Анализ педагогической деятельности. Тема "Использование технологии проблемно – диалогического обучения как способа активизации учебной деятельности младших школьников"
материал на тему

Бабкина Ольга Петровна

Анализ педагогической деятельности за межаттестационный период по теме "Использование технологии проблемно-диалогического обучения как способа активизации учебной деятельности младших школьников". 

Цель аналитического отчета: проведение самоанализа и оценки результатов собственной педагогической деятельности за межаттестационный период.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Управление образования администрации ТГО

 МАОО Тугулымская средняя общеобразовательная школа №26

АНАЛИЗ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(за межаттестационный период 2010 – 2015 г.)

Тема: «Использование технологии проблемно – диалогического обучения как способа активизации учебной деятельности младших школьников».

Составитель:

 Бабкина Ольга Петровна

учитель начальных классов

1 квалификационная категория.

п. Тугулым, 2015 г.

Введение

 «Начальная школа должна стать не «школой навыка», а первым опытом ребенка в образовании – местом пробы своих сил, пространством раскрытия личностного потенциала и школой взросления».Российская школа перешла на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения. В его основу положена принципиально новая идеология. Перед школой поставлена задача – воспитать гражданина информационного общества, человека способного и готового учиться на протяжении всей жизни. Целью и смыслом современного образования становится развитие ребенка, как субъекта познавательной деятельности.Анализ моей деятельности показал, что  достаточно часто я использовала традиционные формы урока, которые были направлены на формирование у школьников знаний, умений и навыков, т.е. их деятельность носила воспроизводящий характер. Тогда как работа учителя в соответствии с ФГОС НОО должна быть ориентирована на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.Задача учителя состоит в том, чтобы привить умения, позволяющие самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность.

Таким образом, в результате анализа мною было выявлено противоречие:

- между традиционной методикой формального заучивания  и ориентацией на развитие творческих способностей младших школьников, на развитие личности ребенка;

- между необходимостью достижения высокой степени качества обучения и особенностью  контингента  учащихся  сельской  школы;

- между фронтальной формой обучения и индивидуальным развитием личности каждого ученика;

- между большим объемом материала и недопустимостью перегрузки учащихся.

Возникает  проблема.

Как активизировать  учебную деятельность учащихся, сделать процесс изучения нового материала на уроке более демократичным, ориентированным на разных учащихся с разными способностями и интересами?

В связи с этим, я задумалась над необходимостьюиспользования современных образовательных технологий, которые помогут обеспечить развитие школьников. Одной из таких технологий является проблемно-диалогическое обучение.

Исходя из требований времени и с учетом сказанного, я обозначила цели и задачи своей педагогической деятельности на момент межаттестационного периода.

Тема: «Использование технологии проблемно – диалогического обучения как способа активизации учебной деятельности младших школьников».

Цель аналитического отчета:проведение самоанализа и оценки результатов собственной педагогической деятельности за межаттестационный период.

Цель моей педагогической деятельности:создание условий, способствующих формированию и развитию ключевых компетенций в условиях интеграции общего и дополнительного образования, повышению качества обучения учащихся, активизации учебной деятельности  младших школьников в ходе использования технологии проблемно – диалогического обучения.

Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

- изучить теоретические основы проблемно – диалогической технологии, возможности её использования в учебной деятельности  младших школьников;

- проанализировать возможности современных программ и учебников  на предмет содержания проблемного обучения;

- использовать современные образовательные технологии, разнообразные вариативныеподходы к урочной и внеурочной деятельности учащихся;

- создать условия в процессе обучения для максимального раскрытия способностей каждого ученика, развитие личности ребенка;

- формировать у учащихся потребностик самостоятельному добыванию знаний (учить учиться), в самоконтроле и адекватной самооценке;

- непрерывно совершенствовать уровень своего педагогического мастерства, эрудиции и компетентности в профессиональной сфере;

- представить опыт педагогической деятельности педагогическому сообществу на уровне РМО и научно – практической конференции.

Объект исследования: построение образовательного процесса с использованиемтехнологии проблемно – диалогического обучения учащиеся начальной школы.

Предмет исследования: активации учебной деятельности младших школьников.

Гипотеза исследования: проблемно – диалогическое обучение как способ активации учебной деятельности младших школьников возможно только при условии систематического проведения специальных диалогов (упражнений), направленных на усвоение учебного материала.

Методологическая база проекта.

Методологической базой данного проекта стали труды известных педагогов и психологов:

  • в области развивающего обучения (Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Н.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина и др.);
  • личностно-ориентированного обучения (И.С. Якиманской, Е.В. Бондаревской,  В.В. Серикова и др.);
  • проблемного обучения (А.М. Матюшкина, Т.В. Кудрявцева, И.Я. Лернера, М.И. Махмутова, Е.Л. Мельниковой и др.).

Изучение и анализ перечисленных материалов  и  практика собственного опыта работы, показывают,  что от того, насколько грамотно используется технология проблемно-диалогического обучения в  начальных классах, зависит дальнейшее  успешное обучение ребёнка в школе.

Я работаю по УМК системы Л. В. Занкова. Содержание учебников   разработано на основе:

  • системы межпредметных связей, что позволяет почувствовать практическую направленность учебных  занятий и их связь с жизнью;
  • внутрипредметной интеграции, позволяющей объединить несколько видов деятельности для  более успешного усвоения материала,способствует формированию ключевых компетенций.

Что соответствует требованиям ФГОС НОО к формированию универсальных учебных действий

Этапы проекта.

Подготовительный. Изучение литературы по проблеме исследования, определены теоретические основы исследования.

Реализующий. Апробация технологии проблемно – диалогического обучения, как способа активизации учебной деятельности  младших школьников (посредством использования проблемных ситуаций).

Аналитический. Проведение мониторинговых исследований качества знаний. Обобщение опыта работы.

Глава 1. Теоретические основы проблемно – диалогической технологии

  1. Общая характеристика проблемно – диалогической технологии

Рассмотрим ключевые понятия и термины, определяющие содержательную основу  проекта:

Диалог (от греческого разговор, беседа) – форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями, репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящих.

«Проблемно-диалогическое обучение» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога.

М.И.Махмутов дает следующее определение понятия «проблемное обучение»: «Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом  целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций»

М. Матюшкин характеризует проблемную ситуацию как «особый вид умственного взаимодействия объекта и субъекта, характеризующийся таким психическим состоянием субъекта (учащегося) при решении им задач, который требует обнаружения (открытия или усвоения) новых, ранее субъекту неизвестных знаний или способов деятельности»

Побуждающий диалог - этот диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученикам работать творчески,  и развивает творческие  способности.
Подводящего диалога -  это цепочка вопросов и заданий, которые подводят учащихся к формулированию темы урока.

