Моделирование и построение воспитательной системы класса в условиях введения ФГОС НОО
статья на тему

Щелочкова Любовь Сергеевна

Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализованно или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность.

Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Моделирование и построение воспитательной системы класса

 в условиях введения ФГОС НОО

Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализованно или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность.

Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание.

Под планированием воспитательной работы в классе следует понимать процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности классного коллектива, организаторов и участников намеченных дел, сроков их проведения.

Внимательно изучив методические рекомендации по организации  воспитывающей внеурочной деятельности школьников в условиях введения ФГОС, её виды и  направления, я попыталась смоделировать свою воспитательную систему.

Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.

Основные идеи, нашедшие отражение в воспитательной программе класса, можно сформулировать следующим образом:

- содержание программы соответствует интересам, потребностям, возможностям возрастного и индивидуального развития ребенка;

- программа ориентирована на формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности и способности к успешной социализации в обществе.

Система воспитательной работы в классе направлена на выполнение Стандарта, который «ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни»  

В основу программы  положены следующие принципы и подходы:

  • – принцип природосообразности – надо принимать ребенка таким, каков он есть;

  • – принцип целостности охватывает образ окружающего мира, урочную и внеурочную деятельность;

  • – принцип сотрудничества – работа строится на отношениях партнерства, уважения, доверия;

  • – деятельностный подход – в деятельности изменяются, укрепляются

отношения между воспитанниками;

  • – личностно ориентированный подход – уважение личности ребенка,

его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям.

Воспитательная работа осуществляется по следующим направлениям:

Рис.№ 1

Формы и методы организации совместной деятельности и общения.

В своей деятельности использую как традиционные, так и нетрадиционные формы ведения классных мероприятий.

  1. Направление – познавательная деятельность (семейка «Знайки)
  • Познавательная игра-конкурс «Час занимательной математики»
  • Устный журнал «Хочу все знать»
  • Проект «Моя родословная»
  • Познавательная игра-конкурс «Эти удивительные профессии»
  1. Направление - трудовая деятельность (семейка «Трудовичок»)

  • Организация дежурства в классе «Мы – ученики своей школы»
  • Экодесант «Зелёный уголок»
  • Выставка рисунков и поделок «Очумелые ручки»
  • Трудовой десант
  • Сюжетно-ролевая игра «Почта»
  • «Творческая мастерская»
  1. Направление - спортивно-оздоровительная деятельность (семейка «Айболит»)
  • Общешкольный «День здоровья»
  • Беседы о ЗОЖ
  • Поход «Уголок родного края»
  • Участие в оздоровительных процедурах (ежедневная зарядка,              прогулки)
  • Цикл занятий  с элементами тренинга  «Здоровье и вредные привычки».
  • Практикум «Правила здорового человека»
  1. Направление - досугово-развлекательная деятельность (семейка «Творчество»)
  • Культпоход в музей
  • Традиционное классное мероприятие «День рождения класса»
  • Оформление классного альбома «Посмотрите, мы какие!».
  • Участие в работе личного и школьного сайта
  • Оформление «Портфеля достижений учащихся»

  1. Направление - социально-преобразующая деятельность (семейка «Забота»)
  • Участие в ежегодной акции «Твори добро»
  • Шефская работа с ветеранами ВОВ, детским садом
  • Концерт «Славим руки бабушки моей» для ветеранов ВОВ и труда  
  • Участие в социально-значимом мероприятии в СДК, посвященному Дню матери  «Мама, милая мама!»

  1. Направление – гражданская позитивная деятельность (семейка «Наследники»)
  • Тематические классные часы, посвященные истории рода и семьи («Откуда пришла моя фамилия»,  «Традиции семьи в песнях, играх и обрядах», «Зачем человеку семья»)
  • «Какие люди в селе, котором я живу!» - встреча с местными старожилами села
  • Краеведческий музей села Борское – экскурсия
  • участие в школьных акциях «Милосердие», «Примите наши поздравления», «Ветеран живет рядом».

Важнейшим средством развития детского коллектива является организация самоуправления. В основе классного самоуправления лежит совместная творческая деятельность учителей, детей и их родителей.

Содержание работы органов самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий. Это режим протекания совместной деятельности учеников, родителей и классного руководителя, обеспечивающий необходимую динамику демократических отношений в детской среде; задающий реальные возможности гражданского и личностного самоопределения детей.  

Все учащиеся заняты в работе «классных семеек» (Слайд )

Каждая семейка избирает из своего состава ответственного, а остальные  3 – 4 человека – его члены. У каждого есть свои обязанности: ответственный отвечает за работу каждого члена семейки, за выполнение плана в конкретный промежуток времени; эти ребята составляют совет учащихся класса; члены «семейки» - за дела внутри класса.

Функции совета учащихся класса:

- подготовка и проведение классных мероприятий;

- анализ деятельности своих членов;

На первом совместном собрании с участием учеников и родителей были определены основные направления воспитательной работы(Слайд №) За решение задач каждого направления отвечает «Семейка» (слайд № ). В каждой «семейке» есть ответственный учащийся,  который организует и распределяет общую деятельность в своей группе. Эти ребята составляют совет учащихся класса.

Нельзя также и забывать об актуальной для современной школы проблеме взаимодействия семьи и школы.

