокадного Ленинграда». Методическая разработка для занятия воспитательной направленности в ГПД
«Дети блокадного Ленинграда»«Вам, мальчики и девочки блокады…»(Литературно-музыкальная композиция) может быть использована для проведения тематического праздника (занятия воспитательной направле...
«Дети блокадного Ленинграда». Методическая разработка
«Вам, мальчики и девочки блокады…»(Литературно-музыкальная композиция) может быть использована при проведении праздника в начальной школе....
Методическая разработка "Дети блокадного Ленинграда"
Разработка предназначена для учителей начальных классов, освещает тяжелые дни блокады Ленинграда. рассказывает о подвиге маленьких ленинградцев....
Блокада Ленинграда, методическая разработка, презентация, статья
О блокаде трудно писать и сложно рассказывать. Однако мы все понимаем, как важно сохранить эту историю, именно поэтому первый урок в этом учебном году в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга ст...
Методическая разработка занятия в группе продленного дня «Дети блокадного Ленинграда»
Методическая разработка занятия в группе продленного дня "Дети блокадного Ленинграда" для учащихся 1-2 классов....
Методическая разработка к занятию для начальной школы «Дети блокадного Ленинграда»
Цель мероприятия: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ, уважительного отношения к старшему поколению. В ходе занятия звучат стихи, воспоминания очевидцев о блокадных ...