Классный час по теме "Я- гражданин России"
классный час (2 класс) на тему
Форма проведения: беседа с элементами игры
Дидактическая цель: создать условия для усвоения блока новой
информации по теме занятия через наблюдения, связь с жизнью, развитие
внутренних мотиваций поведения школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas.docx | 23.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Я – гражданин России».
Форма проведения: беседа с элементами игры
Дидактическая цель: создать условия для усвоения блока новой
информации по теме занятия через наблюдения, связь с жизнью, развитие
внутренних мотиваций поведения школьников.
Задачи:
Образовательные:
1. Создать условия для размышления детей о человеческих ценностях.
2. Формировать представления учащихся о государственных символах
России, о Конституции РФ, основных правах и обязанностях граждан.
Развивающие:
1. Способствовать развитию речи, памяти, логического мышления.
2. Развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы, помочь
детям осознать их значимость в достижении общей цели.
3. Создать условия для развития самостоятельности и практической
активности учащихся.
Воспитательные:
- воспитывать у детей чувство патриотизма, гражданственности,
бережного отношения к историческому наследию России.
- создать условия для воспитания культуры речевого общения,
потребности нести людям добро.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная,
парная, групповая, фронтальная.
Методы ведения занятия: объяснительно-иллюстративный, частично-
поисковый, проблемное изложение
Оборудование: плакаты с государственной символикой России, портрет Д.
А. Медведева, карта России, запись на диске гимна РФ, магнитофон,
обведенные детские ладони для голосования, солнышко, таблички с
человеческими ценностями
Ход занятия
1. Вступительное слово
- Прочитайте, пожалуйста, тему нашего занятия.
(Я – гражданин…)
-Что интересного заметили? (пропущено слово)
-Попробуйте догадаться, какое слово пропущено. (России)
Тема нашего классного часа «Я – гражданин России».
-Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на занятии?
Обобщение: Каждый гражданин должен знать основные символы своего
государства, законы, свои права и обязанности).
-Ребята, у нас сегодня необычный классный час. Он очень важен для каждого
из нас, поэтому мне бы хотелось, чтобы вы были очень внимательны, и
чтобы каждый открыл для себя что-то новое, интересное.
-Сегодня нашу с вами встречу освещает солнышко. И это не случайно.
-Ребята, какое значение имеет солнце для всех жителей нашей планеты?
(Солнце дает жизнь всему живому). И сегодня это доброе и ласковое
солнышко поможет нам понять, что же самое важное для человека, что он
должен ценить и беречь.
2. Беседа о ценностях человека
-Ребята, а как вы считаете, что для вас является самым дорогим?
(Прикрепляю на доску таблички со словами: жизнь, здоровье, свобода, труд,
жилище, имущество)
- А без чего еще человек не может быть по-настоящему счастлив? Что же еще
для него является очень важным? (Родина)
-Послушайте одну историю.
Жил-был Человек. Были у него семья, работа, друзья, но вдруг у него
начались неприятности: поссорился с товарищами, на работе – выговор. В
общем, обиделся Человек на всех, а больше всего – на свою страну: даже
говорить стал не «моя страна», не «мой народ», а «эта страна», «этот народ».
По его понятиям, его страна была бедная, народ ленивый. «Пусть они живут,
как хотят, мне с ними не по пути», - решил Человек. Собрал вещи и поехал
жить за границу. А там газоны подстрижены, улицы с мылом моют. Работа
нашлась, и деньги появились. Но только почему-то нерадостно у него на
душе, будто что-то важное потерял, без чего все остальное уже не так
привлекательно. Не хочется отдыхать на дорогих курортах. Завелась тоска и
гложет изнутри.
-Почему же Человек заскучал?
Обобщение.
-Ребята, а что же такое Родина?
-Сейчас мы с вами поиграем в мяч. Кто получит мячик, тот и отвечает на
данный вопрос.
Родина – это…
-А теперь послушаем стихотворение Зои Александровой «Родина».
-Наша с вами Родина – это Россия.
-Кто может показать нашу Родину на карте?
(Показ России)
Россия – огромное государство, гражданами которого мы являемся. Как
только маленький человек появляется на свет, он получает свой первый
документ – свидетельство о рождении, в котором записано, что он является
гражданином Российской Федерации. А что значит: быть гражданином своей
страны?
Я думаю, что для этого не достаточно иметь запись в свидетельстве о
рождении. Быть гражданином – это значит – любить свою Родину,
чувствовать ответственность за ее судьбу, ее будущее. Ну и, конечно,
гражданин страны должен знать ее историю, ее государственные символы.
-Сегодня мы и поговорим об отличительных знаках нашего государства.
Назовите основные символы государства.
(Герб, флаг, гимн)
3. Сообщения учащихся. Работа в группах.
