Дополнительная программа по проекту на тему: "Золотое наследие - народные сказки"
рабочая программа (2 класс) по теме

Творческий  проект на тему: "Золотое наследие - народные сказки".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Данная программа составлена на основе методических рекомендации для обучающихся начального звена под руководством А.В. Горячева, практического пособия для работников общеобразовательных   учреждений «Как организовать проектную деятельность учащихся».

   Цель программы: создание  условий для развития  познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности (учиться быть, учиться жить, учиться узнавать, учиться делать)

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный,  деятельностный подходы,  которые  определяют и  позволяют  решить  

 Задачи:

-приобрести  знания  о структуре проектной и исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации; 

-овладеть способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-

коммуникативной, рефлексивной;

- освоить основные  компетенции: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;        

Продолжительность программы: данная программа рассчитана  на 1 год

Объем программы-  74 ч.

Обучение основывается на следующих педагогических принципах:

1.Личностно-ориентированный подход (признание самобытности и уникальности каждого занимающегося).

2. Свобода выбора решений и самостоятельности в их реализации.

3.Сотрудничество и ответственность.

4.Интегральность – объединение и взаимовлияние учебной и проектной деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при выполнении исследовательских и творческих работ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы.

5.Природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности.

В процессе обучения используются следующие методы:

-объяснительно- иллюстративный;

-репродуктивный;

-деятельностный;

-исследовательский;

-эвристический.

Программа предусматривает использование индивидуальной и групповой форм учебной работы с обучающимися.

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

1.Вводной, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков пройденной темы.

2. Рубежный, который  проводится после каждого блока и  в середине года.

3. Итоговый контроль проводится после завершения всего учебного года.

Контроль осуществляется в виде выступлений на конференциях, участие в конкурсах «Шаг в будущие», «Защита проекта» ( на школьном уровне) и т.д.

Возраст обучающихся – 7-11 лет.

Наполняемость  групп-7-14  человек

Предполагаемые результаты освоение программы

Должны знать

Должны уметь

1.Термины обязательных элементов проектной деятельности.

2.Структуру проектной деятельности (девятиэкранка).

3. Алгоритм работы над проектом (девятиэкранкой).

4.Алгоритм, формы выступления.

5. Материалы, с которыми работали в течение проекта

6. Сходство и различие человека прошлого, настоящего и будущего;

7. Значение развития человека;        

8. Изобретения, открытия, достижения  человека прошлого, настоящего и будущего;        

10. Необходимость изучения человека прошлого, настоящего, будущего.                                                                                                                                  

1. Уметь осознанно осуществлять выбор (проекта; конечного продукта; вида деятельности по  теме проекта).

2. Уметь самостоятельно находить: (способ действий; недостающую информацию).

3. Запросить недостающую информацию.

4. Работать с информацией.

5. Изготовить конечный продукт.

6. Планировать деятельность.

7. Проектировать.

8. Контролировать собственные действия.

9.Уметь проявлять инициативу.

10. Уметь рефлексировать .

11.Уметь взаимодействовать с партнёром, вести диалог, дискуссию,

отстаивать свою точку зрения.

12. Выделять проблемы и решать их.

13.Уметь презентовать (рассказывать о своей работе по требованиям).

14.Уверенно держать себя во время выступления.

15.Использовать различные виды наглядности.

16.Отвечать на вопросы и делать вывод.

Литература

9. А.В. Горячев «Работа над темой проекта»  - Внешторгиздат, 1999.

10. М.А. Ступницкая «Учимся работать над проектом» Ярославль, Академия развития, 2008г.

11. И.С.Сергеев «Как организовать проектную деятельность учащихся» - Москва, АРКТИ, 2004г.

Паспорт школьно – семейного проекта 2б класса.

Руководитель проекта: Михина Н.А.

Возраст учащихся, на который рассчитан проект: 8 лет.

Тип проекта: творческий.

Продолжительность проекта: годичный проект.

Тема: «Золотое наследие – народные сказки»

Цели проекта: Формирование у обучающихся компетентностей:

учусь узнавать, учусь делать, учусь быть, учусь жить вместе.

                   Задачи проекта:

  • Создать условия для формирования у обучающихся   компетентностей.
  • Развитие познавательных интересов и творческой                                активности.
  • Развитие  самостоятельности при работе над проектом.

Этапы проекта:

1 этап «Сказки наших далёких предков» сентябрь – декабрь

Конечный продукт: картограф с видами народных  сказок, героями  и ситуациями

2 этап « Народные сказки  в авторском пересказе» январь - март

Конечный продукт: Сборник «народной мудрости»

3 этап «Сказки будущего» апрель, май

Конечный продукт: сборник сказок собственного сочинения.

Конечный результат:

     Ребенок:

  • способный видеть проблемы;
  • желающий их решать;
  • обладающий необходимыми средствами ("вооруженный") для решения проблем

Участники: учащиеся 2 класса, родители, учителя.

Форма защиты:  выступление на  сцене (сценирование)

Итоговый продукт:  инсценировка для детского сада.


сроки

Этапы

Конечный продукт

Знания и умения

Действия

Роли

Необходимые материалы

Источник информации

Привлечение  других взрослых

А у нас гость.