Активизация познавательной деятельности – это создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют наши знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

Принципы активизации познавательной деятельности:

  • Принцип обеспечения максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности   характеру практических задач.
  • Принцип проблемности.
  • Принцип взаимообучения.
  • Принцип исследования изучаемых проблем
  • Принцип индивидуализации
  • Принцип самообучения
  • Принцип мотивации.

Условиями организации учебного диалога являются:

  • снятие факторов, тормозящих общение педагога с детьми;
  • восприимчивость к чужому мнению, стремление не оценить, а услышать и принять мнение ребёнка;
  • владение педагогом технологией организации предметного диалога.

Использование проблемных ситуаций на уроках в начальной школе предоставляет учащимся большую возможность пошагово прийти к открытиям новых знаний на уроках.

Методы:

  • проблемно – поисковый (ставит проблемы и предлагает инструменты для их решения),
  • поисково – экспериментальный (развивает познавательный интерес самостоятельной поисковой деятельности),
  • практический (преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления связей между ними, причин их изменения).

Для реализации педагогического проекта были использованы такие виды деятельности:

  • исследовательская;
  • поисковая;
  • конструирование;
  • творческие работы.

Ожидаемые  результаты:

  • овладение учащимися не только общеучебными умениями и навыками, но и  согласно новому ФГОС,  личностными и метапредметными учебными действиями;  
  • развитие    мотивации    к    изучению    предметов      образовательной программы за счет расширения пространства учебного предмета, в том числе формирование ключевых компетенций;
  • создание на уроке учебных  ситуаций,  при которых учащиеся захотят               самостоятельно добывать знания (научить детей учиться);
  • активизация познавательной деятельности каждого ребенка.

1.2. Педагогические условия реализации проблемно – диалогического обучения средствами УМК системы Л.В. Занкова

Начальное образование должно обеспечить требуемый на последующих этапах обучения уровень развития умственных сил учащихся, их познавательной деятельности. Очевидно, что для достижения этой цели должны быть созданы определённые педагогические условия.В настоящее время приоритетами образования признаны идеалы развивающего обучения: умение учиться, предметные и универсальные (общеучебные) способы действий, индивидуальный прогресс ребенка в эмоциональной, социальной, познавательной сферах. Для реализации этих приоритетов необходима  научно обоснованная, проверенная временем развивающая педагогическая система. Таковой является система Л.В. Занкова, которую характеризуют целостность и взаимообусловленность следующих ее частей.

Система развивающего обучения Л.В. Занкова обеспечивает достижение планируемых результатов посредством особого отбора и структурирования содержания учебных предметов, что создает условия для использованияпроблемно – диалогической технологии  и индивидуализации обучения. ПроанализировавУМК системы Л.В. Занкова, сделала вывод, что комплект обеспечивает:

- понимание взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов, явлений благодаря интегрированному характеру содержания, что выражается в сочетании материала разного уровня обобщения (надпредметного, меж- и внутрипредметного), а также в сочетании его теоретической и практической направленности, интеллектуальной и эмоциональной насыщенности;

- владение понятиями, необходимыми для дальнейшего образования;

- актуальность,практическую значимость учебного материала для обучающегося;

- условия для решения воспитательных задач, социально-личностного, интеллектуального, эстетического развития ребенка,  для формирования учебных и универсальных (общеучебных) умений;  

- активные формы познания в ходе решения проблемных, творческих заданий: наблюдение, опыты, дискуссия, учебный диалог (обсуждение разных  мнений, гипотез) и др.;

- проведение исследовательских и проектных работ, развитие информационной культуры;

- индивидуализацию обучения, которая тесно связана с формированием мотивов деятельности,  распространяясь на детей разных типов по характеру познавательной деятельности, эмоционально-коммуникативным особенностям, по гендерным признакам. Индивидуализация реализуется в том числе  посредством трех уровней содержания: базовому, расширенному и углубленному.  

Наиболее ярко в учебниках представлены формулировки заданий, направленные на организацию деятельности девочек и мальчиков, леворуких и праворуких учащихся младшего школьного возраста. В каждом учебнике введены новые условные знаки, позволяющие выделять разные виды универсальных учебных действий.

Я убедилась, что УМК системы Л. В. Занкова построен на концептуальных основах системы развивающего обучения и гарантируют возможность активизации учебной деятельности, ежеурочного «открывания» младшими школьниками новых знаний, направлены на организацию образовательного процесса в рамках требования стандартов нового поколения к формированию универсальных учебных действий в полной мере.

Глава 2. Опыт работы по реализации проблемно – диалогического обучения

2.1. Применение проблемно – диалогического обучения  на уроках в начальной школе

Активизация познавательной деятельности учащихся может быть реализована на различных этапах урока, на уроках разного типа и на любом предметном содержании с помощью определённых методов и приёмов.

В сфере моих педагогических интересов находится вопрос активизации познавательной деятельности учащихся на  уроках «открытия» нового знания, поскольку этот процесс  организуется посредством определённых сочетаний методов, приёмов, заданий, вопросов. Этап введения знаний является наиболее сложной (и творческой!) частью подготовки к уроку. Правильная, эффективная, целесообразная, а порой, нестандартная организация этапа «открытия» знаний приводит к развитию и формированию выше указанных способностей учащихся, их познавательной деятельности.

Проблемно – диалогический урок я провожу по следующей структуре:

Постановка учебной проблемы - тема урока или вопрос для исследования  интерес к новому материалу, познавательная мотивация.

Поиск решения проблемы - «открытие» нового знания        подлинное понимание учениками материала.

Постановка учебной задачи происходит в форме побуждающего диалога, а её решение – в форме подводящего диалога.

В своей работе я использую  три основных метода постановки учебной проблемы:

1. побуждающий от проблемной ситуации диалог

2. подводящий к теме диалог

3. сообщение темы с мотивирующим приёмом.

И  три основных метода поиска решения учебной проблемы:

1. побуждающий к проверке гипотез диалог

2. подводящий от проблемы диалог

3. подводящий без проблемы диалог.

Их сходство заключается в том, что все эти методы обеспечивают мотивацию учеников к изучению нового материала. Различие методов – в характере учебной деятельности школьников. Побуждающий диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников, развивает их речь и творческие способности; подводящий  диалог и сообщение темы с мотивирующим приёмом лишь имитируют творческий процесс, однако успешно формируют логическое мышление и речь учащихся.

