Моделирование и построение воспитательной системы класса в условиях введения ФГОС НОО
статья на тему
Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализованно или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность.
Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modelirovanie_i_postroenie_vospitatelnoy_sistemy_klassa.doc | 123 КБ |
Предварительный просмотр:
Моделирование и построение воспитательной системы класса
в условиях введения ФГОС НОО
Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализованно или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность.
Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание.
Под планированием воспитательной работы в классе следует понимать процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности классного коллектива, организаторов и участников намеченных дел, сроков их проведения.
Внимательно изучив методические рекомендации по организации воспитывающей внеурочной деятельности школьников в условиях введения ФГОС, её виды и направления, я попыталась смоделировать свою воспитательную систему.
Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
Основные идеи, нашедшие отражение в воспитательной программе класса, можно сформулировать следующим образом:
- содержание программы соответствует интересам, потребностям, возможностям возрастного и индивидуального развития ребенка;
- программа ориентирована на формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности и способности к успешной социализации в обществе.
Система воспитательной работы в классе направлена на выполнение Стандарта, который «ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни»
В основу программы положены следующие принципы и подходы:
- – принцип природосообразности – надо принимать ребенка таким, каков он есть;
- – принцип целостности охватывает образ окружающего мира, урочную и внеурочную деятельность;
- – принцип сотрудничества – работа строится на отношениях партнерства, уважения, доверия;
- – деятельностный подход – в деятельности изменяются, укрепляются
отношения между воспитанниками;
- – личностно ориентированный подход – уважение личности ребенка,
его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям.
Воспитательная работа осуществляется по следующим направлениям:
Рис.№ 1
Формы и методы организации совместной деятельности и общения.
В своей деятельности использую как традиционные, так и нетрадиционные формы ведения классных мероприятий.
- Направление – познавательная деятельность (семейка «Знайки)
- Познавательная игра-конкурс «Час занимательной математики»
- Устный журнал «Хочу все знать»
- Проект «Моя родословная»
- Познавательная игра-конкурс «Эти удивительные профессии»
- Направление - трудовая деятельность (семейка «Трудовичок»)
- Организация дежурства в классе «Мы – ученики своей школы»
- Экодесант «Зелёный уголок»
- Выставка рисунков и поделок «Очумелые ручки»
- Трудовой десант
- Сюжетно-ролевая игра «Почта»
- «Творческая мастерская»
- Направление - спортивно-оздоровительная деятельность (семейка «Айболит»)
- Общешкольный «День здоровья»
- Беседы о ЗОЖ
- Поход «Уголок родного края»
- Участие в оздоровительных процедурах (ежедневная зарядка, прогулки)
- Цикл занятий с элементами тренинга «Здоровье и вредные привычки».
- Практикум «Правила здорового человека»
- Направление - досугово-развлекательная деятельность (семейка «Творчество»)
- Культпоход в музей
- Традиционное классное мероприятие «День рождения класса»
- Оформление классного альбома «Посмотрите, мы какие!».
- Участие в работе личного и школьного сайта
- Оформление «Портфеля достижений учащихся»
- Направление - социально-преобразующая деятельность (семейка «Забота»)
- Участие в ежегодной акции «Твори добро»
- Шефская работа с ветеранами ВОВ, детским садом
- Концерт «Славим руки бабушки моей» для ветеранов ВОВ и труда
- Участие в социально-значимом мероприятии в СДК, посвященному Дню матери «Мама, милая мама!»
- Направление – гражданская позитивная деятельность (семейка «Наследники»)
- Тематические классные часы, посвященные истории рода и семьи («Откуда пришла моя фамилия», «Традиции семьи в песнях, играх и обрядах», «Зачем человеку семья»)
- «Какие люди в селе, котором я живу!» - встреча с местными старожилами села
- Краеведческий музей села Борское – экскурсия
- участие в школьных акциях «Милосердие», «Примите наши поздравления», «Ветеран живет рядом».
Важнейшим средством развития детского коллектива является организация самоуправления. В основе классного самоуправления лежит совместная творческая деятельность учителей, детей и их родителей.
Содержание работы органов самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий. Это режим протекания совместной деятельности учеников, родителей и классного руководителя, обеспечивающий необходимую динамику демократических отношений в детской среде; задающий реальные возможности гражданского и личностного самоопределения детей.
Все учащиеся заняты в работе «классных семеек» (Слайд )
Каждая семейка избирает из своего состава ответственного, а остальные 3 – 4 человека – его члены. У каждого есть свои обязанности: ответственный отвечает за работу каждого члена семейки, за выполнение плана в конкретный промежуток времени; эти ребята составляют совет учащихся класса; члены «семейки» - за дела внутри класса.
Функции совета учащихся класса:
- подготовка и проведение классных мероприятий;
- анализ деятельности своих членов;
На первом совместном собрании с участием учеников и родителей были определены основные направления воспитательной работы(Слайд №) За решение задач каждого направления отвечает «Семейка» (слайд № ). В каждой «семейке» есть ответственный учащийся, который организует и распределяет общую деятельность в своей группе. Эти ребята составляют совет учащихся класса.
Нельзя также и забывать об актуальной для современной школы проблеме взаимодействия семьи и школы.
