Программа воспитательной работы для 1 класса "Я расту" (ФГОС).
рабочая программа (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное казённое образовательное учреждение
Ростовской области
общеобразовательная школа-интернат
среднего (полного) общего образования № 33
г. Новошахтинска
Рассмотрено Согласовано Утверждаю:
на заседании МО на МС директор школы
Протокол № 1 Дата
от 31.08. 2015 Подпись Шевченко Н.Ф.
Программа воспитательной работы
«Вместе в будущее»
1 класс
Классный руководитель: Мозговая Н.Л. – учитель высшей категории
Воспитатель: Растокина Л.Н. – воспитатель 1 категории
2015-2016учебный год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы
они путем правильного воспитания сделались хорошими - это
в нашей власти.
Плутарх.
Данная программа создана в соответствии с ООП НОО и реализует основные требования ФГОС. В соответствии с требованиями стандарта в программу НОО входят следующие разделы:
- программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
- программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Одна из важнейших задач современной новой школы – способствовать формированию и развитию личностных качеств, создавая оптимальные педагогические условия для раскрытия способностей каждого ученика, воспитания порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Воспитательная работа в классе должна быть построена так, чтобы учащиеся могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Решая проблему воспитания и развития детей, важно понимать, что только правильно построенная система воспитательной работы с классным коллективом будет способствовать проявлению активности воспитанников, их желания постоянно узнавать что-то новое. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Актуальность программы «Вместе в будущее» заключается в том, что в процессе её реализации у воспитанников формируются социальные навыки поведения, уверенность в себе, понимание своих и чужих чувств, желаний и мнений. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.
Воспитательная программа «Вместе в будущее» предназначена для детей начальной школы. С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.
Учитывая, что ребёнок, приходя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности,
основным воспитательным моментом первого года обучения становиться познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.
На втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», « сострадание» и «милосердие».
Третий год воспитания - год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам.
Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.
В основе программы заложены принципы:
- ориентация на общечеловеческие ценности (человек, добро, красота, отечество, семья, культура, знания, труд, мир) как основу здоровой жизни;
- ориентация на социально-ценностные отношения (способность обнаружить за словами, событиями, действиями, предметами, поступками внутренний мир человека),
- субъективность (содействие педагога развитию способности ребенка быть субъектом собственного поведения, а в итоге и жизни);
- принятие ребенка как данности (т.е. признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор).
Цели и задачи программы
Цель данной программы - состоит в обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика, в создании основы для сознательного, обдуманного управления развитием с учётом возрастных изменений; создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности.
Задачи воспитания:
- Развивать умение общаться и сотрудничать.
- Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
- Создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся.
- Формировать самостоятельность, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.
- Изучать личностные качества обучающихся.
- Содействовать формированию классного коллектива и созданию в нём нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития.
- Повышение педагогической и психологической культуру родителей через совместную деятельность.
Объект: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет: содержание и формы организации УВП; процесс формирования личности младшего школьника; технологии обучения и воспитания, способствующие созданию поведенческой модели, отвечающей социальному запросу.
Участники программы
Программа разработана для учащихся 1—4-х классов общеобразовательной школы и реализуется в ходе УВП. В реализации программы участвуют: учащиеся, родители, педагоги, администрация школы, психолог, социальный работник.
Сроки реализации программы
1-й этап –1 класс « Познай самого себя» - 2015-2016 уч.год
2-этап –2 класс «Учись дружить» - 2016-2017 уч.год.
3-этап – 3 класс «Азбука коллективной жизни» - 2017-2018 уч.год.
4-этап - 4 класс «Вместе мы сила» - 2018-2019 уч.год.
Предполагаемым результатом данной воспитательной программы является осознание норм социального поведения; улучшение состояния здоровья детей; повышение мотивации к обучению; формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления, постоянное участие родителей в учебно-воспитательном процессе. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.
Содержание программы
1 класс « Познай самого себя» - на первом этапе, где дошкольник уже школьник,- ведущая деятельность - учёба. Происходит узнавание себя в ней, в собственном взгляде на окружающих.
