Классный час на тему "Я- юный гражданин России"
классный час (4 класс) на тему

Тема: «Я- юный гражданин России.» 

Цели: формирование ценностного отношения к процессу познания.

Задачи:

1.     Воспитывать гражданско-патриотические чувства, любовь к Родине;

2.    Формировать духовно-нравственные качества личности учащихся 4 класса;

3.    Закрепить знания о государственной символике России как официальной, так и неофициальной

4.  Развивать интерес к истории России.

Форма проведения: классный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_klassnogo_chasa_po_teme.docx49.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа  № 115

Конкурс на лучшее внеклассное мероприятие в рамках месячника

гражданско-правового воспитания школьников и профилактики правонарушений в подростковой среде

«С чего начинается Родина?»

Классный час на тему  «Я- юный гражданин России»

Исполнитель-составитель:

Талипова Светлана Владимировна

учитель начальных классов

Екатеринбург 2016


 «Я- юный гражданин России»

Дата проведения 11 декабря 2015.

Целевая группа 4а класс МБОУ СОШ №115 

Тема: «Я- юный гражданин России.» 

Цели: формирование ценностного отношения к процессу познания.

Задачи:

  1. Воспитывать гражданско-патриотические чувства, любовь к Родине;
  2. Формировать духовно-нравственные качества личности учащихся 4 класса;
  3. Закрепить знания о государственной символике России как официальной, так и неофициальной
  4. Развивать интерес к истории России.

Форма проведения: классный час

 Оборудование: 

  1. мультимедийный комплекс;
  2. презентация на тему классного часа;
  3. плакаты: герб, флаг, гимн, рисунки учащихся
  4. музыкальные произведения: гимн России

Ход мероприятия

Приветственное слово.

Я приглашаю вас совершить увлекательную прогулку по дорогам истории. Сегодня вы познакомитесь с символами нашего государства – Российской Федерации. Узнаете, что такое государственные символы. Зачем они нужны. Как появились и как менялись в течение многих веков.

Итак, в путь…. (звучит песня «Дорогою добра»)

- Как называется страна, в которой мы живём? 

Российская Федерация, Россия – это равнозначные названия нашего государства.

- Назовите столицу нашего государства?

 Город – герой Москва.

- Какие народы живут в России? 

Русские, ненцы, татары, эскимосы, чуваши, мордва, башкиры, чеченцы, осетины, ингуши, чукчи, эвенки, эскимосы, калмыки, тувинцы, буряты, удмурты, карелы, уйгуры, марийцы, якуты, лезгины, ногайцы, черкесы, кабардинцы, балкары и т.д.

-Послушайте, с каким чувством гордости пишут  поэты стихи о нашей родине.

(На фоне звона колоколов ученики читают стихи)

Ученик 1:

В мире есть такие государства –

Солнцем озаренные края,

С пеньем птиц,

С гудками на рассвете

Это наша Родина, друзья.

Ученик 2:

Русь…Россия! Слово-то, какое!

Но с аккордом созвучных слов

Наплывает, льется потоками

Светлой музыки вечный зов.

Учитель:

Живу в России,  россиянин - я!

Я  это сознаю, горжусь я этим!

Россия – это Родина моя!

Она милее мне всех стран на свете!

В России небо голубее, зеленей трава,

Здесь солнышко теплее греет!

У человека Родина всегда одна,

Поэтому и дорожим мы ею!

А символы России - наши  главные слова,

Герб,  Гимн, и Флаг – вот ценность нашей жизни,

Президент, Конституция, Кремль и  Москва,

Все это связано с Отчизной нашей!

II Символы Российской Федерации.

Учитель: Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы.

- Что такое символы?

Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас определённые представления.

- Какие символы в нашей стране вы знаете? (флаг, гимн, герб)

- Когда сложились современные символы России?

Каждый государственный символ имеет свою историю. Однако практически все были признаны официальными символами сравнительно недавно – в течение последнего десятилетия.

- Эти символы закреплены Основным Законом нашей страны – Конституцией.

- Обеспечивает выполнение Конституции на территории страны глава государства. В Российской Федерации это Президент.