Работа с родителями имеет огромное значение в моей воспитательной системе.  Сколько бы я не проводила мероприятий, походов, экскурсий, поездок и праздников – они не стали бы столь значимыми в жизни моих воспитанников, если бы рядом не были их родители. Они инициаторы, организаторы и активные участники всего вышеперечисленного.

Я уверена, что процесс становления личности - процесс сложный и, несомненно, без союза с родителями мне не обойтись. И поэтому вместе с родителями мы стараемся создать среду с  единством требований школы и семьи. Я придерживаюсь следующих принципов:

  • полное взаимопонимание и согласованность действий;
  • постоянный контакт с родителями;
  • опора на положительные черты в каждом ребенке.

Взаимодействие школы и семьи – решающее условие обновления системы воспитания в наше время. Учитель – ученик – родитель – вот что поможет сохранить желание учиться, укрепит веру в себя, позволит строить педагогический процесс на принципах гуманно-личностного подхода к детям.

Успешная работа с семьями учащихся обязательно предполагает личные контакты родителей с учителем, большую индивидуальную работу педагога с семьями. Показателем доверительных отношений являются встречи по инициативе родителей, когда нет повода для особых тревог, а родители все-таки приходят в школу.

Каждая семейка курируется родителем. (Слайд)

В нашей дружной семейке есть свои законы, по которым они стараются жить:

  1. Закон правды: запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь правдив!

  1. Закон добра: будь добр к ближнему, и добро вернётся к тебе.

  1. Закон заботы: прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям. Помни об их интересах, нуждах, потребностях.

  1. Закон милосердия: тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди,  у которых слёзы на глазах. Не забывай о них!

  1. Закон уважения: хочешь, чтобы тебя уважали, - уважай других.

  1. Закон памяти: народ, забывший свою историю, умрёт. Помни о своём народе и своей истории.

Критерии эффективности воспитательной системы:

Эффективность воспитательной системы класса определяется по следующим критериям:

  • воспитанность учащихся;
  • защищенность  и комфортность ребенка в классе;
  • удовлетворенность учащихся и их родителей  жизнедеятельностью в классе;
  • сформированность классного коллектива;

              Ожидаемые результаты.

Выпускник начальной школы -  личность, способная делать выбор, ответственный выбор  в нравственном и здоровьесберегающем самоопределении,  знающая свой край; позитивно относящаяся к миру, к людям,  с развитой мотивацией  самоактуализации; способная к сотрудничеству и взаимодействию в коллективе. При подведении результатов  можно оценить уровень ключевых  компетенций  у учащихся.

  • культурной:  обладающий знаниями в области своего здоровья сбережения.
  • общекультурный уровень; знание исторических традиций, своеобразие родного края, страны, своей семьи.
  • знание природных и экологических особенностей, проблем своего края;
  • умение  находить и оценивать возможности своего коллектива, находить пути его развития;
  • социальной - участие в социально значимой деятельности.
  • организаторской – участие в организации исследовательской, познавательной деятельности; организация общественных и классных дел.
  • коммуникативной - владение навыками культуры общения, способность к творчеству, умение выстраивать  диалог в разнообразных ситуациях.
  • способность к  самосовершенствованию - знание своих достоинств и недостатков, умение разрабатывать программу личного роста.

 Методы и приемы улучшения  результативности воспитательной системы с детьми:

  • методика Шиловой «Изучение воспитанности учащихся»;
  • анкеты «Я и мой  класс»,  «Удовлетворенность школьной жизнью»;
  • сочинения;
  • недописанный тезис: «Хороший класс – это…», «Самое интересное дело – это…»;
  • анкетирование родителей, интервьюирование:
  • наблюдение;
  • рефлексия.

В конце каждого учебного года семейка «Творчество» проводит анкетирование учащихся и родителей на предмет изучения степени удовлетворённости результатами своей деятельности.

Учащиеся анкетируются с помощью цветовой анкеты (каждому цвету принадлежит соответствующий балл, зелёный – 5, жёлтый – 4, синий – 3), этаже система оценивания используется при анализе достижений в учебной деятельности («Портфель достижений учащегося» ).  Родителям предлагается анкета отношения к школе.

Созданная модель помогает мне более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как способ организации учебно-воспитательного процесса в условиях введения ФГОС.

Проектная деятельность личностно – ориентирована, приносит удовлетворение детям, вызывает у них стойкий познавательный интерес, имеет воспитательную направленность. Опыт проектной деятельности р...

Основные направления работы по моделированию и построению воспитательной системы класса

В  данном  методическом  материале  расписаны  воспитательные  мероприятия  и  основные  направления  работы  по  построению  воспитательной  системы  класса  по  месяцам....

Моделирования воспитательной системы класса в рамках ФГОС

Моделирование воспитательной системы с учащимися - это процесс взаимодействия классного руководителя со своими коллегами, учащимися и их родителями......

Методические рекомендации по организации воспитательной работы в условиях введения ФГОС НОО

Управление системой здоровьеформирующего воспитания в условиях внедрения ФГОС...

«Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса».

Цель:  Поиск путей совершенствования воспитательной системы школы и формирование у воспитателей установки на осуществление деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов...

Особенности построения современного урока в условиях введения ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью

В статье рассматриваются особенности построения современного урока в условиях введения ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью...

Особенности построения урока математики в условиях введения ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью

С введением ФГОС при обучении детей с ОВЗ меняется и подход к современному уроку. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных ...