Славим наши языки
методическая разработка на тему

Цели мероприятия:

- воспитывать чувство уважения и любви к русскому языку, языкам народов Башкортостана;

- пробудить желание, изучать и совершенствовать русский язык беречь и сохранять родной язык;

- содействовать развитию способностей каждого ребёнка, формированию детского коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slavim_nashi_yazyki.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

с.Максимово МР Янаульский район РБ

Методическая разработка внеклассного мероприятия:

«СЛАВИМ НАШИ ЯЗЫКИ»

Кашапова И.Р.

учитель начальных классов

МБОУ СОШ с.Максимово

2013-2014 учебный год

Тема:

« СЛАВИМ НАШИ ЯЗЫКИ»

Цели:  

- воспитывать чувство уважения и любви к русскому языку, языкам народов Башкортостана;

- пробудить желание, изучать и совершенствовать русский язык беречь и сохранять родной язык;

- содействовать развитию способностей каждого ребёнка, формированию детского коллектива.

 Башкирский танец

1вед:- Славим наши языки

2вед:- Русский и башкирский!

1вед:- Милый нам английский!

2вед:- Наш родной удмуртский!

1вед:- Наш родной татарский!

Вместе: Славим наши языки!

1вед:- - Хәйерле көн, хөрмәтле укытыусылар, укыусылар, илем, халкым тип йән атыусылар!

2вед:- Зеч-буресь-а, куноос но,

Дуно эшъёс, зеч-буресь!

Вераськом шуныт кылъёс ми,

Данъяськом анай кылмес!

1вед:- Хәерле көн димен барчагызга

Кояшлы көн телим гөлләргә

Һәм батырлык телим егетләргә

Сөйкемлелек телим кызларга

2вед:- Good morning, dear friends! Welcome to our party! Today we speak about languages. There are people of different nationalities in our village but we all live like one cloce family.

1вед:- Добрый день, дорогие друзья! Сегодня в этом зале собрались представители разных национальностей, чтобы воспеть язык - великий, необъятный, «живой как жизнь».

2вед:- В мире насчитывается несметное количество языков. По предварительной оценке их число составляет более 6 тысяч. Половина из них находится на грани исчезновения. На 96 % языков говорит только 4 % населения. 80 % африканских языков не имеют письменности. Ежегодно вымирает десяток языков.

1вед:- Каждый язык является инструментом отражения национальной культуры, инструментом развития и сохранения духовного и материального наследия. С 1999 года 21 февраля по инициативе Генеральной конференции ЮНЕСКО во всем мире отмечается Международный день родного языка как напоминание о необходимости содействия развитию многонациональности языковой культуры, ее разнообразию и многоязычию.

2вед:- Язык - величайшее богатство народа. Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. Родной язык - это целый мир, полный прелести, обаяния и волшебства. Это живая память народа, его душа, его достояние. Мы любим свой родной язык и хотим, чтобы он жил и развивался.

1вед:- Родной язык - ничем не заменимый-

Он дорог всем. Все отразилось в нем

Земля и небо, осени и зимы.

Понятен вздох на языке родном.

2вед:- Родной язык! В нем нежность, вечность, сила.

Я с ним росла и не по букварю

Сладчайшие слова произносила

Сначала «мама», а потом «люблю»

На языке родимом ропщут ели,

Журчит река и шелестит листва.

Как я внимала песне в колыбели-

Так мне внимают камень и трава.

1вед:- Велико значение языка в жизни человека. Самые высшие достижения человеческой мысли, самые глубокие знания и самые пламенные чувства останутся неизвестными для людей, если они не будут ясно и точно оформлены в словах.