- Назовите имена президентов РФ.

Первая остановка -Конституция Российской федерации.
На этом слайде вы видите Конституцию, на которой проходят инаугурацию наши президенты.

-Как вы понимаете слово «инаугурация»?

Это церемония вступления в должность, от латинского слова «посвящаю». Текст присяги закреплён в Конституции России (ст. 82) и состоит из 33 слов (вместе с предлогами):

Церемония инаугурации (присяги).

-По сложившейся традиции, к присяге Президента приводит Председатель Конституционного Суда России.

Присяга приносится вступающим в должность Президентом, стоящим на специальной трибуне на подиуме Андреевского зала Большого Кремлёвского дворца, лицом к присутствующим, при этом справа от вступающего в должность располагается Специальный экземпляр Конституции Российской Федерации, а слева — Знак Президента Российской Федерации. Присяга произносится с наложением правой руки на Специальный экземпляр Конституции. Также на подиуме размещаются Государственный флаг Российской Федерации и Штандарт Президента Российской Федерации.

«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».

 - Какой праздник мы отмечаем 12 декабря? 

День Конституции Российской Федерации.

- В каком году была утверждена Конституция, по которой мы живём?

12 декабря 1993 года.

- С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны, за это время в нее не внесена ни одна поправка.

- Что такое Конституция?

Конституция – это основной закон, по которому мы живём. Конституция (от лат. constitutio - устройство) — нормативно-правовой акт высшей юридической силы государства или государственно-территориального образования в федеративном государстве, закрепляющий основы политической, правовой и экономической систем данного государства или образования, основы правового статуса личности.

- Подумайте, что такое законы?

 Это правила, которые устанавливает государство.

- Для чего они издаются?

- Чтение учителем вводной статьи к Конституции РФ: 

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Следующая остановка – флаг Российской Федерации.

Государственный флаг можно увидеть везде, где находится российская власть. Известно, что флаг создан для того, чтобы развеваться. Поэтому обычно флаги поднимают высоко вверх на флагштоках и мачтах - туда, где побольше ветра и где флаг может красиво реять, чтобы все его видели и гордились своей страной.

Государственный флаг России - это один из отличительных знаков государства. Всё важное о государственном флаге - как он должен выглядеть и как его правильно использовать - записано в специальном законе.

Российский флаг - это прямоугольный кусок материи, состоящий из трёх горизонтальных цветных полос. Флаги, состоящие из трёх разноцветных полос, называют триколорами. Российский флаг - это российский триколор.

Полосы на флаге принято перечислять сверху вниз, поэтому российский флаг правильно называть "бело-сине-красным".

Кто изобрел флаг?

Слово флаг греческого происхождения от слова “флего”, что означает “сжигать, озарять, гореть”.

В древности флаг на Руси назывался СТЯГ. Главным назначением стяга было собрать, «стянуть» воинов для защиты своей земли. Наверное, впервые стяг появился на каком-нибудь древнем поле брани. В пылу битвы сражающиеся армии перемешались друг с другом, то есть враг с врагом, воины потеряли из виду своих полководцев. И тут один из потерявшихся полководцев - тот, который оказался самым сообразительным, - стянул и поднял вверх на кончике копья свою одежду. То ли плащ, то ли рубаху. Воины узнали плащ, воодушевились и со всех сторон поспешили к своему полководцу. Собрались вместе, построились в боевой порядок и разгромили врага.

История российского флага

Впервые бело-сине-красный флаг появился в России в конце XVII века, а именно в 1693 году: Петр I, большой любитель всего новенького, использовал его как "флаг царя Московского". Правда, тогда в центре флага был ещё золотой двуглавый орёл.

В 1705 году тот же Петр I своим указом передал бело-сине-красный флаг торговым судам. Собственного государственного флага у России тогда не было вообще. Он появился у России только в XIX веке. Вначале он был чёрно-жёлто-белым. Его утвердил Александр II. Наконец, в 1883 году уже Александр III, распорядился использовать как государственный только бело-сине-красный флаг. Потом в Российской империи произошла революция и почти весь XX век государственным флагом нашей страны, которая теперь называлась СССР, было красное полотнище с серпом и молотом в уголке.

