Внеклассное мероприятие "Саратовская область - моя малая Родина"
классный час
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.БАЛАШИ»
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
«САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ – МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»
2022 год
Цель: формирование социально-активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству.
Задачи:
- Развивать и углублять знания об истории и культуре Саратовской области;
- Развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;
- Формировать у учащихся чувства гордости за свою малую родину;
- Воспитание чувства прекрасного.
- Обозначить проблему сохранения культурного наследия малой родины.
- Изучать историю родного края.
- Повышать уровень образовательной культуры.
- Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
Оборудование: мультимедийная презентация, занимательный материал (пазлы, раскраски), флаг и герб Саратова и Саратовской области, фонограммы песен.
Живи и здравствуй, край Саратовский,
Частица Родины моей!
Учитель: С чего начинается Родина? Вопрос, который каждый из нас слышал не один раз. И каждый отвечает на него по-своему.
«Родина» – прислушайтесь к этому слову. Это слово близко словам: родня, родственник, родимый, родинка. Мы произносим эти слова, и от них веет теплом, уютом, спокойствием.
Учитель: Как вы думаете, что такое Родина? (Наша Родина - страна Россия. Каждому человеку дорого место, где он живёт, где проходит его детство.) Наша Саратовская область уникальна и неповторима! Звучит песня «Песня о Саратове» (Музыка и слова Олега Михайловича Газманова).
Учитель: Ребята, скажите о чем эта песня? (о Саратове) Правильно, а знали ли вы, что эта песня является неофициальным гимном Саратовской области? Как вы считаете в этой песне народ славит свою малую родину? В истории любого населенного пункта, как в капле воды, отражается история России. Патриотизм начинается с изучения своей малой родины. Нельзя любить то, что не знаешь.
Чтение стихотворения
Далеки твои просторы,
Широки твои поля,
Вся Саратовская область,
Это родина моя.
Пусть проходят год за годом,
День за днём бегут рекой,
Но богата ты народом,
С очень светлою душой.
Твой народ, встаёт с рассветом,
И с зарёй ложится спать,
Чтоб свою родную область,
Своим делом прославлять.
Наполняет вновь водою,
Волга мать твои поля,
Чтоб пшеницы, стало вволю,
Чтоб цвела твоя земля.
Учитель: Ребята, сейчас я проведу блиц-опрос "Что знаем мы о Саратовской области?"
- В какой федеральный округ входит Саратовская область?
- Год образования области?
- Сколько районов входит в состав области?
- Какова площадь Саратовской области и численность населения?
- Сколько соседних областей и стран СНГ?
- На все ли вопросы вы смогли дать ответы?
Саратовская область расположена на Юго - Востоке Восточно-Европейской равнины, в нижнем Поволжье. (показ на карте)
Учитель: Ребята, разгадав ребус, вы узнаете название самой длинной реки в Европе
-
Матушка- Волга - великая река её длина - 3 530 км, поэтому и название федерального округа, в который Саратовская область входит называется – Приволжский, значит находится рядом, при Волге.
Учитель:Давайте узнаем год образования Саратова, решив математическое выражение
2022 – 432 = 1590 год
Колесо истории «От крепости до большого купеческого города»
Учитель: Да, 5 июля 1590 года на волжский берег прибыли «отцы-основатели» Саратова – князь Григорий Осипович Засекин и стрелецкий голова Федор Михайлович Туров. Они заложили крепость Саратов на левобережье Волги.
С 1764 года, после подписания Екатериной II манифеста, приглашающего иностранцев в Россию, в Саратове и его окрестностях стали селиться иностранцы, главным образом немцы.
В 1769 году была образована Саратовская провинция, дающая право городу считаться административным центром.
В XIX век Саратов стал губернским городом. 11 января 1780 года Екатерина II издала указ, учреждавший Саратовское наместничество, которое с 1782 года стало именоваться губернией.
К концу XIX века Саратов стал крупнейшим российским торгово-промышленным центром, поставлявшим в другие регионы России и за рубеж ткани, чугунолитейную и машиностроительную продукцию, цемент, муку, соль и зерно – именно тогда стал славиться саратовский калач.
В 1928 году была образована Нижне -Волжская область с центром в Саратове и в этом же году переименована в Нижневолжский край.
Постановлением ЦИК РСФСР от 10 января 1934 года из Нижневолжского края был выделен Саратовский край, который с принятием 5 декабря 1936 года Конституции СССР стал именоваться Саратовской областью.
Учитель: Как называется наш областной центр? (Саратов) Покажите на карте. А всего в нашей Саратовской области столько районов столько, сколько помещается попугаев в одном удаве. Сколько? (38)
Численность населения области по данным Росстата составляет 2 395 111 чел. (2021). Площадь 100,2 тыс. кв.км
Учитель: Давайте изучим карту и назовём наших соседей (Ульяновская, Волгоградская, Пензенская, Тамбовская, Самарская, Воронежская области, Казахстан). Наша область многонациональная. в регионе проживают представители 110 наций и национальностей.
