ПРОГРАММА «КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Гребенюк Екатерина Владимировна

Цель программы

Способствовать повышению уровня культуры общения школьников

Задачи программы

- развитие культуры общения человека;

- формирование культуры межличностного общения;

- формирование у детей знаний норм и правил общения;

- научить пользоваться полученными сведениями в любой жизненной ситуации;
- закреплять полученные навыки по культуре речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.rar447.82 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

«КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»

Автор: Боргер Екатерина                   Владимировна

       учитель начальных классов

      МОУ « Лазурненская СОШ»

        Паспорт программы

Наименование программы

Программа «Культура общения школьников»

Автор программы

Боргер Екатерина Владимировна, учитель начальных классов  МОУ «Лазурненская СОШ»

Цель программы

Способствовать повышению уровня культуры общения школьников

Задачи программы

- развитие культуры общения человека;

- формирование культуры межличностного общения;

- формирование у детей знаний норм и правил общения;

- научить пользоваться полученными сведениями в любой жизненной ситуации;
- закреплять полученные навыки по культуре речи.

Срок реализации

2014 – 2015 учебный год

Перечень основных мероприятий

Классные часы, практические занятие, родительское собрание

Исполнитель основных мероприятий

классный руководитель

Соисполнители

учащиеся класса, родители, психолог школы, библиотекарь

Ожидаемые результаты реализации программы

- учащиеся узнают правила общения в различных сферах жизни;

- учащиеся научаться правильно общаться со сверстниками и взрослыми;

- у учащихся разовьются такие качества личности, как доброжелательность, тактичность, вежливость, терпение, умение выражать свои мысли;

- расширение словарного запаса слов вежливыми фразами и выражениями.

                                          Актуальность проблемы

                   Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие производительные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.

Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен, оставаться полу животным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека.

С поступлением ребенка в школу происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми, причем довольно существенные. Прежде всего, увеличивается время, отводимое на обучение. Теперь большую часть дня дети проводят в контактах с окружающими людьми: родителями, учителями, другими детьми.

Лишь постоянное общение индивида с более развитыми, чем он сам, личностями, обладающими ценными знаниями, умениями и навыками, обеспечивают ему возможность приближения к соответствующим духовным ценностям.

Современные дети большое количество времени проводят за компьютерами, играя в различные стратегии. А, сколько времени они отдают Интернету? Современные родители насколько заняты своими взрослыми проблемами, что порой им не хватает времени на своих же детей. За не имением свободного времени у родителей, не все дети посещают театры и кинотеатры, не так часто, как хотелось бы семьи проводят время на природе.

А умеют ли наши, современные дети и ученики общаться? Знают ли они основные правила общения?  

Мой, 1 класс – это специфический класс. В классе, численностью в 28 человек, учатся дети и из полных семей, и малообеспеченные. Многие учащиеся импульсивные, вспыльчивые, грубые в общении с одноклассниками и учителями.  Лишенные родительского тепла и внимания, порой отданные на воспитание улице, они не знают многих норм и правил поведения. А ведь им тоже предстоит выход в большую взрослую жизнь, жизнь, где надо уметь общаться, в жизнь, где кроме тебя есть много людей и развитие коммуникативных умений играет не мало важную роль.  

Считаю, что на мне, как на классном руководителе данного класса лежит большая ответственность за подготовку детей к взрослой жизни. И формирование культуры общения – одно из основных направлений моей работы.

Основные идеи, цели и задачи программы

Идея программы заключается в том, чтобы научить детей или усовершенствовать их навыки и умения в общении.

Цель - способствовать повышению уровня культуры общения школьников.

Задачи программы:

- развитие культуры общения человека;

- формирование культуры межличностного общения;

- формирование у детей знаний норм и правил общения;
- закрепление полученных навыков по культуре речи.

                Этапы и сроки реализации программы

                         I. Организационный (сентябрь 2014 года)

- изучение коллектива класса; сбор информации;

- разработка программы.

II. Деятельностный (октябрь 2014 года- апрель 2015 года)

- реализация программы.

