методическая разработка к 75 летию снятия Блокады Ленинграда
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Княгинина Алена Станиславовна

 Конспект внеклассного мероприятия, посвященного 75 летию снятия Блокады Ленинграда

 Блокада Ленинграда – самое страшное в своей трагичности событие Великой Отечественной войны.  Она длилась 900 дней и ночей. В блокаде погибло более миллиона ленинградцев (точных данных нет и, видимо, никогда не будет). Связь города с о страной поддерживалась только по Ладожскому озеру и по воздуху. «Дорогой жизни» - так назвали единственный путь через Ладожское озеро.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vneklassnogo_zanyatiya_blokada_leningrada.docx18.25 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект внеклассного мероприятия, посвященного 75 летию снятия Блокады Ленинграда

Ведущий  

 8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда. 


(читает стихотворение В. Суслова «Первый день»): 

Прорвались все-таки. 
Бомбят. 

Горят Бадаевские склады. 
В огне пожаров Ленинград. 
Пришел он — 
Первый день блокады. 
Все ближе полчища врага, 
Гудят воздушные тревоги. 
Сегодня утром пала Мга — 
И все отрезаны дороги. 
В кольце, 

В осаде Ленинград. 
Не умолкает канонада. 
Опять летят. 
Опять бомбят. 
Пылает 

Первый день блокады. 
Их будет много — девятьсот, 
Но город наш, со смертью споря, 
Все одолеет, все снесет: 
Обстрелы, холод, голод, горе. 
С тех пор прошли уже года. 
Исчезли с улиц баррикады. 
Но день тот с нами навсегда — 
Жестокий Первый день блокады! 


Включен метроном. На его фоне читается стихотворение О. Берггольц «Я говорю с тобой под свист снарядов». Слайды с фотографиями блокадного Ленинграда

Ведущий

 
Я говорю с тобой под свист снарядов, 
Угрюмым заревом озарена. 
Я говорю с тобой из Ленинграда, 
Страна моя, печальная страна. 

Ведущий

Над Ленинградом — смертная угроза, 
Бессонны ночи, тяжек день любой. 
Но мы забыли, что такое слезы, 
Что называлось страхом и мольбой. 

Ведущий

И если завтра будут баррикады — 
Мы не покинем наших баррикад. 
И женщины с бойцами встанут рядом, 
И дети нам патроны поднесут, 

Ведущий

Мы будем драться с беззаветной силой, 
Мы одолеем бешеных зверей, 
Мы победим, клянусь тебе, Россия, 
От имени российских матерей!

Ведущий

 Блокада Ленинграда – самое страшное в своей трагичности событие Великой Отечественной войны.  Она длилась 900 дней и ночей. В блокаде погибло более миллиона ленинградцев (точных данных нет и, видимо, никогда не будет). Связь города с о страной поддерживалась только по Ладожскому озеру и по воздуху. «Дорогой жизни» - так назвали единственный путь через Ладожское озеро.

Ведущий

 По «Дороге жизни» в осажденный город везли продукты, а из города вывозили раненых и детей, но смогли спасти не  всех, многие погибли в пути. В самом Ленинграде жить было крайне трудно. Но люди не сдавались. На Кировском заводе круглосуточно шла работа по изготовлению танков. Даже не закрывались театры! Голодные артисты выходили на сцену, а голодные зрители слушали и смотрели. Работало радио.

Ведущий

Такого всенародного мужества и героизма не мог предвидеть Гитлер и его генералы. Несмотря на яростные атаки фашистских войск, на варварские бомбардировки, на жестокий голод, холод, болезни, ежедневную смерть, ленинградцы выстояли и победили.

Ведущий

Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось помимо взрослого населения 400 тысяч детей – от младенцев до школьников.

Ведущий

 Существование в осажденном городе было немыслимо без упорного, повседневного труда. Тружениками были и дети. Они разносили почту по домам, пилили дрова, носили воду семьям красноармейцев, чинили белье для раненых и выступали перед ними в госпиталях. Город не мог уберечь детей от недоедания, от истощения, но тем не менее, для них делалось все, что возможно.

Ведущий

В конце октября 1941 года в школах началось обучение детей 1 - 4 классов. Нередко во время уроков раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке. Ученики быстро спускались в бомбоубежище, где продолжались занятия.

Ведущий

Война.

В классе очень холодно,
На перо дышу,
Опускаю голову
И пишу, пишу.

Первое склонение —
Женский род на «а»,
Сразу, без сомнения,
Вывожу — «война».

Что всего существенней
Нынче для страны?
В падеже родительном:
Нет — чего?— «войны».

А за словом воющим —
Мама умерла...
И далекий бой еще,
Чтобы я жила.

