Сценарий классного часа на тему: «Я гражданин России»
классный час (4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenarii_klassnogo_chasa_na_temu.docx | 39.73 КБ |
Предварительный просмотр:
ОАУ С(К)О школа-интернат III-IVвида
Сценарий классного часа на тему:
«Я гражданин России»
Подготовили: ученики 4 – а, 4 – б, 4 – в класса
Руководитель: Иноземцева М.А.
2015 г.
Цель : довести до сознания учеников мысли о том, что каждый человек от рождения наделён личными неотъемлемыми правами;
Задачи: обобщить знания учеников о личных правах человека; познакомить учащихся с основными правовыми документами: Всеобщей декларацией прав человека и Конституцией о правах ребёнка; помочь осознать, что без прав нет обязанностей, а без обязанностей - нет прав; воспитание гражданина, знакомство с правами и обязанностями гражданина, воспитание патриота.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Мы к будущему готовимся,
И сердце стучит: пора!
И взрослыми мы становимся
Сегодня, завтра, вчера!
Мы видим себя входящими
В грядущие времена
Как клятву произносящими
Я твой гражданин, страна!
- Как вы думаете, что объединяет нас всех, присутствующих в зале?
Дети: Все мы- россияне!
- Сегодня в нашей стране очень важный праздник.
День Конституции Российской Федерации – это официальный праздник и отмечается он 12 декабря, потому что именно в этот день всенародным голосованием в 1993 году была принята Конституция Российской Федерации.
- Как вы понимаете, что такое конституция? (Основной закон России.)
Конституция – это основной документ государства, где записаны все законы, определяющие жизнь страны, права и обязанности её граждан.
- У каждой страны кроме конституции есть государственные символы.
- Какие государственные символы вы можете назвать?
- Сейчас наши ученики расскажут об этих символах синквейны, которые у них получились.
Герб.
Двуглавый, красный.
Защищает, символизирует.
Главное наследство истории России.
Знак.
Флаг.
Трехцветный, родной.
Развивается, красуется, реет.
Символ нашей российской державы.
Полотнище.
Гимн.
Торжественный, восхваляющий.
Звучит, славит, поется.
Официальное музыкальное произведение страны.
Песнь.
- Государственная символика или ее элементы постоянно окружают нас в повседневной жизни.
Отдавая почести символам государства, мы тем самым проявляем любовь и уважение к своей Родине, гордость за принадлежность к гражданам России.
- Согласно Конституции 1993 г., Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство.
Высшей ценностью нашего государства провозглашаются человек, его права и свободы.
- А сейчас я предоставляю слово Степаненко Ал. и Лукьянскому Д.
Сегодня мы пригласили вас на презентацию проекта «Права человека». Данную исследовательскую работу выполняла группа детей, представленная учащимися 4 классов, которые обучаются по общеобразовательной программе «Школа России». В 4А и 4В классах слабовидящие дети, в 4Б классе - незрячие, которые обучаются по системе Брайля. Продуктом данного проекта стала книга, изготовленная руками детей.
Мы научились работать в команде, договариваться между собой, находили нестандартные решения, учились составлять синквейн, приобрели навыки работы с различными источниками информации.
Итак, начинаем наше занятие и мне хотелось бы его начать со слова:
- Здравствуйте! Я с вами поздоровалась.
-Что обозначает слово “здравствуйте”? (Пожелание здоровья и счастья)
- Так что же такое счастье нам расскажут ребята
1 ученик.
В какой бы я хотела жить стране?
Да в той, где места нет ни горю, ни войне,
В которой люди счастливы всегда,
Друг друга не обидят никогда,
Где не слышны глухие взрывы,
И где закаты так красивы!
Я так люблю простор страны своей,
Хоть далека она от совершенства.
Хочу, чтоб испытали люди в ней
Любовь большую, счастье и блаженство.
2 ученик.
Я хотела б жить в стране,
Где зима и лето.
Я б хотела, как Есенин,
Быть её поэтом.
Я хочу, чтоб президент
Умным был и честным,
Чтоб страну свою любил,
Был с народом вместе.
Чтобы жить в стране могли
Весело и дружно,
Чтоб спокойно спать могли,
И не было б оружья.
3 ученик.
Человеку много нужно.
Чтобы счастливо жилось,
Нужен дождь, и даже лужи,
Нужно с кем-нибудь дружить.
Нужен ветер, нужно море,
Нужны солнце и леса.