III. Обобщающий (май 2015 года)  

- анализ полученных данных, обобщение опыта, определение перспективных направлений совершенствования данной деятельности.

        Методы  работы:

  • метод наблюдения;
  • беседа;
  • анкетирование;
  • тестирование;
  • эксперимент;
  • социометрия;
  • изучение личных дел учащихся.

Формы работы:

- классный час

- ролевая игра;

- тест-игра;

- практическое занятие;

- родительское собрание.

Развитие таких качеств личности, как доброжелательность, тактичность, вежливость, терпение, умение выражать свои мысли и  расширение словарного запаса словами вежливыми фразами и выражениями – будут являться критериями оценивания эффективности данной программы.

Эффективности данной программы будет оцениваться с помощью тестов, наблюдения, включением учащихся в ролевые игры, анализа дневников участников программы.  

Содержание программы

Тема

Цель

Форма

1

Введение. Понятие «Общение»

Знакомство с курсом; беседа о значении «общения»

беседа

2

Приятно ли бы Барбосом? Поговорим о кличках

Понятие «кличка»; выработка доброжелательного отношения друг к другу

Классный час

3

Правила общения по телефону

Телефон в жизни человека. Правила общения

Классный час

4

Правила общения: мы в гостях и гости в доме

Понятие «гости». Прием и отказ от предложения. Отношения между гостями. Уход, прощание из гостей.

Классный час

5

Правила общения: идем в магазин

Формирование навыков общения в магазине

Классный час

6

Правила общения: мы в кинотеатре

Формирование навыков общения в кинотеатре

Классный час

7

Правила общения: мы в театре

Правила хорошего тона в театре

Классный час

8

Правила общения: заглянем в мамины глаза

Правда и ложь в жизни человека

Классный час

9

Правила общения: природа – твой друг

Природа в жизни человека.

Классный час

10

Правила общения: посещаем библиотеку

Правила хорошего тона в библиотеке

Классный час

11

Итоговое занятие

Составление «Кодекса правильного общения»; вручение свидетельств

Занятие № 1.  Введение. Понятие «Общение»

        Знакомство с курсом; беседа о значении «общения». Тестирование «Хорошо ли вы воспитаны?» Составление социометрии.

Занятие № 2. Приятно ли бы Барбосом? Поговорим о кличках

                Понятие «кличка»; выработка доброжелательного отношения друг к другу. Решение ситуаций. Тест – игра «С тобой приятно общаться»

Занятие № 3. Правила общения по телефону

                Телефон в жизни человека. Правила общения. Ролевая игра «Алло, кто говорит»

Занятие № 4. Правила общения: мы в гостях и гости в доме

                Понятие «гости». Прием и отказ от предложения. Отношения между гостями. Уход, прощание из гостей.

Занятие № 5. Правила общения: идем в магазин

                Формирование навыков общения в магазине

Занятие № 6. Правила общения: мы в кинотеатре

                Формирование навыков общения в кинотеатре. Практическое занятие «Посещение кинотеатра»

Занятие № 7. Правила общения: мы в театре

                Правила хорошего тона в театре. Ролевая игра «В театре». Практическое занятие «Посещение театра»

Занятие № 8. Правила общения: заглянем в мамины глаза

                Правда и ложь в жизни человека

Занятие № 9. Правила общения: природа – твой друг

                Природа в жизни человека.

Занятие № 10. Правила общения: посещаем библиотеку

                Правила хорошего тона в библиотеке. Практическое занятие «Посещение библиотеки»

Занятие № 11. Итоговое занятие

                Составление «Кодекса правильного общения»; вручение свидетельств

Занятие № 12. Родительское собрание «Правила общения с ребенком »

Содержание программы

                 Программа «Культура общения школьников» ориентирована на учащихся начальных классов. Программа продолжается в течение одного учебного года и состоит из тематических классных часов, практических занятий, ролевых игр, тренингов, посещений общественных мест (театр, кинотеатр, библиотека).

        В начале программы учащимся раздаются дневники «Как я изучаю правила общения». Заполнение дневников ведется на протяжении всей программы. Дневник имеет несколько разделов. «Тема занятия», «Мне интересно…», «Сегодня я узнал(а)», «Самооценка». Учащиеся получают уже готовые дневники, заполняют лишь разделы 2 – 4.  