2вед:- Язык – это орудие для выражения мысли. И мысль только тогда становится мыслью, когда она вышла наружу посредством языка. Роль языка, как средства общения людей, замечательно определена в  народном творчестве. Издавна в народе бытуют пословицы: «Язык – стяг, дружину водит»

1вед:- «Язык до Киева доведёт»

2вед:- «В умной беседе быть – ума прикупить»

1вед:- «Без языка – как без рук» и другие. На протяжении всей истории каждого народа могучее родное слово верно служило делу укрепления национальной независимости и сплочения народных масс в борьбе с чужеземцами.

2вед:- Родные языки множества наций, проживающих у нас в Башкортостане «нанизаны, словно в нитку одну». Их цель одна - передать мудрость, накопленную веками, своим потомкам. С самого детства, с самых ранних лет ребенок слышит родную речь. И уже тогда, вместе с грудным молоком матери, он погружается в культуру родного народа.

1вед:- Изучение родного языка проходит в течение всей жизни человека: в детском саду, в родной семье. Немалую роль в этом играет школа, ведь именно здесь происходит формирование человека как личности.

               Литературный монтаж

Песня «Туган телем»

Арнолия. Родной язык! Он с детства мне знаком,

На нем впервые я сказала «мама»,

На нем клялась я верности упрямой,

И каждый вдох понятен мне на нем.

Родной язык! Он дорог мне, он мой!

На нем ветра в предгорьях наших свищут,

На нем впервые довелось услышать

Мне лепет птиц зеленою весной…

Артём. Но, как родной,

Люблю язык я русский,

Он нужен мне, как небо, каждый миг,

На нем живые, трепетные чувства

Открылись мне. И мир открылся в них.

 Арнолия. Я поняла на русском слово «счастье»,

Большое счастье жить в большой стране.

С ним не боюсь я горя и ненастья,

С ним не сгорю я ни в каком огне.

Артём. Текут две речки в сердце, не мелея,

Становятся единою рекой…

Забыв родной язык - я онемею,

Утратив русский - стану я глухой.

Ангелина. Халкым  теле миңа- хаклык теле

               Унан башка минең илем юк.

                Илен һөймәс кенә телен һөймәс.

                Иле юктың гына теле юк!

Динара   Мин халкымдың сәскә күңеленән

                Бал кортондай, ынйы йыямын.

                Йыямын да йәнле ынйылай

                Хуш есле бер кәрәз коямын.

                Шуга ла беләм тел кәзерен:

                Бер телдән дә телем кәм түгел-

                Көслө лә ул, бай за, ягымлы ла

                Кәм күрер тик уны кәм күңел!

Радмир  Әсәм теле миңә - сәсән теле,

                Унан башка минең халкым юк,

                Йөрәгендә халкы булмагандың

                Кеше булырга ла хакы юк!

Ильнара  Туган җирем- Башкортстан

                 Һәркемнең бар туган  иле.

                 Туган җирем кебек назлы

                 Җырдай моңлы татар теле.

Линара  Без- татарлар!Шулай диеп белә

                Безне бөтен дөнья илләре.

                Без- татарлар!Батыр халык дигән

                Зур даныбыз әле сүнмәде!

Айнур     Без- татарлар! Шушы исем белән

               Җирдә яшәү үзе бер бәхет.

                Без- татарлар! Яшибез без җирдә

                Бар халыклар белән берләшеп.

Света   Удмурт кылын вераськисько,

             Узырезлы шумпотüсько!

             Анай кылын кырзаны но

             Лыдзыны яратüсько.

Денис Мусо вордскем кыл!

Тон мöйы, тон ик котьку егит.

Кöкыын дырысен тон монэ

Визьнодлы дышетид.

Вадим Мусо удмурт кыл!

Верантэм тон дуно!

Юрттüськод юнманы,

Мылкыдме жутыны.

Песня «О язык родной!»

О язык родной, певучий! О родительская речь!
Что еще на свете знала, что сумела уберечь?
Колыбель мою качая, тихо-тихо пела мать,
Подрастая, сказки бабушки начала понимать...
О язык мой, мы навечно неразлучные друзья,
С детства стала мне понятна радость и печаль твоя.

