"Давайте учиться дружить"
классный час (2 класс) по теме
Методическая разработка в области духовно-нравственного воспитания для 2-3 классов с презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
davayte_uchitsya_druzhit.docx | 30.79 КБ |
prezentatsiya_klassnogo_chasa.pptx | 1.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Советского Союза М.Г.Сыртлановой г. Белебея муниципального района
Белебеевский район Республики Башкортостан
методическая разработка в области духовно-нравственного воспитания
классный час «Давайте учиться дружить»
Слющенкова Ольга Юрьевна учитель начальных классов
Давайте учиться дружить
Слющенкова О.Ю. учитель начальных классов МАОУ СОШ № 2
Форма проведения: классный час Возрастная категория: учащиеся 2-3 классов Цель: формировать умение дружить и бережно относиться друг к другу. Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация по теме, листы бумаги, маркеры по количеству человек, макет солнца и лучи.
Ход мероприятия:
1.Организационный момент. Эмоциональный настрой
- Посмотрите друг другу в глаза - Улыбнитесь друг другу. - Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека. - Пожмите дружески руки друг другу.
2.Вступительное слово учителя
- Посмотрите на иллюстрацию. - Придумайте название к этой иллюстрации. («Друзья»). - А почему вы решили, что эти ребята друзья?
3.Формулирование темы и целей
- О чем мы сегодня будем говорить? (о дружбе) – Сегодня мы будем учиться дружить. – Какие задачи перед собой поставим? (узнать, кого можно назвать настоящим другом; сформулировать правила дружбы)
4.Знакомство с понятиями «Дружба» и «Друг»
- Все вы слышали и знаете, что в пословицах заключается народная мудрость. Но чтобы познакомиться с ними нам нужно будет поработать в группах. У вас на каждом ряду лежат конверты. В них лежат слова. Ваша задача: из этих слов правильно собрать пословицу и объяснить её.
1-я группа «Добро потеряешь – опять наживёшь, друга потеряешь – уже не вернёшь»;
2-я группа «С хорошим другом - горы свернёшь, с плохим – горя хлебнёшь»;
3-я группа «Крепкую дружбу и топором не разрубишь».
- Какая общая тема пословиц? (дружба)
- А как вы понимаете слово "дружба”? (ответы детей)
Дружба — это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов («Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова).
А кого можно назвать другом?
Друг — человек, который связан с кем-нибудь дружбой («Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова).
- Ребята, поднимите руки те, у кого есть друг или подруга. - Замечательно! Я и не сомневалась, что у вас у всех есть друзья! Об этом свидетельствуют ваши рисунки (показ рисунков)
- С чего же всё началось? Как возникло само слово «друг?». Давайте послушаем стихотворение, которое так и называется «Слово «друг».
Когда ещё никто не знал ни слова –
Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова» -
Соседям древний человек привык
Показывать кулак или язык
И корчить рожи (что одно и тоже),
Но, словом стал гортанный резкий звук,
Осмысленней лицо, умнее руки
И человек придумал слово «друг»
Стал друга ждать и тосковать в разлуке.
Ему спокойно за друзей моих.
Как жил бы я, что делал бы без них?
Друзей – людей, которых я люблю,
Я никогда ничем не оскорблю
Не для того наш предок шёл сквозь мрак,
Чтоб, встретив друга, я кричал: «Дурак!»
Показывал язык или кулак
И корчил рожи (что одно и тоже)
А злое слово я приберегу,
Пускай оно достанется врагу!
- К сожалению, грубые слова иногда приходится слышать и в нашем классе. Давайте сейчас поиграем в игру “Давайте говорить друг другу комплименты”. Учащиеся выбирают себе пару, идут навстречу друг другу. Шаг вперед делает тот, кто сказал комплимент, похвалил за что-то. Выигрывает та пара, которая быстрее прошла свой путь.
- А иногда бывает и так, как в стихотворении «Два козла». Может быть, прослушав это стихотворение, кто-то узнает себя, а узнав, постарается не быть похожим на этих персонажей.
Однажды на лужайке подрались два козла.
Подрались для забавы, не то, чтобы со зла.
Один из них тихонько приятеля лягнул,
Другой из них легонько приятеля боднул.
Один разгорячился, лягнул что было сил!
Другой его рогами под брюхо подцепил
Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,
Но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьёз. Я вспомнил эту драку, когда передо мной
На школьной переменке такой же вспыхнул бой.
- Да, такие отношения дружескими не назовёшь. - Сейчас вашему вниманию я предлагаю две ситуации. После просмотра выскажите своё мнение об увиденном.
1."Друзья".
Однажды Саша принёс в школу электронную игру. К нему тут же подбежал Максим и закричал: "Мы же с тобой друзья, давайте играть!" - Давай! - согласился Саша. Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру. - Я - Сашин друг! - гордо сказал он. - Я буду с ним играть. На другой день Денис принёс в класс трансформеров. И опять первым возле него оказался Максим. Но тут подошёл Саша. - Я - твой друг! - опять произнёс он. - Будем вместе играть. Но тут подошёл Саша. - И меня примите. - Нет, не примем, - сказал Максим. - Почему? - удивился Саша. - Ты же мой друг, сам вчера говорил. - То вчера, - объяснил Максим. - Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы. Сегодня я с Денисом дружу!
- Считаете ли вы Максима настоящим другом? Почему?
Вывод: отдельные ребята склонны к дружбе только с теми, от которых можно что - то заполучить: игрушки, сладости и т.п. Это ребята живут по правилу: "Ты мне - я тебе". Дружить нужно не для того, чтобы он (друг) тебе что - то сделал, не потому что это выгодно. А потому что этот человек тебе близок, близки его интересы, взгляды, его внутренний мир.
2. "До первого дождя".
Таня и Ира были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Ира заходила за Таней, то Таня - за Ирой. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Ира была в плаще, а Таня - в одном платье. Девочки побежали.
- Сними свой плащ, мы накроемся вместе, - сказала ей Таня. - Я не могу, я промокну! - нагнув голову с капюшоном, ответила ей Ира. В школе учительница сказала: - Как странно, у Иры платье сухое, а у тебя Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе? - У Иры был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня. - Так вы могли бы укрыться одним плащом, - сказала учительница, взглянув на Иру, покачала головой. - Видно, ваша дружба до первого дождя! Обе девочки густо покраснели: Ира - за себя, а Таня - за Иру.
- Что вы можете сказать о девочках и их дружбе?
Вывод: Только взаимная помощь в учебе, труде, взаимная выручка и поддержка в преодолении встречающихся трудностей в учении и делах будет содействовать укреплению дружеских отношений. Необходимо проявлять чуткость и внимание не только в больших делах, но и в мелочах, в повседневных отношениях.
- А как поступили бы вы?
5.Составление солнца из качеств настоящего друга
- Итак, мы прочитали с вами столько стихов, рассмотрели столько ситуаций, где герои вели себя как настоящие друзья, а иногда – наоборот. Напрашивается вопрос: какими же качествами должен обладать настоящий друг? Сейчас из положительных качеств настоящего друга мы будем составлять солнышко. У нашего солнышка нет лучиков, они лежат у вас на столах.
1.честность предательство драчливость справедливость 2.задиристость ответственность сострадание враньё 3.доброта верность грубость взаимовыручка |
Посмотрите, ребята из хороших качеств настоящего друга получилось красивое солнышко. – Вам нравится?
Вывод: Человек, который обладает такими качествами, красив не только изнутри, но и внешне. А самое главное, друг, подобно этому солнышко, дарит людям тепло и радость.
- С кем вы дружите? – Как вы думаете, дружить можно только с людьми? - Дружите ли вы с животными, природой, книгами?
6.Викторина
- Ребята, вы давно научились читать и на страницах книг встречались с описанием дружбы и друзьями. Сейчас я буду задавать вопросы, а вы постарайтесь на них ответить.
1. Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогнали, вместе жили - не тужили. Назовите этих друзей - музыкантов? (Бременские музыканты: петух, кот, пёс и осёл).
2. Григорий Остер написал немало рассказов о попугае, удаве, мартышке и их дружной жизни в Африке. Кто был четвёртым в компании друзей? (слонёнок)
3. Какая девочка выручила своего друга Кая из ледового плена? Вызывает ли у вас уважение поступок девочки? (Герда)
4. "Карлсон бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнёс: "Я самый больной в мире человек". Потребовал лекарство. Малыш дал лекарство, на что Карлсон сказал: "Друг спас жизнь друга". Какое лекарство дал Малыш? (Малиновое варенье)
5. У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один был всегда рядом. Кто он? (Пудель Артемон)
Вывод: книг о дружбе и друзьях очень много. Читая эти книги, вы приобретаете себе друзей в лице литературных героев, стараетесь быть на них похожими.
7.Притча о дружбе
В какой-то момент друзья поспорили, и один из них дал пощёчину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: "Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину". Они продолжали идти, пришли к морю, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул, но его спас друг. Когда он пришел в себя, он написал на камне: "Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь". Тот, который дал ему пощечину, а потом спас жизнь, спросил его: - Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? Друг ответил: ….
- Что ответил друг? (Ответы детей)
- ….когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-то хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог стереть это. Научись писать обиды на песке и гравировать радость на камне.
8.Определение "Законов дружбы”
- Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, настоящая и долгой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Вот некоторые из них. Вам нужно вставить пропущенные слова в предложениях.
