Методическая разработка внеклассного мероприятия по краеведению "Моя малая Родина"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)
Разработка методического материала способствует формированию у учащихся целостного представления о родном крае через интеграцию предметных знаний, полученных на уроках литературного чтения, кружка «Я – гражданин России»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_moya_malaya_rodina.doc.docx | 333.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка внеклассного мероприятия по краеведению.
Тема: «Моя малая Родина»
Цели:
- Закрепление и расширение знаний о своём родном крае и истории родного села;
- Расширение кругозора учащихся.
Задачи:
Образовательная
- Формирование у учащихся целостного представления о родном крае через интеграцию предметных знаний, полученных на уроках литературного чтения, кружка «Я – гражданин России»
- Активизация познавательной деятельности учащихся.
Развивающая
- Развивать интерес, бережное отношение и любовь к родному краю;
- Раскрывать индивидуальные особенности учащихся через познание истории родного села;
- Способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности;
Воспитательная
- Воспитывать положительное отношение к своей малой Родине;
- Воспитывать чувство взаимопомощи и взаимовыручки при коллективной работе.
I. Организационный момент.
Вводное слово учителя:
-Что такое Родина? (Ответы детей)
Обобщаем ответы детей:
Родина - это слово известное всем с детства и означает страну, в которой человек родился и живёт.
А что такое малая Родина?
– Ребята! Что значит для вас Мелихово?
– Это малая родина, здесь мы родились, здесь мы живём, учимся, будем трудиться, любить свою Родину.
Уч-ль: Сегодня, на внеклассном мероприятии, мы совершим путешествие в прошлое своей малой Родины.
II. Первая наша станция: «Родословная»
Сообщение ученицы:
В 1599 году неподалеку от Белгорода и возникло село Мелихово, названное в честь воевавшего в то время с турками князя Мелихова. В книге «Надпись на карте» читаем: «Притяжательная форма названия говорит о том, что оно является паронимом и произошло от фамилии Мелихов».
Первыми жителями села были семьи, фамилии которых сохранились до сегодняшних дней: Выглазовы, Гридчины, Лазаревы, Шумовы, Подпориновы, Шуваевы, Уваровы, Вороновы. Принято считать, что это были переселенцы из Московских земель, так как в речи коренных жителей села до сих пор звучит долгое открытое «А», почти не встречаются украинские слова, и за селянами закрепилось название «москали».
Уч-ль: В нашем классе учатся: Шуваев Александр и Гридчин Даниил. Они составили свои родословные – это описание происхождения рода (Генеалогическое древо вывешено на доске, рассказ детей).
III Вторая наша станция «Первая школа»
Сообщение ученицы Казанской Миланы (рассказ сопровождается презентацией): Жизнь в Мелихово начала прогрессировать и пошла полным ходом с начала ХIХ века. Церковно-приходская школа к 1880 году уже была построена в селе, где грамоте обучал дьячок Богоявленской церкви Афанасьев. Во дворе был ухоженный фруктовый сад. Черёмуха и кусты сирени красиво обрамляли границы сада. Само здание церковно-приходской школы было обнесено каменной оградой. В этой школе обучались только дети зажиточных людей, а дети бедняков трудились с раннего детства со своими родителями.
В школе изучали следующие предметы: русский язык, арифметику, закон Божий. (Символ веры, кондаки, тропари всех праздников, да воскреснет Бог, Евангелие), славянский язык.
С Покрова дня, 14 октября, начинались первые занятия в школе. И в этот день батюшка объявлял, чтобы детей приводили в церковь на молебен. Перед каждым занятием дежурные ученики читали молитвы, стоя за партами, и все молились Богу. Парты в классах были двухместные и многоместные. Дисциплина в школе была не творческая, а гнетущая. Учитель имел право применять телесные наказания, выгонять из класса, ставить на колени и становить «столбом». Оценки ставили в журнал.
