ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА. Тема: Активизация учебной деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на уроках математики
материал по математике (1, 2, 3 класс) на тему
Современному обществу требуются люди, способные самостоятельно решать возникающие перед ними вопросы, а также творчески подходить к своей работе, т.е. не только пассивно воспринимать происходящие в обществе изменения, но и самим принимать в них деятельное участие. Всё это требует изменения содержания образования, функции обучения. И главное место отводится начальному звену, т.к. именно в младшем школьном озрасте берёт своё начало развитие потребностей, способностей, склонностей, интересов обучающихся.
В этой работе вы найдёте ответы на вопросы, как активизировать учебную деятельность младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.rar | 49.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное (областное) специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №4
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Тема: Активизация учебной деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на уроках математики
Выполнила: учитель начальных классов
Баяндина Любовь Николаевна
2015г
Введение
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что современному обществу требуются люди, способные самостоятельно решать возникающие перед ними вопросы, а также творчески подходить к своей работе, то есть не только пассивно воспринимать происходящие в обществе изменения, но и самим принимать в них деятельное участие. Все это требует изменения содержания образования, функции обучения. И главное место отводится начальному звену, так как именно в младшем школьном возрасте берет свое начало развитие потребностей, способностей, склонностей, интересов учащихся.
До поступления в школу ведущим видом деятельности ребенка была игра. С началом систематического обучения в школе на смену приходит учебная деятельность. Но все же игра не утрачивает своей актуальности, она становится не только средством, но и одной из форм обучения младших школьников, способствует формированию учебной деятельности, активизирует познавательную деятельность учащихся начальных классов. Использование игровых моментов в начальной школе тесно связано с решением ряда вопросов:
место занимательности на уроке;
целесообразность ее использования;
функции занимательности;
методика проведения;
систематизация игр, которые требуют разрешения.
Во взаимодействии педагогов с детьми игра занимает немаловажное значение. На это указывали такие выдающиеся педагоги как К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко и др.
Средства активизации познавательной деятельности на уроках математики
1. Дидактические игры
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приемами, используемыми на уроках, - дидактическая игра [1]. Еще К.Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным.
Игра занимает значительное место в первые годы обучения детей в школе. В начале учащихся интересует только форма игры, а затем уже и тот материал, без которого нельзя участвовать в игре.
В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит учащихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдая правила игры.
В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества ребенка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.
Включение в урок игр, игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении материала.
Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливается интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира.
Приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной деятельности.
Очень многие дидактические игры заключают в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: "Кто быстрей?" "Не зевать! Отвечать сразу. Кто первый?" и т.д.
Значительная часть игр дает возможность сделать то или иное обобщение, осознать правило, которое только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного.
Руководство дидактическими играми.
Учащиеся знакомятся с каждой дидактической игрой под руководством преподавателя следующим образом: преподаватель говорит (или читает), как называется игра. Затем он знакомит детей с предметами (материалами), с которыми им придется иметь дело во время игры. Этот момент имеет важное психологическое значение, поскольку он должен создать у детей соответствующий психологический настрой, который поможет им внимательно выслушать правила игры. Они должны быть сформулированы кратко, точно и ясно. Преподаватель сам решает, есть ли необходимость давать учащимся более полное объяснение игрового действия. Потом начинается игра. Учитель контролирует, чтобы соблюдались правила. Он может участвовать в игре в качестве руководителя или же в качестве простого участника на общих основаниях. Игра оценивается в соответствии с полученными результатами и с тем, как соблюдались правила игры ее участниками. Если дидактическая игра носила коллективный характер, то вопрос, связанный с ее оценкой, решается при участии всех игроков.
Многие игры и упражнения строятся на материале различной трудности, это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний.
Требования к организации игр.
Однако игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса к предмету, поэтому при ее организации следует придерживаться следующих требований:
1). Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными. Материал игры должен быть посилен для всех детей.
2) Дидактический материал должен быть прост и по изготовлению, и по использованию.
3) Игра интересна в том случае, если в ней участвует каждый ребенок.
4) Подведение результатов игры должно быть справедливым и четким
Следует помнить, что основная цель проведения игр на уроке математики - обучающая, поэтому игра должна быть посильной и обязательно служить максимальной активизации мыслительной деятельности учеников, для чего игры следует, как можно чаще разнообразить, менять условия, правила.
Место дидактических игр в учебной работе.
Дидактические игры используются в качестве игрового приема в процессе обучения. С их помощью удается углубить и закрепить полученные учащимися знания, развить приобретенные ими навыки. Во время урока дидактические игры проводятся преподавателем вне зависимости от того, являются ли они новыми для учащихся, или же они уже с ними знакомы. Преподаватель должен выполнять роль и организатора, и руководителя. Если же игра уже знакома детям, то они вспоминают лишь правила.
Следовательно, включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрой, незаметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки по математике.
Дидактические игры по формированию дочисловых понятий.
"Магазин игрушек"
Цель: закрепить знания о свойстве предметов, отличающихся по размеру. Практически использовать в игре отношения: больше, меньше.
Материал: одинаковые, но разных размеров игрушки: зайчики, куклы, мальчики.
Ход игры: игрушки расставлены по полочке, около которой стоит продавец - один из детей. Педагог рассказывает, как сделать покупку в магазине игрушек: выбрать игрушку, описать ее, не называя. Если покупатель правильно опишет предмет, он получает свою покупку. Педагог следит за тем, чтобы участники правильно формировали высказывания.
«Построение в шеренгу»
Цель: закрепление понятий «низкий», «высокий», «справа», «слева», «впереди», «сзади».
Ученики строятся в шеренгу по росту. Учитель дает им следующие задания:
- Кто в классе самый высокий?
- Какой по росту Саша? (Саша самый низкий.)
- Кто твой сосед слева? Справа?
- Между кем и кем ты стоишь?
- Шаг вперед сделает Маша.
- Таня, сделай шаг влево.
- Сзади Тани встанет Аня, а впереди Сережа.
При изучении нумерации чисел
в пределах 20 - игра "Лучший следопыт", "Математическая эстафета".
Игра «Назови соседей»
Цель: закрепить знание ряда чисел и умения называть соседей числа.
Играющие садятся в кружок. Ведущий бросает мяч ребенку, называя числа от 0 до 30. Поймавший мяч должен назвать «соседей» данного числа, т.е. числа на один меньше и на 1 больше названного, или предыдущее и последующее.
После этого он возвращает мяч ведущему. Если поймавший мяч ребёнок дважды ошибается в названии «соседей», он выбывает из круга и внимательно следит за игрой со стороны.
«Быстро занять места!»
Цель: закрепление представления о порядковом значении числа.
Учащиеся разбегаются по всей площадке, собирают на полу жетончики с номерами. Учитель произносит команду: «Быстро занять места!». Дети спешат занять свои места, согласно тем цифрам, которые имеются на их жетонах, по порядку (по возрастанию, по убыванию; слева – четные, справа – нечетные).
«Живые числа»
Цель: закрепление последовательности натурального ряда чисел от1 до10. Ученики получают таблички с числами. Каждый крепит свою табличку на грудь. Учитель дает команду: «Числа, встаньте по порядку!». Участники игры становятся в шеренгу, лицом к классу и пересчитываются от 1 до 10 и обратно от 10 до 1.
«Эхо»
Цель: закрепление последовательности натурального ряда чисел от 1 до 10.
Школьники идут в колонне по одному. Учитель называет число, а дети как эхо, повторяют его и последующее (повторяют его и предыдущее).
«Кто ушел?»
Цель: развитие внимания, закрепление знания ряда чисел.
Ученики строятся в круг. Водящий встает в центр круга, запоминает, какие цифры на карточках в руках у детей (только четные; только нечетные; по возрастанию; по убыванию и т.д.) закрывает глаза. Учитель дотрагивается до одного из играющих, стоящих в круге, и он тихо выходит из зала. Учитель спрашивает у водящего: «Отгадай, кто ушел?» (какой цифры не хватает). Если водящий отгадал, то он встает в круг и выбирает другого водящего. Если не отгадал, то снова закрывает глаза, а выходивший из зала занимает своё прежнее место в кругу. Водящий, открыв глаза, должен назвать его.
«Знают все свои места!»
Цель: закрепить знания ряда чисел от1 до 10.
Учащиеся строятся на площадке в шеренгу. Каждый получает карточку с примером типа: 5 – 2; 8 + 2; 3 + 4… С результатом от 0 до 10. по сигналу или по команде учителя «Разойдись!» дети расходятся по площадке и дружно говорят:
У ребят порядок строгий, знают все свои места.
Ну, трубите веселее: тра-та-та, тра-та-та.
За это время учитель на площадке в разных местах крепит карточки с цифрами от 0 до 10.
После сигнала учителя дети быстро занимают свои места, согласно решенному примеру.
«Передай кубик»
Цель: закрепить знание ряда чисел.
На первую парту каждого ряда ставится пластмассовый цветной кубик.
По сигналу учителя кубик передается каждому ученику по очереди, с названием чисел по порядку, пока не возвратится обратно на первую парту. Затем точно так же передают кубик с названием чисел по убыванию, называя каждое предыдущее число.
Ряд, закончивший передачу кубика первым, побеждает.
Игра повторяется 2-3 раза.
«С листками календаря»
Цель:
Всем играющим прикалывают на грудь по листку из отрывного календаря. Листки надо подбирать так, чтобы играющие могли выполнить следующие задания:
- Собрать команду, состоящую из пяти одинаковых дней недели (вторников, четвергов или пятниц и т.п. – записать пример на сложение, используя цифры на листках и решить его, после чего громко назвать получившееся число.
- Собрать команду, состоящую из всех семи дней недели (числа должны идти по порядку). Побеждает команда, вставшая в шеренгу первой.
- Найти вчерашний день (например, «пятое сентября» ищет «четвертое сентября» и т.п.). Побеждает команда, которая нашлась первая.
- Собраться так, чтобы образовался год 2000 (1998, 2005 и т.д.).
- Собраться так, чтобы сумма чисел на листках равнялась круглым числам (10, 20, 30, 40 и т. д.).
"Кто внимательней?"
Дидактическая цель: Закреплять счет от 1 до 20 и от 20 до 1. Развивать внимание.
Оборудование: каточки, на которых рисунками обозначены числа первого десятка
Ход игры:
Учитель поочередно прикрепляет карточки с рисунками к доске и предлагает сосчитать число рисунков. Затем он бросает мяч одному из учеников и делает движение рукой слева направо; ученик, получивший мяч, называет обозначенное число и ведет от него счет до 20, если учитель показал рукой справа налево по отношению к детям, ученик ведет счет от20 до указанного числа. По хлопку учителя счет останавливается. Учитель выставляет другую карточку, по которой ведется аналогичная работа.2 вариант: Учитель показывает число и бросает мяч, ученик называет следующее и предыдущее число (по указанию учителя).
При изучении состава чисел
«Белочка и грибы»
Цель: закрепить знания о составе числа.
Кто по елкам ловко скачет?
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы?
Учитель рассказывает учащимся о том, что белочка на зиму делает запасы грибов. В одном дупле белочка никогда не хранит запасы, а раскладывает в 2 – 3 дупла. Белочка каждый день сушила по 7 белых грибов (число можно менять) и раскладывала их в два дупла. По сколько грибов в каждое дупло может положить белочка? Дети выходят к доске и раскладывают грибы в «дупла».