Учитель: Давайте разделимся на группы выберите станцию, где вы хотели работать (название станций: украинцы, татары, немцы, мордва казахи, русские)
(В каждой группе информация о заселении народов)
Задания: раскрасить – национальный костюм, выбрать национальные блюда народов, народные игры)
Выступление групп. (на доске )
Мы
Мы дружны!
В Саратове на Соколовой горе была создана «Национальная деревня. В этой деревне есть уникальная возможность познакомиться с архитектурой и бытом многих народностей, населявших Саратовщину.
Учитель: Предлагаю поиграть в татарскую народную игру Мяч по кругу (Теенчек уены)
Играющие, образуя круг, садятся. Водящий стоит за кругом с мячом, диаметр которого 15 - 25 см. По сигналу водящий бросает мяч одному из игроков, сидящих в кругу, а сам отходит. В это время мяч начинают перебрасывать по кругу от одного игрока к другому. Водящий бежит за мячом и старается поймать его на лету. Водящим становится тот игрок, от кого был пойман мяч.
Правила игры. Передача мяча выполняется путем броска с поворотом. Ловящий должен быть готов к приему мяча. При повторении игры мяч передается тому, кто остался вне игры.
Учитель: Ребята, послушайте ребята сказку про Саратовского мужика,
Царскую рыбку, добрую улыбку, звонкую гармошку, открытую ладошку, Калач-каравай – век живи, не унывай!
Ходила в народе молва, что где-то на дне Волги, вблизи Саратова, обитал Рыбий Царь из благородных стерлядей, чешуйчатые полоски по бокам и на хребте - «жучки», как их в народе называют, - самоцветами украшены, в платиновой оправе, плавники – позолоченные, и сам - в золотой короне. Богатствами водными владел, за порядком среди рыб присматривал, и чудеса мог творить.
Многим рыбакам его поймать хотелось, но никому удачи не было – ни в одни сети Царь-Рыба не попадалась. Поговаривали, что в охране у него – целое войско русалок из знаменитых волжских амазонок, верхом на огромных зубастых щуках да судаках снуют; рыбы-веслоносы повсюду свои большие носы суют, все в округе знают, обо всем ведают да ему докладывают, и челядью служат ему громадные белуги да осетры-великаны. А является он из воды только тем, кто добрыми делами славится и с доброй улыбкой по жизни идет. Попробуйте таковых найти!
И ведь, был в Саратове такой мужик – Иван, что работал весело, с задорной улыбкой, но, рук не покладая; всем добрые дела делал, оттого и был небогатым, зато слыл человеком хорошим. Народ к нему завсегда тянулся: мол, сделай то, помоги в этом… Денег-то он ни у кого никогда не просил. А, как однажды пришла к нему беда: от грозовой молнии изба сгорела, - тут народ от него и отвернулся. Мол, не делай добра, не будет и зла. А ничего не делать Иван просто не умел.
Почесал он затылок, вздохнул и думает:
- Не пропаду! Руки работящие есть! С голоду не помру: в лесах и ягод, и грибов в достатке, а Волга завсегда наш народ рыбкой спасала. Сделаю себе удочку, наловлю рыбки, сварю ухи, а на хлеб где-нибудь да заработаю.
Так и порешил. Срезал он из орешника удилище, из проволоки крючок сделал, из гайки – грузило, из пробки с перышком – поплавок… Из льняной рубахи нитку вытянул для лески… Сел на берегу Волги, ловит рыбу, а сам – думы думает и в усы усмехается: мол, пришла беда – отворяй ворота; ворота-то распахнул, а в них никто и не заглянул…
И клева не было к тому же. Улыбнулся Иван над собой по привычке, хотел уже удочку сматывать и в лес по грибы пойти, как, вдруг, высовывается из воды сам Рыбий Царь! Весь серебряный, на хребте и по бокам, чешуйки – полосками из каменьев драгоценных, на голове – корона золотая… Глазом хитро так подмаргивает и вопрошает:
- А чему ты, Иван, улыбаешься? У тебя беда, а ты и не горюешь?
Мужик и не удивился, что рыба человеческим голосом разговаривает: царям, видать, и не такое доступно. А сам отвечает:
- Чего ж горевать, попусту? Некогда. Работать надо, беду исправлять. Вот, думаю, поймаю рыбки, перекушу и пойду себе новую избу строить.
- А давай, добрый человек, - не унимается Царь-Стерлядь, - я тебе помогу, три твоих желания исполню!
- Да, какие у меня могут быть желания, - отмахнулся Иван, - дел невпроворот.
- Ну, - говорит Рыба, - давай я тебе дворец каменный, в несколько ярусов, с крышей и куполами золоченными, с крыльцом посеребренным подарю за твою праведную жизнь!
- А зачем он мне? – Удивляется он. – Лучше детям его отдай, чтобы и учиться, и веселиться им где было.
- Тогда, - предлагает Царь, - дам тебе карету золоченную с тройкой вороных коней!
- А на что она мне? – Разводит руками мужик. – На такой карете бревно не подвезешь, а телегу я и сам себе сделаю.
Теперь пришла пора Рыбьему Царю удивляться.
- А если, подарю мешок денег золотых, мешок серебряных и мешок медных, век будешь жить – не унывать.