Работа с родителями имеет огромное значение в моей воспитательной системе. Сколько бы я не проводила мероприятий, походов, экскурсий, поездок и праздников – они не стали бы столь значимыми в жизни моих воспитанников, если бы рядом не были их родители. Они инициаторы, организаторы и активные участники всего вышеперечисленного.
Я уверена, что процесс становления личности - процесс сложный и, несомненно, без союза с родителями мне не обойтись. И поэтому вместе с родителями мы стараемся создать среду с единством требований школы и семьи. Я придерживаюсь следующих принципов:
- полное взаимопонимание и согласованность действий;
- постоянный контакт с родителями;
- опора на положительные черты в каждом ребенке.
Взаимодействие школы и семьи – решающее условие обновления системы воспитания в наше время. Учитель – ученик – родитель – вот что поможет сохранить желание учиться, укрепит веру в себя, позволит строить педагогический процесс на принципах гуманно-личностного подхода к детям.
Успешная работа с семьями учащихся обязательно предполагает личные контакты родителей с учителем, большую индивидуальную работу педагога с семьями. Показателем доверительных отношений являются встречи по инициативе родителей, когда нет повода для особых тревог, а родители все-таки приходят в школу.
Каждая семейка курируется родителем. (Слайд)
В нашей дружной семейке есть свои законы, по которым они стараются жить:
- Закон правды: запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь правдив!
- Закон добра: будь добр к ближнему, и добро вернётся к тебе.
- Закон заботы: прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям. Помни об их интересах, нуждах, потребностях.
- Закон милосердия: тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слёзы на глазах. Не забывай о них!
- Закон уважения: хочешь, чтобы тебя уважали, - уважай других.
- Закон памяти: народ, забывший свою историю, умрёт. Помни о своём народе и своей истории.
Критерии эффективности воспитательной системы:
Эффективность воспитательной системы класса определяется по следующим критериям:
- воспитанность учащихся;
- защищенность и комфортность ребенка в классе;
- удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе;
- сформированность классного коллектива;
Ожидаемые результаты.
Выпускник начальной школы - личность, способная делать выбор, ответственный выбор в нравственном и здоровьесберегающем самоопределении, знающая свой край; позитивно относящаяся к миру, к людям, с развитой мотивацией самоактуализации; способная к сотрудничеству и взаимодействию в коллективе. При подведении результатов можно оценить уровень ключевых компетенций у учащихся.
- культурной: обладающий знаниями в области своего здоровья сбережения.
- общекультурный уровень; знание исторических традиций, своеобразие родного края, страны, своей семьи.
- знание природных и экологических особенностей, проблем своего края;
- умение находить и оценивать возможности своего коллектива, находить пути его развития;
- социальной - участие в социально значимой деятельности.
- организаторской – участие в организации исследовательской, познавательной деятельности; организация общественных и классных дел.
- коммуникативной - владение навыками культуры общения, способность к творчеству, умение выстраивать диалог в разнообразных ситуациях.
- способность к самосовершенствованию - знание своих достоинств и недостатков, умение разрабатывать программу личного роста.
Методы и приемы улучшения результативности воспитательной системы с детьми:
- методика Шиловой «Изучение воспитанности учащихся»;
- анкеты «Я и мой класс», «Удовлетворенность школьной жизнью»;
- сочинения;
- недописанный тезис: «Хороший класс – это…», «Самое интересное дело – это…»;
- анкетирование родителей, интервьюирование:
- наблюдение;
- рефлексия.
В конце каждого учебного года семейка «Творчество» проводит анкетирование учащихся и родителей на предмет изучения степени удовлетворённости результатами своей деятельности.
Учащиеся анкетируются с помощью цветовой анкеты (каждому цвету принадлежит соответствующий балл, зелёный – 5, жёлтый – 4, синий – 3), этаже система оценивания используется при анализе достижений в учебной деятельности («Портфель достижений учащегося» ). Родителям предлагается анкета отношения к школе.
Созданная модель помогает мне более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как способ организации учебно-воспитательного процесса в условиях введения ФГОС.
Проектная деятельность личностно – ориентирована, приносит удовлетворение детям, вызывает у них стойкий познавательный интерес, имеет воспитательную направленность. Опыт проектной деятельности р...
Основные направления работы по моделированию и построению воспитательной системы класса
В данном методическом материале расписаны воспитательные мероприятия и основные направления работы по построению воспитательной системы класса по месяцам....
Моделирования воспитательной системы класса в рамках ФГОС
Моделирование воспитательной системы с учащимися - это процесс взаимодействия классного руководителя со своими коллегами, учащимися и их родителями......
Методические рекомендации по организации воспитательной работы в условиях введения ФГОС НОО
Управление системой здоровьеформирующего воспитания в условиях внедрения ФГОС...
«Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса».
Цель: Поиск путей совершенствования воспитательной системы школы и формирование у воспитателей установки на осуществление деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов...
Особенности построения современного урока в условиях введения ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью
В статье рассматриваются особенности построения современного урока в условиях введения ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью...
Особенности построения урока математики в условиях введения ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью
С введением ФГОС при обучении детей с ОВЗ меняется и подход к современному уроку. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных ...