Внеклассное мероприятие в начальных классах "Моя малая Родина."
план-конспект занятия (1 класс) по теме
Внеклассное мероприятие по патриотическому воспитанию детей о своей малой Родине: д.Малый Каменец, Большесолдатского района, Курской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеклассное мероприятие "Моя малая Родина" | 28.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка занятия по внеурочной деятельности "Моя деревня. Обобщение."
Цели:
Образовательные:
Продолжить работу над проектом; расширять знания о своей родной деревне;
Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.
Способствовать воспитанию чувства гордости за свою малую Родину.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель занятия с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Оформление:
Мультимедийная презентация; фотографии учащихся, рисунки учащихся, проекты детей..
Ход занятия
Эпиграф:
“Для России село – частица,
А для нас он – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем”.
I. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы – россияне! Россия – огромная страна. Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до Черного и Азовского морей на юге. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Мы по праву можем гордиться нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми.
II. Образование села.
Учитель: Но у каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая Родина – родная деревня, улица или палисадник у дома. Словом, малая Родина у каждого своя.
-О чем пойдет речь на нашем занятии?
-О нашей малой Родине.
- А как называется наша с вами малая родина? -Деревня Малый Каменец, Б-Солдатского района, Курской области.
Сегодня мы подведем итог нашей исследовательской работы, которую мы проводили в течение 3 и 4 четверти. Мы вместе с вами подготовили проекты о своей родной деревне.
1.Педоставляем слово группе «Исследователи». Выступление детей
Происхождение названия д. Малый Каменец.
Поселение Малый Каменец возникло скорее всего в 17 веке как и большинство населённых пунктов. Оно относилось к Обоянскому уезду Курской губернии. Сейчас деревня Малый Каменец относится к Большесолдатскому району.
Историки объясняют название нашей деревни Малый Каменец, тем что раньше здесь были каменистые земли.
Старые жители по-своему дают объяснение того, почему Каменец называется Малым.
Подколзин Николай Иванович – коренной житель д. Малый Каменец – говорит, что, когда происходило заселение этих мест, то в районе Большого Каменца осело сразу большее число жителей, а в Малом Каменце на тот же момент – меньшее. Это и объясняет их противоположные названия.
По преданиям первыми в Малом Каменце были поселенцы с фамилиями Петин и Подколзин. Они обосновались на двух соседних хуторках. Со временем образовались уже две улицы с названиями от фамилий первых жителей – Петиновка и Подколзинка. Они существуют и сейчас. Кстати, фамилии Петины и Подколзины – самые распространённые в Малом Каменце.
По словам старожилов каждый лог, овраг, лесок, урочище имеет объяснение своего названия. Например, уже упоминаемые нами первые поселенцы – Петин и Подколзин, чтобы поделить два лога для своих угодий, стали «ведаться» . Поведавшись, определили, где чей будет лог. Угодья стали называться Петин Верх и Подколзин Верх. В настоящее время эти два лога сильно изрезаны оврагами. Бахеркиным Логом пользовались Бахеркины. Владельцы огораживали угодья, косили здесь сено, пасли скот.
Интересное происхождение имеет название ещё одного лога – Попов Вершок, который является ответвлением гораздо большего по своим размерам лога под названием Косое.
Рассказывают, что в соседнем селе Знаменском (Беловский район), расположенном в 5-ти километрах от Малого Каменца, давно жили помещики Ясинские. У них были огромные владения: пашеннная земля, леса. Помещики Ясинские были владельцами четырёх сахарных заводов: один находится в Коммунаре (ныне Беловский район). Их поля с сахарной свёклой располагались под Малым Каменцем. Каменцы работали в поле у помещика, за это их кормили. В Косом логу стоял барский домик, так как в сезон выращивания свёклы ездить каждый день из Знаменского было далеко. Здесь были и другие постройки: контора, сарай для быков, подвал,став.
Из своих угодий Ясинские пожаловали одному попу небольшой лог под сенокос, который и стал называться Поповым.
Давным-давно на месте Малого Каменца росли леса. По мере заселения и развития хозяйственной деятельности часть лесов вырубали, пни выкорчёвывали. Урочище Делёное называно так потому, что было разделено на участки для каждой семьи. Семьи пользовались отведёнными им делянками. Люди ходили в лес и собирали там яблоки, груши диких плодовых деревьев. Резаные на дольки яблоки (груши целиком) сушили, делая, таким образом, заготовки на зиму. Зимой из сухофруктов варили взвар.
В селе Знаменское помещики Ясинские построили церковь. Чтобы от церкви был доход, помещица приписала малокаменцев к Знаменскому церковному приходу. Престольными праздниками стали Тихвинская – 9 июля и Знаменье – 10 декабря.
В Малом Каменце были распространены самые различные занятия. Каждая семья, маленькая или большая, обслуживала себя сама. Большие семьи держали по 20-30 овец. Их стригли, овечью шерсть (волну) били на водяной мельнице в Знаменском. На мельницу также возили обмолачивать гречиху и просо. Чистую волну пряли, из шерстяных ниток ткали онучи, делали ткань для пошива зипунов. Готовые онучи валяли, чтобы они стали мягче и теплее. Овечьи шкуры выделывали. Из них шили шубы, шапки.
Летом люди ходили в лес и собирали яблоки, груши . Резаные на дольки яблоки (груши целиком) сушили, делая, таким образом, заготовки . Зимой из сухофруктов варили взвар.
Ткать, плести лапти умели в каждой хате. Но не все умели изготавливать повозки, деревянные сохи, сундуки, лавки-диваны с резными спинками. Для этого дела были специальные мастера.
В Малом Каменце были хорошие мастера по изготовлению прях. Их называли пряшниками. В 70-х годах 20 века делал пряхи на заказ последний мастер-пряшник Подколзин Поликарп Афанасьевич. Его звали дед Аликан. Колёсники делали колёса на повозки. Была в Малом Каменце кузница. Мастеров бондарного дела было мало. Больше бондарей было в Шелеповке. Изделия вывозили продавать на ярмарки в Суджу, Обоянь, Любимовку, Белую.
В 1929г. в д. Малый Каменец было создано Товарищество по совместной обработке земли. В предвоенные годы организовано колхоз «Доброволец». В 50- е годы создан колхоз им. Хрущева, а затем колхоз «Красный Октябрь».. Председателем колхоза долгие годы проработал Иноземцев Петр Васильевич . В это временя велось активное строительство социальных объектов деревни Малый Каменец. Были построены : школа, детский сад, медпункт, сельский клуб, колхозная столовая, магазин, контора ,сельская библиотека ,молочно- товарная ферма, проложена асфальтированная дорога до районного центра . Вначале 90-х годов на территории д. Малый Каменец организовано сельхоз предприятие «Маяк», существующее до настоящего время. Им руководит более 20 лет Беленьков Александр Викторович.
В настоящее время в д .Малый Каменец проживает 436 человек.
2 .Моя родная улица.
На свете много улиц славных,
Но не сменяю адрес я.
В моей судьбе ты стала главной,
Родная улица моя.
Слово предоставляется группе учащихся, которые исследовали названия улиц нашей деревни , улиц, на которых они живут.
Выступление группы «Художники» . Дети представляют свои рисунки.
3. Знаменитые люди деревни.
Деревня Малый Каменец– это плодородные земли, поля, окрашенные золотом пшеницы, бело - розовые сады весной. Разве это не сказка? Но главное наше богатство – люди. Слово предоставляется группе «Архивариусы».
Они осилят зло и горе,
Добудут свет в кромешной мгле…
Мои герои – главный корень,
Основа жизни на земле.
Выступление учащихся о наших знаменитых земляках.
Учитель: Мы не перечислили всех наших известных земляков. Но мы гордимся и низко кланяемся землякам, прославившим нашу деревню.
4. Среди наших односельчан есть люди, которые пишут стихи о нашей родной деревне.
Группа литераторы.
Предоставляется слово нашим «Литераторам»
В каждой местности есть что-то своё, особенное то, что отличает её от других. В Малом Каменце, например, растёт очень много вишневых деревьев. Как говорят старые жители летом, в сезон созревания вишни в деревню обязательно приезжали покупатели из соседних сёл и даже районов, да и сейчас приезжают. Сами малокаменцы тоже возили вишню на ближайшие рынки для продажи: в Большое Солдатское, Суджу, Белую, Коммунар.
Местную «достопримечательность», обилие вишнёвых деревьев, подметила учитель математики нашей школы Петина Наталья Васильевна. Она написала стихотворение под названием «Вишнёвые сады»:
Деревня Малый Каменец
Славится давно
Тем, что здесь имеется
Множество садов.
Сады бывают разные,
А вот сады вишнёвые
Самые прекрасные!
Особенно красиво
У нас бывает в мае,
Когда все наши вишенки
Дружно зацветают.
Всегда цветут обильные,
Как молоком облитые,
И кажется, что улицы
Платочками покрытые.
О вишнёвых садах пишет и Переверзев Вениамин Дмитриевич, который в настоящее время проживает в Курске, но родился и вырос в деревне Малый Каменец:
Вишнёвые сады одеты буйным цветом
Росой блестит весенняя трава,
Внизу туман, и на рассвете,
Большинство из своих стихов Вениамин Дмитриевич посвящает родному селу.
5.Группа Фотографы.
Наша местность с виду привычная,
Для меня - край родной, ближе нет,
Ширь полей и неровность привычная,
Навевает мне радость тех лет.
Предоставляем слово группе «Фотографы».
Уч. В своем альбоме мы собрали фотографии природы родной деревни. У нас очень красивые места .Холмистая местность, сады ,луга. Летом все это покрыто пышной зеленью. Особенно красиво в деревне летом, когда заходит солнца и какие яркие краски расплываются по вечернему небу. Солнышко прячется за горизонт и начинают загораться холодные звезды. У ручья расстилается белоснежный туман, он неторопливо застилает все вокруг. Становится прохладнее, тонкий аромат фиалок становится все сильнее. Начинают петь соловьи.
6.А я люблю деревню. Группа помощники.
Родители наших детей тоже принимали участие в нашем исследовании и предоставили свою работу.
Показ презентации. «А я люблю деревню».
7.Группа
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
После трудовых будней жители села любили устраивать праздники. В которых принимали все жители села от мала, до велика.
Выступает группа «Фольклор».
VI. Заключение.
Спасибо всем ребятам, участвовавшим в подготовке занятия по теме «Моя малая родина» С заданием вы справились достойно.
Учитель.
О родине – негромко говорю:
Ведь о большой любви кричать не надо.
Она – моя отрада и награда,
Скажу о ней – молитву сотворю:
“Будь вечно в благоденствии и славе,
Дай сил тебе, Всевышний, мир хранить,
Дай сил нам жить, не мудрствуя лукаво
И пред тобой себя не уронить!”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие в начальной школе с использованием ИКТ на тему "Что значит для тебя Родина?"
Мероприятие проводится в крнце февраля 4 класса. В подготовке к мероприятию принимает участие весь класс. Подготовка проходит по блокам .Первый блок готовит -поиск материалов, второй- написание сочине...
Внеклассное мероприятие на тему "Россия-наша Родина".
Знакомство с понятиями, раскрывающими содержание «духовный мир человека». Мотивация к познанию нового предмета. Рефлексия по поводу основных понятий, связанных со словами «Родина», «Патриот», «Г...
Внеклассное мероприятие по теме: "Моя малая Родина - Барнаул"
Внеклассное мероприятиеТема: «Моя малая Родина – Барнаул».Путешествие по столице Алтая.Цель: создание условий для воспитания любви к малой Родине.Задачи:ü расширить знания детей об историч...
Внеклассное мероприятие: "«« Огненная земля Кубани. Малая земля».
Сценарий открытого тематического занятия« Огненная земля Кубани. Малая земля»Цель: познакомить детей с героической биографией Новороссийска на примерах героев- малоземельцев, расширить представления д...
Внеклассное мероприятие "Аукцион знаний "Книга - мала, да ума придала"
Цели мероприятия для обучающихся 4 класса: повысить интерес к чтению, совершенствовать навык смыслового чтения, формировать умение работать в паре. Очень понравилась ученикам форма проведения - ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по краеведению "Моя малая Родина"
Разработка методического материала способствует формированию у учащихся целостного представления о родном крае через интеграцию предметных знаний, полученных на уроках литературного чтения, кружка &la...