В своей работе использую все вышеуказанные методы постановки учебной проблемы и поиска её решения.

Выбор методов и приёмов постановки учебной проблемы на конкретном уроке обусловливается их целесообразностью и эффективностью для данного урока, изучаемого учебного материала, контингента учащихся и т.д.

Практика показала, что сформулировать тему и определить задачи урока под силу учащимся начальной школы при определённых условиях. Время, затраченное на уроке на осознание темы и задач урока, восполняется результативностью учебного труда, успешностью учащихся, осознанной рефлексией урока.

Обязательными условиями использования этих методов  является:

– организация восприятия через зрительное, слуховое и тактильное (в некоторых случаях) восприятие, в виду особенностей развития детей младшего школьного возраста;

– учёт уровня знаний и опыта детей;

– доступность, т.е. разрешимая степень трудности;

– толерантность, необходимость выслушивания всех мнений -  правильных и неправильных, но обязательно обоснованных;

– вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.

Процесс целеполагания формирует не только мотив, потребность действия, учит целеустремлённости, осмысленности действий и поступков, развивает познавательные и творческие способности. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать своё мнение, зная, что его услышат и примут, учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.

Перечисленные вышеметоды постановки учебной проблемы, её решения и приёмы активизации познавательной деятельности учащихся реализую на практике.

Приведу пример, как постановка учебной проблемы осуществляется на уроке.

Подводящий к теме диалог – использую систему вопросов и заданий, которые  обеспечивают формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности (-Что заметили общего?-В чем различие?), но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо принимать даже ошибочные ответы учащихся.

Сообщение темы с мотивирующим приемом. В этом случае  предваряю сообщение готовой темы интригующим материалом (прием «яркое пятно»), или характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»). В некоторых случаях оба мотивирующих приема использую одновременно.

Применяя метод побуждающий от проблемной ситуации диалог, сочетаю прием создания проблемной ситуации и специальные вопросы, которые  стимулируют учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы.

Используя,  приемы создания проблемной ситуации, побуждаю к осознанию противоречия,к формулированию проблемы:

1. Одновременно предъявляю ученикам противоречивые факты, теории, мнения.        

-Что вас удивило?

-Что интересного заметили? - Какие факты налицо?        

Выбрать подходящее:

-Какой возникает вопрос?

-Какая будет тема урока?

2. Сталкиваю мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал.

-Вопрос был один? А сколько мнений? Задание было одно? А как его выполнили?

-Почему так получилось? Чего мы не знаем?        

3. Даю практическое задание, не сходное с предыдущими.

-Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?        

Использую в работе  методы поиска решения учебной проблемы, её решения и приёмы активизации познавательной деятельности учащихся.

Метод - побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог-это сочетание специальных вопросов, стимулирующих учеников выдвигать и проверять гипотезы ( - Какие есть гипотезы? - Согласны с этой гипотезой? Почему? - Как можно проверить эту гипотезу?). Данный метод имеет определенную структуру: начинается с общего  побуждения (призыва к мыслительной работе), при необходимости продолжается подсказкой (намеком, сужающим круг поиска), в крайнем случае, завершается сообщением учителя

Применяя метод  «подводящий к теме  диалог», использую систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование («открытие») нового знания учениками. Подводящий диалог можно развернуть как от поставленной учебной проблемы, так и без нее.

Приведу ещё примеры приёмов и ситуаций побуждающего диалога, которые  использую на уроках.

Эмоциональное удовлетворение. Детям предлагаю задачу, опирающуюся на имеющийся опыт. Каждый индивидуально решает задачу, не испытывая затруднений.

В результате использования на уроке ситуации «интеллектуального разрыва», у детей возникает эмоциональное переживание всеобщего неуспеха (никто не может). Это положительная эмоция, так как нет переживания своего неуспеха на фоне успеха других.

Ситуация «дефицита своих способностей» Формулирование учебной задачи учащиеся выполняют вместе со мной, проанализировав ситуацию практического затруднения. Ученики сами формулируют вопрос и ищут на него ответ.

Рефлексивные задачи. Такие задачи обладают побудительной силой: побуждают узнавать.  Знание ребенка о своем незнании (или о незавершенности знании).

Открытые вопросы. Намеренно озадачиваю детей.

Вопрос или практическое задание «на ошибку»

Приём «актуальность».Приём связан с пониманием практической значимости знаний, возможностью использовать приобретённые знания в жизни.

Приём «яркое пятно».Предъявляю учащимся множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур, выражений, одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание детей концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее учениками определяется тема и задачи урока.

Использую различные  формы подводящего диалога.

1. Анализирующее коллективное наблюдение.

Предлагается двухсторонний материал для сравнения (два столбика или две строки) слов или примеров. Задаётся обобщённый вопрос: «Что заметили? Что хотите сказать?»

2. Фронтальная дискуссия:

 - дети высказываются, выдвигают версии;

- версии фиксируются на доске;

- обсуждение выдвинутых версий;

- координация версий и приход к правильному ответу;

- подведение итога, обоснование выдвинутой версии.

Фронтальной дискуссии на уроке способствует работа в группах, парах, где дети спорят, отстаивают своё мнение и приходят к единому мнению, фиксируют его на листе, затем идёт обсуждение выдвинутых группами версий. Я убедилась на практике, что существует взаимосвязь проблемно-диалогических методов с формами обучения: групповой, парной, фронтальной. Например, проблемная ситуация с разбросом мнений, характерная для уроков русского языка, легко создается в ходе групповой работы, а проблемная ситуация с затруднением – на уроках математики во фронтальной работе с классом.

Приведенные мной методы, приёмы,вопросы и формы работы раскрывают определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.

После каждой темы провожу тестирование, в конце четверти проверочные работы. Все формы контроля и учета достижений обучающихся  показаны в таблице:

Обязательные формы и методы контроля

Иные формы достижений

Текущая аттестация

Итоговая аттестация (четверти, год)

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

- устный опрос;

-письменная самостоятельная работа;

-тестовые задания;

-графическая работа;

-  доклад

- диагностическая контрольная работа;

-интегрированная контрольная работа

-анализ динамики текущей успеваемости

-участие  в выставках, конкурсах, соревнованиях

-активность в проектах и программах внеурочной деятельности

 -творческий отчет

- портфолио

- анализ психолого-педагогических исследований

Практическая значимость проекта:

- во внедрении в практику работы методики проведения     уроков с применением технологии проблемно – диалогического обучения, позволяющих активизировать учебную деятельность, повысить  учебную  мотивацию и познавательную активность;

Психологическая целесообразность проекта:

- проведение уроков с использованием технологии проблемно – диалогического обучения обеспечивает направленную активизацию психических процессов учащихся, т.е. стимулирует мышление, память, воображение  при использовании конкретных проблемных ситуаций;

- повышает  интерес к учебе и вырабатывает потребность к самостоятельному приобретению знаний.