Рузанна На столе моем - книги,

Много радостных книг!
Их открыл мне учитель –
Мудрый русский язык!
Он к сокровищам знаний –
Ключ волшебный в руке
Говорю с целым миром
Я на том языке.

Тимур  Я ко всем наукам ключ имею

             Я со всей Вселенною знаком.

             Это потому что я владею

             Русским всеохватным языком.

Данил Как прекрасен и велик

Русский, близкий нам язык!

Я на нём, как на родном,

Разговаривать привык!

Ильнара Наш язык - язык труда и света,

Он широк, и ясен, и велик.
Слушает с волнением планета
Пушкина бессмертного язык!

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твёрдой опоре –

Выучи русский язык!

Он  твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи –

Выучи русский язык.

        

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник.

Блещут зеркальностью русского слова –

Выучи русский язык!

РустамТелебезне күңел гөле итеп

              Саф көенчә саклыйк гомергә.

              Рухи дөньяң булсын халкың моңы,

              Илең йөрсен уйда гел бергә.

             Матур телем , туган телем, татар телем,

             Рәхмәт сиңа!

Денис Мон понна котькытын

Тон чебер но кужмо!

Мон тонэн данъясько

Вордüськем палъёсыз,

Тонэныд тыршисько

Малпанме вераны,

Чипчирган куараё анай кыл!

Татарский танец.

1вед:- Язык каждого народа самобытен и имеет самобытные выражения, отражающие менталитет и традиции нации. По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности.

Песня «Кәләпүшем - калфагым»

2вед:- «Знать много языков - значит иметь много ключей к одному замку», - писал Вольтер. Значит у нас есть доступ к мировой культуре, к обогащению знаниями и опытом всего человечества. Мы изучаем русский, башкирский, английский языки, знаем свой родной удмуртский и язык своих друзей татар.

Песня «Тыпыртон»
1вед:- Родной язык — народа достоянье,
Он с детства каждому из нас знаком,
Стихи и проза, сказки и преданья,
Все мило нам на языке родном!

2вед:- Учите, берегите речь родную,
Стихи слагайте, украшая жизнь!
Потомкам передайте речь живую,
Чтоб память о народе сохранить

Удмуртский танец.

2вед:- Мы также изучаем и любим культуру марийского народа, несмотря на то, что в нашей школе не учатся дети, для которых марийский язык был бы родным. Ведь для кого-то языки других народностей могут показаться «бедными» от того, что на них говорят немного людей и эти языки не звучат с трибуны ассамблеи. Но для кого это родной язык, свой родной язык — всегда «велик».

Марийский танец.

1вед:- Родные языки уникальны в том отношении, какой отпечаток они накладывают на каждого человека с момента рождения, наделяя его особым видением вещей, которые никогда на самом деле не исчезнут, несмотря на то, что впоследствии человек овладевает многими языками. Язык формирует сознание человека, знание языка помогает расширить кругозор, глубже проникнуть в культуру другой страны.  Изучение иностранного языка — это способ познакомиться с другим видением мира.  Зная английский язык, можно быть уверенным, что тебя поймут в любой точке мира.

Инсценировка сказки «Репка»

Света: I’d like to recite you a poem:

Песня « Если счастлив ты»

1вед:- Русский язык – это язык Пушкина и Лермонтова, Достоевского и Толстого, Блока и Цветаевой, Ломоносова и Менделеева, Циолковского и Королева.

2вед:- Русским языком восхищались, перед ним преклонялись, его воспевали многие писатели и поэты, ученые и философы. Прекрасные мастера русского языка высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа. Мы должны всегда помнить их высказывания про свой родной русский язык, потому что они прекрасны. Давайте послушаем прекрасное стихотворение в прозе “Русский язык” Ивана Сергеевича Тургенева.

 Читает Ян

1вед:- Достоинствами русского языка восхищался Константин Паустовский, который высоко ценил русский язык как язык великого, талантливого народа.

