1. Первый пункт плана. - Поработаем с Вами по первому пункту плана. Как он звучит? (Что значит, быть гражданином?) - Именно это мы сейчас и узнаем. Рассказ учителя (сопровождается показом презентации): - Ребенок родился… И теперь малышу необходимы не только тепло, забота, уютная кроватка и прочие детские радости. Ему необходимо стать законным гражданином своей страны. Для этого нужны не подвиги и поступки - они впереди, по мере взросления, а всего лишь документ. Документ, подтверждающий, что родился гражданин – «Свидетельство о рождении». - Посмотрите на слайд. Так выглядит свидетельство о рождении, которое есть у каждого из вас. - Что написано в этом документе? (ФИО ребенка, дата его рождения, ФИО родителей, их гражданство, дата и место выдачи свидетельства о рождении) (Учитель показывает и комментирует содержание свидетельства о рождении) - Граждане, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации, обязаны получить паспорт. - Паспорт – это первый документ, удостоверяющий личность человека. Это свидетельство о том, что человек стал полноправным гражданином нашего государства. Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации. - Посмотрите на слайд, так выглядит паспорт. - На обложке паспорта изображен герб России, а на второй странице написано «Паспорт гражданина Российской Федерации». - Итак, каждый человек с момента рождения становится гражданином своей страны. Но мало родиться гражданином, им надо еще стать. Давайте подумаем: - Кого мы можем назвать этим ярким и громким словом "гражданин"? (Гражданином можно назвать человека, который живет в какой-либо стране и соблюдает её законы) - Всякий ли человек достоин именоваться гражданином? Если не всякий, то какой? (Гражданином может себя называть не всякий человек. Человек, который не соблюдает законы государства, в котором он живет, не может называться гражданином) - Какими качествами должен обладать истинный гражданин? (Патриотизм, верность своей стране, законопослушность и т.п.) - Назовите 4-5 наиболее значимых качеств человека, который, с вашей точки зрения, является гражданином… (Варианты ответов учащихся) 2. Второй пункт плана. - Скажите, гражданином какой страны вы являетесь? (Мы являемся гражданами Российской Федерации (России) - Верно! Скажите, а знаете ли Вы, что такое «основной закон страны» и что в нём содержится? (Возникает затруднение) - У многих из Вас возникает затруднение, которое мы с Вами сейчас и решим. - Основным законом нашей страны является Конституция России. - Конституция - это основной закон, свод законов по которым живёт наше государство. Права и обязанности граждан страны записаны в нашей Конституции. - А как вы понимаете слова "права", "обязанности"? (Права – это то, что ты можешь делать, а можешь не делать. А обязанности - это то, что ты должен делать, хочешь ли ты этого или нет) - Верно! Давайте ознакомимся с важнейшими правами и обязанностями гражданина России. - Кто прочитает права, которые Вы видите на слайде? 1. Право на жизнь. 2. Право на свободу. 3. Право на личную неприкосновенность. 4. Право на труд. 5. Право на отдых. 6. Право на свободу слова. 7. Право на свободу совести. 8. Право на образование. 9. Право на медицинское обслуживание. - Это права, которые имеет каждый гражданин нашей страны, то есть, каждый из Вас. - Кроме прав, в Конституции прописаны и обязанности граждан нашей страны. - Кто прочитает основные обязанности гражданина Российской Федерации? 1. Соблюдать Конституцию и законы России 2. Уважать права и свободы других людей 3. Защищать Отечество 4. Платить налоги 5. Охранять природу и окружающую среду 6. Заботиться о детях, их воспитании 7. Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия. - Это обязанности, которые должны соблюдать все граждане нашей страны, и Вы в том числе. - Гражданин России - это человек, имеющий права и обязанности, соблюдающий закон и отвечающий за свои поступки. - Чтобы более подробно познакомиться с понятием «закон страны», «гражданин», я предлагаю Вам посмотреть небольшой видеоролик. (Просмотр видеоролика «Кто такой гражданин? Какие законы он должен соблюдать?») - Что нового Вы узнали из видеоролика? (Ответы учащихся) Игра «Конституция в сказках» - Для того, чтобы закрепить знания, которые Вы получили из моего рассказ и видеоролика, давайте сыграем в игру. - Она называется «Конституция в сказках». - На слайде Вы видите иллюстрации героев разных сказок. - Я буду задавать вопросы, а Вы должны подумать, какой сказочный герой воспользовался своими конституционными правами? 