ПОСТРОЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА (ВСК).
классный час на тему
Школа-это не только учеба, но и внеклассная работа с праздниками, концертами, с экскурсиями,поездками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
postroenie_vospitatelnoy_sistemy_klassa_vsk.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОСТРОЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА (ВСК).
Формирование классного коллектива.
Детский коллектив, его становление и развитие традиционно являются объектом пристального внимания педагогов. В настоящее время наиболее остро стоит проблема формирования у школьников способности к сотрудничеству и взаимной ответственности, к сопереживанию и милосердию, социально значимому творчеству.
Особенности классного коллектива младших школьников во много зависит от возрастных и личностных особенностей современных детей: их высокой информированности, повышенной восприимчивости, впечатлительности, активного восприятия мира, относительного богатства жизненных впечатлений, доверчивого отношения к взрослым, общительности, подвижности, оптимизма, потребности в игре и знаний, подражательности. В то же время дети младшего школьного возраста отличаются недостаточным развитием аналитических и критических способностей, недостаточной самостоятельностью в деятельности и небольшим опытом взаимодействия со сверстниками, уже появляющимися элементами скептицизма и потребительского отношения к товарищам.
Классный коллектив значим для младших школьников прежде всего потому, что в нём происходит общественно ценная и субъективно наиболее важная для детей деятельность- учение. Только в классном коллективе ребёнок может наиболее полно удовлетворить свою потребность проявить себя значимым членом общества- учеником.
ТРИ ПРИЗНАКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОЛЛЕКТИВА.
1). Наличие колллективистических отношений в классе.
2). Овладение детьми навыками коллективной деятельности.
3). Наличие общественного мнения, опирающегося на позитивные ценности.
ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВА В 1-4 КЛАССАХ.
1 класс- начало организации и становления классного коллектива. Дети «домашние», детсада. Объединение происходит в совместной деятельности: групповые формы работы в классе, межвозрастные уроки, взаимосвязь урочной и познавательной внеурочной деятельности на базе игры.
Важный стимул сближения разных групп учащихся являются «включение» детей в активную субъектную позицию.
2 класс. Дети более самостоятельны. Их привлекает совместная работа, нужная не только им, но и другим. Они пытаются самостоятельно выдвигать цели предстоящей деятельности, распределять роли, анализировать деятельность товарищей. Дети проводят игры малышам, ремонтируют игрушки, убирают территорию.
Взаимодействие со школьным коллективом. Противоречие: между желанием и умением действовать самостоятельно, между возрастающей активностью ребёнка и снижением активности класса.
3 класс. Дети уже опытны, многое умеют делать сами, выпускают газеты, делают концерты, спектакли, объективно оценивают дела. В межличностных отношениях преобладает дружелюбие и терпимость.
Развиваются деловые отношения, формируется общественное мнение. Класс выступает как единое целое, активизируется внимание классного коллектива к личности каждого. У учащихся формируется чувство «мы- коллектив», которое проявляется в желании большую часть времени проводить вместе., в повышении ответственности за свой класс, в стремлении сделать его лучше., повысить статус классного коллектива среди других.
Стиль общения- мажорный, оптимистический.
Итак, развивается бурно коллектив, инициативность и самодеятельность детей, совершенствуется КД, усиливается контактность детей.
Эффектные пути формирования классного коллектива- организация разнообразной деятельности как коллективной и игровой; активное включение классного коллектива в общешкольный. Особую роль в создании классного коллектива играет родительская общественность класса, их способность включаться в жизнедеятельность своих детей.
Можно сделать выводы:
- уровень развития современного младшего школьника и педагогическая грамотная организация учебно-воспитательного процесса в начальной школе позволяют сформировать полноценный коллектив достаточно высокого уровня;
- наиболее эффективными путями формирования классного коллектива младшего школьника являются: организация коллективной деятельности на основе сочетания её с игрой, включение классного коллектива в общешкольный коллектив, создание ситуаций межвозрастного общения, совместная деятельность детского коллектива с родителями класса;
- влияние классного коллектива на личность младших школьников так же как и в других возрастах: коллектив стимулирует развитие творческих и коммуникативных способностей детей, их умение эффективно взаимодействовать с другими людьми (детьми); помогает осознанию ребёнком себя как значимого члена коллектива; даёт чувство эмоциональной защищённости, создание нужности коллективу сверстников; способствует воспитанию чувства ответственности перед собой и другими;
- если в школе есть развитая ВС, то она оказывает позитивное влияние на процессы коллективоообразования во всех классах начальной школы и может частично компенсировать недостаточное мастерство педагога в формировании конкретного класссного коллектива.
ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В КЛАССЕ.
Примерный план воспитательной работы в 1 классе.
- Психолого-педагогическая характеристика класса.
- Цель и задачи работы по моделированию и построению ВСК.
Цель: смоделировать и построить ВСК, направленную на развитие и раскрытие индивидуальности ребёнка, умеющего жить в коллективе и строить с одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.
Задачи:
а) изучать личностные качества учащихся, складывающие отношения в классном коллективе;
б )осуществить проектирование образа жизнедеятельности классного сообщества;
в )содействовать формированию классного коллектива и созданию в нём нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития детей.
Г ) способствовать освоению учащихся ценностей русской культуры посредством их участия в игре-путешествии мл. шк. « В мир рус. нар. культуры».
3. Основные направления работы по моделированию и построению ВСК.
Основные направления работы. | Декады месяца. | ||
СЕНТЯБРЬ Изучение учащихся и их отношений. | 1 Введение в школьную жизнь. Мастерская общения «Давайте познакомимся». (анкета № 1 для родителей). | 2 Анкета № 1,2. | 3 |
Проектирование образа жизнедеятельности класса. Формирование коллектива класса и содействие развитию личности ребёнка. Участие в игре-путешествии « В мир рус. нар. культуры» | « Введение в школьную жизнь» « Введение в школьную жизнь».Праздник «День знаний». | Кл. час. « Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики» Уроки этики и риторики. Подготовка к участию в выставки. « Природа и фантазия». | Участие в выставке. Подготовка к стартам игры-путешествии. « В мир рус. нар. культуры». |
ОКТЯБРЬ Изучение учащихся и их отношений Формирование кол-ва класса и содействию развитию личности ребёнка. Участие в игре « В мир рус. нар. кул.» НОЯБРЬ Изучение учащихся и их отношений. Проектирование Формирования кол-ва Участие в игре-путешествии. ДЕКАБРЬ Изучение учащихся Формирование кол-ва. Участие в игре-путешествии. | Уроки этики и риторики. День самоуправления. Культпоход. Старт игры- путешествия. Использование методики «Квадрат» для изучения удовлетворения уч-ся школьной жизнью. Уроки этики и риторики. Культпоход. Подготовка КТД « Праздник осенних именинников». Работа в мастерской во изготовлению рус. нар. игрушек. Методика «Лесенка» ( для самооценки учащихся) Участие в конкурсе рисунков « Если хочешь быть здоров». Уроки этики и риторики. Праздник « Здравствуй, зимушка зима» | Анкета «Занятость учащихся во внеурочное время» Фолькл-й праздник « Осенний хоровод». Оформления уч-ся и родителями альбома- эстафеты «Наш класс» Мастерская общения « Как вас зовут». «Что мне нравится в моей школе» (рисунок). Кл. час. « Как в старину встречали Новый год». Библиотечный урок. « Путешествие в книжное царство». Операция «Книжкина больница» Посиделки к классе. | Методика « Лесенка» для определения самооценки уч-ся. Беседа врача. Беседа о рус. нар. игрушках. Кл. час «Поведение детей вблизи железнодорожных объектов» Выставка народных игрушек. Социометрия. Посещение Новогоднего представления Мастерская Деда Мороза. Кл. час «Итоги полугодия» |
4. Работа с родителями:
- мастерская общения « Давайте познакомимся»(1 сент.)
- анкетирование родителей (1-2 дек. сент.)
- родительское собрание (серед. сент).
- Встреча родителей с администрацией школы ( 3 декада)
- Заседание род. Комитета (3 декада)
- Организация сбор средств в фонд школы ( 1-2 декада)
- Организация совместной прогулки детей и взрослых в лес « Золотая осень» (1 декада окт)
- Родительское собрание ( середина октября)
- Заседание родительского совета (2 декада октября)
- Родительское собрание в форме ОД « Развитие младшего школьника» (сер. Нояб.)
- Заседание родительского совета ( 1 декада декабря)
5. АНКЕТА №1.
Цель: получить необходимую информацию об учащихся и их родителей.
ФИО ребёнка
Дата рождения
Вопросы Ответы отца Ответы матери
- ФИО
- дом. адрес, телефон
- образование
- возраст
- место работы
- состав семьи
- жилищные условия
- что читаете по вопросам воспитания?
- на какие темы хотели бы послушать беседы?
- В какое время удобно посещать школу?
- Чем можете помочь классу?
