«И эта слава – наша быль…» Особенности басенного жанра.
учебно-методический материал по чтению (3 класс)
Предварительный просмотр:
Разработала учительница начальных классов МКОУ СОШ№2с.п. Нартан
Урусова Д.А.
Тема: «И эта слава – наша быль…» Особенности басенного жанра.
Тип урока: урок изучения текста художественного произведения.
Проблемный вопрос:- Каким человеком предстает перед нами И.А.Крылов?
Цели: сформировать представление о личности писателя через знакомство с текстом;
расширить знания о басне как малой эпической форме на примере басни «Слон и Моська»;
воспитывать нормы морали и нравственности через восприятие идейной нагрузки басни.
Материалы и оборудование к уроку: портрет И.Крылова, выставка книг с баснями Крылова, раздаточный материал с цитатами о Крылове, слайды об авторе, слайды к басне «Слон и Моська».
1.Сообщение темы и целей урока.
1. Учитель обращается к ученикам стихами П.Вяземского.
Забавой он людей исправил, И не забудут этой были,
Сметая с них пороков пыль, Пока по-русски говорят,
Он баснями себя прославил, Ее давно мы затвердили,
И слава эта – наша быль. Ее и внуки затвердят.
- Эти слова о великом русском баснописце Иване Андреевиче Крылове. Тема нашего урока – «Загадка И.Крылова». Действительно, с баснями Крылова мы знакомимся осень рано. Вспомним, с какой басни произошло наше первое знакомство.
Инсценировка басни «Ворона и Лисица».
- Какие пороки здесь высмеиваются? (жадность, лесть для достижения своих целей).
2.Просмотр слайдов об авторе. Комментарии учителя.
- Почему мы говорим, что И.А.Крылов – великий русский поэт – баснописец?
- За 30 лет он написал 205 басен, обогатил русский язык остроумными выражениями.
- А почему – русский?
- Во-первых, он сам русский, во-вторых, он очень любил все русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство.
3. Подготовленный ученик делает небольшое сообщение о биографии И.Крылова.
Учитель: - Не зря наш сегодняшний урок называется «Загадка И.Крылова». Строки из его басен вошли в речь, стали привычными. Каждое новое поколение воспитывается на баснях Крылова. Мы постараемся разгадать загадку этого замечательного человека.
2. Вступительное слово об авторе.
1. - Первое впечатление о человеке мы получаем, глядя на его внешность. Всмотритесь в этот портрет внимательно. Что вы можете сказать об этом человеке?
- Он добрый, мудрый, серьезный.
- Какой у него взгляд? (немного ироничный).
2. Работа с раздаточным материалом. (цитаты великих людей о Крылове).
А) Образец русского себе на уме… (В.Белинский)
Б) Не кажется ли удивительным тот факт, что…Крылов питал искреннее отвращение к самой природе басни? (Л. Выгодский).
В) Лукавый дедушка с гранитной высоты
Глядит, как резвятся вокруг него ребята. (П.Шумахер).
Г) Богато одаренный, Крылов профессионально владел скрипкой. Страстно увлекался оперой, являлся знатоком и ценителем музыки. (М.Ямпольский).
3. Подготовленные ученики кратко рассказывают о биографии И.Крылова.
Вывод: - Итак, мы видим, что Крылов был в высшей степени необычным, разносторонним, мог раскрыть перед человеком только одну сторону своего характера и держать втайне другие. Вот в чем одна из его загадок.
Учитель:- Но Крылов не простой человек, он писатель, поэт-баснописец. Поэтому, чтобы узнать еще лучше его характер, мы обратимся к тексту басни. Но вначале, что же такое басня?
(обращение к толковому словарю)
- Басня – это жанр литературы.
- Какие отличительные особенности басни как жанра вы знаете? (по таблице)
Ответ: краткая стихотворная форма, действующие лица-животные, высмеиваются пороки, обязательна мораль (умное изречение), т.е. басня поучает. Также, присутствует литературный прием – аллегория. Это иносказание, изображение какого – нибудь качества, понятия посредством образа. Связь устанавливается по сходству. Например, лев – сила, власть, заяц – трусость,…
3. Знакомство с новым материалом.
1. – Да, сегодня мы познакомимся с еще одной басней И.Крылова. Она называется «Слон и Моська». В ней, как обычно в баснях, действуют животные. Кто из вас видел слона? А где?
- Почему мы не можем видеть слона каждый день у себя во дворе?
- Да, слон очень огромное и сильное животное. Он бывает высотой до 3.5 м, весит больше 4000 кг. Слона боятся даже львы.
2. Просмотр мультика, написанного по басне.
- Каким вы здесь увидели Слона? А какой – Моську?
(Слон очень огромный, а Моська очень маленькая.)
3. Образец чтения учителем.
4. Первичное закрепление.
1. Самостоятельное чтение учащихся.
2. Работа над образными выражениями. Отыскать в тексте строчки, соответствующие данным словосочетаниям.
-Показывали на улице людям. (Водили напоказ).
-Невидаль, редкость. (В диковинку у нас).
-Ходили группы любопытных зевак, бесцельно глядели по сторонам.
(Толпы зевак ходили).
- Откуда-то внезапно вдруг появился. (Отколь ни возьмись…)
- Перестань себя позорить. (Перестань срамиться).
-Придает смелости. (Вот то-то мне и духу придает)
- В каких словах, ставших крылатыми, всем известными, заключен смысл басни? Что высмеивает автор?
Ответ: - Моська хочет показать, что она сильная, задиристая и не боится даже слона. Она понимает, что не представляет для слона никакой опасности, и он не будет с ней сражаться. Автор высмеивает желание выделиться из толпы любыми средствами.
- Да, Моська – хвастунишка. Но она и хитрая. Подумайте, как нужно читать слова каждого из действующих лиц, чтобы передать их характер.
3. Чтение басни в цепочку.
4. Чтение по ролям.
Вывод: В этой басне еще презираются зеваки, которые бесполезно тратят время. А время надо беречь.
5. Вторичное чтение.
- Перечитайте отношение Моськи к Слону. Какое чувство передаете при чтении?
- Найдите слова, выражающие главную мысль. Как автор их произносит? (Это не осуждение, Крылов иронически это произносит, т.е. издевается).
- Когда в жизни можно употребить слова: «Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на Слона»? (когда человек берется за дело, которое ему не под силу).
Вывод: Басня – это живая картина. Басня никогда не устаревает, покуда существуют еще человеческие пороки. Отличительные особенности басни – это краткая стихотворная форма, где героями являются животные или предметы, присутствует умное изречение – мораль.
6. Работа с рисунками. Найти ошибки художника.
- Какой урок для себя вы взяли?
5. Итог:
- Разгадать кроссворд, пользуясь таблицей. (на доске)
- Игра « Найди пару»: слон стрекоза зеркало ворона
Моська лисица муравей обезьяна
-Чему был посвящен наш урок?
- Кто из героев вам понравился и почему?
- Кто не понравился и почему?
- Кого из героев следует одобрить? (Шавку, потому что она понимает, что Моська зря лает на Слона, и что справиться с ним она не сможет).
- Какой вывод для себя следует сделать из прочитанной басни?
-Когда в жизни можно употребить слова: «Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на слона»? (Когда человек хочет приписать себе качества, которых у него нет).
6. Д\З.
- Выучить наизусть басню.
-Нарисовать иллюстрации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК СЛАВЫ "Да, были люди в наше время..." (к 200-летию Отечественной войны 1812 года)
Пояснительная запискаУрок славы (к 200-летию Отечественной войны 1812 года) «Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри - не вы» Предлагаемый учебный материал может быть ис...

