ПОСТРОЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА (ВСК).
классный час на тему

Метянина Татьяна Викторовна

Школа-это не только учеба, но и внеклассная работа с праздниками, концертами, с экскурсиями,поездками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon postroenie_vospitatelnoy_sistemy_klassa_vsk.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

ПОСТРОЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА (ВСК).

 Формирование классного коллектива.

            Детский коллектив, его становление  и развитие традиционно являются объектом пристального внимания педагогов. В настоящее время наиболее остро стоит проблема формирования у школьников способности к сотрудничеству и взаимной ответственности, к сопереживанию и милосердию, социально значимому творчеству.

          Особенности классного коллектива младших школьников во много зависит от возрастных и личностных особенностей современных детей: их высокой информированности, повышенной восприимчивости, впечатлительности, активного восприятия мира, относительного богатства жизненных впечатлений, доверчивого отношения к взрослым, общительности, подвижности, оптимизма, потребности в игре и знаний, подражательности. В то же время дети младшего школьного возраста отличаются недостаточным развитием аналитических и критических способностей, недостаточной самостоятельностью в деятельности и небольшим опытом взаимодействия со сверстниками, уже появляющимися элементами скептицизма и потребительского отношения к товарищам.

        Классный коллектив значим для младших школьников прежде всего потому, что в нём происходит общественно ценная и субъективно наиболее важная для детей деятельность- учение.  Только в классном коллективе ребёнок может наиболее полно удовлетворить свою потребность проявить себя значимым членом общества- учеником.

 ТРИ ПРИЗНАКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОЛЛЕКТИВА.

1). Наличие колллективистических отношений в классе.

2). Овладение детьми навыками коллективной деятельности.

3). Наличие общественного мнения, опирающегося на позитивные ценности.

ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВА В 1-4 КЛАССАХ.

  1 класс- начало организации и становления классного коллектива. Дети «домашние», детсада. Объединение происходит в совместной деятельности: групповые формы работы в классе, межвозрастные уроки, взаимосвязь урочной и познавательной внеурочной деятельности на базе игры.

 Важный стимул сближения разных групп учащихся являются «включение» детей в активную субъектную позицию.

  2 класс. Дети более самостоятельны. Их привлекает совместная работа, нужная не только им, но и другим. Они пытаются самостоятельно выдвигать цели предстоящей деятельности, распределять роли, анализировать деятельность товарищей. Дети проводят игры малышам, ремонтируют игрушки, убирают территорию.

Взаимодействие со школьным коллективом. Противоречие: между желанием и умением действовать самостоятельно, между возрастающей активностью ребёнка и снижением активности класса.

  3 класс. Дети уже опытны, многое умеют делать сами, выпускают газеты, делают концерты, спектакли, объективно оценивают дела. В межличностных отношениях преобладает дружелюбие и терпимость.

Развиваются деловые отношения, формируется общественное мнение. Класс выступает как единое целое, активизируется внимание классного коллектива к личности каждого. У учащихся формируется чувство «мы- коллектив», которое проявляется в желании большую часть времени проводить вместе., в повышении ответственности за свой класс, в стремлении сделать его лучше., повысить статус классного коллектива среди других.

Стиль общения- мажорный, оптимистический.

Итак, развивается бурно коллектив, инициативность и самодеятельность детей, совершенствуется КД, усиливается контактность детей.

    Эффектные пути формирования классного коллектива- организация разнообразной деятельности как коллективной и игровой; активное включение классного коллектива в общешкольный. Особую роль в создании классного коллектива играет родительская общественность класса, их способность включаться в жизнедеятельность своих детей.

Можно сделать выводы:

  • уровень развития современного младшего школьника и педагогическая грамотная организация учебно-воспитательного процесса в начальной школе позволяют сформировать полноценный коллектив достаточно высокого уровня;
  • наиболее эффективными путями формирования классного коллектива младшего школьника являются: организация коллективной деятельности на основе сочетания её с игрой, включение классного коллектива в общешкольный коллектив, создание ситуаций межвозрастного общения, совместная деятельность детского коллектива с родителями класса;
  • влияние классного коллектива на личность младших школьников так же как и в других возрастах: коллектив стимулирует развитие творческих и коммуникативных способностей детей, их умение эффективно взаимодействовать с другими людьми (детьми); помогает осознанию ребёнком себя как значимого члена коллектива; даёт чувство эмоциональной защищённости, создание нужности коллективу сверстников; способствует воспитанию чувства ответственности перед собой и другими;
  • если в школе есть развитая ВС, то она оказывает позитивное влияние на процессы коллективоообразования во всех классах начальной школы и может частично компенсировать недостаточное мастерство педагога в формировании конкретного класссного коллектива.

ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В КЛАССЕ.