1. Кто в сказке «Золушка» нарушил право главной героини на отдых и развлечения? (Права Золушки нарушила её мачеха и сводные сёстры) 2. В какой сказке и кто воспользовался правом на свободное передвижение на необычном двигательном аппарате? (В сказке «Лягушка путешественница» главная героиня путешествовала на прутике, вместе с птицами) 3. Право на свободу какого героя сказки про Алладина, было нарушено? (В сказке про Алладина было нарушено право на свободу Джина) 4. В сказке «Заюшкина избушка» лиса нарушина права зайца. Какое право она нарушила? (Лиса нарушила право зайчика на неприкосновенность жилища) 5. Кто продал свою азбуку и не воспользовался правом на бесплатное обучение? (Буратино) - Молодцы, ребята! Я вижу, что Вы неплохо разбираетесь в правах граждан России. - Скажите, а каждый ли гражданин имеет права и обязанности, прописанные в Конституции или нет? (Каждый) - Правильно! Независимо от нации, веры, цвета кожи, социального положения, у всех права и обязанности по Конституции одинаковые! Работа в группах - А теперь я предлагаю Вам поработать в группах. Вам нужно будет вспомнить известные сказки и определить, какие права нарушали герои, имена которых написаны на карточках, которые я Вам раздала. 1 группа: Карабас Барабас. (Ответ: Карабас Барабас нарушил право на свободу, свободный труд за вознаграждение и держал героев в рабстве) 2 группа: Снежная Королева. (Ответ: Снежная Королева нарушила право на свободу детей, держала их в неволе) 3 группа: Кощей Бессмертный (Ответ: нарушил права на свободу, личную неприкосновенность героев) 4 группа: Баба Яга. (Ответ: покушение на жизнь человека и причинение вреда ему) - Кто закончил, поднимите руки. - Давайте послушаем, что у Вас получилось. (Слушание результатов работы групп) - Молодцы, ребята! Физминутка - Давайте немного отдохнём и проведем физминутку. - Смотрите на экран и повторяйте за детьми. (Видеофизминутка «Я, ты,он,она – вместе целая страна») 3. Третий пункт плана. - А теперь перейдём к третьему пункту плана. Кто помнит, как он звучит? (Какими символами обладает наша страна?) - Верно! Кто уже знаком с символами нашей страны? Какие символы Вы знаете? (Слушание ответов детей) - Каждый человек испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ, свою землю и её историю, а олицетворяют родную землю её символы. - Бескрайние просторы полей и степей, белоствольные берёзки, хвойные и лиственные леса, озёра с причудливыми берегами – всё это символы России. - Московский Кремль, Красная площадь – это тоже символы России. - Но есть и главные, государственные символы, которые представляют и страну, и её историю, и народы её населяющие. В нашей стране это Государственный герб, Государственный флаг, Государственный гимн. Эти символы закреплены Основным законом нашей страны – Конституцией РФ. - Посмотрите на слайд. Что Вы видите? (Герб) - Верно! Мы видим, что у орла две головы, что говорит о единстве страны. Он смотрит на Запад и Восток. Крылья у орла подняты. Это значит, что орёл показывает свою силу, чтобы все знали, что Россия – могучая страна. Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краёв, областей, из которых состоит Российская Федерация. - А что Вы видите на этом слайде? (Флаг России) - Какие цвета имеет флаг? (Белый, синий, красный) - Как Вы думаете, что означают эти цвета? (Варианты ответов детей) - Красный цвет означает отвагу, мужество, героизм. Белый – мир, чистоту, совершенство. Синий – верность. - Эти три цвета издавна использовались в народных костюмах, для украшения домов. - Флаг поднимают во время торжественных праздников, в случае победы наших спортсменов во время спортивных соревнований. (Включается аудиозапись гимна России) - Ребята, скажите, что Вы слышите? (Гимн России) - Верно! Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых, наиболее важных случаях. - Каждое государство имеет свой гимн. Слова для гимна России написал поэт С.В. Михалков, а музыку написал композитор А. В. Александров. - Мы с Вами познакомились с основными государственными символами нашей страны. Кто может их перечислить? - Молодцы, ребята! - Быть настоящим гражданином и патриотом своей страны - это значит любить и гордиться своей Родиной, уважать и соблюдать законы государства, выполнять свои обязанности. Игра «Восстанови пословицу» - А теперь я предлагаю Вам сыграть в ещё одну игру. Она называется «Восстанови пословицу» - Отношение человека к Родине выражено в пословицах. На доске вы видите обрывки пословиц. Наша с вами задача восстановить пословицы, найти продолжение к каждой из них. 1. Человек без Родины … (что соловей без песни) 2. Для Родины своей… (жизни не жалей) 3. Жить -… (Родине служить) 4. Кто за Родину горой … (тот истинный герой) 5. Если дружба велика … (будет Родина крепка) 6. Если народ един … (он непобедим). - Молодцы, ребята! Кроссворд (работа в парах) - А теперь давайте проверим, как хорошо Вы усвоили материал занятия. - Поработайте в парах, разгадайте кроссворд, который лежит на ваших партах. Кроссворд 1.Государственный символ в виде двуглавого орла. 2. Основной закон нашей страны. 3. Всенародно избранный глава государства. 4. Государство, в котором мы живём. 5.Государственный символ, сопровождаемый музыкой. 6 Российский триколор.
| Г | е | р | б |
|
| К | о | н | с | т | и | т | у | ц | и | я | П | р | е | з | и | д | е | н | т |
| Р | о | с | с | и | я |
| Г | и | м | н |
| Ф | л | а | г |
- Кто закончил, покажите правильной посадкой. - Давайте проверим ваши кроссворды. - Если вы правильно разгадали кроссворд, по вертикали должно получиться слово «родина». - Поднимите руки те, у кого всё правильно. А теперь те, у кого есть ошибки. - Молодцы, ребята! |