Лишь в 1991 году бело-сине-красный триколор вновь стал государственным флагом России. Белый, синий и красный цвета флага издревле почитались на Руси. Красный цвет символизировал отвагу, героизм, самопожертвование. Синий  – небо, верность и честь. Белый – мир, чистоту, благородство и совершенство.

Мы с вами многое узнали о Государственном флаге России. А теперь предлагаю вам ответить на несколько вопросов викторины.

Следующая остановка – Государственный гимн.

Государственный гимн - это торжественная хвалебная песня, посвящённая Родине. Гимн - точно такой же символ государства, как герб или флаг, но в отличие от герба и флага гимн можно не только увидеть, его можно ещё и услышать или спеть самому.

Государственный гимн России исполняется во время важных государственных событий. Существует специальный Федеральный конституционный закон "О государственном гимне Российской Федерации". В этом законе объясняется, где и когда исполняется государственный гимн и как надо себя при этом вести. Например, в законе сказано, что во время официального исполнения гимна России нельзя сидеть или лежать. Нужно слушать или петь государственный гимн стоя. Причём мальчики во время исполнения гимна обязательно должны снять головные уборы, а девочки могут остаться в шапочках или платках.

Если ты проснёшься очень рано, в 6 часов утра, или ляжешь спать очень поздно, в 12 часов ночи, ты сможешь услышать гимн по радио или телевидению.

История Росcийского гимна

В отличие от гербов и флагов, которые были символами государств ещё в глубокой древности, гимны как государственные символы появились сравнительно недавно.

Что означает слово гимн? (ответы детей)

"Гимн" - греческое слово. Оно означает: торжественная, славящая песнь.

Гимны пелись богам или героям, а петь гимны государствам и народам никому просто не приходило в голову. Историки утверждают, что первыми спеть хвалебную песню своей стране догадались голландцы. В России, ещё во времена Петра I, появилась традиция петь к торжественным случаям "виватные канты". Это были специальные хвалебные песнопения, которые придумывали к важным событиям.

Первый официальный государственный гимн России появился в 19 веке. Он был написан в 1815 году поэтом Василием Жуковским на музыку британского гимна. Российский император Александр I одобрил эти стихи и повелел всегда исполнять этот гимн во время встреч императора.

Через 17 лет появился гимн "Боже, царя храни", который был официальным государственным гимном Российской империи до февраля 1917 года. Для этого гимна была написана своя музыка, непохожая на гимн Англии и изменены слова. (звучит гимн)

В 1918 году, после того как Россия перестала быть империей и стала называться Советской Республикой, гимном государства стал "Интернационал". Это французская песня, переведенная на русский язык. (звучит гимн)

Во время Великой Отечественной войны по радио зазвучал новый государственный гимн России "Союз нерушимый…". (звучит гимн)

Несколько лет государственный гимн России исполнялся без слов. Звучала только музыка, а слова не пели. Оказалось, что среди слов гимна, славящих Россию и её народы, встречались и слова, которые прославляли предыдущего руководителя государства. Новые руководители государства не хотели, чтобы в государственном гимне прославлялось прежнее руководство.

Только через 20 лет, когда был изменен текст гимна, государственный гимн России вновь стали исполнять со словами. Кстати, музыку тоже немного изменили

В 1991 году в нашей стране вновь изменился государственный строй. Наша страна стала демократической республикой. И опять государственный гимн  был изменен. 10 лет гимном России считалась музыка без слов, написанная композитором Михаилом Глинкой ещё в 1834 году.

В 2001 году государственным гимном Российской Федерации вновь стала музыка композитора Александра Александрова. Поэт Сергей Михалков написал к этой музыке новые слова. Сегодня в государственном гимне нашей страны больше нет слов, прославляющих какие-нибудь партии или каких-то вождей и начальников. Теперь государственный гимн нашей Родины славит только саму Россию и её народы.

Давайте его послушаем. Прошу всех встать. Звучит государственный гимн России.