Нужно счастье, нужно горе,
И родные голоса
4 ученик.
Невозможно без природы,
Без синеющих небес.
Хорошо иметь свободу,
Мир загадок и чудес.
Чтобы жить на белом свете,
Чтоб остался рядом друг,
Надо главное заметить,
Всё почувствовать вокруг.
- А сейчас давайте внимательно послушаем сценку и обсудим ситуацию.
3. Сценка “Игра”.
Ведущий: - После уроков ребята решили поиграть.
Дима: - Давайте поиграем в войну!
Женя - Вот здорово! Я буду командиром. А ты будешь, Димка, милиционером. А ты, Никита, будешь бандитом.
Никита: - А я не хочу.
Дима: - Чего не хочешь?
Никита: - Играть в войну.
Женя: - Как это ты не хочешь? Все будут – а он нет. Будешь.
Никита - Я не хочу.
Дима: - Захочешь.
Никита: - Что же вы меня заставите?
Ведущий: - Давайте, ребята, разберемся. Кто прав, а кто не прав в этой ситуации
- Как поступили и Женя и Дима? Почему они не правы? Прав ли Никита?
- Потому, что каждый человек имеет право выбора, право высказывать своё мнение.
- Вы наверное, уже догадались какой теме мы посвятим наше занятие?
(Права человека.)
4. Основная часть. (Открытие нового).
- Совершенно верно мы будем говорить о правах человека, о том какие права существуют у человека в любом современном обществе? Какие правовые документы их гарантируют?
- Мы - люди, и мы все равны, а значит у нас у всех одинаковые, равные права.
- Что же такое права, и что мы про них знаем?
- Давайте послушаем.
Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва,
У него уже с пелёнок – веские права!
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь просторный добрый дом.
Видеть тихий, мирный сон.
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть весёлым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым,
И любить, и быть любим-
Ведь он на свете не один!
- С давних пор людей волновали вопросы: что они обязаны делать, а чего не обязаны, на что они имеют право, а на что не имеют.
Без ответа на эти вопросы жизнь превратилась бы в кошмар и неразбериху. Например. Во второй мировой войне, которую развязала фашистская Германия, погибло более 50 миллионов людей, было разрушено множество городов, сёл, деревень.
Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права – права на жизнь, что война самый худший способ решения споров и объединились во всемирную организацию – ООН (Организацию Объединённых Наций), которая поставила своей задачей обеспечение прав человека во всём мире.
- В результате работы этой организации на свет появился очень важный документ – Всеобщая декларация прав человека.
- О ней нам расскажет …
- Всеобщая декларация прав человека – это основной международный документ, провозглашающий неотъемлемые и нерушимые права всех членов человеческой семьи.
В этом документе говорится о том. Что все люди рождены свободными и равными в своих правах. Каждый человек обладает всеми правами и свободами независимо от национальности, языка, пола. Это значит, где бы человек не жил. На каком бы языке не говорил, был мужчиной или женщиной, взрослым или ребёнком, он должен быть свободным и обладать полными правами.
- Ребята, в настоящее время, к сожалению, встречаются факты нарушения прав человека. Подумайте об этом и приведите примеры.
Учитель
- Где бы ты не жил, в какие бы общественные группы не включался, какие бы роли не исполнял, ты – человек, личность! Значит, у тебя есть права, личные права человека! Они принадлежат каждому от рождения. Многие из них вы узнали, когда мы с вами работали над нашей книгой.
- Назовите права человека, которые вы запомнили. (Дети называют по одному)
Это: право на жизнь;
- право на свободу и неприкосновенность;
- право на труд;
- право на отдых;
- право на защиту чести и достоинства;
- право на образование;
- право на медицинское обслуживание.
- Мы рассмотрели большую часть прав, которыми обладает человек в современном обществе. Но каждый из вас тоже является членом общества, маленьким гражданином своей страны.
- Как вы думаете, распространяются ли все перечисленные права на ребёнка?
- Но у детей есть ещё и другие права, именно дети нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых, так как они – будущее нашего общества. У детей есть свои интересы и потребности. Эти обстоятельства были учтены, и 20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция о правах ребёнка. Конвенция разработана на основе Всеобщей декларации о правах человека.
В ней говорится, что государства, подписавшие её, взяли на себя
обязательство заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии. У детей появилось ещё одно право – право на заботу.
(Включается музыка)
Где-то музыка звучит,
Кто-то в гости к нам спешит!
