Активизация интеллектуальной деятельности младшего школьника
методическая разработка по теме
Научно-технический прогресс диктует определенные требования к человеку XXI века: он должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально развитым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivizaciya_intellektualnoy_deyatelnosti_mladshego_shkolnika.rar | 622.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Активизация интеллектуальной деятельности младшего школьника
Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами.
Ш.А. Амонашвили.
Тема работы, по моему мнению, является актуальной, так как инновационные процессы, идущие сегодня в системе педагогического образования, наиболее остро ставят вопрос о подготовке высокообразованной интеллектуально развитой личности.
Научно-технический прогресс диктует определенные требования к человеку XXI века: он должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально развитым, поэтому я считаю, что воспитанием и становлением такого человека должна заниматься современная школа, где реализуются принципы индивидуального подхода к учащимся.
Я убеждена, что важнейшее место в системе школьного образования отводится начальным классам, как базовому звену в развитии интеллектуально-творческой личности.
По результатам психологической диагностики учащиеся моего класса обладают разными складами ума – у одних аналитический (28%), у других преобладает наглядно-образный (36%), у третьих - образные и абстрактные компоненты развиты относительно равномерно (36%) .
Я поставила перед собой цель: создавать условия для активизации интеллектуальной деятельности школьников; повысить эффективность учебной деятельности через развитие интеллектуальных способностей школьников.
Исходя из целей моей педагогической деятельности, появились следующие задачи: поднять уровень как логического, так и абстрактного мышления, т.е. учебный материал преподносить более объёмно, с выделением в нём логической и образной стороны; учитывать возрастные, индивидуальные особенности учащихся; разработать систему упражнений, развивающих интеллектуальную деятельность младших школьников.
Изучив структуру интеллектуальных способностей, я пришла к выводу, что для развития личности младшего школьника следует актуализировать следующие интеллектуальные способности:
- Мышление.
- Память.
- Внимание.
В психологическом словаре В.Н.Дружинина имеется три определения понятия “интеллект”:
Интеллект - это общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей;
Интеллект - это система всех познавательных способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения;
Интеллект - относительно устойчивая структура умственных способностей индивида, позволяющая быстро и качественно адаптироваться к новой окружающей среде, к новым жизненным задачам.
Для успешного обучения младших школьников стараюсь сформировать три составляющие мышления:
- высокий уровень элементарных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, суждения, умозаключения;
- высокий уровень активности, раскованности мышления, которая заключается в возникновении нескольких вариантов решения проблемы, большого количества гипотез, идей;
- высокий уровень организованности и целенаправленности, которые проявляются в ориентации на выделение существенного в явлении, в использовании обобщённых схем анализа явления.
Я считаю, что развить интеллектуальные способности младших школьников можно только при общем гармоническом развитии ребенка, выявив задатки, склонности, интересы, поэтому познавательные и творческие способности младших школьников формирую с одновременной активизацией их мышления и воображения. По моему мнению, творчество детей не сможет быть продуктивным без определенного запаса информации, без ее анализа и синтеза.
В своей педагогической практике для активизации интеллектуальной деятельности младшего школьника разработала систему упражнений, направленных на то, чтобы совершенствовать у детей сенсорные процессы, повысить эффективность запоминания, обучить детей логическим операциям, развить творческое мышление и воображение, формировать устойчивый интерес к учёбе, расширить кругозор.
В результате апробирования собственной системы упражнений уровень интеллектуальной деятельности младших школьников повысился.
Дети моего класса стали активнее на уроках: ребята сами учатся анализировать, делают выводы по изученной теме, обобщают, учатся логически мыслить.
На уроках наблюдается сосредоточенность учащихся, напряженная мыслительная деятельность, серьезная работа памяти и умение правильно и логично выражать свои мысли.
Мои ученики являются участниками Всероссийских конкурсов «Русский медвежонок», «Кенгуру», молодёжный чемпионат «Старт», «Чевелти Чеке=», имеют сертификаты достижений.
Учащиеся моего класса принимают участие в проектно-исследовательской деятельности.
По итогам своего исследования я делаю вывод, что особенности интеллекта каждого ребенка не являются застывшими, раз и навсегда данными, а подвержены прогрессивным изменениям при определенных условиях.
Считаю, что разработанная и апробированная мною система упражнений для развития интеллектуальной деятельности младшего школьника нашла свое применение и дает положительные результаты.
В дальнейшем планирую исследовать влияние целенаправленного развития интеллектуальных способностей на нравственные качества в структуре становления творческой личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио ученика как один из способов активизации интеллектуальной деятельности младших школьников
Назначение портфолио. Основные разделы....
Проект "Активизация интеллектуальной деятельности младших школьников"
Анализ школьного образования показывает, что интеллектуальное развитие у многих детей значительно отстает от темпов роста объема знаний. В настоящее время важную роль в школе приобре...
ПРИЁМЫ АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛЕРЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»
Метод «Шести Шляп мышления», разработанный британским психологом Эдвардом де Боно может быть использован на уроке любой области. Он развивает у обучающихся способность анализировать информацию и...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА. Тема: Активизация учебной деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на уроках математики
Современному обществу требуются люди, способные самостоятельно решать возникающие перед ними вопросы, а также творчески подходить к своей работе, т.е. не только пассивно воспринимать прои...
Активизация интеллектуальной деятельности младших школьников.
Актуальность:Тема работы, по моему мнению, является актуальной, так как инновационные процессы, идущие сегодня в системе педагогического образования, наиболее остро ставят вопрос о подготовке высоко о...
Анализ педагогической деятельности. Тема "Использование технологии проблемно – диалогического обучения как способа активизации учебной деятельности младших школьников"
Анализ педагогической деятельности за межаттестационный период по теме "Использование технологии проблемно-диалогического обучения как способа активизации учебной деятельности младших школьников"....
Концепция педагогической деятельности. "Активизация познавательной деятельности младших школьников"
В концепции излагаются принципы работы, методы обучения, которые способствуют активизации познавательной деятельности младших школьников...