АНКЕТА№ 2
ФИ ребёнка
Дата рождения
- Чем ваш ребёнок любит заниматься в свободное время?
- Какие игры предпочитает?
- Какие виды спортивных развлечений любит ваш ребёнок?
- С кем чаще играет ( мальчики, девочки) ?
- Как ведёт себя в детском коллективе? ( активен, пассивен, застенчив….)
- Какие обязанности имеет дома? (эпизодические, постоянные)
- Кто в семье непосредственно занимается воспитанием ребёнка?
- Что вас больше затрудняет в воспитании ребёнка?
- Какие методы воспитания вы предпочитаете( уговоры, разъяснения, строгие требования, наказания, поощрения)?
Дата заполнения.
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ВО 2 КЛАССЕ.
- КОНЦЕПЦИЯ ВСК.
КРАТКАЯ ПСИХОЛОГО_ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА.
В 1 классе обучается …..человек (девочек, мальчиков). Все учащиеся были зачислены в класс в….году на основе результатов психолого-педагогического тестирования и собеседования. До поступления в школу-…… человек посещали дет.сад, воспитывались …..дома. При медицинском осмотре ….человек признаны здоровыми, ……обнаружены….. человек во время тестирования показали высокий уровень подготовки, остальные- средний.
У некоторых вызвано недоразвитие связной речи, слабый словарный запас, недоразвитие моторики правой руки.
При прохождении курса ( 10 дней) « Введение в школьную жизнь» практически все учащиеся адаптировались к новым условиям жизнедеятельности. У ….. человек проявляются признаки низкой самооценки. Процесс обучения уч-ся строится на основе программы «Школа 2100».
Родители постоянно интересуются достижениями своих детей в учебной и внеклассной деятельности, но……часть предпочитают занимать позицию зрителя при проведении КТД в классе. Использование в совместной работе с млад.шк. и родителями форм, приёмов и методов моделирования ВСК (мероприятия, анкетирование) позволило определить образ выпускника начальной школы и представления детей и взрослых о целях, основных направлениях и способах организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в нашем классном сообществе.
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ ЯДРО ВСК.
Методологическая основа воспитательной деятельности: парадигма гуманистического личностно-оринтированного обучения и воспитания ребёнка.
Цель: формирование и раскрытие творческой индивидуальности личности мл. школьника.
Задачи:
- развивать субъективность личности каждого учащиегося
- создавать условия для интеллектуального, нравственного, эстетического, физического самовыражения личности мл. шк.
- поддерживать творческие устремления и действия каждого ребёнка.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ: индивидуальность, самостоятельность, доброта, творчество, активность, коллектив.
МЕХАНИЗМ ПОСТРОЕНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВСК.
Главный системообразующий фактор- коллективная деятельность, которая носит личностно-ориентированный и творческий характер.
ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ- годовой круг традиционных дел ( творческие мастерские):
-равенство всех участников
-свобода участия
-отсутствие оценки, соперничества, замена самооценкой, самовоспитанием
-чередование индивидуальной и коллективной деятельности
-ориентирование не только на результаты творческого поиска, сколько на сам процесс
-выбор материала, виды деятельности
-нравственная ответственность каждого за выбор, процесс и результат деятельности
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВСК:
- сформировать нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного, физического потенциала личности мл. школьника
- развитость креативных способностей учащихся
- проявление индивидуальности каждого учащихся и классного сообщества в целом
- сформирование классного. Коллектива
МЕТОДИКИ:
1 Размышления о жизненном опыте
2Герб класса
3 Я и ценности моей жизни. Я и моя школа.
4.Тест творческого мышления
- Игра «Развитие личности мл. шк.»
- Тест «Цветок-настроения»
- Сочинение-рассуждение « Каким я стал за этот год и почему»
- Творческая мастерская « Я и класс, в котором я живу»
- Сбор-разговор об итогах года.