IV. Уч-ль: И вот, мы едем дальше. А впереди нас ждёт новая остановка «Сам себе агрогном».
Из воспоминаний прапрадедушки Шуваева Александра и прапрабабушки Гридчина Даниила (чтение воспоминаний уч-ся)
Иван Романович Шуваев: «Коллективное хозяйство начало создаваться в селе в 1927году и называлось оно «Сам себе агроном». Батраки и бедняки первыми вступали в колхоз. Потом началось массовое вступление середняков, а кулаков не принимали. Раскулачивали семьи местные активисты. В домах раскулаченных забирали все, даже фасоль. Ломали хаты, конюшни, выгоняли во двор даже детей. Это были семьи Вороновых, Кузьминых, Егоровых и Гридчиных. Взрослые мужчины и подростки уходили из села, оставляя нажитое своим трудом. Судьбы этих людей были трагичны и в дальнейшем»
Гридчина Евдокия Михайловна: «Перегибы в коллективизации, также засухи и неурожаи привели к массовому голоду в 1933 году. Люди умирали семьями, например, Терехины с семьей. Голодающие ходили по дворам, побирались в своем селе и в дальних селах, меняли одежду на еду. В отчаянии люди все бросали и уезжали на Дальний Восток по вербовке.
Все неудачи коллективизации связаны с поиском «врагов народа», среди которых оказывались совсем невинные люди, крестьяне- колхозники и единоличники. Сама природа крестьянства сопротивлялась насильственной коллективизации. Пусть не обладали они политической дальновидностью, но крестьянской смекалкой и чутьем понимали - нельзя действовать такими методами, и советские активисты откровенно говорили об этом. Так, в одну ночь «черный воронок» увез коммунистов Гридчина Семена, Лапина Михаила, Тюрикова Данила, которые являлись организаторами колхоза».
V Посещение школьного «Музея Боевой Славы»
Рассказ о селе Мелихово в годы Великой Отечественной войны.
Уч-ль: В нашем классе учатся дети, которые могут рассказать о своих родственниках, воевавших в годы войны – это Овсянникова Мария, Веденин Александр.
Рассказ Овсянниковой Марии:
Овсянников Иван Федотович
В нашей семье многие воевали. Мой прапрадедушка Павел Александрович Пичурин пошёл добровольцем на фронт, хотя из-за недостатка лет, его не брали. Был командиром артиллерийского расчёта. Последнее письмо было отправлено 5 мая 1945 года. Он писал, что бьют врага в его логове.
Павел Петрович - мой прапрадедушка. Ему было 18 лет, когда его призвали в армию. На фронте был снайпером. Воевал под Ленинградом. В одном из боёв, был тяжело ранен. Подлечившись в госпитале, вернулся домой.
Подробнее я хочу рассказать о прадедушке, чью фамилию я ношу.
Овсянников Иван Федотович призвался на службу в 1938 году. Служил на границе в Зайсане, был ранен. Служба близилась к концу, их перевели в город Алма-Ата, разместили в здании пограничного училища. В день, когда объявили о начале войны, он был дневальным. На третий день войны их первым эшелоном отправили на фронт. Воевал на Калининградском фронте в 4-ой ударной армии, в должности командира взвода разведки.
Со своей группой совершал дерзкие налёты во во вражеский тыл, доставлял командованию нужные сведения о расположении и передвижении вражеских войск. По несколько суток сидели в укрытие, чтобы взять в плен вражеского «языка». Был несколько раз ранен, контужен. Но после госпиталя, возвращался в строй. О нём и его группе писали фронтовые газеты. Награждён боевыми орденами и медалями.
После тяжёлого ранения в 1944 году вернулся домой. Прожил прадедушка не очень долго, сказались ранения, тяжести фронтовой жизни.
Я очень горжусь самоотверженностью и стойкостью русских солдат, а особенно горда за своего прадедушку- Овсянникова Ивана Федотовича.
Рассказ Веденина Александра о своём прадедушке:
Веденин Андрей Яковлевич родился в 1900 году в селе Семеновское Порецкого района Чувашской АССР, в крестьянской семье. Всю свою сознательную жизнь он посвятил делу защиты Родины, укреплению ее оборонного могущества. В апреле 1919 года А.Я. Веденин был призван на военную службу. В годы гражданской войны, будучи командиром взводом и роты, участвовал в боях на Восточном, Западном и Туркестанском фронтах.
В 1931-1938 гг.А.Я.Веденин возглавляет Хорезмский,Самарский военный комиссариаты,военный комиссариат Киргизской ССР. В годы Великой Отечественной войны, находясь в действующей армии на Западном и-4м Укроинском фронтах, А.Я.Веденин, в будучи в должностях командира полка, дивизии, корпуса, проявил мужество, высокие организаторские способности.
В 1953 году он был назначен комендантом Московского Кремля. На этом ответственном посту находился до 1967 года.