  Читает Лиана

2вед:-  Великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов был  «первым русским университетом». Русский язык он оценивал как  «повелитель многих языков».

   Читает Света

1вед:- О необходимости знать и изучать русский язык напоминает воспоминание башкирского учёного Ахметзаки Валиди.

    Читает Рустам

2вед:- Весьма поучительно высказывался о родном языке выдающийся аварский поэт и знаток русского языка  Расул Гамзатов.

    Читает Фанзиля

    Стихотворение Мустая Карима «Не русский я, но россиянин».

1вед:- Мы так привыкли к русскому языку, что не замечаем его красоты и богатства, мелодичности и точности. Для большинства из нас русский язык – это школьная дисциплина, по которой далеко не у всех стоит оценка «отлично».

2вед:- Но ведь русский язык - это наш с вами мир, наша жизнь. На русском языке мы учимся читать, на русском языке нам объясняют физику и математику, на русском мы общаемся: спорим, шутим, ругаемся и миримся, признаемся в любви. Да, русский язык не из легких. Неслучайно некоторые ребята не хотят дружить с правилами. Например, Лежебокин из стихотворения Г. Граубина “Ленительный падеж”

Инсценировка стихотворения Г. Граубина «Ленительный падеж»

1вед:- Русских слов глубокое теченье
Дарит силу песенной строке.
Ах, какое это наслажденье —
Говорить на русском языке!

Песня «Говорим на русском языке»

2вед:- В Риме, в Вашингтоне и в Софии,
И в английском тихом городке,
Далеко и близко от России
Говорят на русском языке.

1вед:- У костра звучит родное слово,
И заветный томик в рюкзаке…
Мы и завтра будем с вами снова
Говорить на русском языке.

2вед:- Мы знаем и любим русский язык. И даже свои танцы ему посвящаем.

Танец рок-н-ролл.

1вед:- С благоговеньем прикасайся

К тому, чем ты вооружен,

Твори светло и упивайся

Безбрежным русским языком.

Воздушно легок, сочен, вкусен,

Суров и нежен, многолик,

Во всех мелодиях искусен

Наш удивительный язык.

Ему к лицу и термин узкий,

И междометный вздох, и клич,

Гордись, что понимаешь русский,

Старайся глубину постичь.

 На этом наше мероприятие подошло  к концу. На прощанье хочу вам пожелать процветания родных языков в нашей республике. Нам – беречь и сохранять родной язык! Нам – передавать его будущим поколениям! Любите, уважайте, изучайте свой родной язык!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "А если одного предложения мало?". Знакомство с понятием "Текст". Учебник М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко "К тайнам нашего языка" (2класс).

Мною разработан конспект урока русского языка для 2 класса по учебнику М.С. Соловейчик "К тайнам нашего языка". Тема: «А если одного предложения мало?» Знакомство с понятием «текст».Цель: Формиро...

Реализация новых стандартов в учебниках русского языка М. С. Соловейчик «К тайнам нашего языка»

Я работаю третий год по учебникам русского языка Марины Сергеевны Соловейчик «К тайнам нашего языка» - УМК «Гармония». Считаю, что в содержании данного учебника реализуется принцип системно-деят...

Урок русского языка в 3 классе по учебнику М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка» Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол»

Урок русского языка в 3 классе по учебнику М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка»Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Глагол» формирует у учащихся целостное представление о глаголе, ...

"Слава нашей книге детской!"

Социально-значимый проект "Слава нашей книге детской!" создан для приобщения первоклассников к литературному чтению и направлен на формирование у обучающихся осознанного чтения....

Классный час "Славим наших матерей"

Классный час ко Дню Матери. Стихи, песни о маме, клятва маме, история праздника....

«И эта слава – наша быль…» Особенности басенного жанра.

Тема: «И эта слава – наша быль…» Особенности басенного жанра....

Талантами славится наша земля

Раскрытие талантов воспитанников....