Социальная направленность проекта:

  • создание условий для добывания  учащимися знаний из реальной жизни;  
  • овладение различными методами действий в нестандартных ситуациях;
  • выработка знаний и умений планирования, целенаправленности, анализа, самооценки познавательной деятельности.

Таким образом, данный педагогический проект:

  • помогает учащемуся самореализоваться в жизни,
  • адаптироваться к динамичной картине мира,   эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы,
  • быть активным членом общества, аргументированно, убедительно и дружелюбно отстаивать свою позицию, делать позитивные выводы, вносить предложения, быть полезным обществу.  

Эффективность проекта с точки зрения полученных результатов:

Технология проблемно-диалогического обучения является:

Результативной-обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий;

здоровьесберегающей - позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний;

общепедагогической - реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.

2.2. Использование современных педагогических технологий

Сегодня, когда идет непрерывное реформирование системы образования, я особую роль отвожу самообразованию. Осуществление учебного   процесса в современных условиях  требует от учителя широкого кругозора  в области философии образования, уверенного владения современными педагогическими концепциями и технологиями, развитых дидактических умений, технологической культуры, навыков работы. Поэтому особое место в моей деятельности как учителя занимает   повышение профессионального мастерства. Данная работа включает в себя  самообразование, обучение на курсах повышения квалификации, обмен опытом работы с коллегами. Мне,  как  учителю,  необходимо  не  только  доступно  всё  рассказать,  но  и  научить  ребёнка  мыслить,  привить  ему  навыки  практических  действий. В своей работе я применяю  образовательные технологии, которые позволяют реализовать проблемно- диалогическое обучение, способствуют активизации учебной деятельности учащихся начальной школы и формированию  ключевых компетенций, ведущих к успешности учеников в современном обществе:

-информационно-коммуникационные технологии;

- проблемно-диалогическую технологию;

- игровую технологию;

- технологию учебного проектирования;

- здоровьесберегающую технологию.

- исследовательская деятельность

- технологию разноуровневого обучения;

Использование информационных технологий  в обучении становится требованием времени, позволяет интересно преподнести  учащимся учебный материал, более рационально использовать время при актуализации необходимых  для усвоения знаний,  при наглядном предъявлении дидактического материала, при проведении устного счета на уроках математики,  ит.д. В своей учебной практике применяю компьютерные обучающие программы, мультимедийные презентации. Технические возможности компьютера  позволяют создать  на экране  игровую среду (распускается волшебный цветок, появляется Дюймовочка….)

Использование ИКТ в обучении позволяет мне:

- обеспечить положительную мотивацию обучения;

- проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);

- повысить объем выполняемой на уроке работы;

- усовершенствовать контроль знаний;

- рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;

- формировать навыки исследовательской деятельности;

- обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Для этого использую готовые Интернет-ресурсы, учебные программы, самостоятельно созданные ЭОР.

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету  является игра. Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-м и 2-м классами. Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т.к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. На уроках обучения грамоте используются игры, совершенствующие слуховое восприятие: «Хлопки», “Тим - Том”, “Идем на День рождения”. Для уроков математики - игры на отработку состава числа “Домики”, “Собери елочку”, «Слабое звено»; для уроков русского языка на закрепление изученного материала и др.

Проектная деятельность становится частью учебного процесса в нашей школе.  Учитывая  возрастные особенности своих детей,  выбираю темы детских проектных работ из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Длительность выполнения проекта разная: можно  ограничить  одним уроком (может быть, сдвоенными уроками), одной – двумя неделями в режиме урочно – внеурочных занятий, иногда необходим более длительный срок.

 Результаты  проектной деятельности: «Осень в произведениях поэтов», выпуск книжки - малютки «Устное народное творчество», «Рельеф – земли», «Цветик – семицветик», проект «Наша школа »,  «Птичья столовая», «Суффиксы частей речи», «Уроки Мойдодыра», «Сталинград – символ мужества и славы», «Нерыночные отношения или майский букет», «Крылья, ноги, главное ХВОСТ!», «Подарок ветерану», «История создания герба РДО РОСТ», «Создание космо – эко – экипажа «Мечта» и т.д.  

       В результате участия в таких проектах наметились положительные качества у моих учащихся: умение находить информацию и анализировать; сотрудничать, оказывать помощь  товарищам, принимать их помощь; оценивать результаты труда; выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; демонстрировать артистические возможности; планировать деятельность – время.

Применяю технологию разноуровневого обучения.  В своей педагогической деятельности использую дифференцированный подход обучения. Провожу индивидуальные занятия с сильными и слабыми учениками, даю разноуровневые задания,  что помогает поддержать интерес к изучаемым предметам, повышать уровень усвоения знаний учащихся.

Здоровьесберегающая технология, применяется в виде валеологических, динамических пауз, позволяет, не провоцируя негативные тенденции в развитии здоровья учащихся, получать качественное образование. Огромное значение имеет доброжелательная обстановка в коллективе и эстетическое оформление кабинета.

Одной из главных проблем современного образования, над которой веду работу во время уроков, является организация научно-исследовательской деятельности с учащимися начальных классов.

Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Этот интерес я поддерживаю на уроках окружающего мира. Организация научно-исследовательской деятельности школьников позволяет развивать у учащихся познавательные интересы, самостоятельность, культуру учебного труда, позволяет систематизировать, обобщать, углублять знания в определенной области учебного предмета и учит применять их на практике.

Для развития у детей навыков исследовательского поведения на уроках учу видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, доказывать и защищать свои идеи.

На уроках окружающего мира проводились исследования: «Свойства почвы», «Свойства воды»,  «Что нужно растениям?», «Откуда берётся перегной?» и др. Результаты исследования ребята представляют перед своими одноклассниками.

Часто использую в работе на уроке словари: орфографический, толковый, энциклопедический; "Справочник ученика начальной школы". Работа со словарными словами способствуетрасширению словарного запаса, развитию ассоциативной памяти.