В школе

Вне школы

09.

13г

Проектирование

Выбор темы.

Разработка девятиэкранки.

«Девятиэкранка»

Формулировать вопросы,

высказывать свою точку зрения.

Планирование, самоопределение,

Составление перечня тем.

Участник

Ручки, листочки,

вопросник

Практические пособия, справочники, энциклопедии, словари

Родители учитель

сентябрь – декабрь

Поисковый

Прошлое

1 этап «Сказки наших далёких предков».

 

 Картограф с видами народных  сказок, героями  и ситуациями.

Выбирать сказку, отличать народные сказки от авторских, выделять героев,  ситуации, в которые попадают герои, составлять картограф.

Составление таблицы национальностей класса.

Чтение сказок, обсуждение их структуры и составление общей модели сказки, выделение существенных признаков сказки (реальный герой, сказочный герой, повторы,  волшебства). Составление кластера: виды сказок.

Составление картографа с ситуациями, героями.

Составление таблицы волшебных предметов (о чём мечтали наши предки).  

Чтение сказок.

Читатель, составитель и оформитель картографа

Фломастеры карандаши бумага

ножницы

Родители

Бабушки

Дедушки

Книги

Интернет

Родители, бабушки, дедушки.

По  приглашению

январь - март

 Настоящее 

2 этап

« Народные сказки  в авторском пересказе»

Сборник «Народной мудрости»

Отличать авторские сказки от народных, классифицировать, выделять составные части сказок, находить пословицы, поговорки, выражения в сказке для составления сборника народной мудрости».

Придумать героев, ситуации, сказку.

 

Обсуждение сказок, сравнение с народными сказками, составление паспорта сказки, выделение главного (чему учит), составление сборника  «Народной мудрости».

Подбор и чтение сказок.

Читатели, оформители

Фломастеры карандаши бумага

ножницы

краски

Книги, Интернет, энциклопедии.

Библиотекарь.

Родители.

По приглашению.

апрель, май

3 этап

Будущее  

«Сказки будущего».

Изготовление конечного продукта.

Сборник сказок собственного сочинения.

“Новые волшебства”

Групповая работа по созданию новых волшебств для преодоления проблем сказочных героев. Волшебства создаются с помощью мозгового штурма и контрольных вопросов.

“Новая сказка”

Групповая работа по составлению новой сказки на основе модели и путем комбинирования придуманных  волшебств.

Оформление конечного продукта.

Сочинение и оформление сказок.

Авторы, художники – оформители.

Художники – оформители, редакторы.

        

Фломастеры карандаши бумага

ножницы

краски

Фото, картинки, диски, презентации.

Книги, Интернет, энциклопедии, телевидение.

Родители.

По приглашению.

Презентация

Инсценировка

Уверенно держаться во время выступления;

Использовать средства наглядности при выступлении;

Отвечать чётко и ясно на вопросы.

Подготовка к презентации проекта: выбор сказки создание сценария, распределение ролей.

Подбор костюмов.

Артисты,

чтецы,

певцы.

Сценарий презентации

Родители

Учителя

           


Учебно-тематический план программы

Название

Количество часов

В том числе

Дата проведения

теория

практика

1

Раздел: Выбор темы(2часа)

1.

Выбор,  разработка  темы проекта. Понятие «наследие», «золотое наследие».

1

1

2.09

2.

Составление надсистем и подсистем для «девятиэкранки».

Рефлексия.

1

1

5.09

2

Раздел:  «Сказки наших далёких предков». (33 ч)

 

1.

Составление таблицы национальностей класса.

1

1

9.09

2

 Для чего народ сочинял сказки? Составление «копилки» народных сказок.

4

4

12.09

16.09

19.09

23.09

3

Чтение русских народных сказок и обсуждение их структуры. Составление общей модели сказки. Формулировка понятия «сказка».

 

2

2

26.09

30.09

        9

4

Чтение русских народных сказок, выделение  существенных признаков сказки (реальный герой, сказочный герой, волшебство, повторы, образные выражения).

4

1

3

3.10

7.10

10.10

14.10

5

Проблемы сказочных героев”

Групповая работа.

Составление картографа. Выделение затруднений, возникающих  у сказочных героев и волшебства, с помощью которых эти затруднения были преодолены.

4

4

17.10

22.10

24.10

28.10

6

Чтение белорусских народных сказок. Сравнение с русскими народными сказками. Составление картографа

4

4

31.10

4.11

7.11

11.11

7

Чтение украинских  народных сказок. Сравнение с русскими и белорусскими народными сказками. Составление картографа.

4

14.11

18.11

21.11

25.11

8

Чтение башкирских народных сказок. Сравнение с русскими, белорусскими и украинскими  народными сказками. Составление картографа.

4

4

28.11

2.12

5.12

9.12

9

Чтение  узбекских народных сказок. Сравнение с русскими, белорусскими, украинскими и башкирскими  народными сказками.   Составление картографа.

3

3

12.12

16.12

19.12

Чтение корейских народных сказок.

Сравнение с русскими, белорусскими, украинскими, башкирскими и узбекскими  народными сказками.   Составление картографа.