1. Один за всех и (все за одного)
2. Уважайте друг друга и (помогайте) друг другу
3. (Радуйтесь) вместе с друзьями
4. (Не обижайте) друзей и всех, кто вас окружает
5. Не оставляйте друзей в (беде), не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих (обещаний)
6. Берегите друзей, ведь друга потерять (легко). Старый друг лучше новых (двух).
-Вы согласны с этими законами? (ответы детей)
- Принимаем их? (Да.)
- А можно еще добавить правил? Какие?
– Если вы будете выполнять эти правила, то станете настоящими друзьями!
9.Игра «Рука дружбы» (под музыку)
Дети на альбомных листах обводят свою руку. На ладошке можно написать пожелание своему другу. Прикрепляем руки на доску. - Мы все протянули руку дружбы друг другу. Составили хоровод дружбы. Если мы будем держаться все вместе, будем дружными и сплоченными, то никакие страхи, неприятности и одиночество нам не страшны.
10.Рефлексия. Подведение итогов работы
- Вот и подошел к концу наш разговор. Давайте подведём итог. - Чему была посвящена наша беседа? – Смогли ли мы решить поставленные задачи? Мне очень важно знать, как вы оцените наш совместный труд, нашу работу.
На экране вы увидите 3 утверждения:
- мне было сегодня интересно;
- я сегодня был активен;
- мне сегодня понравилось работать.
Оценить каждое из утверждений вам поможет цвет.
– да; - иногда; – нет.
(Дети поднимают вверх карточку с выбранным цветом по каждому параметру. Становится видна общая оценка каждого параметра по классу.)
- Итак, мы видим результаты нашей работы, мы оценили свою работу. А было сегодня что-то новое, необычное, что вам понравилось, запомнилось? (ответы детей)
- В завершении нашего классного часа, я хочу подарить вам эти сердечки. Пусть они служат вам напоминанием того, что я являюсь вашим другом. Помните, если вам нужна моя помощь, то я всегда рядом!
- Спасибо за вашу работу. Всего доброго! Хороших вам друзей!
Литература:
- Свиридова О.В. Классный час “Что такое настоящая дружба?” http://festival.1september.ru/articles/584688/.
- Паскал В.В. Классный час на тему “Дружба”. http://edu.of.ru/corrschoolunr/default.asp?ob_no=35136.
- Шмидль Ольга Владимировна, Классный час "Что такое дружба" http://festival.1september.ru/articles/418163/.
- Янцен Н.С. Классный час по теме “Дружба”. http://www.openclass.ru/node/179291.
- http://anstars.ru/publ/32-1-0-1470.
- http://www.zavuch.info/community-home/groups/viewbulletin/176-10+законов+дружбы?groupid=136.
- http://fotki.yandex.ru/users/balatons/view/292329/?page=4.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ДРУЗЬЯ
Давайте учиться дружить
Пословицы о дружбе : 1-я группа «Добро потеряешь – опять наживёшь, друга потеряешь – уже не вернёшь». 2-я группа «Крепкую дружбу и топором не разрубишь». 3-я группа «С хорошим другом - горы свернёшь, с плохим – горя хлебнёшь».
Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Друг – это человек, который связан с кем-нибудь дружбой
Честность Взаимовыручка Верность Ответственность Доброта Сострадание
НАШИ ДРУЗЬЯ
Бременские музыканты
Африканские друзья
Кай и Герда
Малыш и Карлсон
Притча о дружбе Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне .
1. Один за всех и все за одного 2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу 3. Радуйтесь вместе с друзьями 4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает 5. Не оставляйте друзей в беде, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний 6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ:
Рефлексия: Оценить утверждения вам поможет цвет. – да; - иногда; - нет. мне было сегодня интересно я сегодня был активен мне сегодня понравилось работать
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учитесь дружить
Классный час...
Учимся дружить
классный час...
Тренинговое занятие "Учимся дружить"
Тренинговое заняие "Учимся дружить"...
Внеклассное мероприятие "Учимся дружить"
Классный час «Учимся дружить» имеет своей целью формирование нравственных качеств учащихся и повышение интереса к книге, побуждающей к добрым мыслям и поступкам. На этом заняти...
Классный час "Учимся дружить".
Классный час "Учимся дружить" для учащихся 3-го класса. Материалы данного внеклассного мероприятия могут быть использованы для разработки мероприятий на тему "Дружба" для младших школьников....
Всеобуч для родителей "Учимся дружить"
Углубление знаний родителей по вопросам социально-эмоционального развития ребенка; улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребенком; выработка новых навыков взаимодействия с ребенком....
Всеобуч для родителей "Учимся дружить"
Углубление знаний родителей по вопросам социально-эмоционального развития ребенка; улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребенком; выработка новых навыков взаимодействия с ребенком....