Внеклассное занятие на тему : Притча "Обыкновенный человек"
план-конспект занятия (3 класс) на тему
Сценарий данного урока разработан и проведён в 3 классе в рамках городского семинара по ОРКСЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_zanyatie_pritcha_obyknovennyy_chelovekstsenarnyy_urok.docx | 25.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное занятие на тему : Притча "Обыкновенный человек"
Цель:
Создать условия для приобщения детей к ценностям человеческих отношений; разделить понятия "добро" и "зло"; убедить в необходимости добра и добрых поступков.
Задачи:
• создать условия каждому ребёнку для осознания важности добрых взаимоотношений;
• воспитывать внимательность, доброту; умение сочувствовать , стремление помогать людям .
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Ход урока:
I этап. Организационный
Цель этапа(планируемый результат): психологическая готовность класса к занятию , организация внимания всех учащихся.
Педагогическая задача: организовать и подготовить учащихся к работе.
У: Ребята, какое у вас сегодня настроение?
-- Скажите, а при помощи чего вы можете показать сейчас своё настроение ? (Варианты ответов детей: с помощью своих эмоций, улыбки или её отсутствии).
--Я желаю вам хорошего настроения на всё занятие...
2 этап. Формулирование темы и целей урока.
Цель этапа: (планируемый результат): научатся называть цель работы.
Педагогическая задача: формирование учебных организационных умений.
- Создание проблемы
Слайд №1
На экране появляется фраза:
«Свеча ничего не теряет, если от её пламени зажглась другая свеча…»
У: Как вы понимаете смысл этого мудрого изречения?
(варианты ответов детей)=> в случае буквального понимания=>
У: Можно ли эту фразу объяснить в переносном смысле применительно к людям? (варианты ответов детей) в случае понимания
У: Можешь ли ты обосновать ,почему ты так думаешь?
(варианты ответов)
У: Ну что ж, в конце нашего занятия мы вернёмся к этому изречению и сопоставим наше предположение с открытием ,которое мы сегодня совершим.
- Актуализация знаний
У: в каких литературных жанрах мы встречаем мудрое изречение?
(Д: в пословицах, в сказках, в баснях, притчах, рассказах )
У: С каким из этих жанров мы работали меньше всего?
(Д: с притчей)
У:Кто помнит, что это за жанр?
(вариант ответа)
У: Сопоставим ваш вариант ответа с определением слова притча из толкового словаря Ожегова (Слайд 2)
3 этап. Открытие нового знания
Цель этапа: (планируемый результат):правильное и осознанное усвоение содержания изучаемого учебного материала, развитие познавательной активности учащихся.
Педагогическая задача: организовать целенаправленную познавательную деятельность учащихся по усвоению новых знаний, создать ситуацию взаимодействия.
- Определение темы притчи
У: Чему учат притчи?
(Д : они учат людей хорошим поступкам, намекают на то, как надо жить)
У: Прежде, чем начать работать над притчей, попробуйте догадаться, какой теме они будут посвящены.
-- Для этого, я предлагаю внимательно посмотреть на иллюстрации.
-- Распределите эти иллюстрации на две группы. По какому принципу это можно сделать?
(в случае ответа: хорошие поступки и плохие поступки ,предлагаю подобрать к этим словосочетаниям слово-синоним: добро и зло)
Итак, какой же теме будет посвящена наша притча?
(теме добра и зла)
Постановка проблемного вопроса:
Послушайте притчу. По окончании чтения попробуйте ответить на вопрос: Кого можно назвать обыкновенным человеком?
Чтение притчи «Обыкновенный человек» (читает учитель)
В жаркой сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.
Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.
На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.
-Что это за человек? – спросил внук деда.
-Это не человек, - ответил дед.
В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.
-Что это за человек? – спросил внук деда.
-И это еще не человек, - ответил дед.
Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.
-А это что за человек? - спросил внук деда.
-Обыкновенный человек, - ответил дед.
--Итак, ваши предположения, кого же можно назвать обыкновенным человеком?
(варианты ответов)
-- На основании чего ты пришёл к такому выводу?
Давайте проверим ваши предположения...
Для этого я предлагаю поработать в группах.
На столах каждой группы детей лежат листочки с заданиями, которые вам необходимо выполнить ,и на основании выполненных заданий сделать вывод: кто такой обыкновенный человек.
Задание 1-ой группе.
Задание 1
В словаре найдите определение словам: добро, зло, добрый человек, злой человек.
Задание 2
Кого из притчи нельзя назвать добрым?
Задание 3:
Можно ли людей однозначно охарактеризовать добрый человек, злой человек?
