Дополнительная программа по проекту на тему: "Золотое наследие - народные сказки"
рабочая программа (2 класс) по теме
Творческий проект на тему: "Золотое наследие - народные сказки".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная программа по проекту на тему: "Золотое наследие русские сказки" | 44.66 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа составлена на основе методических рекомендации для обучающихся начального звена под руководством А.В. Горячева, практического пособия для работников общеобразовательных учреждений «Как организовать проектную деятельность учащихся».
Цель программы: создание условий для развития познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности (учиться быть, учиться жить, учиться узнавать, учиться делать)
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют и позволяют решить
Задачи:
-приобрести знания о структуре проектной и исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;
-овладеть способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-
коммуникативной, рефлексивной;
- освоить основные компетенции: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;
Продолжительность программы: данная программа рассчитана на 1 год
Объем программы- 74 ч.
Обучение основывается на следующих педагогических принципах:
1.Личностно-ориентированный подход (признание самобытности и уникальности каждого занимающегося).
2. Свобода выбора решений и самостоятельности в их реализации.
3.Сотрудничество и ответственность.
4.Интегральность – объединение и взаимовлияние учебной и проектной деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при выполнении исследовательских и творческих работ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы.
5.Природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности.
В процессе обучения используются следующие методы:
-объяснительно- иллюстративный;
-репродуктивный;
-деятельностный;
-исследовательский;
-эвристический.
Программа предусматривает использование индивидуальной и групповой форм учебной работы с обучающимися.
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
1.Вводной, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков пройденной темы.
2. Рубежный, который проводится после каждого блока и в середине года.
3. Итоговый контроль проводится после завершения всего учебного года.
Контроль осуществляется в виде выступлений на конференциях, участие в конкурсах «Шаг в будущие», «Защита проекта» ( на школьном уровне) и т.д.
Возраст обучающихся – 7-11 лет.
Наполняемость групп-7-14 человек
Предполагаемые результаты освоение программы
Должны знать | Должны уметь |
1.Термины обязательных элементов проектной деятельности. 2.Структуру проектной деятельности (девятиэкранка). 3. Алгоритм работы над проектом (девятиэкранкой). 4.Алгоритм, формы выступления. 5. Материалы, с которыми работали в течение проекта 6. Сходство и различие человека прошлого, настоящего и будущего; 7. Значение развития человека; 8. Изобретения, открытия, достижения человека прошлого, настоящего и будущего; 10. Необходимость изучения человека прошлого, настоящего, будущего. | 1. Уметь осознанно осуществлять выбор (проекта; конечного продукта; вида деятельности по теме проекта). 2. Уметь самостоятельно находить: (способ действий; недостающую информацию). 3. Запросить недостающую информацию. 4. Работать с информацией. 5. Изготовить конечный продукт. 6. Планировать деятельность. 7. Проектировать. 8. Контролировать собственные действия. 9.Уметь проявлять инициативу. 10. Уметь рефлексировать . 11.Уметь взаимодействовать с партнёром, вести диалог, дискуссию, отстаивать свою точку зрения. 12. Выделять проблемы и решать их. 13.Уметь презентовать (рассказывать о своей работе по требованиям). 14.Уверенно держать себя во время выступления. 15.Использовать различные виды наглядности. 16.Отвечать на вопросы и делать вывод. |
Литература
9. А.В. Горячев «Работа над темой проекта» - Внешторгиздат, 1999.
10. М.А. Ступницкая «Учимся работать над проектом» Ярославль, Академия развития, 2008г.
11. И.С.Сергеев «Как организовать проектную деятельность учащихся» - Москва, АРКТИ, 2004г.
Паспорт школьно – семейного проекта 2б класса.
Руководитель проекта: Михина Н.А.
Возраст учащихся, на который рассчитан проект: 8 лет.
Тип проекта: творческий.
Продолжительность проекта: годичный проект.