Боевые заслуги А.Я.Веденина высоко оценены Советским государством. Он был награжден двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Суворова 2-й степени, Куртузова2-й степени, орденом Богдана Хмельницкого 1-й степени, орденом Трудового Красного Знамени и многим медалями.
(Рассматривание фотографий, вырезки из газет, письма-треуголки с фронта).
VI Посещение братской могилы
Отступая, фашисты стерли Мелихово с лица земли. От всего села осталось две полуразрушенных хаты и несколько деревьев. Были уничтожены колхозные постройки. В жестоких боях с захватчиками погибло 345 советских воинов 94 дивизии. Они похоронены в братской могиле в центре села. В боях за Мелихово гитлеровцы наткнулись на стойкое сопротивление и несгибаемое мужество советских воинов. Гвардии лейтенант Кушлянский Ростислав Николаевич, командир огневого взвода, и Колбасов Николаи Илларионович, его однополчанин, были удостоены звания Героев Советского Союза. Их имена носят улицы нашего села.
Уч-ль: Трудно было в послевоенное время, но мелиховцы не падали духом, поднимали село из руин, создавали все заново. Село начало расти. С 1944 года и до 1984 года в сельском медпункте работала Лазарева Валентина Демидовна, очень добрый и безотказный человек. Выпускнице медучилища пришлось бороться со страшными инфекционными болезнями, но в 1961 году в селе построили новое здание медпункта с родильным отделением.
В том же 1961 году было построено двухэтажное здание, где вскоре открылась средняя школа, а в 1989 году завершено строительство красавицы-школы на 660 мест.
В 1961 году установлена первая электростанция, приводимая в движение двигателем трактора С-100. А в 1963 году началась электрификация села от государственной энергосистемы. В 1989 году завершено строительство газовой котельной. В декабре 1991 газифицирован первый жилой дом. В настоящее время газификация села в основном завершена. Тепло и уют пришли в дома села Мелихово.
В последние десятилетия XX века мелиховцы вместе со всей страной переживали трудные и смутные времена. Наблюдался упадок хозяйства, в селе снизилась рождаемость. Но люди выдержали это испытание с честью и достоинством, результат тому - школа, почта, ДК, медпункт, магазины, регулярная связь с областным центром, газификация и телефонизация, рост образовательного и культурного уровня населения. Село - великая загадочная сила, в которой заключена противоречивость самобытной русской души. Мы верим в славу и мощь России, которая возродится благодаря своим сёлам.
Уч-ль: Наше путешествие подошло к концу.
Мы отдаем должное трудовому и ратному подвигу земляков, победившим разруху, голод, сложности и трагические годы войны. Эти люди сделали нашу Белгородскую землю красивой и благодатной.
VII. Итоговая беседа по вопросам.
- Что вам запомнилось из сегодняшнего разговора?
- Что вас волновало во время нашего занятия?
- Что нового о нашем селе вы узнали?
- Сможете ли вы теперь свободно рассказать своим друзьям, родственникам об истории нашего села?
- Что вам кажется, еще малоизвестным малопонятным в истории нашего села?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Воскресенск - твоя малая Родина"
Внеклассное мероприятие « Воскресенск- твоя малая Родина (по творчеству А. А. Суслова)» разработано для учащихся начальных классов и может быть использовано в качестве материала для классного ча...
Внеклассное мероприятие "Воскресенск - твоя малая Родина"
Внеклассное мероприятие « Воскресенск- твоя малая Родина (по творчеству А. А. Суслова)» разработано для учащихся начальных классов и может быть использовано в качестве материала для классного ча...
Методическая разработка внеклассного мероприятия патриотической направленности, основанное на краеведческом материале на тему: "Северная тундра – Родина моя!"
Историческое краеведение – это система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленная на познание исторических культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразры...
Методическая разработка познавательно-развлекательной игры "Моя малая Родина. История моего города"
Методическая разработка познавательно-развлекательной игры "Моя малая Родина. История моего города" расчитана на детей ГПД 8-9 лет, с целью формирования чувства патриотизма, любви к св...
Внеклассное мероприятие «Кузбасс – моя малая родина!»
Внеклассное мероприятие помогает в игровой форме узнать много интересного о Кузбассе....
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Мы дружбою своей сильны и Родиной своей горды!»
Сценарий праздника «Мы дружбою своей сильны и Родиной своей горды!»...