Примерный план воспитательной работы в 1 классе.

  1. Психолого-педагогическая характеристика класса.
  2. Цель и задачи работы по моделированию и построению ВСК.

Цель: смоделировать и построить ВСК, направленную на развитие и раскрытие индивидуальности ребёнка, умеющего жить в коллективе и строить с одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.

Задачи:

а) изучать личностные качества учащихся, складывающие отношения в классном коллективе;

б )осуществить проектирование образа жизнедеятельности классного сообщества;

в )содействовать формированию классного коллектива и созданию в нём нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития детей.

Г ) способствовать освоению учащихся ценностей русской культуры посредством их участия в игре-путешествии мл. шк. « В мир рус. нар. культуры».

3. Основные направления работы по моделированию и построению ВСК.

Основные направления работы.

Декады месяца.

СЕНТЯБРЬ

Изучение учащихся и их отношений.

1

Введение в школьную жизнь. Мастерская общения «Давайте познакомимся».  (анкета № 1 для родителей).

2

Анкета № 1,2.

3

Проектирование образа жизнедеятельности класса.

Формирование коллектива класса и содействие развитию личности ребёнка.

Участие в игре-путешествии « В мир рус. нар. культуры»

« Введение в школьную жизнь»

« Введение в школьную жизнь».Праздник «День знаний».

Кл. час. « Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики»

Уроки этики и риторики.

 Подготовка к участию в выставки. « Природа и фантазия».

Участие в выставке.

Подготовка к стартам игры-путешествии. « В мир рус. нар. культуры».

ОКТЯБРЬ

Изучение учащихся и их отношений

Формирование кол-ва класса и содействию развитию личности ребёнка.

Участие в игре « В мир рус. нар. кул.»

НОЯБРЬ

Изучение учащихся и их отношений.

Проектирование

Формирования кол-ва

Участие в игре-путешествии.

ДЕКАБРЬ

Изучение учащихся

Формирование кол-ва.

Участие в игре-путешествии.

Уроки этики и риторики.

День самоуправления. Культпоход.

Старт игры- путешествия.

Использование методики «Квадрат» для изучения удовлетворения уч-ся школьной жизнью.

Уроки этики и риторики.

Культпоход.

Подготовка КТД « Праздник осенних именинников».

Работа в мастерской во изготовлению рус. нар. игрушек.

Методика «Лесенка» ( для самооценки учащихся)

Участие в конкурсе рисунков « Если хочешь быть здоров».

Уроки этики и риторики.

Праздник « Здравствуй, зимушка зима»

Анкета «Занятость учащихся во внеурочное время»

Фолькл-й праздник « Осенний хоровод».

Оформления уч-ся и родителями альбома- эстафеты «Наш класс»

Мастерская общения « Как вас зовут».

«Что мне нравится в моей школе» (рисунок).

Кл. час. « Как в старину встречали Новый год».

Библиотечный урок. « Путешествие в книжное царство». Операция «Книжкина больница»

Посиделки к классе.

Методика « Лесенка» для определения самооценки уч-ся.

Беседа врача.

Беседа о рус. нар. игрушках.

Кл. час «Поведение детей вблизи железнодорожных объектов»

Выставка народных игрушек.

Социометрия.

Посещение Новогоднего представления Мастерская Деда Мороза. Кл. час «Итоги полугодия»


4. Работа с родителями:

  • мастерская общения « Давайте познакомимся»(1 сент.)
  • анкетирование родителей (1-2 дек. сент.)
  • родительское собрание (серед. сент).
  • Встреча родителей с администрацией школы ( 3 декада)
  • Заседание род. Комитета (3 декада)
  • Организация сбор средств в фонд школы ( 1-2 декада)
  • Организация совместной прогулки детей и взрослых в лес « Золотая осень» (1 декада окт)
  • Родительское собрание ( середина октября)
  • Заседание родительского совета (2 декада октября)
  • Родительское собрание в форме ОД « Развитие младшего школьника» (сер. Нояб.)
  • Заседание родительского совета ( 1 декада  декабря)

5. АНКЕТА №1.

 Цель: получить необходимую информацию об учащихся и их родителей.

ФИО ребёнка

Дата рождения

Вопросы                                       Ответы отца                              Ответы матери

  1. ФИО
  2. дом. адрес, телефон
  3. образование
  4. возраст
  5. место работы
  6. состав семьи
  7. жилищные условия
  8. что читаете по вопросам воспитания?
  9. на какие темы хотели бы послушать беседы?
  10. В какое время удобно посещать школу?
  11. Чем можете помочь классу?