Вывод:
Д: Наша группа решила, что обыкновенным человеком можно назвать доброго человека Заполняют карточку
- Задание 2-ой группе:
Задание1.
Ребята, перед вами лист с изображением солнышка и тучки, ваша задача из набора карточек со словами ,находящимися в файле выбрать те, которые больше всего подходят к понятию "добро и зло "
Задание2 :
-- Из всех слов выбрать только те, которые отражены в этой притче.
Дети:( добро: щедрость, забота, благодарность; зло: жадность ,эгоизм, малодушие )
Вывод: Какими же качествами должен обладать обыкновенный человек?
Д:: Наша группа решила, что обыкновенным человеком можно назвать того , кто обладает положительными качествами характера. Заполняют карточку и вывешивают на доску под определение слова обыкновенный человек.
Задания 3-й группе:
Задание 1
Перечислите из текста притчи те слова, которыми называл дед проезжих путников.
Задание2:
Найдите в притче слова, которыми можно подтвердить, что именно третий путник является обыкновенным человеком.
Задание3:
Можно ли деда и внука назвать обыкновенными людьми? Докажите .
Заполняют карточку
У: Совпало наше доказательство с предположением?
4-й этап. Включение в систему знаний .
Цель этапа: осознание значимости учебной деятельности и ситуация успеха.
Педагогическая задача: создать условия для самооценки деятельности учащихся и осознания ими личностных смыслов в изучении темы.
У: - А что вы можете сказать о себе? - О себе обычно сложно говорить, попробую вам помочь.
Предлагаю следующую игру:
На столе лежат такие предметы: вата, вода, железо, магнит, фольга, ниточка шерсти, ластик.
-- Характер каждого человека можно сравнить с каким-то предметом(в переносном, конечно, смысле),Сейчас предлагаю подумать и выбрать тот предмет, который наибольшим образом ассоциируется с вашим характером.
Желающие выходят и выбирают предмет, комментируя свой выбор.
-- Ребята, а кто из вас может назвать себя обыкновенным человеком?
-- А кто ещё не может?
(варианты ответов)Какую цель вы себе поставите?
-- А сейчас я предлагаю послушать стихотворение и найти в нём фразу, в которой говорится чему должен научиться каждый человек, чтобы стать обыкновенным?,
Сафонова Диана.
Добро, как Божья благодать,
Спасеньем в жизни может стать,
Друг, не жалей огня души,
Дарить добро всегда спеши.
И слово доброе, и дело
Ты применить сумей умело,
Их не жалей любому дать,
Добром их души исцелять.
С обидой в сердце трудно жить,
Добром за зло умей платить.
Тот, кто добро творить умеет,
Зла сотворить уже не смеет,
Дари, дружок, добро дари,
За все добром благодари .
--Чему же нам всем нужно научиться?
(добром за зло платить)
-- У кого это уже получается?
4.Этап. Рефлексия
Возвращение к мудрому изречению.
«Свеча ничего не теряет, если от её пламени зажглась другая свеча…»
--Исходя из всего того, о чём мы говорили на нашем занятии, как теперь можно растолковать смысл данного изречения?
(варианты ответов)
На этом наше занятие окончено.
У: От себя, мои друзья ,я хочу пожелать всем воспитывать в себе только хорошие качества обыкновенного человека. И чтобы рядом с вами всегда были только самые добрые люди. Спасибо всем!
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие по теме "Осанка - стройная спина"
Проблемы здоровьесберегающего обучения в начальной школе...
Внеклассное занятие по теме "Осанка - стройная спина"
Проблемы здоровьесберегающего обучения в начальной школе...
Внеклассное занятие "Глаза - главные помощники человека"
Для того, чтобы быть здоровыми, нужно хорошо знать свое тело и любить его.Приобщение к здоровому образу жизни, выработка навыков гигиены зрения,выработка особого мнения о здоровом образе жизни чело...
Конспект тематического занятия во II классе Групповое внеклассное занятие на тему «Таблица умножения».
Цель занятия - через занимательные упражнения содействовать поднятию интереса детей к математике, усвоению ими таблицы умножения, расширению их кругозора....
Конспект тематического занятия во II классе Групповое внеклассное занятие на тему «Таблица умножения».
Цель занятия - через занимательные упражнения содействовать поднятию интереса детей к математике, усвоению ими таблицы умножения, расширению их кругозора....
Конспект внеклассного занятия "От динозавров до человека."
Данная разработка представляет собой конспект занятия по окружающему миру на тему "От динозавров до человека"....
Конспект внеурочного занятия на тему : "Культурный человек"
Конспект предназначен для детей 4 класса, направлен на воспитание качеств человека.Цель : расширить представления детей о правилах этикета; развивать умение правильно оценивать себя и других; формиров...