Тема: «Золотое наследие – народные сказки»
Цели проекта: Формирование у обучающихся компетентностей:
учусь узнавать, учусь делать, учусь быть, учусь жить вместе.
Задачи проекта:
- Создать условия для формирования у обучающихся компетентностей.
- Развитие познавательных интересов и творческой активности.
- Развитие самостоятельности при работе над проектом.
Этапы проекта:
1 этап «Сказки наших далёких предков» сентябрь – декабрь
Конечный продукт: картограф с видами народных сказок, героями и ситуациями
2 этап « Народные сказки в авторском пересказе» январь - март
Конечный продукт: Сборник «народной мудрости»
3 этап «Сказки будущего» апрель, май
Конечный продукт: сборник сказок собственного сочинения.
Конечный результат:
Ребенок:
- способный видеть проблемы;
- желающий их решать;
- обладающий необходимыми средствами ("вооруженный") для решения проблем
Участники: учащиеся 2 класса, родители, учителя.
Форма защиты: выступление на сцене (сценирование)
Итоговый продукт: инсценировка для детского сада.
сроки | Этапы | Конечный продукт | Знания и умения | Действия | Роли | Необходимые материалы | Источник информации | Привлечение других взрослых | А у нас гость. | |
В школе | Вне школы | |||||||||
09. 13г | Проектирование Выбор темы. Разработка девятиэкранки. | «Девятиэкранка» | Формулировать вопросы, высказывать свою точку зрения. | Планирование, самоопределение, Составление перечня тем. | Участник | Ручки, листочки, вопросник | Практические пособия, справочники, энциклопедии, словари | Родители учитель | ||
сентябрь – декабрь | Поисковый Прошлое 1 этап «Сказки наших далёких предков».
| Картограф с видами народных сказок, героями и ситуациями. | Выбирать сказку, отличать народные сказки от авторских, выделять героев, ситуации, в которые попадают герои, составлять картограф. | Составление таблицы национальностей класса. Чтение сказок, обсуждение их структуры и составление общей модели сказки, выделение существенных признаков сказки (реальный герой, сказочный герой, повторы, волшебства). Составление кластера: виды сказок. Составление картографа с ситуациями, героями. Составление таблицы волшебных предметов (о чём мечтали наши предки). | Чтение сказок. | Читатель, составитель и оформитель картографа | Фломастеры карандаши бумага ножницы | Родители Бабушки Дедушки Книги Интернет | Родители, бабушки, дедушки. | По приглашению |
январь - март | Настоящее 2 этап « Народные сказки в авторском пересказе» | Сборник «Народной мудрости» | Отличать авторские сказки от народных, классифицировать, выделять составные части сказок, находить пословицы, поговорки, выражения в сказке для составления сборника народной мудрости». Придумать героев, ситуации, сказку.
| Обсуждение сказок, сравнение с народными сказками, составление паспорта сказки, выделение главного (чему учит), составление сборника «Народной мудрости». | Подбор и чтение сказок. | Читатели, оформители | Фломастеры карандаши бумага ножницы краски | Книги, Интернет, энциклопедии. | Библиотекарь. Родители. | По приглашению. |
апрель, май | 3 этап Будущее «Сказки будущего». Изготовление конечного продукта. | Сборник сказок собственного сочинения. | “Новые волшебства” Групповая работа по созданию новых волшебств для преодоления проблем сказочных героев. Волшебства создаются с помощью мозгового штурма и контрольных вопросов. “Новая сказка” Групповая работа по составлению новой сказки на основе модели и путем комбинирования придуманных волшебств. Оформление конечного продукта. | Сочинение и оформление сказок. | Авторы, художники – оформители. Художники – оформители, редакторы.