Любое классное мероприятие начинается с оценки эмоционального состояния учащихся. С помощью трех мимик (удивление, радость и грусть) учащимся необходимо передать свое настроение на начало занятия и на его окончания.

Кроме теоретического материала, программа предполагает участие учащихся в различных видах практической работы. Решая различные ситуации, учащиеся на практике променяют теоретический материал. Итогом каждого классного часа является составление памятки «Правила общения». В конце программы все правила сведутся в единый «Кодекс правильного общения».

На итоговом занятие учащиеся получат свидетельство о прохождении курса по этике «Культура общения школьника».

Программа предполагает и родительское собрание на тему «Основные правила общения с ребенком», цель которого, помочь родителям в преодолении барьеров в общении со своими детьми и получение практических рекомендации.

Критерии оценивания эффективности данной программы

Критерии

Диагностические средства

Доброжелательность

-Экспресс-диагностика качеств личности

- Диагностика доброжелательности по шкале Кэмпбелла

- Педагогическое наблюдение

Тактичность

- Метод групповой оценки

-Экспресс-диагностика качеств личности

- Шкала "Техника общения" Творогова

- Педагогическое наблюдение

Вежливость

-Экспресс-диагностика качеств личности

- Педагогическое наблюдение

Терпение

- Педагогическое наблюдение

Расширение словарного запаса словами вежливыми фразами и выражениями

- Методика "Определение активного словарного запаса"

- Методика Розенцвейга

- Педагогическое наблюдение

Развитие коммуникативных умений

- Тест коммуникативных умений Михельсона

- Тест оценки коммуникативных умений

- Оценка уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского)

- Педагогическое наблюдение 


Образец дневника «Как я изучаю правила общения»

Фамилия, Имя ученика (цы)  

Тема занятия

Мне интересно…

Сегодня я узнал(а)

Самооценка

1

Введение. Понятие «Общение»

2

Правила общения по телефону

3

Приятно ли бы Барбосом? Поговорим о кличках

4

Правила общения: мы в гостях и гости в доме

5

Правила общения: идем в магазин

6

Правила общения: мы в кинотеатре

7

Правила общения: мы в театре

8

Правила общения: заглянем в мамины глаза

9

Правила общения: природа – твой друг

10

Правила общения: посещаем библиотеку

Оценка эмоционального состояния детей

        - грусть

        

        

                     - радость

        

        

        - удивление


СВИДЕТЕЛЬСТВО

 О прохождение курса по этике

«Культура общения школьников»

Выдано

Ученику (це) _____класса МОУ « Лазурненская СОШ»

__________________________________________________

Руководитель программы                                                           Боргер Е. В.

        

                                          г. Челябинск, 2015 год

Тест «Хорошо ли вы воспитаны?»

Подчеркните «да», если вы согласны с утверждением, или «нет», если вы не согласны.

  1. Вы всегда приветливо здороваетесь с людьми, несмотря на свое настроение?

Да Нет

  1. Выходя из здания, вы придерживаете тяжелые двери, чтобы они не ударили человека, который идет следом.  

Да Нет

  1. Продвигаясь к выходу из трамвая, вы вежливо обращаетесь к пассажирам: «Пожалуйста, разрешите пройти»

Да Нет

  1. Вы здороваетесь везде, куда бы ни пришли, даже в лифте и в магазине?

 Да Нет

  1. В театре вы проходите к своему месту, повернувшись лицом к людям, которые уже сидят?

Да Нет

  1. Вы считаете, что указательный палец назван так для того, чтобы указывать им направление?

Да Нет

  1. Вы пришили в кинотеатр. Должна ли дама снимать свой головной убор?

Да Нет

  1. должен ли левша для рукопожатия протягивать левую руку?

Да Нет

  1. Должен ли мужчина, идя в компании двух женщин, занимать место в центре?

Да Нет

  1. Можно ли выражать соболезнования по телефону?

