Активизация интеллектуальной деятельности младших школьников.
статья на тему
Актуальность:
Тема работы, по моему мнению, является актуальной, так как инновационные процессы, идущие сегодня в системе педагогического образования, наиболее остро ставят вопрос о подготовке высоко образованной интеллектуально развитой личности.
И цель работы:
создавать условия для активизации интеллектуальной деятельности школьников; повысить эффективность учебной деятельности через развитие интеллектуальных способностей школьников.
v Этапы работы по данной теме:
Вся работа ведется в 3 этапах
1 этап: диагностико-прогностический, методологический
2 этап: деятельностный
3 этап: констатирующий
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выступление.
Тема моей работы. Активизация интеллектуальной деятельности младших школьников.
Актуальность:
Тема работы, по моему мнению, является актуальной, так как инновационные процессы, идущие сегодня в системе педагогического образования, наиболее остро ставят вопрос о подготовке высоко образованной интеллектуально развитой личности.
И цель работы:
создавать условия для активизации интеллектуальной деятельности школьников; повысить эффективность учебной деятельности через развитие интеллектуальных способностей школьников.
Задачи исследования.
поднять уровень как логического, так и абстрактного мышления, т.е. учебный материал преподносить более объёмно, с выделением в нём логической и образной стороны; учитывать возрастные, индивидуальные особенности учащихся; подобрать систему упражнений, развивающих интеллектуальную деятельность младших школьников. Методологической основой данного исследования являются следующие
положения:
- учение Выготского, теорию Лейтеса об умственной одаренности
В основе работы лежит концепция «Творческой одаренности» Н.И. Ильичевой Все дети одарены от природы
На развитие одаренности наибольшее влияние оказывает педагогический фактор - Гипотеза
Если создать систему деятельности по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, то у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться; - Этапы работы по данной теме:
Вся работа ведется в 3 этапах
1 этап: диагностико-прогностический, методологический
2 этап: деятельностный
3 этап: констатирующий
1 этап: диагностика
Мониторинг одаренности.
Мной собран богатый материал различных диагностик, тестов, анкет для исследования, которые помогают в работе с детьми и с родителями.
банка данных по одаренным детям .
Как только я набираю первый класс провожу тест интеллектуальных способностей учащихся. Из всех методик мне близок тест «Медис» потому, что он выявляет основные базовые умения - Словарный запас. Понимание количественных и качественных соотношений, Логическое мышление, Математические способности. Из этой диаграммы видно, что преобладают ?????математические способности 63%, но и видно над чем надо поработать Словарный запас. Понимание количественных и качественных соотношений.
банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов;
Мной был собран материал, из разных источников из журнала «Начальная школа», «Первое сентября», из сборников, с интернета для проведения олимпиад, марафонов вся ценность этой работы заключается в том, что все задания с ответами. Так в 4 классе по математике 15 вариантов с ответами. Мы все с вами работающие учителя и знаем цену каждой минуте, когда в классе 35 человек и каждый день нужно проверить 70 тетрадей да еще и да еще олимпиадные задания. Но если есть ответы это гораздо быстрее.
Организация: системы дополнительного образования;
Нам удалось организовать посещение Дворца детского творчества и весь класс посещает кружки и студии:
- Архитектура и дизайнер, Оригами, Умелые ручки, ЛЕГО – конструирование и Сценическая речь работу проводят профессионалы.
системы дополнительного образования;
Мы занимаемся внеклассной работы по предмету по методике Зак
Занятия ведутся в 4 направлениях по развитию способности анализировать, комбинировать, рассуждать, планировать. По всем занятиям есть программа.
деятельности научного общества
Хочется так же отметить что с первого класса учащиеся занимаются исследовательской деятельности, в классе действует научное общество учащихся «САМИ» (самостоятельность, активность, мобильность, инициативность).
Мы проводим научно-практические конференции «Шаг в будущее» классный, школьный и участвуем городских конференциях,
2 этап деятельностный Выявление одаренных детей на ранних этапах развития.
Каждый ребенок имеет способности к одной из восьми областей человеческой деятельности. Оценить правильность вам поможет тест-анкета, разработанный учеными-психологами, специалистами в области детской психологии А. де Хааном и Г. Кафом. Технические, Музыкальные, Способности к научной работе, Артистический, Незаурядный интеллект, Спортивный, Литературное, Художественные способности
Вот результаты исследования. Видно что преобладают артистические и спортивные способности 96% - 89 % это в силу возраста.