Шлю «войне» проклятия,
Помню лишь «войну»...
Может, для примера мне
Выбрать «тишину»?

Но «войною» меряем
Нынче жизнь и смерть,
Получу «отлично» я —
Это тоже месть...

О «войне» тот горестный,
Гордый тот урок,
И его запомнила
Я на вечный срок.

(Людмила Миланич)

Ведущий

Учиться в жестоких условиях зимы и войны стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь  на переменках, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях. Урок продолжался 20 – 25 минут: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в неотапливаемых классах мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила. С началом действия Ладожской ледовой трассы десятки тысяч школьников были эвакуированы из города.

Ведущий

Ты помнишь, ты помнишь, товарищ
Пусть память о том тяжела
Как вьюга сквозь отствет пожарищ
По улицам мертвым мела
Мы насмерть умели сражаться
Мы горе испили до дна
Ведь мы же с тобой ленинградцы
Мы знаем, что значит война.

отрывок из «Ленинградской доэмы» О. Берггольц. 

Ведущий


О да - и н а ч е   н е   м о г л и

ни те бойцы, ни те шофёры,

когда грузовики вели

по озеру в голодный город.

 

Ведущий

Но вражеской бомбёжки хуже,

ещё мучительней и злей -

сорокаградусная стужа,

владычащая на земле.

Ведущий

 

Но сквозь остывшую планету

на Ленинград машины шли:

он жив ещё. Он рядом где-то.

На Ленинград, на Ленинград!

Там на два дня осталось хлеба,

Ведущий

И было так: на всём ходу

машина задняя осела.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб - две тонны? Он спасёт

шестнадцать тысяч ленинградцев».

Ведущий

Но он доставит хлеб, пригонит

к хлебопекарне до зари.

Шестнадцать тысяч матерей

пайки получат на заре -

сто двадцать пять блокадных грамм

с огнём и кровью пополам.


Звучит песня П. Богданова «Песня о Ладоге»

 (читает стихотворение П. Гулыпяева «Медаль За, оборону Ленинграда»): 

Кто в город не пустил врага, 
Кто в смертной схватке 
Одолел блокаду, — 
Тому, как высший орден, дорога 
Медаль 
«За сборному Ленинграда», 

Ведущий 25

27 января 1944 года блокада города была снята.

 (читает стихотворение Ю. Воронова «27 января 1944 года»): 

За залпом залп 
Гремит салют. 
Ракеты в воздухе горячем 
Цветами пестрыми цветут. 
А ленинградцы 
Тихо плачут. 
Ни успокаивать пока, 
Ни утешать людей не надо. 
Их радость 
Слишком велика — 
Гремит салют над Ленинградом! 
Их радость велика, 
Но боль 
Заговорила и прорвалась: 
На праздничный салют 
С тобой 
Пол-Ленинграда не поднялось. 
Рыдают люди, и поют, 
И лиц заплаканных не прячут. 
Сегодня в городе 
Салют! 
Сегодня ленинградцы плачут

Звучат куплеты из песни В. Высоцкого «Он вчера не вернулся из боя». 

Звучит песня «Баллады о солдате» (музыка В. Соловьева-Седого, слова М. Матусовского). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие , посвященное 70-летию снятия блокады Ленинграда.

Сценарий внеклассного мероприятия для начальной школы " К 70- летию снятия блокады Лениграда.." (с фрагментом презентации)...

"70-летию снятия блокады Ленинграда посвящается..."

Главная задача данного мероприятия - пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны посредство...

Радиопередача, посвященная 70-летию снятия блокады Ленинграда от немецко-фашистских захватчиков.

Радиопередача, посвященная 70-летию снятия блокады Ленинграда от немецко-фашистских захватчиков....

Радиопередача "70 - летие снятия блокады Ленинграда"

Радиопередача "70 - летие снятия блокады Ленинграда"...

Классный час, посвящённый 75-ти летию снятия блокады Ленинграда

Ленинград…  Один из красивейших городов мира. Прямые проспекты и улицы, красивые площади, музеи, ажурные мосты через Неву и многочисленные каналы....

Методическая разработка мероприятия, посвященного 78 летию Снятия блокады Ленинграда

Беседа на тему «День снятия блокады Ленинграда»Задачи:- обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города - блокаде;-развитие патриотизма, чувтва гордости за за подвиг  ...

Методическая разработка. Сценарий досуга для 1-4 классов "Встреча с ветераном-блокадником" к 79-летию снятия блокады Ленинграда

Методическая разработка. Сценарий  досуга для 1-4 классов "Встреча с ветераном-блокадником" к 79-летию снятия блокады Ленинграда...