| Фломастеры карандаши бумага ножницы краски Фото, картинки, диски, презентации. | Книги, Интернет, энциклопедии, телевидение. | Родители. | По приглашению. | |
Презентация | Инсценировка | Уверенно держаться во время выступления; Использовать средства наглядности при выступлении; Отвечать чётко и ясно на вопросы. | Подготовка к презентации проекта: выбор сказки создание сценария, распределение ролей. | Подбор костюмов. | Артисты, чтецы, певцы. | Сценарий презентации | Родители Учителя |
Учебно-тематический план программы
№ | Название | Количество часов | В том числе | Дата проведения | |
теория | практика | ||||
1 | Раздел: Выбор темы(2часа) | ||||
1. | Выбор, разработка темы проекта. Понятие «наследие», «золотое наследие». | 1 | 1 | 2.09 | |
2. | Составление надсистем и подсистем для «девятиэкранки». Рефлексия. | 1 | 1 | 5.09 | |
2 | Раздел: «Сказки наших далёких предков». (33 ч)
| ||||
1. | Составление таблицы национальностей класса. | 1 | 1 | 9.09 | |
2 | Для чего народ сочинял сказки? Составление «копилки» народных сказок. | 4 | 4 | 12.09 16.09 19.09 23.09 | |
3 | Чтение русских народных сказок и обсуждение их структуры. Составление общей модели сказки. Формулировка понятия «сказка».
| 2 | 2 | 26.09 30.09 9 | |
4 | Чтение русских народных сказок, выделение существенных признаков сказки (реальный герой, сказочный герой, волшебство, повторы, образные выражения). | 4 | 1 | 3 | 3.10 7.10 10.10 14.10 |
5 | Проблемы сказочных героев” Групповая работа. Составление картографа. Выделение затруднений, возникающих у сказочных героев и волшебства, с помощью которых эти затруднения были преодолены. | 4 | 4 | 17.10 22.10 24.10 28.10 | |
6 | Чтение белорусских народных сказок. Сравнение с русскими народными сказками. Составление картографа | 4 | 4 | 31.10 4.11 7.11 11.11 | |
7 | Чтение украинских народных сказок. Сравнение с русскими и белорусскими народными сказками. Составление картографа. | 4 | 14.11 18.11 21.11 25.11 | ||
8 | Чтение башкирских народных сказок. Сравнение с русскими, белорусскими и украинскими народными сказками. Составление картографа. | 4 | 4 | 28.11 2.12 5.12 9.12 | |
9 | Чтение узбекских народных сказок. Сравнение с русскими, белорусскими, украинскими и башкирскими народными сказками. Составление картографа. | 3 | 3 | 12.12 16.12 19.12 | |
Чтение корейских народных сказок. Сравнение с русскими, белорусскими, украинскими, башкирскими и узбекскими народными сказками. Составление картографа. | 3 | 3 | 23.12 26.12 30.12 35 ч | ||
3 | Раздел « Народные сказки в авторском пересказе» (23 ч) | ||||
1. | Составление копилки авторов – сказочников. | 2 | 2 | 13.01 16.01 | |
2 | Составление копилки авторских сказок. | 4 | 4 | 20.01 23.01 27.01 30.01 | |
3 | Обсуждение сказок, сравнение с народными сказками. Расселение сказок по видам. | 5 | 5 | 3.02 6.02 10.02 13.02 17.02 | |
4 | Составление паспорта сказки, выделение главного (чему учит), составление сборника «Народной мудрости». | 12 | 1 | 11 | 20.02 24.02 27.02 3.03 6.03 10.03 13.03 17.03 20.03 24.03 27.03 31.03 |
4 | Раздел: «Сказки будущего». (8 ч) | ||||
1. | “Новые волшебства” Групповая работа по созданию новых волшебств для преодоления проблем сказочных героев. (Мозговой штурм и контрольные вопросы). . | 2 | 2 | 3.04 7.04 | |
2 | Новая сказка” Групповая работа по составлению новой сказки на основе модели и путем комбинирования придуманных волшебств. | 8 | 8 | 10.04 14.04 17.04 21.04 24.04 28.04 | |
5 | Раздел: Презентация. (9) | ||||
1. | Подготовка к презентации проекта: выбор сказки создание сценария, распределение ролей | 4 | 4 | 5.05 8.05 12.05 15.05 | |
2 | Выступление на фестивале проектов. | 1 | 1 | 16.05 | |
3 | Заполнение индивидуальной карты рейтинговой оценки проекта обучающимися. | 3 | 3 | 19.05 22.05 26.05 | |