АНКЕТА№ 2

ФИ ребёнка

Дата рождения

  1. Чем ваш ребёнок любит заниматься в свободное время?
  2. Какие игры предпочитает?
  3. Какие виды спортивных развлечений любит ваш ребёнок?
  4. С кем чаще играет ( мальчики, девочки) ?
  5. Как ведёт себя в детском коллективе? ( активен, пассивен, застенчив….)
  6. Какие обязанности имеет дома? (эпизодические, постоянные)
  7. Кто в семье непосредственно занимается воспитанием ребёнка?
  8. Что вас больше затрудняет в воспитании ребёнка?
  9. Какие методы воспитания вы предпочитаете( уговоры, разъяснения, строгие требования, наказания, поощрения)?

Дата заполнения.

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ВО 2 КЛАССЕ.

  1. КОНЦЕПЦИЯ ВСК.

КРАТКАЯ ПСИХОЛОГО_ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА.

В 1 классе обучается …..человек (девочек, мальчиков). Все учащиеся были зачислены в класс в….году на основе результатов психолого-педагогического тестирования и собеседования. До поступления в школу-…… человек посещали дет.сад, воспитывались …..дома. При медицинском осмотре ….человек признаны здоровыми, ……обнаружены….. человек во время тестирования показали высокий уровень подготовки, остальные- средний.

У некоторых вызвано недоразвитие связной речи, слабый словарный запас, недоразвитие моторики правой руки.

При прохождении курса ( 10 дней) « Введение в школьную жизнь» практически все учащиеся адаптировались к новым условиям жизнедеятельности. У ….. человек проявляются признаки низкой самооценки. Процесс обучения уч-ся строится на основе программы «Школа 2100».

Родители постоянно интересуются достижениями своих детей в учебной и внеклассной деятельности, но……часть предпочитают занимать позицию зрителя при проведении КТД в классе. Использование в совместной работе с млад.шк. и родителями форм, приёмов и методов моделирования ВСК (мероприятия, анкетирование) позволило определить образ выпускника начальной школы и представления детей и взрослых о целях, основных направлениях и способах организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в нашем классном сообществе.

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ ЯДРО ВСК.

Методологическая основа воспитательной деятельности: парадигма гуманистического личностно-оринтированного обучения и воспитания ребёнка.

Цель: формирование и раскрытие творческой индивидуальности личности мл. школьника.

Задачи:

  1. развивать субъективность личности каждого учащиегося
  2. создавать условия для интеллектуального, нравственного, эстетического, физического самовыражения личности мл. шк.
  3. поддерживать творческие устремления и действия каждого ребёнка.

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ: индивидуальность, самостоятельность, доброта, творчество, активность, коллектив.

МЕХАНИЗМ ПОСТРОЕНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВСК.

    Главный системообразующий фактор- коллективная деятельность, которая носит личностно-ориентированный и творческий характер.

ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ- годовой круг традиционных дел ( творческие мастерские):

-равенство всех участников

-свобода участия

-отсутствие оценки, соперничества, замена самооценкой, самовоспитанием

-чередование индивидуальной и коллективной деятельности

-ориентирование не только на результаты творческого поиска, сколько на сам процесс

-выбор материала, виды деятельности

-нравственная ответственность каждого за выбор, процесс и результат деятельности

       

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВСК:

  1. сформировать нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного, физического потенциала личности мл. школьника
  2. развитость креативных способностей учащихся
  3. проявление индивидуальности каждого учащихся и классного сообщества в целом
  4. сформирование  классного. Коллектива

МЕТОДИКИ:

1 Размышления о жизненном опыте

2Герб класса

3 Я и ценности моей жизни. Я и моя школа.

4.Тест творческого мышления

  1. Игра «Развитие личности мл. шк.»
  2. Тест «Цветок-настроения»
  3. Сочинение-рассуждение « Каким я стал за этот год и почему»
  4. Творческая мастерская « Я и класс, в котором я живу»
  5. Сбор-разговор об итогах года.

МЕРОПРИЯТИЯ НА 2 ПОЛУГОДИЕ

ОСНОВНЫЕ ДЕЛА И НАПРАВЛЕНИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

Потенциал личности учащихся

нравственный

познавательный

коммуникативный

физический

эстетический

январь

Урок этической грамоты « Доброта». Операция

«Милосердие»

Урок этич. Грамоты «Вся семья вместе и душа на месте»

Крещенская ярмарка (участие в представлениях, играх, соревнованиях)

Конкурс творческих работ, посвящен. А. С. Пушкину

« Читая Пушкина»( радиопередача)

КЛ. час «Шурин, брат, сват»( изучение терминов семейного родства), ознакомление с обрядами и обычаями.

Подвижные игры на снегу.

Разучивание и разыгрывание хороводных игр, песен

Февраль

Урок этической грамоты « Внутренний строй семьи. Место каждого в нём»

Урок этич. грам. «В гостях у скоморохов»

МАРТ

УРОК этич. грамоты « Все на свете солнышкины дети»

« Общее и особенное для мальчиков и девочек»

АПРЕЛЬ

Урок этич. грамоты «Цени доверие других. Поговорил бы ты со мной».