Да Нет

  1. При механическом обрыве телефонной связи, если разговор еще не закончен, вновь набрать номер телефона должен тот, кто звонил?

Да Нет

За каждый ответ, который совпадает с правильным, начислите себе по пять баллов. Правильные ответы «да» - 1,2,3,5,7,11 пункты и «нет» - 4,6,8,9,10.

Сложите сумму баллов

45 и выше – отлично

35-40 – хорошо

25-30 – удовлетворительно

0-20 – плохо  

Социометрия «Общение моих одноклассников»

  1. Кто, по-вашему, мнению, самый вежливый в классе?
  2. У кого из класса самый большой словарный запас?
  3. Кого вы можете назвать «доброжелательным»?

Тест – игра «С тобой приятно общаться»

Известно, что ссоры между людьми чаще всего возникают из-за отсутствия культуры общения. В ссорах чаще обвиняют других.

Умеем ли мы общаться, лучше всего знают те, с кем мы общаемся. На улице, в школе вам приходится постоянно общаться со сверстниками. Давайте проверим, какие вы в общении.

Детям раздаются небольшие листки для записи (количество листков у каждого равно количеству человек в группе), на которых дети пишут соответствующее значение для каждого ученика.

Расшифровка баллов написана на доске:

+ 2 – с тобой очень приятно общаться

+ 1 – ты не самый общительный человек

0 – не знаю, я мало с тобой общаюсь

-1 – с тобой иногда неприятно общаться

- 2 – с тобой очень тяжело общаться.

В театре (ролевая игра).

И вот настал день, вы пришли в театр. Вошли в раздевалку, отдали одежду, взяли номерок и прошли в зал. Нашли свои места.

  • Как надо проходить по ряду к своему месту?
  • Как надо вести себя во время спектакля?
  • Давайте послушаем, что же произошло с девочкой в театре, которая не умела себя вести? (Читается по ролям заранее приготовленное

     стихотворение А. Барто «В театре»).

  • Почему девочка ничего не  увидела на сцене?
  • Чтобы с вами этого не случилось, надо быть очень собранными, номерки положить в сумочку, во время спектакля ее не открывать. А если что-то у вас упало, не надо беспокоиться. Будет перерыв, и вы все найдете.
  • А как вести себя после спектакля?
  • Ребята, когда вы посмотрели спектакль, не надо сразу же убегать из зала. Это некрасиво. Надо поблагодарить актеров, преподнести цветы. А потом, не торопясь, не толкаясь пойти в раздевалку.

Тест коммуникативных умений Михельсона

Автор: Л. Михельсон. Перевод и адаптация Ю. З. Гильбуха
Цель: Определение уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений.
Инструкция: Мы просим Вас внимательно прочитать каждую из описанных ситуаций и выбрать один вариант поведения в ней. Это должно быть наиболее характерное для Вас поведение, то, что Вы действительно делаете в таких случаях, а не то, что, по-вашему, следовало бы делать.

        

        Тестовый материал:

        1. Кто-либо говорит Вам: "Мне кажется, что Вы замечательный человек". Вы обычно в подобных ситуациях:

        а) Говорите: "Нет, что Вы! Я таким не являюсь".

        б) Говорите с улыбкой: "Спасибо, я действительно человек выдающийся".

        в) Говорите: "Спасибо".

        г) Ничего не говорите и при этом краснеете.

        д) Говорите: "Да, я думаю, что отличаюсь от других и в лучшую сторону".

        2. Кто-либо совершает действие или поступок, который, по Вашему мнению, являются замечательными. В таких случаях Вы обычно:

        а) Поступаете так, как если бы это действие не было столь замечательным, и при этом говорите: "Нормально!"

        б) Говорите: "Это было отлично, но я видел результаты получше".

        в) Ничего не говорите.

        г) Говорите: "Я могу сделать гораздо лучше".

        д) Говорите: "Это действительно замечательно!"

        3. Вы занимаетесь делом, которое Вам нравится, и думаете, что оно у Вас получается очень хорошо. Кто-либо говорит: "Мне это не нравится!" Обычно в таких случаях Вы:

        а) Говорите: "Вы - болван!"