Игры при закреплении приемов сложения и вычитания.
«Кто быстрее нарядит ёлочку?»
Цель: формирование навыков сложения и вычитания в пределах 10.
Вывешиваются два плаката с изображением ёлочек. На доске записаны столбики примеров, по 8 – 10 в каждом. К доске выходят два ученика. У каждого из них по 8 – 10 картонных игрушек с крючками. По сигналу учителя дети начинают решать примеры. Решив пример, учение вешает игрушку на свою елочку.
В классе, при закреплении приемов прибавления и вычитания в пределах 10 эффективны такие дидактические игры, как "Математическая рыбалка", "Лучший летчик", "Самый лучший почтальон", "Математический футбол" и другие.
Игра "Прочитай пожелания морского льва".
Цель: закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10.
Ход игры: морской лев, подбрасывает шарики в воздух, образовав из них 4 "букета". Каждый шарик зашифрован буквой. Дети располагают буквы в порядке решения круговых примеров, начинается с того из них, ответ которого равен единице.
Затем они читают слова в каждом "букете" из шариков, двигаясь слева, вверх, направо и вниз.
При закреплении приемов вычитания в пределах 20 - "Определи маршрут самолета", "Путешествие по городам".
При изучении табличного деления и умножения - "Быстро сосчитайте", "Множители".
Игры по формированию геометрических понятий .
«Строим дом»
Цель: распознавание геометрических фигур, формирование пространственных представлений
Мы построили просторный четырехэтажный дом,
И для всех своих игрушек место в доме мы найдем.
В доме окна есть и двери, крыша крашеная есть…
Здесь поселятся игрушки. Хорошо им будет здесь!
(А. Бродский)
После прочтения стихотворения учитель говорит:
Сегодня будем строить дом на радость новоселам,
Чтоб каждый становился в нем счастливым и веселым!
После этих слов из различных геометрических фигур, учащиеся на партах, у доски строят дом. Затем называют геометрические фигуры, отвечают на вопросы: Сколько? Каких фигур больше?
"Команда внимательных".
Цель: совершенствовать знания по теме "Геометрический материал", формировать умение активно оперировать геометрическими понятиями, развивать внимание, память, чувство коллективизма.
Ход игры: на доске вывешены 3 таблицы. Детям предлагается хорошо рассмотреть их и запомнить расположение геометрического материала. От каждой команды к доске приглашается по одному человеку.
«Парная игра»
Цель: развивать умение соотносить плоскостные геометрические фигуры и их контуры.
Ученикам раздают плоскостные геометрические фигуры и контуры этих фигур. Дети, держа в руках фигуры, выстраиваются в шеренгу. По команде учителя они ищут себе пару согласно своей фигуре (плоскостная должна соединиться с контурной).
«Зрительный диктант»
Цель: распознавание геометрических фигур, формирование пространственных представлений детей.
Ученикам предлагается посмотреть на наборное полотно, где слева направо расставлены 3 – 5 геометрических фигур. Две команды под музыкальное сопровождение 1 – 2 минуты, должны расставить на площадке в такой же последовательности, как в образце, геометрические фигуры более крупного размера и назвать их.
Выигрывает та команда, которая быстро и без ошибок справляется с заданием.
2. Уроки - путешествия.
Я проводила различные уроки-путешествия. Такие как "Едем в цирке", "Летим на Марс", "Плывем к Робинзону Крузо", "В гости к Деду Морозу», «Путешествие на печке», «Путешествие на ковре-самолёте» и др.
В этих путешествиях ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. И главное огромнейший эффект - ни одного зевающего на уроке!
Дети играют, а, играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют, доводят до уровня автоматизированного навыка математические знания.
Приведу фрагмент одного из уроков - путешествий.
"Полёт на Луну"
Цель:
Повторение и закрепление таблицы умножения на 2; повторение компонентов при умножении. Расширение кругозора, воспитание любознательности. Коррекция и развитие памяти и воображения.
В 1961 г Ю.А. Гагарин на своём корабле-спутнике в этот день впервые проник в космос… В память об этом человеке сегодня мы совершим полёт на Луну.
Придумал Незнайка корабль межпланетный,
Чертил чертежи в обстановке секретной;
Чтоб Винтик и Шпунтик секрет не узнали,
Чертил на отдельных листах все детали.
А ты рассмотри все его чертежи
И полный чертёж из деталей сложи.
Всё надо заметить, всё надо учесть,
Быть может, ненужные, лишние есть?
(Дети собирают корабль).
Будем подниматься в корабль по ступенькам, на которых написаны примеры –умножения на 2. Дети их решают, проходят на свои места.
Космонавты! Надеть шлемы! Занять кресла, пристегнуть ремни! Теперь можно лететь! Три, два, один – летим!
Все вы – бортинженеры. В салоне у нас темно, вы будете зажигать звёздочки-фонарики. (Фонарик зажигается, если задание на нём выполнено верно. Выполняют устно).
Далее дети работают в бортжурналах- тетрадях, принимают с Земли радиограммы, приземляются на Луне. Ученик рассказывает о Луне, с одновременным показом фотографий Луны. Выполняют тренировку – физминутку. Выполнят другие задания, затем летят на Землю. Пока ракета летит, выполняют самостоятельную работу.
3. Математические уроки- сказки
Если спросить у детей, любят ли они сказки, несомненно, все ответят "да". Сказка всегда вызывает у детей радость, внимание, интерес.
Можно заметить, что человек, не воспитывающийся на сказках, труднее воспринимает мир идеальных стремлений. Что благодаря сказке ребенок начинает отличать реальное от необычного, что нельзя развивать, минуя сказку, не только воображение, но и первые навыки критического геометрического материала, обдумывать предложенную ситуацию, которая требует воображения и умения, выявлять необходимую информацию для принятия решения. И использовать необходимую информацию для решения.
На уроках- сказках всегда царит хорошее настроение, а это залог продуктивной работы. Сказка позволяет ворваться на урок юмору, фантазии, творчеству, а самое главное - учит детей быть добрыми и справедливыми.
Сказки при изучении математики можно использовать следующим образом. Герои сказки испытывают трудности. Дети пытаются им помочь. Они отправляются в путь, преодолевая самые неожиданные препятствия. Выполняют математические задания, отгадывают загадки, вспоминают пословицы.
Преодоление препятствий вместе со сказочными героями придает обучению яркую эмоциональную окраску, что способствует повышению усвоения, как математического материала, так и литературного.
Урок-сказка "Гуси-лебеди".
этап закрепления знаний нумерации числе от1 до 10.
Звенит звонок. Учитель сообщает, что сегодня не совсем обычный урок математики. На нем все ученики класса отправляются в волшебный мир русской народной сказки "Гуси-лебеди".
Помните, гуси-лебеди унесли братца?
Побежала девочка искать его. Она просила помощи у печки, яблони, реки.
Но прежде, чем помочь девочке, ее просили исполнить их желания. Девочка, конечно, спешит, волнуется, ей трудно выполнить задания. А нас много. Мы распределим роли и поможем ей. Начинаем.
Бросилась девочка догонять гусей-лебедей. Бежала, бежала, увидела печь стоит.
Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Печка ей в ответ:
Выполни мои задания - скажу.
Некогда мне, я спешу.
Давайте, дети поможем девочке, чтобы печка на нее не рассердилась.
Дети поворачивают карточки, на которых написаны задания:
Покажи число, которое меньше 4, но больше 2.
Покажи число, которое больше 4, но меньше 6.
Назови числа от1 до 10 через одно.
Побежала девочка дальше. Стоит яблоня.
Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Отгадай, какие числа пропущены, скажу.
4+…=7
... +…=9
Назови числа, которые можно представить в виде двух одинаковых слагаемых: 10,9,8,7,6,5,4.
