Предупреждение депривации в процессе воспитания и обучения младших школьников
статья

Шерстобитова Анаит Возгеновна

Неуверенность, тревожность , депрессия, страх, задержка интеллектуального развития - вот наиболее характерные черты депривационного состояния, которому необходимо уделять особое внимание в самом начале учебного процесса - в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья42 КБ

Предварительный просмотр:

Шерстобитова А.В., воспитатель ГПД

ГОУ Лицей № 344 Невского района Санкт-Петербурга

Предупреждение депривации в процессе воспитания и обучения младших школьников

В современном начальном образовании одной из актуальных проблем  является проблема личности, ее развития и формирования. В данной статье мы остановимся, в частности, на проблеме предупреждения депривации младших школьников в процессе обучения и воспитания.

Необходимо особое внимание уделять проблеме предупреждения депривации в самом начале учебного процесса – в начальной школе. Именно от того, насколько успешно будут сформированы и закреплены общеучебные умения и навыки в начальной школе, зависит и успешность обучения  в последующие годы.

Изначально термин «депривация» пришел в педагогику из психологии и трактовался как лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей. Неуверенность, тревожность, депрессия, страх, задержка интеллектуального развития — вот наиболее характерные черты депривационного состояния [5].

В педагогике депривация определяется  как «психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения его основных психических потребностей; характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов» [4].

По мнению Л.Н. Бережновой, образовательная депривация в процессе обучения и воспитания имеет двойную обусловленность: с одной стороны – ограничения возможности полноценного саморазвития личности школьника и самореализации как субъекта жизнедеятельности переводят обычные условия образовательного процесса в депривационные условия; с другой – одни и те же условия образовательного процесса для разных школьников могут быть депривационными, а могут и не быть таковыми, в зависимости от потребностной значимости и ценностного предпочтения одних побуждений и потребностей перед другими [1].

Иными словами, депривация в образовательном и воспитательном процессах – это явление, возникающее в обстоятельствах жизнедеятельности обучающегося, когда ограничиваются или лишаются возможности в удовлетворении ведущих потребностей в течение достаточно длительного времени, что существенным образом влияет на его образование и воспитание.

В целом образовательная депривация приводит к искажению самосознания развивающейся личности, отчуждению ученика от учения и школы вообще. В результате личность учащегося приобретает индивидуально-типические особенности, характерные для детей, депривированных в образовательном и воспитательном процессах: неясность и размытость ценностного содержания самосознания; неуверенность в собственных способностях и возможностях; отсутствие стремления к саморазвитию и высокая зависимость от учителя.

В частности С.В. Васильева в своей работе «Предупреждение депривации во взаимодействии педагога и учащихся» полагает, в целях   предупреждения образовательной и воспитательной депривации в процессе обучения и воспитания педагогу необходимо соблюдать следующие условия [2]:

  1. Готовность и направленность педагога к реализации новых функций взаимодействия, обуславливающих возрастную адекватность в процессе обучения и воспитания.
  2. Следование определенным принципам и технологическим приемам взаимодействия педагога и учащихся как комплекса предупредительных педагогических мер, ориентированных на возрастные особенности младших школьников.
  3. Целесообразный выбор средств деятельности, направленных на удовлетворение личностно-значимых потребностей жизнедеятельности младших школьников.
  4. Анализ и рефлексия педагогом и учащимися результатов обучения и воспитания .

К общим условиям предупреждения депривации в образовательном и воспитательном процессах отнесено следующее: приоритеты гуманистических педагогических ценностей; открытость межличностных отношений, понимание проблем жизнедеятельности школьника; расширение сферы самосознания школьника; стимулирование субъект-субъектного воздействия; защита индивидуального развития ребенка.