Закрывайте глазки,
Очутитесь в сказке…
1, 2, 3, 4, 5…
Можно глазки открывать!
Я – королева Права!
Все это – не забава!
Правовыми тропинками
Мы пойдем,
На разные вопросы
Ответы найдем.
Вы готовы в путь пуститься?
Только, чур, нельзя лениться!
Что ж, сейчас проверю я, как готовы вы, друзья.
Физкультминутка “Хлопай-топай”
– Если действия, которые я буду называть, вы считаете неправильными – тогда топаете, а какие, наоборот, подходят для вас – хлопайте.
- Право на любовь и заботу.
- Право есть шоколад и конфеты.
- Дети должны быть равны в своих правах.
- Ребёнок не может быть жертвой насилия или войны.
- Ребёнок может нецензурно выражаться, если захочет.
- Особая забота детям инвалидам.
- Дети имеют право на полноценное питание.
- Дети имеют право на отдых.
- Ребёнок не должен убирать комнату, в которой живёт.
- Ребёнок может ходить в школу по желанию.
- Все дети имеют право на образование.
- Дети имеют право на медицинскую помощь.
- Все дети имеют право на свободное общение.
- Особая забота детям из неблагополучных и малообеспеченных семей.
- Дети имеют право на информацию.
- Ни один ребёнок не может быть унижен или обижен.
- Ребёнок имеет право получать завтрак в постель.
- Ребёнок имеет право ударить того, кого захочет.
- Молодцы продолжим наше занятие. В школьной жизни приходится слышать довольно часто такие слова « Я имею на это право», «Почему вы нарушаете мои права?»
- Сейчас перед вами будут разыграны ситуации. Прокомментируйте их, используя статьи Декларации прав человека.
Ситуация 1.
Ученик: «Марья Ивановна я к вам на историю больше ходить не буду. Зачем она мне, если я шофёром буду? Да и сами вы историю не знаете, путаетесь часто, уроки у вас неинтересные. Пусть нам другого учителя дадут, поумнее».
Учитель: «Как ты смеешь, Иванов, так со мной разговаривать?»
Ученик: «Смею, Марья Ивановна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А меня ваше преподавание касается, потому что я от него вчера пострадал - меня за вашу 2 наказали».
- Итак вопрос, имел ли право Иванов высказывать своё мнение? ( Конечно, всё мы понимаем, каково быть наказанным. Часто сердимся на учителя - это они виноваты во всех наших бедах. Но, тем не менее, закон здесь на стороне М.И.. Заявляя, о своих правах, нельзя допускать, чтобы пострадала репутация др. людей. )
- Послушаем другую ситуацию.
Ситуация 2.
- Сидоров разбил окно в школе. Это видели одноклассники и сообщили классному руководителю.
Учитель: Сидоров, я знаю, что ты разбил окно, не отпирайся!
Ученик: А что Сидоров? Чуть что сразу Сидоров? Вы сами- то видели?
Учитель: А мне и видеть не надо. Так знаю. Пойдём-ка, голубчик, к директору. А весь класс подтвердит.
Ученик: А вы сначала докажите, а потом пойдём к директору!
- Что вы можете сказать об этой ситуации?
- У каждого человека есть право на свободу и неприкосновенность, но если он нарушает общественный порядок, то его права ограничиваются. И в данной ситуации учитель имеет право отвести Сидорова к директору.
- Рассмотрим следующую ситуацию.
СЦЕНКА
Серёжа. В школе пробыл я полдня
И теперь вот у меня
Просто буря в животе-
Мысли только о еде.
Мама. Кто с порога – и за ложку?
Руки вымыл бы, Серёжка!
Серёжа. Нет, ты, мама не права,
Я свои узнал права.
Меня мыться заставляешь?
Мою личность притесняешь!
Бабушка. Ой, с давлением беда.
Ты, покушаешь когда,
То в аптеку, внук, сходи,
Мне таблеточек купи.
Серёжа. Что ты, бабушка, детей
Эксплуатировать нельзя.
Одевайся потеплей
И иди скорей сама.
Мама. Ну, тогда помой посуду,
Можешь это или нет?
Серёжа. Что ты, мама, нет, не буду:
Ведь на детский труд запрет.
Право есть на отдых, кстати,
Поваляюсь на кровати.
Мама. Прав у мам, как будто, нет!
Завтра сам готовь обед!
И задачу номер пять
Будешь, сын, ты сам решать.
Бабушка. Да и брюки завтра к школе
Сам, внучок, погладишь, что ли.