МЕРОПРИЯТИЯ НА 2 ПОЛУГОДИЕ
ОСНОВНЫЕ ДЕЛА И НАПРАВЛЕНИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА
Потенциал личности учащихся
нравственный | познавательный | коммуникативный | физический | эстетический |
январь | ||||
Урок этической грамоты « Доброта». Операция «Милосердие» Урок этич. Грамоты «Вся семья вместе и душа на месте» | Крещенская ярмарка (участие в представлениях, играх, соревнованиях) Конкурс творческих работ, посвящен. А. С. Пушкину « Читая Пушкина»( радиопередача) | КЛ. час «Шурин, брат, сват»( изучение терминов семейного родства), ознакомление с обрядами и обычаями. | Подвижные игры на снегу. | Разучивание и разыгрывание хороводных игр, песен |
Февраль Урок этической грамоты « Внутренний строй семьи. Место каждого в нём» Урок этич. грам. «В гостях у скоморохов» МАРТ УРОК этич. грамоты « Все на свете солнышкины дети» « Общее и особенное для мальчиков и девочек» АПРЕЛЬ Урок этич. грамоты «Цени доверие других. Поговорил бы ты со мной». МАЙ КТД «Этот День Победы» Урок этическ. Грамоты «В труде человек хорошеет. Подарок коллективу» | Кл. час «Семейно-бытовые обряды» Конкурс семей « Человек без родных не живёт» Радиопередача «Из истории ВОВ» Посещение библиотеки Фестиваль учащихся начальных классов. Урок Мужества( встреча с ветеранами ВОВ) Автобусная экскурсия. Экскурсия в музей. | Мастерская общения «Весело и грустно" Операция « Ветеран»(поздравление защитников Отечества) Семейная игра «Счастливый случай» « Путешествие в мир мудрых мыслей» Выставка детских работ, посв. 8 Марта Клас. час «Как мы жили в III четверти» Праздник в школе и в классе « День смеха» Мастерская общения «Как хорошо, что все мы здесь сегодня собрались». | День здоровья « Взятие снежной крепости» « Самая гибкая и ловкая» конкурс Спорт. Конкурс «Самый быстрый и ловкий». Экскурсия на полигон. Участие в школьной олимпиаде младших школьников. Поход в лес с родителями. | Выставка семейн. Газет Праздник-хоровод « Хожу я гуляю вдоль по хороводу» Экскурсия в музей Конкурс «Снежная скульптура» «Музыкальный букет» Музыкальная гостиная Готовимся к фольклорному фестивалю. Газета фестиваля. |
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ.
- Проведение индивидуальных занятий психолога с ……..
- Индивидуальная работа по коррекции поведения……..
- Творческие мастерские общения и разрушения стереотипов с участием вышеназванных учащихся.
- Оказание помощи дежурных в выполнении своих обязанностей.
- Ознакомить с творчеством и увлечением……
- Оказание помощи….в проявлении музыкальных способностей при подготовке и проведении КТД.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
- Проведение родительских собраний:
-мастерская общения «Школа для родителей»
-итоги III четверти «Как развивать воображение ребёнка».
-организация летнего отдыха. Итоги года.
- Оказание помощи в подготовке и проведении заседаний родительского актива.(ежемес.)
- Проведение открытых уроков для родителей.
- Оказание помощи родителей в конкурсе……
- Подготовка семейной игры «Папа, мама, я- дружная семья».
- Посещение семей с целью изучения (режим дня).
- Сбор заявок о посещении летнего лагеря.
- Проведение индивидуальных консультаций для родителей.
- Подготовка и вручение благодарных писем родителям.
- Участие родителей в совместных делах класса.
- участие родителей в деятельности по благоустройству классной комнаты.
ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КЛАССЕ.
Проблема изучения | Средства изучения | сроки | Кто изучает |
| 1.социометрия 2.Игра «Полёт на Луну». Методика для изучения самооценки. Тест фигурный Торренса « Наши отношения».
2.методика Степанова. Анкета «Твои планы на лето». | Январь Февраль Март Апрель май | КР Психолог Психолог КР Психолог Психолог КР |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель воспитательной системы класса
Структура модели воспитательной системы класса...
Воспитательная система класса, 3 класс, автор Давлетшина З.Г.
Система работы с классом, где преобладают учащиеся из неблагополучных семей. Проблемы класса, цель работы, направления работы, зона взаимодействия (круг специалистов, коллектив родителей и педаг...
Основные направления работы по моделированию и построению воспитательной системы класса
В данном методическом материале расписаны воспитательные мероприятия и основные направления работы по построению воспитательной системы класса по месяцам....
Моделирование и построение воспитательной системы класса в условиях введения ФГОС НОО
Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом ...
«Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса».
Цель: Поиск путей совершенствования воспитательной системы школы и формирование у воспитателей установки на осуществление деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов...
Опыт создания модели воспитательной системы класса (МВСК) на базе воспитательной системы лицея
Опыт создания модели воспитательной системы класса в практике воспитателя начальной школы. Для построения модели воспитательной системы в качестве теоретической базы выбрана ко...
Особенности построения воспитательной системы класса в начальной школе
ОПЫТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...