О гербе России (1 группа)
1 ученик Наука, изучающая гербы, называется геральдикой.
Что такое герб? Вот как об этом пишет Владимир Иванович Даль.
2 ученик «Герб – род щита с изображением на нем знаков, присвоенных
государству, городу, дворянскому роду».
3 ученик Это очень древний герб. Он появился пятьсот лет назад – в 1497
году. Впервые его ввел царь Иван Третий Васильевич – великий князь всея
Руси, как его называли. Сначала это был герб Московского государства,
потом – Русского государства, Российской империи, а теперь это герб
Российской Федерации.
4 ученик У нас очень красивый герб. На нем изображен двуглавый золотой
орел на фоне российского флага. Орел – символ солнца, небесной силы, огня
и бессмертия.
5 ученик Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе – держава.
Над головами орла мы видим короны. Скипетр – это жезл, украшенный
затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава
представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена
корона, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они
напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют
единство Российской Федерации и независимость ее от других государств.
6 ученик На груди орла помещен красный щит с изображением всадника.
Это Святой Георгий Победоносец – на белом коне, за его плечами
развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которым он
поражает дракона. Ужасный черный змей – это символ зла. Он повержен
героем. Верный конь топчет дракона копытами.
Ученик 7 Георгий Победоносец почитался как герой и святой покровитель
воинов, защитников Отечества, образ его часто изображали на иконах. В
древние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о
Егории, царевне и змее, очень похожую на сказку.
Ученик 8 В некотором царстве-государстве случилось великое несчастье:
напал на него лютый змей – дракон. Поселился он в темной пещере на берегу
моря. Огнем жег он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства-
государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта
свежим мясом. Но чудовище было прожорливым, и вскоре не осталось ни у
кого ни овец, ни коров, ни коз – все съел змей. Тогда велел змей приводить к
нему каждый день человека на съедение. Бросили жребий, и выпало идти
царской дочери. Привели ее на морской берег и оставили там. В это время
проезжал Егорий Храбрый на добром коне. Не мог он оставить царевну в
беде, сразился со змеем и победил его. И с тех давних пор стали люди звать
Егория Святым Победоносцем. Вот какая замечательная история у нашего
герба!
- Рассмотрите, пожалуйста, герб российской Федерации (показываю).
- Как называется наука о гербах? (Геральдика (Вывешиваю табличку)).
- Когда появился первый российский герб?
(Около 500 лет назад, в 1497 году).
- Что держит орел в своих лапах на гербе России?
(В правой лапе – скипетр, в левой - держава).
- Что такое скипетр? А держава?
- А что за всадник изображен на груди орла?
(Это Святой Георгий Победоносец).
-Итак, мы с вами познакомились с одним из символов Российской Федерации
– гербом.
4. Физминутка.
Жура – Жура – журавель,
Облетал ты сто земель,
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
«Где же лучшая земля?»
Он ответил, пролетая:
«Лучше нет родного края!»
5. Сообщения учащихся о флаге.
- Следующий отличительный знак нашего государства – флаг (показываю).
О флаге России нам расскажет вторая группа (сообщения учащихся).
Учитель: В соответствии с Федеральным конституционным законом «О
Государственном флаге Российской Федерации» от 25.12.2000 г.
Государственный флаг Российской Федерации представляет собой
прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос:
верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета. Отношение
ширины флага к его длине – 2:3».
Флаг является символом объединения.
1 ученик: Флаг состоит из следующих частей: белый означает мир, чистоту,
благородство; синий – честность, верность, безупречность; красный – силу и
смелость, неустрашимость.
2 ученик: В августе 1991 года российский триколор снова был введен как
государственный флаг, 22 августа – это День Государственного флага
Российской Федерации.
Обобщающая беседа:
- Когда отмечается День государственного флага Российской Федерации?
(22 августа).
- Из каких частей состоит флаг?
- Итак, мы познакомились со вторым символом нашего государства –
флагом.
6. Сообщения учащихся о гимне.
- Третьим символом нашего государства является гимн. На доску помещены
слова гимна Российской Федерации. А расскажут о нем наши ребята.
(Сообщения учащихся третьей группы)
1 ученик В соответствии с Федеральным конституционным законом «О
Государственном гимне Российской Федерации» от 22 марта 2001 года
Государственным гимном России является музыкально-поэтическое
произведение на музыку А.В. Александрова и стихи С.В. Михалкова.
2 ученик Государственный гимн Российской Федерации исполняется при
вступлении в должность Президента, при открытии и закрытии
торжественных собраний, при проведении торжественных мероприятий,
воинских ритуалов и спортивных соревнований.
3 ученик При официальном исполнении Государственного гимна Российской
Федерации присутствующие выслушивают его стоя, мужчины – без
головных уборов.
С.В. Михалков является автором текста Государственного гимна Российской
Федерации.
4 ученик Слово «гимн» греческого происхождения, оно означает хвалебную
торжественную песнь.
Обобщение.
- Что обозначает слово «гимн»?
- Назовите автора слов гимна РФ.
- А сейчас мы с вами прослушаем один куплет и припев Государственного
гимна Российской Федерации.
(Включаю гимн. Дети слушают стоя)
Обобщение.
Итак, мы с вами познакомились с тремя основными символами нашего
государства. К ним относятся герб, флаг, гимн.
9. Беседа о Конституции.
- Что же такое Конституция?
(Это основной закон Российской Федерации. (Показываю Конституцию). Это
главный закон, который определяет жизнь нашего государства, права и
обязанности граждан)
Гарантом Конституции является глава нашего государства – президент.
- Кто является президентом нашей страны?
( Д. А. Медведев (Показываю портрет))
- А теперь вернемся к Конституции. Конституция – это главный закон,
который определяет жизнь нашего государства, права и обязанности
граждан.
- Какими же правами обладает человек? Ответить на этот вопрос нам
поможет Солнышко. Главные ценности человека нашли отражение в его
правах.
- Давайте попробуем сформулировать некоторые права человека.
(Показываю табличку на доске «жизнь»)
Самое главное, самое важное – право человека на жизнь.
Но так думали не всегда. Было в древности такое государство – Спарта,
которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми,
выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика
осматривали и решали его судьбу: если крепкий, здоровый – пусть живет, а
если родился слабым, больным – бросали его со скалы. Как вы думаете,
правильно, справедливо поступали жители Спарты? (Ответы учащихся)
- Физически слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься
спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым –
помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В. Суворов
(Демонстрирую портрет) родился слабым и больным ребенком. Но у него
была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои
болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник. В
военных походах он переносил все тяготы наравне с солдатами. Под
руководством Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения.
- Итак, каждый гражданин нашей страны имеет право на жизнь. А какие еще
права человека вы можете назвать?
(Используя таблички с главными ценностями человека, дети называют права)
- Как вы считаете, мы назвали все права?
(Нет. Когда вам исполнится 18 лет, вы будете пользоваться всеми правами,
записанными в Конституции)
7. Принятие законов жизни класса.
- Конституция – основной закон нашей страны, в нем записаны основные
права и обязанности граждан России. Но мне бы хотелось, чтобы у нас в
классе были свои законы, которые необходимо выполнять каждому ученику
нашего класса, чтобы стать достойным гражданином своей Родины.
- Актив класса ознакомит вас с проектом данных законов.
1. Закон правды
Запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь
справедлив.
2. Закон добра
Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.
3. Закон заботы
Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к одноклассникам. Помни
об их интересах, потребностях, нуждах.
4. Закон милосердия
Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах.
Не забывай о них!
5. Закон уважения
Хочешь, чтобы тебя уважали – уважай других!
6. Закон чести
Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей
духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.
- Что вы можете сказать о проекте законов?
(Высказывания детей)
- Это проект законов, но их можно утвердить. Для этого мы воспользуемся,
как взрослые, правом на голосование.
А голосовать мы будем необычным способом. У вас на партах лежат листы с
обведенными вашими ладонями. Напишите на них свое имя. Кому хочется,
чтобы наш класс был дружным, чтобы нам было хорошо и комфортно
учиться, получать новые знания, может проголосовать за принятие законов
жизни класса.
8.Рефлексия.
(Дети прикрепляют ладони на доску)
9. Итог занятия.
- Какие открытия вам удалось сделать сегодня на занятии?
(Высказывания детей)
Обобщение.
- Закончим наше занятие стихотворением Е. Синицына «Берегите Россию»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Я - маленький гражданин России"
Цель: познакомиться с понятиями: государство, гражданин, конституция; государственные символы страны, герб, флаг, гимн; развивать интерес к истории России; воспитывать чувство ...
Классный час "Я -гражданин России"
Дана разработка кл.часа "Я - гражданин России"...
Классный час в 1 классе "Я - ГРАЖДАНИН РОССИИ"
Знакомство учащихся с некоторыми эпизодами истории России, символами власти, великими людьми....
Классный час "Я - гражданин России"
На классном часе учащиеся узнают о символике нашего государства, о происхождении и особенностях гимна, флага, герба Российской Федерации, у ребят воспитывается чувство патриотизма....
Классный час "Я – гражданин России"
Классный час "Я – гражданин России" Цель: определить отношение каждого ученика к позиции “быть гражданином”; Затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, высветлить в их душев...
Классный час « Я – маленький гражданин России».
Классный час....
Роль классного руководителя в воспитании гражданина России.
Журнал: "Научный обозреватель" 3-2012 ...