Мне некогда, я очень тороплюсь, - ответила девочка, - и побежала дальше.
А вы ребята, сможете помочь девочке?
Дети выполняют задания.
Бежит девочка дальше. Течет молочная речка с кисельными берегами.
Молочная речка, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?
Увеличь каждое число 13,4,7,16 на 3 и назови из них самое большое. Уменьши каждое число на 2 и назови самое маленькое из них - скажу.
Боюсь, не успею я, - ответила девочка и побежала дальше.
А вы сможете, ребята, выполнить это задание?
Добежала девочка до избушки на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается. В избушке нашла она братца, схватила его девочка на руки и побежала. Увидали ее гуси-лебеди и полетели за ней. Подбежала девочка опять к молочной речке с кисельными берегами и просит:
Речка, матушка, спрячь нас от них!
Ответь на вопрос - спрячу.
На какие два слагаемых можно разложить 8 и 7?
Сравни два числа и поставь знак >,< или =: 5…6,6…4?
Назови число, следующее в ряду за числом 9, идущее при счете перед числом 7.
Девочка ответила, (класс следит за правильностью ответов), и река укрыла ее с братцем под кисельным бережком. Гуси-лебеди не увидели, пролетели мимо.
Девочка с братцем опять побежала. А гуси-лебеди летят, вот-вот увидят. Стоит яблоня. Обратилась девочка к яблоне, быстро решила ее задачу. (Под яблоней лежало 3 яблока. С дерева упало еще 4 яблока. Сколько всего яблок лежит под яблоней?) Яблоня заслонили их ветками. Гуси-лебеди опять их не увидели и пролетели мимо.
Девочка с братцем опять побежали. А гуси-лебеди опять догоняют, того и гляди, братца из рук вырвут.
Добежала девочка до печки:
Печка, матушка, спрячь меня!
Ответь на вопрос - спрячу.
Какое число больше 4 на 1? Меньше 7 на 2?
Какое число при счете называют после 8, а перед числом 10?
Назови число, которое на 1 больше, чем 4; число, которое на 1 меньше, чем 7.
Девочка быстро ответила, а дети подбадривали ее. Печь ее с братцем спрятала.
Гуси-лебеди полетали, покричали, и ни с чем улетели к Бабе-Яге. А девочка возвратилась с братцем домой, к родителям.
Я хочу похвалить вас, дети, за активную помощь, за хорошие знания изучаемого материала.
В приложении 1 описание ещё одного урока-сказки.
Организованные таким образом уроки, активизируют детей, способствуют решению многих учебных задач, а, следовательно, формированию учебной деятельности.
4. Весёлые задачи в стихах
Задачи в стихах позволят не только подтянуть математику, но и весело поиграть. Поэтому, если ваш ребенок неохотно подходит к занятиям по математике, предложите ему поиграть в веселую игру: вы будете читать ему по одной задаче в стихотворной форме, а он в свою очередь — решать. Эти задачки помогут развитию познавательного интереса и внимания у младших школьников.
1. У стены стоят кадушки.
В каждой ровно по лягушке.
Если было пять кадушек,
Сколько было в них лягушек?
2. Подарили Пете книжку о ракете.
Прочитал Петя, подарил Свете.
Света – Ване, Ваня – Тане,
Таня – маленькой Марьяне.
Сколько детей прочитали книгу?
3. Только я в кусты зашла,
Подосиновик нашла,
Две лисички, боровик.
И зелёный моховик.
У кого ответ готов,
Сколько я нашла грибов?
4. Мама – белка для детишек.
Принесла из леса шишек.
Сразу все не отдала,
По одной всего дала.
Старшему – еловую,
Среднему – сосновую,
Младшему – кедровую.
Скажите, детишки,
Сколько бельчат съели по шишке?