Глава 3. Анализ результатов деятельности учителя

3.1 Мониторинг образовательных достижений обучающихся на уровне сформированности УУД

Рассмотренные методы, приёмы и формы работы позволяюторганизовать учебный процесс, создающий оптимальные условия для формирования учебно – познавательной деятельности школьников. Апробация описанных приёмов, методов, форм обучения проводилась мной в процессе работы по программе развивающего обучения Л. В. Занкова, они актуальны и результативны. Повышается качество обученности школьников, возрастает интерес к процессу обучения, увлечённость им, заинтересованность в познании, поисках решений и ответов,самостоятельность и критичность мышления, стремление к самореализации.

Постоянный анализ достижений учеников - обязательное условие моей работы.  Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать по возможности реальную и наглядную картину развития ребёнка, его способности наблюдать, сравнивать, анализировать.

Работу с учащимися я начала с изучения их индивидуальных особенностей. Тестовая технология позволила получить достоверную информацию, которая помогла учитывать индивидуальные особенности, определять перспективы развития личности. Стартовую диагностику 1 класса проводила в сентябре, по методике   Т.В.Бегловой, М.Р. Битяновой, Т.В. Меркуловой, А.Г. Теплицкой под ред. к. психол. н.  М.Р. Битяновой.

Стартовая диагностика. Уровень сформированности УУД

Показатели уровня формирования УУД  следующие: высокий уровень – 5 человека, средний уровень – 10 человек, низкий уровень – 7 человек.  Анализ результатов мониторинга показал средний и низкий уровни сформированности УУД.

Некоторые дети с низким уровнем  готовности кобучению не посещали детский сад или имели задержку психического здоровья.

На протяжении последующих лет обучения успеваемость стабильно 100%, степень обученности учащихся незначительно выросла.

Степень обученности учащихся

Качество обучения по предметам на протяжении всех лет сохраняется  более 50 %.         

Техника чтения

77% детей имеют повышенный уровень.

Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером упражнений и заданий видов универсальных учебных действий. Именно поэтому планируемые результаты ФГОС определяют не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты. Мониторинг уровня сформированности УУД я осуществляю посредством использования методик диагностики, ведущих психологов: Н.Г.Лускановой «Лесенка», «Оценка уровня школьной мотивации»; «Самоконтроль»  Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн, методику диагностики уровня тревожности(Филлипс) «Карта наблюдений формирования УУД» Степановой Е.Ю., позволяющие дать четкую характеристику уровня сформированности различных групп УУД (личностных, познавательных, коммуникативных),а также путем проведения комплексных контрольных работ.

Успешность выполнения ККР работы

Мониторинг сформированности УУД свидетельствует о том, что учащиеся обладают базовым уровнем УУД.

Проблемно – диалогическое обучение развивает:

Познавательные  УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

На диаграмме видно, что количество детей,умеющих вступать в сотрудничество, соотносить собственную позицию с позицией партнёра возрастает с каждым годом обучения.

С 1 класса я веду мониторинг уровня тревожности на уроках  и  развития учебной мотивации обучающихся, который позволяет мне использовать полученную информацию в организации комфортной образовательной среды, способствующей обретению детьми внутренних мотивов учения. Эта информация представлена на двух диаграммах.

Данные диаграмм говорят о том, что все эти годы происходило снижение тревожного состояния обучающихся на моих уроках. Дети стали более раскованы, не боятся прямого общения с учителем,и, как следствие, интерескобучению возрастал, и формировались внутренние мотивы учения.

Уровеньтревожности

Проанализировав результаты анкетирования,я выяснила, что возросло число обучающихся, имеющих высокий  (с 18 % до 25 %) и хороший (с 14% до 39%) уровень мотивации, относительно которых соответственно уменьшилось количество обучающихся со положительным и низким уровнями.Видна положительная динамика учебного и социального мотива.

Уровень школьной мотивации и динамика его развития

Методика «Незаконченные предложения»

Количество учащихся, которые имеют полное и чёткое представление о нравственных нормах, за время обучения в школе значительно возросло.

Самооценка

Большая часть учащихся в 3 классе имели адекватную самооценку:

Самоконтроль

На диаграмме показан рост умения самоконтроля детей от класса к классу(умение проанализировать  работу на уроке, оценить собственную деятельность).

Здоровьесбережение

На диаграмме видно,группа здоровья детей остаётся без изменений.

Мониторинг сформированности УУД свидетельствует о том, что учащиеся обладают базовым уровнем УУД и что мною созданы условия для успешности учащихся, для их развития и самореализации. О том, что поставленные задачи решены, свидетельствуютстабильность достижений школьников.  Вакилева В., Иващенко А. награждены похвальными листами «За отличные успехи в учении»

3.2 Воспитательная и внеурочная деятельность в межаттестационный период  

Младшие школьники в процессе обучения и во внеурочной деятельности получают достаточно большой объем духовно - нравственных представлений. Они знают и понимают, как надо поступать хорошему ученику, т.е. имеют представление о нравственном поведении. Но всегда ли они так поступают? Нет, не всегда. Расхождение между представлениями о нравственном поведении и поступкам объясняется многими причинами. Одна из них состоит в том, что учителю легче объяснить детям, как надо поступать, чем приучить их к правильному поведению. Комплексный подход к воспитанию ставит перед учителем важную задачу формирования в единстве сознания и поведения младшего школьника.Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников была разнообразной, содержательной, насыщенной работой над осознанием общественных событий и строились на основе самых высоких нравственных отношений.Исходя из требований времени,  мною была составлена программа воспитательной работы для начальных классов «Духовно – нравственное воспитание младших школьников». Программа разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании в РФ», Концепции духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России, Уставом образовательного учреждения, основной образовательная программа ОУ,  Программой воспитательной деятельности  школы. Воспитательная система  моего класса - максимально открытая система.Основные внутренние и внешние связи классного сообщества: ученики - учитель - родители - интересные люди - жители нашего посёлка - другие учителя - другие классы.

Вся деятельность по построению и развитию воспитательной системы класса направлена на то, чтобы учащийся в течение 4 лет смог развить личностные качества, соответствующие сформированному педагогами, учениками, родителями образу выпускника начальной школы.   Показателем результативности педагогической работы с родителями являются хорошее отношение ребенка к школе, желание учиться, быть активным участником школьных дел. Проблемно – диалогическое обучение помогает реализовать коллективные творческие дела, которые способствуют развитию детского коллектива,  личности каждого  ребенка.

Например, с апреля 2013 года по май 2015 года наш класс работал над долгосрочным проектом «70 добрых дел», который был посвящён юбилею Великой Победы.