Следующая остановка – Государственный герб.

Двуглавый орел впервые появился на печатях царя Ивана III, причем на обратной стороне изображался всадник, поражающий копьем змея, – Георгий Победоносец. Оба символа перекочевали на современные российские монеты: на мелких разменных достоинством до одного рубля – Св. Георгий, на остальных – орел.

С XV века двуглавый орел стал гербом России и постоянно модифицировался. При Временном правительстве (март–ноябрь 1917 года) в качестве герба тоже использовался орел, но уже без символов царской власти (это именно он на 1-, 2- и 5-рублевых монетах).

Золотой двуглавый орел вернулся к нам 3 декабря 1993 года. Две его головы говорят об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. Грудь орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца – заступника, ограждающего человека от сил зла. Такой у нас герб. "Герб" в переводе с немецкого языка – наследие, наследство.

- Рассмотрим герб РФ. Процесс создания герба очень сложен, этим занимается специальная наука - геральдика.

- Что мы знаем о создании гербов?

1 ученик: Процесс создания герба очень сложен, этим занимается специальная наука - геральдика. Создание герба - деятельность довольно сложная, в ней принимают участие ученые-историки, специалисты в области геральдики и художники-графики, художники – эмблематисты. Геральдика обладает своим особым языком, имеющий свой строго определенный порядок и терминологию. Так при описании герба вначале называют цвет, затем - фигуру. В гербах со щитом первой называют фигуру, находящуюся в центре.

2 ученик: Государственный герб РФ - официальный государственный символ, утвержденный Федеральным конституционным законом, изображаемый на печатях, бланках государственных органов, организаций и учреждений, денежных знаках, документах, удостоверяющих личность гражданина РФ, на пограничных знаках, государственных наградах, боевых знаменах воинских частей и т. п.

Учитель. Герб можно разглядывать, можно им любоваться, как произведением искусства, но, что особенно важно, его нужно суметь грамотно прочесть. Попробуем прочесть герб РФ.

3 ученик: На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орёл. Две его головы говорят об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. Грудь орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца – заступника, ограждающего человека от сил зла. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей - это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.

-Что это за подвиг Святого Георгия Победоносца?

Согласно легенде, некогда в Палестине жила прекрасная царевна. Но в окрестном озере завелся страшный змий, которому горожане должны были отдать царевну на съедение. Однако воин по имени Георгий, который был христианином, победил чудовище и спас девушку. Он пронзил чудовище копьём, а конь растоптал змея. Царь - отец девушки и его подданные воочию убедились в силе христианской веры и крестились. Позже Георгий был признан святым, а его почитание распространилось во многих странах. 

В России святой считался покровителем воинов и землепашцев. Теперь изображение всадника на белом коне, поражающего копьём змея, является гербом, то есть отличительным знаком Москвы — столицы России. Таким образом, на Гербе России изображен христианский воин. Он олицетворяет добро и добродетель. Он убивает копьём чёрного змия — символ зла. На Руси его именем называли детей - оно известно в двух вариантах Егор и Юрий.

4 ученик. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе - держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей родины и символизируют единство РФ и независимость ее от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце. 

- Что символизирует герб?

Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
5 ученик. 

Упал снаряд, и совершилось чудо:

На опаленной порохом стене

Возник в дыму неведомо откуда

Святой Георгий на лихом коне.

От сотрясенья обнажилась фреска,

Упала штукатурка поздних лет, - 

И он возник торжественно и дерзко,

Как древний знак сражений и побед.

В сиянии возвышенного лика,

Простер десницу грозную свою.

И острая карающая пика

Пронзила ядовитую змею.

Вы узнали об официальных символах нашей страны: гимне, гербе, флаге, Конституции, но существуют так же и неофициальные символы, которые всегда связывают с Россией. А начну я с рассказа о столице нашей Родины – Москве.

Москва - столица Российской Федерации, город-герой, центр Московской обл. Крупнейший в стране и один из важнейших в мире политический, промышленный, научный и культурный центр..