5. Дали каждому обед:
Собачке – в миске,
В блюдечке киске,
Курочке – несушке
Пшена в черепушке,
Машеньке – в тарелочке
Голубой не маленькой.
Сколько их обедает?
6. Играли ребята в прятки.
Прятались все:
Коля – в овсе,
Оля – за Колей,
Егорка – за горкой,
Андрейка – за лейкой,
Тимошка – за кошкой,
Лена – за сено,
Светка – за веткой,
Филипп – за гриб.
А Барбос пришёл.
Сразу всех нашёл.
Сколько детей нашёл пёс?
7. Семь ребят каталось с горки.
Убежал домой Егорка,
А потом ушел Вадим
И Сережа вслед за ним.
Сколько на горке осталось детей?
Кто посчитал, отвечайте скорей!
8. Зайцы, соболи и белки
Бьют в литавры и тарелки.
Машет палочкой пингвин,
Гражданин полярных льдин.
С двух сторон ему еноты
Перелистывают ноты.
Сколько разных зверей в оркестре?
9. У Маши были конфеты.
Она угостила Свету,
Наташу, Иру, Сережу,
Таню и Петю тоже.
Одна конфета осталась,
А Машенька растерялась:
Сколько же было конфет?
Кто может дать ответ?
10. У Сашки в кармашке
Конфеты в бумажке.
Он дал по конфете
Свете и Пете,
Ирине, Галине,
Марине и Нине.
И сам съел конфету.
Сколько было конфет?
Заключение
Итак, проводя работу по обучению детей младшего школьного возраста, хотелось бы отметить большую роль использования занимательного материала. Как показала практика, умелое использование материала повышает эффективность учебно-воспитательного процесса. В таких занятиях воспитываются важные качества личности ребёнка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.
Такой материал можно включать в основную часть занятия по формированию элементарных математических представлений или использовать в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений о геометрических фигурах, их преобразовании. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действий над числами, при формировании представлений о времени. В самом начале занятия оправдывает себя использование несложных занимательных задач в качестве «умственной гимнастики». Занимательные математические игры можно использовать и для организации самостоятельной деятельности детей.
В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он ни трудился.
Литература
- Авалесова В.И. Дидактические игры. - М., Учпедгиз, 1969. - 132 с.
- Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. - М., Просвещение, 1987.
- Арутюнян Ж.В. Взаимодействие учебной и игровой деятельности в обучении младших школьников. - М., 1968. - 15 с.
- Архипенко К.Д. Игра в учебной деятельности младших школьников. // Начальная школа, 1989. - номер 4 - с.32-36- 184 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Воспитание доброты у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на уроках чтения"
Статья посвящена проблемам духовно-нравственного воспитания младших школьников с интеллектуальной недостаточностю на уроках чтения...
Особенности обследования письменной речи младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Данная работа является курсавой и представляет интерес для студентов логопедического факультета, а также для начинающих логопедов...
Система коррекционно-развивающей работы по совершенствованию мелкой моторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
В данной методической разработке расматривается система комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук у школьников с интеллектуально...
Учебное сотрудничество как способ формирования основ учебной деятельности младших школьников в начальных классах (на уроках технологии)
опыт моей деятельности...
Организация и содержание учебной деятельности младших школьников с применением ИКТ на уроках окружающего мира
Современный мир отличается динамичным развитием во всех социально-значимых областях, и ребёнок находится в центре этого процесса. Активное внедрение новых информационных технологий и в нашей стране на...
Формирование эмоций по средством игровой деятельности у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, а так же с синдромом Дауна или расстройством аутистического спектра.
Формирование эмоций по средством игровой деятельности у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, а так же с синдромом Дауна или Расстройством аутистического спектра...
Статья "Игра как средство развития познавательного интереса младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на уроках математики"
Данная статья опубликована в сборнике материалов регионального круглого стола "Эффективные практики коррекционно-развивающей помощи обучающихся с ОВЗ в системе общего и специального образов...