        б) Говорите: "Я все же думаю, что это заслуживает хорошей оценки".

        в) Говорите: "Вы правы", хотя на самом деле не согласны с этим.

        г) Говорите: "Я думаю, что это выдающийся уровень. Что Вы в этом понимаете".

        д) Чувствуете себя обиженным и ничего не говорите в ответ.

        4. Вы забыли взять с собой какой-то предмет, а думали, что принесли его, и кто-то говорит Вам: "Вы такой растяпа! Вы забыли бы и свою голову, если бы она не была прикреплена к плечам". Обычно Вы в ответ:

        а) Говорите: "Во всяком случае, я толковее Вас. Кроме того, что Вы в этом понимаете!"

        б) Говорите: "Да, Вы правы. Иногда я веду себя как растяпа".

        в) Говорите: "Если кто-либо растяпа, то это Вы".

        г) Говорите: "У всех людей есть недостатки. Я не заслуживаю такой оценки только за то, что забыл что-то".

        д) Ничего не говорите или вообще игнорируете это заявление.

        5. Кто-либо, с кем Вы договорились встретиться, опоздал на 30 минут, и это Вас расстроило, причем человек этот не дает никаких объяснений своему опозданию. В ответ Вы обычно:

        а) Говорите: "Я расстроен тем, что Вы заставили меня столько ожидать".

        б) Говорите: "Я все думал, когда же Вы придете".

        в) Говорите: "Это был последний раз, когда я заставил себя ожидать Вас".

        г) Ничего не говорите этому человеку.

        д) Говорите: "Вы же обещали! Как Вы смели так опаздывать!"

        6. Вам нужно, чтобы кто-либо сделал для Вас одну вещь. Обычно в таких случаях Вы:

        а) Никого ни о чем не просите.

        б) Говорите: "Вы должны сделать это для меня".

        в) Говорите: "Не могли бы Вы сделать для меня одну вещь?", после этого объясняете суть дела.

        г) Слегка намекаете, что Вам нужна услуга этого человека.

        д) Говорите: "Я очень хочу, чтобы Вы сделали это для меня".

        7. Вы знаете, что кто-то чувствует себя расстроенным. Обычно в таких ситуациях Вы:

        а) Говорите: "Вы выглядите расстроенным. Не могу ли я помочь?"

        б) Находясь рядом с этим человеком, не заводите разговора о его состоянии.

        в) Говорите: "У Вас какая-то неприятность?"

        г) Ничего не говорите и оставляете этого человека наедине с собой.

        д) Смеясь, говорите: "Вы просто как большой ребенок!"

        8. Вы чувствуете себя расстроенным, а кто-либо говорит: "Вы выглядите расстроенным". Обычно в таких ситуациях Вы:

        а) Отрицательно качаете головой или никак не реагируете.

        б) Говорите: "Это не Ваше дело!"

        в) Говорите: "Да, я немного расстроен. Спасибо за участие".

        г) Говорите: "Пустяки".

        д) Говорите: "Я расстроен, оставьте меня одного".

        9. Кто-либо порицает Вас за ошибку, совершенную другими. В таких случаях Вы обычно:

        а) Говорите: "Вы с ума сошли!"

        б) Говорите: "Это не моя вина. Эту ошибку совершил кто-то другой".

        в) Говорите: "Я не думаю, что это моя вина".

        г) Говорите: "Оставьте меня в покое, Вы не знаете, что Вы говорите".

        д) Принимаете свою вину или не говорите ничего.

        10. Кто-либо просит Вас сделать что-либо, но Вы не знаете, почему это должно быть сделано. Обычно в таких случаях Вы:

        а) Говорите: "Это не имеет никакого смысла, я не хочу это делать".

        б) Выполняете просьбу и ничего не говорите.

        в) Говорите: "Это глупость; я не собираюсь этого делать".

        г) Прежде чем выполнить просьбу, говорите: "Объясните, пожалуйста, почему это должно быть сделано".

        д) Говорите: "Если Вы этого хотите...", после чего выполняете просьбу.