Было несколько направлений работы:

социально – патриотическое: уход за памятником воинам – землякам, погибшим в годы ВОВ (в  посёлке Тугулым, на станции Тугулым); оказание шефской помощи ветеранам ВОВ, тыла, ветеранам педагогического труда (Акция «Чистая вода», только за прошлый учебный год мы принесли пожилым людям 541л ключевой воды, акция «Птичья кормушка – в подарок», уборка палисадников); сбор игрушек и книг для детского реабилитационного центра «Сказка»; проведение концертов в Доме «Милосердие», Тугулымском Совете ветеранов, в терапевтическом отделении ЦРБ (Концерты ко Дню пожилого человека, подарки больным);

и гражданско – патриотическое:изготовлениеинформационных листовок  с  призывом  к  чистоте («Сохраним природу вокруг себя!», « Природа просит защиты»; создание плакатов «Беспокоишься о России – начни с чистоты на своей улице», «Милый сердцу уголок – Тугулым. И больно, и стыдно…»); видеоролика «Тугулымские «подснежники»»; участие в конкурсе экологических слоганов и экологических плакатов («Чистый посёлок. Чистые мысли», «Чистый посёлок. Чистый взгляд»),областной акции «Родники»; участие в субботниках (во всероссийском, на Боровушке, возле ключей); вручение   участникам  поселкового  субботника  эмблемы:  «Мусора больше НЕТ»; о результатах работы труда писали  в  газету  «Знамя труда» («Относиться к окружающему, как к самому себе», «Берегите всё живое»). Данная форма работы была близка и интересна детям моего класса.   Участвуя  в проекте «70 добрых дел»  мы  стремились создать в семье, школе обстановку мира, согласия, что необходимо для формирования личности. Это послужит в будущем яркому проявлению почтительности, доброжелательности, состраданию и милосердию к людям, к природе. За время работы над проектом учащиеся достигли второго и третьего уровня образовательных результатов внеурочной деятельности. У них сформировалось позитивное отношение к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), школьники получили опыт самостоятельного социального действия за пределами школы, в открытой общественной среде.

Участвуем с классом во всех школьных мероприятиях.

Поддерживаю тесную связь с районным  Домом культуры. Неоднократно ребята моего класса выступали на концертах, посвящённых: Дню защитника Отечества, 8 марта, Дню Победы; на митинге 22 июня. Так, в этом году учащиеся выступили с музыкально – литературной композицией «Костёр памяти» в п. Луговской, д. Луговая, д.Ядрышникова, в д.Гилёва, на праздновании 150-летия Героя Советского Союза Федюнинского И.И.

Наша школа выработала свои подходы в решении социализации и самоопределении личности через социальное партнерство. Расположение школы позволяет использовать в работе с учащимися не только свои ресурсы, но и возможности различных учреждений дополнительного образования. Сотрудничество с учреждениями дополнительного образования создает благоприятные условия для интеллектуального, нравственного, эмоционального и физического развития личности,     всестороннего    развития    способностей   обучающихся. Я активно сотрудничаю с СЮТур, мы посещаем, центральную библиотеку, ЦДТ.

Использую индивидуальный подход в воспитании, который предполагает организацию педагогических воздействий  с учётом особенностей и уровня воспитанности ребёнка, а так же условий его жизнедеятельности. Очень помогают мне в организации индивидуального подхода результаты психологической диагностики, которые проводит педагог-психолог. Сотрудничаю с социальным педагогом школы.  Индивидуального подхода требуют и вновь пришедшие в класс дети.  Приходят дети с разным уровнем подготовки и разным  социальным опытом.  Отдельной задачей для себя считаю создание условий для реализации каждого ребенка, в урочной, внеурочной деятельности, чтобы каждый ребенок получил личный опыт успешности в какой-либо сфере деятельности.

  1. Результаты участия учащихся в конкурсах/олимпиадах.

Начиная со второго класса проводится школьный тур предметных олимпиад. Мои воспитанники постоянно являются их победителями и призёрами. Для четвёртых классов проводится муниципальный этап предметных олимпиад. Так в 2012 году Гюннинен И. заняла 1 место по русскому языку и математике, 2 место по окружающему миру;  Кокшарова Д. - 3 место по русскому языку. В  НПК учащихся ТГО стали призёрами: Белокопытова Е.(3 место, 2013г.), Вакилева В. (2014г. 3 место, 2015г. 2 место), Галкина К., Сутягина Л., Носкова В. (3 место, 2015г).

Учащиеся моего класса являются победителями  или призерами  различных муниципальных, окружных и областных  конкурсов. Приведу результаты некоторых из них (указаны занятые места).

2011год

3 кл.

2012год

4 кл.

2013год

1 кл.

2014год

2 кл.

2015год

3 кл.

Муниципальныеконкурсы

район

округ

район

округ

район

округ

район

округ

район

округ

«Соображалки»

1

«Как живёшь, земля Тугулымская?»

1

1

1

3

«Я и мир вокруг меня»

1

1

3

1

Конкурс авторской и патриотической песни

1

3

1

2

«Радуга талантов»

1

3

«ЭкоКолобок»

1

2

1

7

1

3

2

-

1

2

ДЮП

1

3

1

1

-Снигирёв Дмитрий – диплом за II место в Областном краеведческом конкурсе «Юные знатоки Урала», посвященном 160-летию со дня рождения Д. Н. Мамина-Сибиряка в рамках Конкурса – форума «Мы - уральцы» (Министр общего и профессионального образования Свердловской области Ю.И.Биктуганов ГАОУ ДОД СО ЦДОД «Дворец молодежи» Екатеринбург,2012г.);

- Худолеев Александр – диплом за IIIместо в областном творческом конкурсе «Недаром помнит вся Россия…» в рамках краеведческого конкурса – форума «Мы – уральцы»(Министр общего и профессионального образования Свердловской области Ю.И.Биктуганов ГАОУ ДОД СО ЦДОД «Дворец молодежи» Екатеринбург, 2012г.)

-коллектив учащихся МКОУ ТСОШ № 26 награждён грамотой в номинации «Оригинальная идея» областного конкурса рисунков – плакатов «Мы за будущее – без экстремизма» (Директор ГАОУ ДОД СО ЦДОД «Дворец молодежи» К. В. Шевченко, Екатеринбург, 2012г.)

 - команда «Забота» награждена дипломом за 3 место в окружном туре областного этапа интеллектуально-творческой игры для детей младшего школьного возраста  «ЭкоКолобок» (ГАОУ ДОД СО ЦДОД «Дворец молодежи», Екатеринбург, апрель 2013г.)

- Сагитулин Виталий награжден дипломом 1 степени за победу в конкурсе в рамках акции «Марш парков» (Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, Екатеринбург, май 2013г.)