Разнообразные формы работы с учащимися
Я используя разнообразные формы работы с учащимися творческие мастерские; кружки по интересам; занятия исследовательской деятельностью НОУ «САМИ», конкурсы; интеллектуальный марафон; научно-практические конференции; участие в олимпиадах; работа по индивидуальным планам;
Переход на систему портфолио.
У каждого ребенка в классе есть портфолио, которым каждый ребенок гордится. Вот наши портфолио.
3 этап: констатирующий
Систематизация и распространение педагогического опыта по работе с талантливыми детьми. Я собирала этот материал 5 лет, чтобы выступить перед вами уважаемое коллеги.
Проведение выставок детского творчества и смотров.
Есть работы которые не поместишь в папку и мы регулярно делаем выставки работ. Внедрение в практику работы рейтинга учащихся. Существуют различные методики по рейтингу учащихся. Но у нас в классе свой открытый рейтинг, Есть 6 значков 2 – за старание, 2 за внимание и 2 усидчивость ребята выбирают сами и объясняют, за что нужно дать значок своему однокласснику, но бывали случаи самовыдвижения.
Здоровье сберегающие технологии.
Но при всем этом мы не забываем о здоровье. На протяжении всего года мы активно участвуем во всех соревнованиях, посещаем бассейн, ходим на прогулки на свежем воздухе, на переменах проводим музыкальные пятиминутки и многое другое.
И результат моей работы.
Мы прошли все три этапа и уже сейчас можно сделать вывод
- Общий показатель интеллектуальных способностей заметно вырос, во втором классе высокий уровень показали 42% учащихся, а в 3 классе уже 55%, средний уровень во 2 классе 13% учащихся, а в 3 классе 16%. Низкий уровень во 2 классе 45%, а в 3 классе 29% нужно учитывать что в моем классе 4 человека имеют справки.
- Так же у нас есть весомые грамоты, управление образованием городского округа «Якутск» за 6 место в городской олимпиаде по русскому языку.
2009 Почетная грамота за успешное выступление в городской детской исследовательской конференции «Эврика» с этой же работой участвовали в фестивале исследовательских и творческих работ учащихся Портфолио г Москва, а также в 2010 выступали на Пятых Якутских Республиканских Рождественских чтениях «Нравственное воспитание подрастающего поколения. Ценности и ориентиры, а так же есть сертификат от администрации школы № 10 имени Новопашина г. Якутск за пропаганду духовно нравственных ценностей. И диплом за лучший результат районе и в городе во Всероссийском молодежном чемпионате «Старт»
Заключение
Можно ли сделать своего ребенка интеллектуально развитым? В одной или нескольких областях? Вырастить гения? Нет, к сожалению, нельзя. Одаренность - это не приобретенное свойство, это дар, заложенный на генном уровне. Можно годами по шесть часов в день заниматься со своим ребенком математикой... Но он никогда не превзойдет человека, о котором в народе говорят, что ему «дано».
Но это совершенно не означает, что ребенка (любого) не нужно развивать. Нужно, еще как! Просто главное - определится, в какой области у маленького человечка способности. Не нужно нагружать малыша нотной грамотой, живописью, английским, алгеброй и массой других полезных вещей. Различайте обучение и дрессировку. Помните, у ребенка должно быть детство - с прочитанными книжками, пойманными жуками, разбитыми коленками и детскими глупостями
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация интеллектуальной деятельности младшего школьника
Научно-технический прогресс диктует определенные требования к человеку XXI века: он должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально развитым....
Портфолио ученика как один из способов активизации интеллектуальной деятельности младших школьников
Назначение портфолио. Основные разделы....
Проект "Активизация интеллектуальной деятельности младших школьников"
Анализ школьного образования показывает, что интеллектуальное развитие у многих детей значительно отстает от темпов роста объема знаний. В настоящее время важную роль в школе приобре...
ПРИЁМЫ АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛЕРЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»
Метод «Шести Шляп мышления», разработанный британским психологом Эдвардом де Боно может быть использован на уроке любой области. Он развивает у обучающихся способность анализировать информацию и...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА. Тема: Активизация учебной деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на уроках математики
Современному обществу требуются люди, способные самостоятельно решать возникающие перед ними вопросы, а также творчески подходить к своей работе, т.е. не только пассивно воспринимать прои...
Анализ педагогической деятельности. Тема "Использование технологии проблемно – диалогического обучения как способа активизации учебной деятельности младших школьников"
Анализ педагогической деятельности за межаттестационный период по теме "Использование технологии проблемно-диалогического обучения как способа активизации учебной деятельности младших школьников"....
Концепция педагогической деятельности. "Активизация познавательной деятельности младших школьников"
В концепции излагаются принципы работы, методы обучения, которые способствуют активизации познавательной деятельности младших школьников...