Критерии результативности предупреждения образовательной и воспитательной депривации в целом сводятся к следующим показателям:

  • на ценностно-эмоциональном уровне – положительный эмоциональный фон образовательного и воспитательного процессов, рост удовлетворенности учителей, школьников, родителей взаимоотношениями в образовательном и воспитательном процессах; с позиции обучающегося и воспитанника отмечается ощущение защищенности, самопринятия, стремление к самораскрытию;
  • на когнитивном уровне – взаимопонимание, взаимоуважение, открытость; снижение конфликтности; с позиции обучающегося и воспитанника– стремление к самопознанию;
  • на деятельностном (практическом) уровне – положительная динамика личных достижений в образовательном и воспитательном процессах; согласованность взаимодействии; с позиции обучающегося и воспитанника – готовность к самореализации;
  • на поведенческом уровне наблюдается самореализация школьников в общении друг с другом, в конкретных поступках и делах, в оказании помощи друг другу; с позиции обучающегося и воспитанника – стремление быть свободным в выборе путей самореализации в образовании и воспитании.

Один из основных методов предупреждения депривации в образовательном и воспитательном процессах исследователи выделяют метод педагогической поддержки и метод дифференциального обучения. Ниже рассмотрим специфику каждого из этих методов.

Именно педагогическая поддержка помогает младшим школьникам адаптироваться к сложным условиям школьной жизни при физическом незрелом организме. Учебные нагрузки, несоответствие внешних требований психофизическим возможностям учащихся, низкий уровень психологической готовности к школе обусловливают постоянное пребывание учащихся в условиях стресса. Причинами эмоционального неблагополучия у младших школьников могут быть срыв первичного стереотипа поведения, неправильное построение режима, неправильные воспитательные приемы, отсутствие необходимых условий для игры, отсутствие единого подхода к ребенку, неспособность справиться с учебной нагрузкой, враждебное отношение учителя, неприятие детским коллективом. В этой ситуации все более осознается необходимость в педагогической поддержке учащихся начальной школы [3].

Педагогическая поддержка младшего школьника иметь формы индивидуального и группового взаимодействия учителя и детей, носить превентивный (профилактический) и оперативный (срочный) характер.

Таким образом, предупреждение депривации при обучении и воспитании предстает как комплекс педагогических мер, осуществляемых педагогом в процессе обучения, ориентированных на удовлетворение личностно значимых потребностей развития учащихся:

  • использование в процессе обучения и воспитания средств деятельности, адекватных возрасту;
  • осуществление педагогической диагностики, позволяющей дифференцировать факторы нарушения взаимодействия;
  • реализация стратегий педагогической поддержки учащихся,  в соответствии с выявленными факторами нарушения взаимодействия.

В целом процесс предупреждения депривации в процессе обучения и воспитания характеризуется исследователями как ориентация на достижение взаимонаправленных действий педагога и учащегося, готовностью педагогов к реализации новых функций взаимодействия, непрерывностью использования в процессе обучения и воспитания средств деятельности, адекватных возрасту младшего школьника.

Список использованной литературы

  1. Бережнова Л. Н. Теоретические основы предупреждения депривации в образовательном процессе. Автореф. дис… канд. педаг. н. СПб., 2010.
  2. Васильева С. В. Предупреждение депривации во взаимодействии педагога и учащихся. Автореф. дис… канд. пед. н. СПб., 2016.
  3. Николаева М.В. Педагогическая поддержка младших школьников: условия и приемы // Начальная школа. №9. 2006.
  4. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2003. С. 63.
  5. Психолого-педагогический словарь-справочник. Москва. Ставрополь, 2014.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностный подход в воспитании и обучении младших школьников

Речь идет о наборе ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах....

реферат проектная деятельность как фактор успешного воспитания и обучения младших школьников

В реферате  представлен обобщенный опыт работы по методу проектов как на уроках, так и во внеурочной деятельности...

Методическая публикация на тему: "Организация урока в процессе личностно-ориентированного обучения младших школьников"

Данная разработка содержит исследование уровня самооценки младших школьников....

Экологическое воспитание и обучение младших школьников в проектной деятельности.

О формах работы с младшими школьниками по экологическому воспитанию...

Антикоррупционное воспитание и обучение младших школьников. Общее представление.

Статья по теме антикоррупционного воспитания и обучения учащихся начальных классов. Общее представление. + презентация....

Этнокультурная направленность в воспитании и обучении младших школьников.

    Проблемы знания и понимания этнокультуры стоят перед каждым народом. Толерантность, дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом покол...