4 | Определение 5-ки лучших обучающихся по работе над проектом. Рефлексия. | 1 | 1 | 29.05 |
Содержание программы обучения
№ темы | Тема | Содержание |
1 | Выбор разработка темы проекта. Понятия: «проект», «тема проекта», «золотое наследие» «сказка», «национальность» | Выбор темы проекта. Выбор вопроса проекта. Определение понятий «золотое наследие», «сказки», «народы» |
2 | Составление надсистем и подсистем для «девятиэкранки». | Составление девятиэкранки совместно с родителями. |
3 | «Сказки наших далёких предков». | Составление таблицы национальностей класса. Чтение сказок, обсуждение их структуры и составление общей модели сказки, выделение существенных признаков сказки (реальный герой, сказочный герой, повторы, волшебства). Составление кластера: виды сказок. Составление картографа с ситуациями, героями. |
4 | Народные сказки в авторском пересказе. | Обсуждение сказок, сравнение с народными сказками, составление паспорта сказки, выделение главного (чему учит), составление сборника «Народной мудрости». |
5 | Сказки будущего. | “Новые волшебства” Групповая работа по созданию новых волшебств для преодоления проблем сказочных героев. Волшебства создаются с помощью мозгового штурма и контрольных вопросов. “Новая сказка” Групповая работа по составлению новой сказки на основе модели и путем комбинирования придуманных волшебств. Оформление конечного продукта. |
6 | Презентация. | Выбор сказки, создание сценария, распределение ролей, репетиция, Выступление на фестивале проектов. |
7. | Рефлексия. | Беседа на тему “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?» Выступления учащихся с работами по проекту. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мурзаханова Н.Ф. презентация к уроку литературного чтения во 2 классе Сказки народные и литературные В.И. Даль Девочка Снегурочка и русская народная сказка
Мурзаханова Н.Ф. Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: "Сказки народные и литературные В.И. Даль" Девочка Снегурочка" и русская народная сказка." УМК "Школа 21 в"...
Русская народная сказка «Журавль и цапля». Дополнительное чтение африканской народной сказки «О том, как лиса обманула гиену».
Русская народная сказка «Журавль и цапля». Дополнительное чтение африканской народной сказки «О том, как лиса обманула гиену»....
Конспект урока по литературному чтению по теме: «Золотая рыба» (индийская народная сказка). 2 класс
Тема уроков: «Золотая рыба» (Индийская народная сказка)Цели урока:Предметные: выделять реплики персонажей, читать по ролям, передавать интонацию говорящих, определять основную мысль произведения.Метап...
«Народная и авторская сказка с похожими сюжетами народная сказка «Морозко», сказка В. Одоевского «Мороз Иванович».
Конспект урока по литературному чтению «Народная и авторская сказка с похожими сюжетами народная сказка «Морозко», сказка В. Одоевского «Мороз Иванович».2 класс, Система развивающего обучения Л.В. Зан...
Русская народная сказка «Лиса и тетерев». Особенности русской народной сказки. Характеристика героев сказки.
Создать условия для понимания восприятия русской народной сказки «Лиса и тетерев»....
Слушание и выполнение действий русской народной сказки «Маша и медведь» с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникации (программа «Макатон»)
Формирование понимания сказочного сюжета с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации...
Конспект урока. Хитрец и глупец в фольклорных (народных) сказках. Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе» и русская народная сказка «Вершки и корешки»
Цель: развитие умений обобщать полученные знания, делать необходимые выводы; умений грамотно, четко и точно выражать свою мысль; развитие познавательного интереса. Воспитание положительного инте...