2 класс «Учись дружить» - на втором этапе - главное не ты мне, а я тебе. Результат совместной деятельности – забота не только о себе, но и о сверстниках, близких.
3 класс «Азбука коллективной жизни» - на третьем этапе - умение жить и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива.
4 класс «Вместе мы сила» - на завершающем этапе - от авторитарности управления к демократичности, приём самостоятельных решений, самостоятельный анализ своей деятельности, поступков.
Содержание программы состоит из 6 основных направлений:
- Направление 1. « Гражданско-патриотическое».
- Направление 2. «Духовно-нравственное».
- Направление 3. «Правовое, профилактика правонарушений».
- Направление 4. «Оздоровительное, безопасность жизнедеятельности»
- Направление 5. «Профориентация и трудовое воспитание».
- Направление 6 «Организация работы органов самоуправления».
Данные направления реализуются во внеурочной деятельности:
- Кружок тенниса.
- Театральная студия «Буратино».
- Кружок «Полезные привычки».
- Кружок «Путешествие по стране Этикета».
Циклограмма занятости учащихся во внеурочной деятельности:
ФИО ученика | Кружок тенниса | Театральная студия «Буратино» | «Путешествие по стране Этикета» | «Полезные привычки» |
Аносов Богдан | + | + | + | |
Баскакова Александра | + | + | + | + |
Гончаренко Ренат | + | + | + | |
Данилькевич Сергей | + | + | + | |
Деморецкая Надежда | + | + | + | + |
Десятников Даниил | + | + | + | + |
Добрянский Дмитрий | + | + | + | |
Дробышев Николай | + | + | + | + |
Дуболазова Виолетта | + | + | + | + |
Ерошенко Роман | + | + | + | |
Ерохова Джессика | + | + | + | |
Злобина Яна | + | + | + | + |
Зыкова Ульяна | + | + | + | |
Иваненко Матвей | + | + | + | + |
Колесникова Юлия | + | + | + | |
Лапистова Елизавета | + | + | + | |
Манаков Александр | + | + | + | |
Нарижный Владик | + | + | + | + |
Федоренко Даниил | + | + | + | |
Чеботарева Евгения | + | + | + | + |
Формы внеурочной воспитательной работы по направлениям:
1. Гражданско-патриотическое
- Тематические классные часы.
- Встречи с ветеранами ВОВ и труда, уроки мужества;
- Конкурсы, викторины по тематике.
- Праздники, художественное чтение патриотической литературы.
- Изучение достопримечательностей родного края.
2. Духовно – нравственное
- Тематические классные часы по нравственной тематике.
- Изучение нравственного наследия мира.
- Участие в конкурсах, выставках детского творчества на уровне школы, города, области.
- Праздники, сюрпризы.
- Экскурсии.
- Изучение нравственного наследия своей страны.
- Знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и мира.
- Работа в кружках
3. Правовое, профилактика правонарушений.
- Участие в неделе правовых знаний.
- Проведение тематических классных часов по профилактике правонарушений.
- Конкурсы рисунков на правовую тему и по профилактики правонарушений.
4. Оздоровительное, безопасность жизнедеятельности.
- Занятия в спортивных кружках.
- Спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами школы.
- Спортивные викторины, конкурсы рисунков по спортивной тематике;
- Тематические консультации для родителей;
- Применение на уроках игровых моментов, физминуток.
- Ведение бесед о правильном питании.
5. Профориентационное и трудовое.
- Проведение субботников;
- Работа на пришкольном участке.
- Встречи с сотрудниками интерната различных профессий.
- Проведение тематических классных часов по профориентации.
- «Доктор Айболит» для книжки
6. Организация работы органов самоуправления.
- Выбор актива класса.
- Распределение обязанностей между воспитанниками.
- Планирование работы органов самоуправления.
- Контроль и осуществление работы органов самоуправления.
Основные виды деятельности ребёнка:
- Проектная деятельность
- игровая деятельность
- интеллектуально – познавательная
- поисково-исследовательская
- художественно-творческая
- эстетическая
- оздоровительная
- трудовая
- экологическая
- общественная.