МАЙ

КТД «Этот День Победы»

Урок этическ. Грамоты «В труде человек хорошеет. Подарок коллективу»

Кл. час «Семейно-бытовые обряды»

Конкурс семей « Человек без родных не живёт»

Радиопередача «Из истории ВОВ»

Посещение библиотеки

Фестиваль учащихся начальных классов.

Урок Мужества( встреча с ветеранами ВОВ)

Автобусная экскурсия.

Экскурсия в музей.

Мастерская общения «Весело и грустно"

Операция « Ветеран»(поздравление защитников Отечества)

Семейная игра «Счастливый случай»

« Путешествие в мир мудрых мыслей»

Выставка детских работ, посв. 8 Марта

Клас. час «Как мы жили в III четверти»

Праздник в школе и в классе « День смеха»

Мастерская общения «Как хорошо, что все мы здесь сегодня собрались».

День здоровья

« Взятие снежной крепости»

«

 Самая гибкая и ловкая» конкурс

Спорт. Конкурс «Самый быстрый и ловкий».

Экскурсия на полигон.

Участие в школьной олимпиаде младших школьников.

Поход в лес с родителями.

Выставка семейн. Газет

Праздник-хоровод « Хожу я гуляю вдоль по хороводу»

Экскурсия в музей

Конкурс «Снежная скульптура»

«Музыкальный букет»

Музыкальная гостиная

Готовимся к фольклорному  фестивалю. Газета фестиваля.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ.

  1. Проведение индивидуальных занятий психолога с ……..
  2. Индивидуальная работа по коррекции поведения……..
  3. Творческие мастерские общения и разрушения стереотипов с участием вышеназванных учащихся.
  4. Оказание помощи дежурных в выполнении своих обязанностей.
  5. Ознакомить с творчеством и увлечением……
  6. Оказание помощи….в проявлении музыкальных способностей при подготовке и проведении КТД.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

  1. Проведение родительских собраний:

-мастерская общения «Школа для родителей»

-итоги III четверти «Как развивать воображение ребёнка».

-организация летнего отдыха. Итоги года.

  1. Оказание помощи в подготовке и проведении заседаний родительского актива.(ежемес.)
  2. Проведение открытых уроков для родителей.
  3. Оказание помощи родителей в конкурсе……
  4. Подготовка семейной игры «Папа, мама, я- дружная семья».
  5. Посещение семей с целью изучения (режим дня).
  6. Сбор заявок о посещении летнего лагеря.
  7. Проведение индивидуальных консультаций для родителей.
  8. Подготовка и вручение благодарных писем родителям.
  9. Участие родителей в совместных делах класса.
  10.  участие родителей в деятельности по благоустройству классной комнаты.

ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КЛАССЕ.

Проблема изучения

Средства изучения

сроки

Кто изучает

  1. состояние межличностных отношений.
  2. самооценка личности ребёнка
  3. развитие творческих способностей
  4. сформиров. Коллектива
  5. удовлетворение учащихся и родителей жизнедеятельностью в классе и в школе
  6. представление учащихся о летнем отдыхе.

1.социометрия

2.Игра «Полёт на Луну».

Методика для изучения самооценки.

Тест фигурный Торренса

« Наши отношения».

  1. методика «Градусник».

2.методика Степанова.

Анкета «Твои планы на лето».

Январь

Февраль

Март

Апрель

май

КР

Психолог

Психолог

КР

Психолог

Психолог

КР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель воспитательной системы класса

Структура модели воспитательной системы класса...

Воспитательная система класса, 3 класс, автор Давлетшина З.Г.

Система работы с классом, где преобладают учащиеся из неблагополучных семей. Проблемы класса, цель работы, направления работы, зона взаимодействия  (круг специалистов, коллектив родителей и педаг...

Основные направления работы по моделированию и построению воспитательной системы класса

В  данном  методическом  материале  расписаны  воспитательные  мероприятия  и  основные  направления  работы  по  построению  воспитательной  системы  класса  по  месяцам....

Моделирование и построение воспитательной системы класса в условиях введения ФГОС НОО

Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом ...

«Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса».

Цель:  Поиск путей совершенствования воспитательной системы школы и формирование у воспитателей установки на осуществление деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов...

Опыт создания модели воспитательной системы класса (МВСК) на базе воспитательной системы лицея

Опыт создания модели воспитательной системы класса в  практике воспитателя начальной школы.  Для построения модели воспитательной системы в качестве теоретической базы  выбрана ко...

Особенности построения воспитательной системы класса в начальной школе

ОПЫТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...