Басни Эзопа.У истоков басенного жанра
Разработка урока по литературному чтению в 3 классе по программе Занкова. Автор учебника - Чуракова. Может быть использован по другим программам. Сопровождением урока является презентация и м/ф "Лиса"...

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» Заглавие и главные герои. Особенности литературного жанра.
Данный урок - первый из двух уроков литературного чтения по сказке В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке». Основной организационной задачей урока являлось создание условий для восприятия, ...

Технологическая карта урока литературного чтения (4 класс). Тема: «Кир Булычев «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра. УМК "Школа России"
Тема: «Кир Булычев «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра»Цели деятельности учителя: ознакомление с жизнью и творчеством писателя-фантаста К. Булычева, eг...

Конспект урока литературного чтения 2 класс Знакомство с жизнью и творчеством И. А. Крылова.. Особенности басен. И. А. Крылов «Лебедь, Рак и Щука».
Урок открытия нового знания.Цель: раскрыть понятие литературного жанра «басня»;познакомить с произведением И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука».Образовательные задачи:познакомить...

Тема урока: В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» Заглавие и главные герои. Особенности литературного жанра.
Цели: познакомить детей с творчеством В.Ф. Одоевского и научно-познавательной сказкой “Городок в Табакерке”; формирование интереса у детей к произведениям В.Ф. Одоевского.Задачи:образ...