Планирование работы с родителямИ
Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности ребенка
Задачи:
- Организация и совместное проведение досуга детей и родителей.
- Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.
- Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей.
- Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.
Основные моменты деятельности педагогов в работе с родителями.
- Изучение семей учащихся, ситуации развития ребенка в семье, нравственных ценностей и традиций семей, влияющих на нравственные и личностные развития ребенка.
- Сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями и детьми.
- Сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка.
- Поощрения родителей, участвующих в жизни класса и школы.
Основные понятия направления «Семья»:
- семья,
- уклад жизни и традиции семей,
- родословная,
- авторитет отца и матери,
- духовное общение в семье,
- братья и сестры в семье и их взаимоотношения,
- положение ребенка в семье.
Формы деятельности в работе с семьями
- Тематические классные часы.
- Праздники семьи, спортивные состязания с участием мам, пап, бабушек и дедушек.
- Праздники, посвященные красным датам календаря (8 Марта, 23 февраля, День Победы) и красным датам школы (1 Сентября, День Учителя, Новый год, школьные юбилеи).
- Походы выходного дня, экскурсии, викторины.
- Дни творчества.
- Тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и родителями.
Тематика родительских собраний.
1.Август 2015 уч.год
Знакомство с семьями, воспитанников. Направление работы. Рекомендации.
2.Октябрь 2015 уч.год.
Итоги первых месяцев ребенка в школе. Проблемы, трудности, пути преодоления.
3.Декабрь 2015 уч.год.
«Что посеешь, то и пожнешь». Единство требований в воспитании ребенка.
4. Март 2016 уч.год.
«Ты и я – читающая семья!». О роли книги в развитии ребенка.
5. Май 2016 уч.год.
Результаты учебно-воспитательного процесса. Летняя оздоровительная кампания.
Планирование работы с воспитанниками в соответствии с направлениями по реализации 1 этапа
Исходя из основной цели программы, ставятся задачи воспитательной работы на каждом этапе, и определяется содержание воспитательной работы.
1 класс « Познай самого себя»
На 2015-2016 учебный год (1 класс):
- Способствовать формированию сплоченного коллектива.
- Создать условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.
- Способствовать формированию культуры общения и построения межличностных отношений.
- Развивать познавательную активность, положительную учебную мотивацию.
- Развивать наблюдательность, речь.
- Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.
- Воспитывать юного гражданина через изучение на классных часах своей семьи, своего города, страны.
Ожидаемые результаты.
Модель выпускника начальной школы.
( с учетом сформированности УУД)
Личностные качества:
У выпускника будут сформированы:
· внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
· широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
· учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
· ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
· способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
· основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
· ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
· знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм,
· развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
· эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
· установка на здоровый образ жизни;
· основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегаюшего поведения;
· чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Регулятивные качества:
Выпускник научится:
· принимать и сохранять учебную задачу;
· учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
· учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
· оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
· адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
· различать способ и результат действия;
· вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
Познавательные качества:
· Выпускник научится:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
· осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
· сообщения в устной и письменной форме;
· ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
· осуществлять синтез как составление целого из частей;
· проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
· устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
· строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
· осуществлять подведение пол понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
Коммуникативные качества:
Выпускник научится:
· адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
· допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
· строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
· задавать вопросы.
Ожидаемые результаты на первом этапе реализации воспитательной программы:
- Проявление гражданских качеств детьми через поступки и поведение в целом:
1) Знание истории города и края;
2) Ощущение себя равноправным членом коллектива школы
- Духовно- нравственное раскрытие ребенка:
1) Мотивация учащихся на успешное освоение знаний, умений и навыков;
2) Интеллектуальные умения, способствующие в дальнейшем адаптации учащихся к новым учебным предметам;
- Раскрытие собственной индивидуальности через:
а) навыки группового взаимодействия;
б) работу творческого коллектива “Класс!”.
- Принятие культуры здорового образа жизни и умение действовать в нестандартных ситуациях.
- Взаимосвязь и согласованные действия родителей, педагогов, учащихся и классного руководителя по всем вопросам.
Методические рекомендации.
На первом году воспитания учителю необходимо обратить внимание на вовлечение ребёнка в школьную деятельность, формирование доверительных отношений между учеником и учителем. Поэтому важно большее внимание уделить общению в малых группах, индивидуальных беседах, посещению на дому. Большая работа в этот год проводиться школьным психологом. Тренинги «Мимика и жесты», «Приветствия», классные часы «Настроение», «Мальчики и девочки». «Мы школьниками стали». Итогом первого года воспитания должно стать осознания себя как ученика.
Мероприятия, проводимые во второй год воспитания, нацелены на пресечение детской эгоистичности, созидание положительных черт характера. Большую помощь в этом могут оказать родители. Поэтому учителю надо более ответственно подойти к проведению родительских собраний и лекториев. Это родительские собрания «Трудовое воспитание в семье», «Воспитание созидательной дисциплины», семейный праздник « Род, родные, Родина». Итогом второго года должно стать формирование устойчивых дружеских отношений.
Итогом третьего года является осознание детьми, что их класс – дружный коллектив. Этому способствуют игры на свежем воздухе, выездные экскурсии, беседы «Я чувствую себя счастливым, когда…»
Четвёртый год воспитания является наиболее ответственным. Дети должны самостоятельно принимать решения, анализировать свою деятельность, поступки. Наиболее актуальны здесь беседы «Встречают по одёжке, провожают по уму», «Моё хочу и моё надо», диспут «За что уважают в семье и в обществе», «Мои мечты, мои желания», «Что значит быть счастливым в своей стране». Итогом данного года и всей воспитательной программы является овладение детьми системой общечеловеческих ценностей, установление гуманистического типа отношений между людьми.
Мониторинг
Мониторинг результатов осуществляется по направлениям ежегодно, проводится анализ и в случае необходимости коррекция. В конце обучения данная работа позволит проследить динамику формирования знаний, умений, навыков, степень развития отношений к предмету по направлениям программы.
- Отслеживание (выявление) уровня интеллектуального развития и тревожности школьников, мотивации, готовности их к обучению и мотивации успешности обучения;
- Изучение межличностных отношений;
- Наблюдение и составление карты здорового образа жизни;
- Изучение стиля семейного воспитания и разработка практических рекомендаций для родителей.
Список литературы
- Гаврилова А.В. Проект «Я - гражданин России».//Классный руководитель.-2009, № 5.
- Гуреева О.С. Знать, мыслить, уметь, действовать.//Начальная школа.-2000, № 6.
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.- М.: Просвещение, 2009.
- Дереклеева Н.И.Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы. -М.: ВАКО, 2004.
- Классные часы./Авт.-сост.Максимова Т.Н.-М.: ВАКО, 2009.
- Настольная книга учителя начальных классов/ Н.Ф.Дик. – Ростов-н/Д: Феникс, 2005.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2010 г.
- Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника.//Классный руководитель.-2010, № 5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ахмаева О.А. Программа воспитательной работы в классе. Игра-путешествие "Волгарики"
Программа патриотического воспитания школьников, в основе которой воспитание любви к своей семье, соседям, к малой Родине, месту, где ты родился и вырос...
программа воспитательной работы 3 класс
В программе-пояснительная записка, направления воспитательной работы, работа с родителями....
Программа воспитательной работы 4 класс
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. В современной школе роль классного руководителя остаётся неизменной. Он руководит, направляет, воспитывает. Маленький человек и...
Программа воспитательной работы с классом "Ступени познания"
Внеклассная работа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 3 класс
Гла Тема воспитательной работы: «Азбука коллективной жизни»- умение жить и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива....
Программа воспитательной работы 2 класс "Культурно-речевое воспитание"
Главная цель работы над программой – культурно – речевое воспитание учащихся. Культурно – речевое воспитание - дело большой социальной значимости. Данная программа, обращена, прежде всего, к ребенку,...
Программа воспитательной работы в классе составлена на основе программы профессора Щурковой Надежды Егоровны
Программа воспитательной работы в классе составлена на основе программы профессора Щурковой Надежды Егоровны...