Мама. Твои права мы уважать,
Конечно же, должны.
Бабушка. Но только должен ты узнать-
Права у всех равны.
- Ребята, 29-ая статья Конвенции гласит, что у человека есть не только права, но и обязанности. А вот Серёжа об этом забыл.
Не стоит забывать, что кроме прав у каждого человека есть и обязанности перед обществом. Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.
Уважай чужие права.
- Есть обязанности и у вас, школьников.
- Давайте проведём с вами небольшую игру и узнаем какие обязанности есть у каждого школьника?
- Я раздам вам листочки, в них записаны правила для школьников.
Выберите предложения, которые подходят для вашего дружного класса и прочитайте его.
- Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать кого-то.
- В классе мальчики должны дружить только с мальчиками, а девочки – с девочками.
- Все в классе равны независимо от национальности, пола, убеждений.
- В классе должен быть вожак, которому должны все подчиняться и который будет руководить жизнью в коллективе.
- Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.
- В классе у каждого должно быть прозвище, ведь так веселее жить.
- Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи, не отбирать их и не ломать.
- В нашем классе можно брать без спроса любую вещь, которая понравится.
- Никто не должен бояться высказывать своё мнение по любому вопросу.
- Нужно всегда говорить только то, что говорит учитель. Нельзя высказывать другое мнение.
-Каждый должен отвечать за свои слова и поступки.
- Нужно хорошо вести себя только на уроках, а после школы можно шалить, баловаться.
- Нужно содержать в чистоте кабинет, следить за порядком в школе.
- Нужно следить за порядком только на своём рабочем месте.
- Ребята, а почему человек должен знать свои права? Человек, который знает свои права и уважает права других людей, уверенно идёт по жизни. И я желаю вам, чтобы вы росли сильными, уверенными людьми.
Лучшее, что в человеке есть:
Его права на жизнь и честь.
Я жизнью пользуюсь по праву,
Я гордо говорю: имею право.
Свободно жить под солнцем и луной
И восхищаться красотой земной.
Не быть рабом и пыток не терпеть,
А песню жизни вдохновенно петь.
А если причинят мне вред или урон,
Поможет Конституция. Закон.
Перед законом, совестью равны
Живут народы не одной страны.
Могу я погостить за рубежом,
Потом вернуться в свой любимый дом,
Свободу мысли, слова я имею,
Но совесть есть, грубить другим не смею.
А подрасту – поможет мне держава
Работу выбрать – я имею право,
Ну а пока я- ученик:
Учу уроки, подаю дневник…
(Дети поднимаются на ступени сцены)
- И в завершении нашего занятия давайте споём песню о России.
Хохлома
Волжский плёс
Ширь полей
Плач берез
Это ты
Родина моя
Это ты
Россия
Купола
Небо ввысь
Для тебя
Наша жизнь
Это ты
Родина моя
В мире нет
Красивей
Припев:
Россия, Россия
Ты моя звезда
Россия Россия
Ты моя судьба
Россия, Россия
Повторю я вновь
Россия, Россия
Ты моя любовь!
2. Журавли
Да поля
Хлеб да соль
Вид Кремля
Это ты
Родина моя
Это ты
Россия
Детский смех
Перепляс
Доброта
Синих глаз
Это ты
Родина моя
В мире нет
Красивей
Припев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час по теме: "Я - гражданин России", посвящённый Дню Конституции
Знакомство учащихся с основными государственными символами и Конституцией современной России, представление ученикам образа России как огромной многонациональной страны, во главе которой её столица - ...
Классный час по теме "Я- гражданин России"
Форма проведения: беседа с элементами игрыДидактическая цель: создать условия для усвоения блока новойинформации по теме занятия через наблюдения, связь с жизнью, развитиевнутренних мотиваций поведени...
Классный час по теме: "Я гражданин России".
Классный час посвящён по теме «Я- гражданин России», Цель классного часа ознакомить ребят с конституцией России ,с государственными символами России (флаг, герб и г...
Конспект классного часа 4 класс Я гражданин России
Технологическая карта классного часа...
Классный час на тему "Я - гражданин России" (4 класс)
Морозова Анастасия Александровна Классный час Класс: 4.Тема: Я – гражданин России.Цель: Создание условий для ознакомления учащихся с основными символами современной России, основным законом стра...
Классный час на тему: "Я - гражданин России" 4 класс.
Классный час на тему: "Я - гражданин России" 4 класс.ДЭ....