 - Вакилева Виктория – 3 место в областном конкурсе на лучшее знание государственной символики России среди обучающихся и педагогов образовательных учреждений Свердловской области в номинации «Проектная деятельность» (ГАОУ ДОД СО ЦДОД «Дворец молодежи», Екатеринбург, ноябрь 2013 г.)

- Анкушева Варвара награждена дипломом за 1 место в областном заочном конкурсе «Кодекс семейных ценностей «Связующая нить времен», номинация «Листовка»  (ГАОУ ДОД СО ЦДОД «Дворец молодежи», Екатеринбург, декабрь 2013 г.).

Галкина Ксения – 2 место в литературном конкурсе «Уральский лес – сильный и уязвимый» в номинации «Лучшее произведение в прозе в возрастной категории 7-11 лет» (Департамент лесного хозяйства Свердловской области, Екатеринбург, декабрь 2013г.).

- Южанина Надежда – лауреат конкурса творческих работ, посвященного Году экологии в России, среди экспедиционных отрядов, работающих по проекту «Родники» областной целевой программы «Экология и природные ресурсы Свердловской области», номинация «Плакат» (ГАОУ ДОД СО ЦДОД «Дворец молодежи», Екатеринбург, октябрь 2013 г).

- Галкина Ксения заняла II место в Областном краеведческом конкурсе «Юные знатоки Урала», посвященном 135-летию со дня рождения П.П.Бажова в рамках Конкурса – форума «Мы - уральцы» (Министр общего и профессионального образования Свердловской области Ю.И.Биктуганов, ГАОУ ДОД СО ЦДОД «Дворец молодежи», Екатеринбург, май 2014г.);

- Иващенко Артем - III место в Областном краеведческом конкурсе «Юные знатоки Урала», посвященном 135-летию со дня рождения П.П.Бажова в рамках Конкурса – форума «Мы - уральцы» (Министр общего и профессионального образования Свердловской области Ю.И.Биктуганов, ГАОУ ДОД СО ЦДОД «Дворец молодежи», Екатеринбург, май 2014г.);

- ДЮП «Спасатели» награждена дипломом за 3 место в отборочном туре областного слета ДЮП в Восточном управленческом округе Свердловской области (Начальник ГУ МЧС России по СО генерал-майор А.В.Зеленский, Председатель совета Свердловского областного отделения Общероссийской общественной организации ВДПО И.А.Кудрявцев, Талица, 2014г.)

- отряд «Добродеи» - призер конкурса на лучший экспедиционный отряд по  реализации мероприятий по использованию, охране и обустройству источников нецентрализованного водоснабжения на территории Свердловской области «Родники» по итогам  весенне-летнего периода 2014 года.

- ДЮП «Спасатели» награждена дипломом за 1 место в отборочном туре областного слета ДЮП в Восточном управленческом округе Свердловской области (Начальник ГУ МЧС России по СО генерал-майор А.В.Зеленский, Председатель совета Свердловского областного отделения Общероссийской общественной организации ВДПО И.А.Кудрявцев, Талица, 2015г.)

-  команда «Уральцы» награждена дипломом за 2 место в окружном туре областного этапа интеллектуально-творческой игры для детей младшего школьного возраста  «ЭкоКолобок» (ГАОУ ДОД СО ЦДОД «Дворец молодежи», Екатеринбург, апрель 2015г.)

- команда «Уральцы» награждена дипломом за 1 место в областной заочно – спортивной игре «Юнармейцы, вперёд!» (Министр физической культуры, спорта и молодёжной политики Свердловской области Л. А. Раппопорт, 2015г.)

3.4        Совершенствование профессионального мастерства учителя.

Современный учитель не только учит, но и сам постоянно учится, занимается самообразованием, повышает уровень своей компетентности, и я стараюсь повышать уровень своего профессионализма. Я считаю это одним из условий, обеспечивающих эффективность образовательного процесса. В течение межаттестационного периода являлась активным участником районного методического объединения.  3 года была руководителем ШМО учителей начальных классов. Давала открытые уроки: 2011 – Модели организации внеурочной деятельности «Клуб знатоков» (РМО); 2012 –Две матери В. А.Сухомлинский (ШМО); 2013 год – урок литературного чтения «Авторская сказка. В. Катаев «Цветик-семицветик». Нравственная коллизия» (РМО); 2015 год –    «Дробные числа» (ШМО). Ежегодно разрабатывала контрольно-измерительные  материалы к предметным олимпиадам. Для РМО учителей начальных классов в 2012 году составляла олимпиадную работу по окружающему миру 4 класс, а в 2014г. - ККР для 2 класса. В  рамках августовской конференции в 2011 году была победителем, а 2015 году призёром (2 место) выставки – ярмарки методических идей «Инновации в деятельности педагога» УО ТГО. В марте 2013 года, на муниципальной НПК, выступила по теме  «Роль профессиональных качеств и умений педагога при реализации ФГОС НОО». В 2013 году на районном семинаре «Духовно-нравственное воспитание обучающихся в МКОУ Тугулымская СОШ № 26» представляла свой опыт работы по нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию, как в урочной, так и внеурочной деятельности. В 2014 году была участником территориального конкурса на лучшее методическое пособие по разработке и внедрению учебных программ по правовой культуре школьников (ТГО ТИК). В 2014 году принимала участие в Областном семинаре-презентации ГАОУ СО "Дворец молодежи": «Разнообразие подходов к организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся». В 2015 году стала победителем областного конкурса методических материалов (ГАОУ ДОД СО ЦДОД «Дворец молодежи»). В межаттестационный период была включена в состав Областного банка экспертов.Являюсь членом экспертной комиссии муниципальной предметной олимпиады.С 2012 г - организатор ЕГЭ и ОГЭ в аудитории. Член профсоюзной первичной организации.

Повышение уровня профессионализма идет как путем самообразования, так и через участие в семинарах, прохождение курсов повышения квалификации.

2011 г.- «Содержание и технологии реализации ФГОС НОО» (ИРО) ;

2012 г.- «Реализация ФГОС НОО средствами развивающего обучения

Л.В.Занкова» (АПК и ППРО г. Москва);

2013 г. - «Эффективные технологии управления воспитательной деятельности ОУ как средство реализации ФГОС» (НОЧУ ДПО ИОР);

2014г.- «Подготовка организаторов единого государственного экзамена и основного государственного экзамена» (ИРО).

Я считаю,  что систематическое повышение уровня моей профессиональной подготовки позволяет качественно реализовать образовательный заказ.