3

3

23.12

26.12

30.12

35 ч

3

Раздел  « Народные сказки  в авторском пересказе» (23 ч)

1.

 Составление копилки авторов – сказочников.

2

2

13.01

16.01

2

Составление копилки авторских сказок.

4

4

20.01

23.01

27.01

30.01

3

Обсуждение сказок, сравнение с народными сказками. Расселение сказок по видам.

5

5

3.02

6.02

10.02

13.02

17.02

4

Составление паспорта сказки, выделение главного (чему учит), составление сборника  «Народной мудрости».

12

1

11

20.02

24.02

27.02

3.03

6.03

10.03

13.03

17.03

20.03

24.03

27.03

31.03

4

Раздел: «Сказки будущего». (8 ч)

1.

“Новые волшебства”

Групповая работа по созданию новых волшебств для преодоления проблем сказочных героев. (Мозговой штурм и  контрольные вопросы).

.

2

2

3.04

7.04

2

Новая сказка”

Групповая работа по составлению новой сказки на основе модели и путем комбинирования придуманных  волшебств.

8

8

10.04

14.04

17.04

21.04

24.04

28.04

5

Раздел:  Презентация. (9)

1.

Подготовка к презентации проекта: выбор сказки создание сценария, распределение ролей

4

4

5.05

8.05

12.05

15.05

2

Выступление на фестивале проектов.

1

1

16.05

3

Заполнение индивидуальной карты рейтинговой оценки проекта обучающимися.

3

3

19.05

22.05

26.05

4

Определение 5-ки  лучших обучающихся по работе над проектом. Рефлексия.

1

1

29.05

Содержание программы обучения

№ темы

Тема

Содержание

1

Выбор разработка  темы проекта. Понятия:

«проект»,  «тема проекта»,  «золотое наследие»  «сказка», «национальность»  

Выбор  темы проекта. Выбор вопроса  проекта.

Определение понятий  «золотое наследие»,   «сказки», «народы»  

2

Составление надсистем и подсистем для «девятиэкранки».

Составление  девятиэкранки  совместно с родителями. 

3

«Сказки наших далёких предков».

Составление таблицы национальностей класса.

Чтение сказок, обсуждение их структуры и составление общей модели сказки, выделение существенных признаков сказки (реальный герой, сказочный герой, повторы,  волшебства). Составление кластера: виды сказок.

Составление картографа с ситуациями, героями.

4

Народные сказки  в авторском пересказе.

Обсуждение сказок, сравнение с народными сказками, составление паспорта сказки, выделение главного (чему учит), составление сборника  «Народной мудрости».

5

Сказки будущего.

“Новые волшебства”

Групповая работа по созданию новых волшебств для преодоления проблем сказочных героев. Волшебства создаются с помощью мозгового штурма и контрольных вопросов.

“Новая сказка”

Групповая работа по составлению новой сказки на основе модели и путем комбинирования придуманных  волшебств.

Оформление конечного продукта.

6

Презентация.

Выбор сказки, создание сценария, распределение ролей, репетиция,

Выступление на фестивале проектов.

7.

Рефлексия.

Беседа на тему “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?»  Выступления учащихся с работами по проекту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мурзаханова Н.Ф. презентация к уроку литературного чтения во 2 классе Сказки народные и литературные В.И. Даль Девочка Снегурочка и русская народная сказка

Мурзаханова Н.Ф. Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: "Сказки народные и литературные В.И. Даль" Девочка Снегурочка" и русская народная сказка." УМК "Школа 21 в"...

Русская народная сказка «Журавль и цапля». Дополнительное чтение африканской народной сказки «О том, как лиса обманула гиену».

Русская народная сказка «Журавль и цапля». Дополнительное чтение африканской народной сказки «О том, как лиса обманула гиену»....

Конспект урока по литературному чтению по теме: «Золотая рыба» (индийская народная сказка). 2 класс

Тема уроков: «Золотая рыба» (Индийская народная сказка)Цели урока:Предметные: выделять реплики персонажей, читать по ролям, передавать интонацию говорящих, определять основную мысль произведения.Метап...

«Народная и авторская сказка с похожими сюжетами народная сказка «Морозко», сказка В. Одоевского «Мороз Иванович».

Конспект урока по литературному чтению «Народная и авторская сказка с похожими сюжетами народная сказка «Морозко», сказка В. Одоевского «Мороз Иванович».2 класс, Система развивающего обучения Л.В. Зан...

Русская народная сказка «Лиса и тетерев». Особенности русской народной сказки. Характеристика героев сказки.

Создать условия для понимания восприятия русской народной сказки «Лиса и тетерев»....

Слушание и выполнение действий русской народной сказки «Маша и медведь» с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникации (программа «Макатон»)

Формирование понимания сказочного сюжета   с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации...

Конспект урока. Хитрец и глупец в фольклорных (народных) сказках. Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе» и русская народная сказка «Вершки и корешки»

Цель: развитие умений обобщать полученные знания, делать необходимые выводы; умений грамотно, четко и точно выражать свою мысль; развитие познавательного интереса. Воспитание положительного инте...