- Нет! - Отказался Иван. – Дармовые деньги счастья не приносят. Их зарабатывать нужно…
- Да, - вытащил Царь-Стерлядь плавник из воды, сдвинул корону царскую на лоб и почесал загривок. – Впервые такого вижу, чтобы от дармовщины отказывался.
- А что же народу-то, вашему надо? – Спрашивает-интересуется.
- Да, как и всем, - отвечает мужик, - работы, хлеба и зрелищ.
Тут Рыбий Царь радостно хлопнул хвостом по волжской глади так, что круги-волны во все стороны весело побежали, и говорит:
- Ну, тогда я знаю, чем тебе и народу вашему угодить. Ладонь, открытая для добрых дел, в кулак не сжимается. Не откажешься! Вот тебе – калач хлебосольный. Всем калачам – калач! Будет он и тебя, и народ твой веками кормить. Да гостей в ваши гостеприимные дома за ним приваживать. Вот тебе, чтобы зрелища устраивать, - гармошка с колокольчиками. Ни у кого такой нет более. Как растянешь меха, как зазвонят перезвоном колокольчики, ноги у всех сами в пляс пустятся…
- А это, как мое третье, доброе дело, - молвил волжский кудесник, - гость монет серебряных да немного золотых. Не на разживу. Ибо купить на них ничего невозможно потому, что на каждой – мой герб, Царя Рыбьего, отчеканен. Кто такую монету к платежу примет? И отдать никому не сможешь, - каждая монетка сразу улетучится. Чтобы на недобрые дела деньги дармовые кто-либо не пустил. А что с ними делать, - сам придумай.
Едва успел Иван спасибо сказать, да в пояс поклониться, как Царь-Рыбы и след простыл. Забрал он подарки. Вернулся на пепелище, новую избу себе отстроил. Вышел за ворота с калачом да гармошкой, улыбнулся доброй улыбкой, тут народ к нему и повалил.
С той поры, сытно и богато, в радости и веселье стал жить саратовский люд: калачи на столах, гармошки бубенцами звенят и, что ни день, то – праздник. После трудов праведных, конечно.
И я там был,
По правде жил,
Калачи едал,
Стерлядок видал,
Плясал и пел,
Да добрые дела разумел.
Все в сказку связал,
И вам рассказал.
Ой, а вы спросите, что с монетами Иван сделал, куда деньги употребил? А поступил он так. Положил их в ковш, расплавил на огне, да отлил из серебра трех стерлядок: мол, Царь-Рыба, Царица-Рыбка и Царевна – красавица с ними. Взял доску, покрасил ее в лазурный цвет волны волжской, прикрепил на нее всех трех стерлядок в виде русской буквы ижицы – знака благочестия, достатка, праведного, доброго и достойного пути на трех жизненных дорогах с названием: Вера, Надежда и Любовь,- а сверху украсил короной золотой. Да прикрепил это творение над городом, на горе Соколовой.
Так, с тех пор, стало это мудрое произведение искусства – гербом нашего любимого города Саратова и Саратовской области. А стерлядка, калач и гармошка с колокольчиками – нашими достопримечательными символами.
- Ребята, давайте соберём пазлы – символы Саратовской области.(вывешиваются на доску: Саратовская гармошка, калач, флаг, герб)
- Можно ли назвать Саратовскую область своей Малой Родиной? Объясните почему?
(Звучит песня Н. Е. Палькина «Песня о Саратове»
Чтобы любить и беречь нашу большую и уникальную планету Земля, нам нужно с любовью и бережностью относиться к своим корням, к своей малой родине!
Любите свой родной Саратовский край!
Любите Родину, её поля и шири,
Деревни малые, большие города.
Любите Родину за то, что в целом мире
Такой не будет в жизни НИКОГДА!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кемеровская область - наша малая Родина
Кемеровская область - наша малая Родина. Практическая работа. Мы здесь живём. Можно приурочить к 70-летию Кемеровской области....
Внеклассное занятие - проект "Наша малая родина"
Проект создан обучающимися 4 класса после изучения темы по окружающему миру "Родной край - часть большой страны". Цели проекта:- познакомиться с научно-популярной литературой о родном крае и науч...
Город Курлово Владимирской области - моя малая родина.
Презентация о городе Курлово к 70 - летнему юбилею Владимирской области....
Внеклассное мероприятие "Воскресенск - твоя малая Родина"
Внеклассное мероприятие « Воскресенск- твоя малая Родина (по творчеству А. А. Суслова)» разработано для учащихся начальных классов и может быть использовано в качестве материала для классного ча...
Внеклассное мероприятие "Воскресенск - твоя малая Родина"
Внеклассное мероприятие « Воскресенск- твоя малая Родина (по творчеству А. А. Суслова)» разработано для учащихся начальных классов и может быть использовано в качестве материала для классного ча...
Челябинская область - моя Малая Родина
конспект внеклассного мероприятия. 3 класс...
Классный час к 85-летию Челябинской области «Моя малая родина – Челябинская область»
Цели: показать значение родины в жизни каждого человека.Задачи: 1. Научить учащихся видеть и ощущать красоту родного края.2. Воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего по...