-И другие символы, среди, которых Красная площадь, как символ единства России, героизма российского народа, боевой и трудовой славы многих наших соотечественников, а также как место многочисленных исторических и судьбоносных событий является гордостью каждого и олицетворяет величие России. Красная площадь – символ центра страны, ее средоточие.

Кремль является символом высшего руководства России.

Кремлевские куранты на Спасской башне,  давно уже стали символом не только Красной площади, но и точности, надежности и незыблемости России.

Береза всегда считалась символом России, символом ее одухотворенности, процветания и долголетия.

Матрешки –  неофициальный символ России. Символ ее загадочной для всех души. Выточенная из липы на токарном станке, матрешка – сложное изделие. При росписи нужно добиться, чтобы совпадали руки, и узоры на фартуке, и тесемки. У матрешки на одежке много цветов. Потому что Матрешка, девочка Матреша, сама растет среди цветов и трав, как и все мы среди них растем, только забываем об этом. А матрешка помнит, оттого так радостно на нее смотреть.

Медведь - величественное животное, занимающее исключительное положение среди других зверей. Во многом оно обусловлено биологическими качествами медведя, его размерами, силой, мощью, сметливостью, переходами от движений ленивых и неуклюжих - к быстрым и точным. Не случайно его изображение имеют на своих гербах многие русские города (Ярославль, Новгород и др.), а сам медведь является неофициальным символом России и русского народа.

О тройке поэты слагали стихи, народ сочинял частушки, художники увековечили ее в живописи и лаковой миниатюре, ваятели - в скульптуре. Тройка  превратилась в достойный символ России, олицетворяющий русскую удалую и загадочную душу. Тройка - символ русского народа и его культуры с ее безудержной удалью и пронзительной лиричностью.

Тульский самовар с жемчужником на тулове, с фигурной ручкой - веткой является символом русского гостеприимства. Самовар олицетворял бытовые стороны русского образа жизни .

Балалайка — это один из инструментов, ставших (наряду с гармонью и, в меньшей степени, жалейкой) музыкальным символом русского народа.

- А последний символ особенный. Чтобы узнать, что он символизирует отгадайте ребус:  (СЕМЬЯ)

- Кто знает, что же в России символизирует семью? (Ответы детей)

- Когда в нашей стране празднуется день семьи? (8 июля)

- Я думаю, что сегодня вы многое уяснили о различных символах России. А сейчас заметьте, что вы не случайно сидите за отдельными столами, вы -  три команды. В каждой команде мы выберем капитана с помощью считалочки - намёка: “Белый лебедь плывёт по синему морю и встречает красный закат”. (Выбор капитанов)

Ученик:

Люблю тебя, мой край родной,

За ленту речки голубой,

За темный и красивый лес,

Люблю за синеву небес,

И за сережки на березе,

И за бушующие грозы,

И за калины красный цвет

Родной мой край, дороже нет.

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой растём, 

И берёзки у дороги, 

По которой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый хлеб

За праздничным столом.

Что мы Родиной зовём?

Край, где мы с тобой живём,

И рубиновые звёзды –

Звёзды мира над Кремлём.

- В заключение мне хотелось бы отметить, что символы России воплотили в себе историю и традиции нашего народа и нашего отечества. Мы гордимся прошлым, настоящим и будущим своей страны. Эти государственные символы нашей Родины достались нам от предков. Какими они станут в будущем, зависит только от нас. На этом наш классный час закончен. Всем спасибо.

Мы с вами поговорили о символах нашей Родины России. Я надеюсь, наше путешествие было для вас интересным и познавательным. И теперь я предлагаю вам разгадать кроссворд.


Кроссворд.

1

6

8

3

7

2

5

9

4Г

Е

Р

А

Л

Ь

Д

И

К

А

Перед вами зашифровано слово, которое вы сможете узнать, только отгадав другие слова. И небольшая подсказка – это наука, которая изучает гербы и объясняет, что они обозначают и какова их история (ГЕРАЛЬДИКА).