Оценка моей работы на вышестоящем уровне

Управление образования администрации Тугулымского городского округа

2011г

Грамота за I место в выставке – ярмарке инновационных методических идей «Инновации в деятельности педагога»

2015 г

Грамота за II место в выставке – ярмарке инновационных методических идей «Инновации в деятельности педагога».

август, 2012г.

Грамота за II место в выставке «Я и мое хобби» в рамках Августовской пед. конференции.

Управление культуры администрации ТГО

2015 г.

Благодарностьзамноголетнее плодотворное сотрудничество.

МКОУ ДОД ТугулымскаяСЮТур

2013 г.

Благодарственное письмозамноголетнее плодотворное сотрудничество.

Правление обще -ной культурно –образова-тельной организации ИКаРуСМежкуль-турная коммуникация и русский язык, Германия

2012 г.

Благодарственное письмо за профессионализм педагога и успехи учеников.

ГКПТУ СО «ОПС Свердловской области №13»

2014 г.

Благодарственное письмо за подготовку команды ДЮП «Спасатели» к районному слёту ДЮП.

Мин-во природных ресурсов и экологии Свердловской обл.

2013г.

Благодарственное письмо за активное участие в акции «Марш парков – 2013»

Тугулымская районная ТИК

29.05.2014г.

 Диплом за участие в территориальном конкурсе на лучшее методическое пособие по разработке и внедрению программ по правовой культуре школьников.

2015 г.

Почётная грамота за сотрудничество с избирательной комиссией по гражданско – правовому воспитанию учащихся.

ГБОУ СО

«Дворец молодежи»,

Екатеринбург

12.05.2011г.

Благодарственное письмо за подготовку призёра окружного тура областного этапа интеллек-туально – творческой игры «ЭкоКолобок»

26.04.2012 г.

Грамота за активное участие в областном краеведческом конкурсе «Юные знатоки Урала»

04.05.2012 г

Благодарственное письмо за развитие семейных творческих инициатив.

май, 2012 г.

Грамота за подготовку призёра в областном творческом конкурсе «Недаром помнит вся Россия…»

2013 г.

Благодарственное письмо за подготовку призёра окружного тура областного этапа интеллек-туально – творческой игры «ЭкоКолобок»

2013 г.

Благодарственное письмо за подготовку призёра областного конкурса на лучшее знание государственной символики

2014 г.

Благодарственное письмо за активную работу по реализации мероприятий проекта «Родники»

май, 2014 г.

Грамота за подготовку призёров краеведческого конкурса «Юные знатоки Урала.

2015 г.

Диплом за  победу в областном конкурсе методических материалов в номинации «Педагогический проект»

Мин-во физкультуры, спорта и молодежной политики СО Ек-бург

2014г.

Грамота за достойную подготовку команды и активное участие в областной заочной военно - патриотической игре «Юнармейцы, вперёд!»

2015 г.

Грамота за  подготовку команды - победителя в областной заочной военно - патриотической игре «Юнармейцы, вперёд!»

ГУ МЧС России по СО, Министерство общего и профессионального образования СО

2015 г.

Благодарственное письмо за плодотворную работу по воспитанию культуры безопасного поведения у подрастающего поколения и большой вклад в развитие движения юных пожарных

Мин - во общего и профессионального образования Сверд-ловской области

пр.№157-Н от 18.06.2013г.

Почётная грамота за успехи в организации и совершенствовании образовательного процесса и многолетний плодотворный труд.

Заключение

В заключении хотелось бы сказать, что  анализ моей педагогической деятельности за межаттестационный период  и мониторинг УДД  показали, что использование технологии проблемно – диалогического обучения, как способа активизации учебной деятельности младших школьников,оправдано и эффективно.

Я убедилась, что уроки с использованием проблемных ситуаций, способствуют развитию инициативы, развивают коммуникативные навыки, предполагают самостоятельный поиск средств и способов решения задач, связанных с реальными ситуациями в жизни. Подобная форма работы привлекает и активизирует обучающихся.

В процессе работы я выяснила, что способом активизации учебной деятельности младших школьников является использование не только проблемно – диалогического обучения, но и технологии «Развитие критического мышления». Поэтому, на следующий межаттестационный период я планирую:

- изучить технологию «Развитие критического мышления» и ее влияние на активизацию учебной деятельности  младших школьников.

Я считаю, что изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что избранные мною педагогические технологии, методы, приёмы   педагогически целесообразны, а результаты моей педагогической деятельности  являются основанием для аттестации на первую категорию.

Литература

  1. ФГОС начального общего образования (1 – 4 кл.) от 6 октября 2009 г. № 373, в ред.  от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357
  2. Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / [сост. А. Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков] — М.: Просвещение, 2009. — 24с. (Стандарты второго поколения).
  4. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 29 мая 2015 года №996-р
  5. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М.: Изд-во МГУ, 1985.
  6. МатюшкинА.М.  «Актуальные вопросы проблемного обучения» / М., Педагогика, 1972.
  7. МельниковаЕ.Л.  «Проблемный урок в начальной школе» // Начальная школа: плюс-минус, 1999 г., № 6, 7, 8.
  8. Мельникова Е.Л «Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения» Сборник материалов. - М., Баласс, 2008.
  9. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех. Сб. материалов. – М., Баласс. 2006г.
  10. Нечаева Н.В., Рощина Н.Н. Педагогическая система развивающего обучения Л.В.Занкова.-изд. «Федоров», 2006

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности младших школьников. Презентация.

Я хочу познакомить вас с моим педагогическим проектом, над которым я работаю с 2014 года: «Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»....

"Квест - технология как способ активизации учебной деятельности младших школьников

Материал презентации будет интересен учителям начальных классов, желающих разнообразить практическую деятельность, правратить урок в интересное приключение....

Обобщение опыта по теме " Технология проблемно-диалогического обучения как способ активизации учебной деятельности младшего школьника"

Представила сою работу на семинаре по теме " Проблемно-диалогическое обучение" Доклад + презентация...

Пояснительная записка к презентации "Технология проблемно-диалогического обучения как средство формирования познавательных УУД младших школьников"

В пояснительной записке раскрывается опыт  работы представленный в презентации по формированию познавательных (общеучебных) УУД через внедрение в урок и внеурочную деятельность технологии проблем...

Индивидуальная проблемная тема самообразования: "Формирование читательской компетенции в начальной школе как способ активизации познавательной деятельности младших школьников" 

Индивидуальный план самообразования: "Формирование читательской компетенции в начальной школе как способ активизации познавательной деятельности младших школьников"...