  1. Государство, в котором мы живем (РОССИЯ).
  2. Золотой шар с крестом наверху – одна из эмблем власти (ДЕРЖАВА)
  3. Символ Московских князей (ВСАДНИК)
  4. Государственный символ России в виде двуглавого орла (ГЕРБ).
  5. Имя русского царя, который ввел изображение двуглавого орла (ИВАН)
  6. Изображение животного-покровителя (ТОТЕМ)
  7. Флаг, состоящий из трёх разноцветных полос (ТРИКОЛОР)
  8. Птица – символ Российской империи (ОРЕЛ).
  9. Российский триколор (ФЛАГ)

Ребята, теперь вы знаете, что такое государственные символы и зачем они нужны. Вы узнали, каким непростым был путь государственных символов России. Сколько изменений они претерпели.

Автор: Талипова Светлана Владимировна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №115 города Екатеринбурга

Список используемой литературы:

  1. Борисов, И. В. Геральдика России [Текст] / И. В. Борисов, Е. Н. Козина. - М. :  АСТ : Астрель, 2006. - 423, [1] с. : ил. - Указ.: с. 414-423. - ISBN 5-17-030039-5. - ISBN 5-271-11355-8.
  2. Вилинбахов, Г. В.  Государственный герб России: 500 лет [Текст] / Г. В. Вилинбахов. - СПб. : Славия, 1997. - 168 с. : ил. - ISBN 5-88654-051-2.
  3. Голованова, М. П. Государственные символы России [Текст] / [ Голованова М. П., Шергин В. С.]. - М. : РОСМЭН-ПРЕСС, 2005. - 159 с., [4] л. цв. ил. : ил., портр., нот. - Авт. указ. в вып. дан. - На обороте тит. л. авт.: Голованова М. П., Шергин В. С. - ISBN 5-353-01286-0.
  4. Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн [Текст] : материалы для проведения уроков, посвящ. гос. символике России  / сост. Т. В. Шепелева. – Волгоград : Учитель, 2009. – 69 с. – (В помощь учителям начальных классов). - ISBN 5-7057-0455-0.
  5. Дуров, В. А.  Русские награды, XVIII - начала XX в. [Текст] / В. А. Дуров. - М. : Просвещение, 1997. - 160 с., 1 л. портр. : ил. - ISBN 5-09-006711-2.
  6. Засекина, Л. Н. Российский флаг [Текст] : кл. час в нач. шк. / Л. Н. Засекина // ПедСовет. - 2004. - N 9. - С. 12-13.
  7. Лаптева, Л. С. Государственные символы России [Текст] : кл. час для учеников I кл. / Л. С. Лаптева // Нач. шк. - 2004. - N 12. - С. 17-19.
  8. [Государственные символы России] [Электронный ресурс] // Президент России гражданам школьного возраста : [web-сайт]. [2011]. (20.10.2011).
  9. Синова, И. В. Герб, гимн, флаг России [Текст] : справ. шк. / И. В. Синова. - СПб. : Литера, 2010. - 93, [2] с. - Библиогр. в конце кн. - ISBN 978-5-94455-584-7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по теме: "Я - гражданин России", посвящённый Дню Конституции

Знакомство учащихся с основными государственными символами и Конституцией современной России, представление ученикам образа России как огромной многонациональной страны, во главе которой её столица - ...

Сценарий классного часа на тему: «Я гражданин России»

Сценарий классного часа на тему: «Я гражданин России» ...

Классный час по теме "Я- гражданин России"

Форма проведения: беседа с элементами игрыДидактическая цель: создать условия для усвоения блока новойинформации по теме занятия через наблюдения, связь с жизнью, развитиевнутренних мотиваций поведени...

Классный час по теме: "Я гражданин России".

Классный час посвящён  по теме «Я- гражданин России», Цель классного часа   ознакомить ребят с конституцией России ,с государственными символами России (флаг, герб  и г...

Классный час на тему "Я - гражданин России" (4 класс)

Морозова Анастасия Александровна Классный час Класс: 4.Тема: Я – гражданин России.Цель: Создание условий для ознакомления учащихся с основными символами современной России, основным законом стра...

Классный час на тему: "Я - гражданин России" 4 класс.

Классный час на тему: "Я - гражданин России" 4 класс.ДЭ....