        11. Кто-то говорит Вам, что, по его мнению, то, что Вы сделали, великолепно. В таких случаях Вы обычно:

        а) Говорите: "Да, я обычно это делаю лучше, чем большинство других людей".

        б) Говорите: "Нет, это не было столь здорово".

        в) Говорите: "Правильно, я действительно это делаю лучше всех".

        г) Говорите: "Спасибо".

        д) Игнорируете услышанное и ничего не отвечаете.

        12. Кто-либо был очень любезен с Вами. Обычно в таких случаях Вы:

        а) Говорите: "Вы действительно были очень любезны по отношению ко мне".

        б) Действуете так, будто этот человек не был столь любезен к Вам, и говорите: "Да, спасибо".

        в) Говорите: "Вы вели себя в отношении меня вполне нормально, но я заслуживаю большего.

        г) Игнорируете этот факт и ничего не говорите.

        д) Говорите: "Вы вели себя в отношении меня недостаточно хорошо".

        13. Вы разговариваете с приятелем очень громко, и кто-либо говорит Вам: "Извините, но Вы ведете себя слишком шумно". В таких случаях Вы обычно:

        а) Немедленно прекращаете беседу.

        б) Говорите: "Если Вам это не нравится, проваливайте отсюда".

        в) Говорите: "Извините, я буду говорить тише", после чего ведется беседа приглушенным голосом.

        г) Говорите: "Извините" и прекращаете беседу.

        д) Говорите: "Все в порядке" и продолжаете громко разговаривать.

        14. Вы стоите в очереди, и кто-либо становится впереди Вас. Обычно в таких случаях Вы:

        а) Негромко комментируете это, ни к кому не обращаясь, например: "Некоторые люди ведут себя очень нервно".

        б) Говорите: "Становитесь в хвост очереди!"

        в) Ничего не говорите этому типу.

        г) Говорите громко: "Выйди из очереди, ты, нахал!"

        д) Говорите: "Я занял очередь раньше Вас. Пожалуйста, станьте в конец очереди".

        15. Кто-либо делает что-нибудь такое, что Вам не нравится и вызывает у Вас сильное раздражение. Обычно в таких случаях Вы:

        а) Выкрикиваете: "Вы болван, я ненавижу Вас!"

        б) Говорите: "Я сердит на Вас. Мне не нравится то, что Вы делаете".

        в) Действуете так, чтобы повредить этому делу, но ничего этому типу не говорите.

        г) Говорите: "Я рассержен. Вы мне не нравитесь".

        д) Игнорируете это событие и ничего не говорите этому типу.

        16. Кто-либо имеет что-нибудь такое, чем Вы хотели бы пользоваться. Обычно в таких случаях Вы:

        а) Говорите этому человеку, чтобы он дал Вам эту вещь.

        б) Воздерживаетесь от всяких просьб.

        в) Отбираете эту вещь.

        г) Говорите этому человеку, что Вы хотели бы пользоваться данным предметом, и затем просите его у него.

        д) Рассуждаете об этом предмете, но не просите его для пользования.

        17. Кто-либо спрашивает, может ли он получить у Вас определенный предмет для временного пользования, но так как это новый предмет, Вам не хочется его одалживать. В таких случаях Вы обычно:

        а) Говорите: "Нет, я только что достал его и не хочу с ним расставаться; может быть когда-нибудь потом".

        б) Говорите: "Вообще-то я не хотел бы его давать, но Вы можете попользоваться им".

        в) Говорите: "Нет, приобретайте свой!"

        г) Одалживаете этот предмет вопреки своему нежеланию.

        д) Говорите: "Вы с ума сошли!"

        18. Какие-то люди ведут беседу о хобби, которое нравится и Вам, и Вы хотели бы присоединиться к разговору. В таких случаях Вы обычно:

        а) Не говорите ничего.

        б) Прерываете беседу и сразу же начинаете рассказывать о своих успехах в этом хобби.

        в) Подходите поближе к группе и при удобном случае вступаете в разговор.

        г) Подходите поближе и ожидаете, когда собеседники обратят на Вас внимание.

        д) Прерываете беседу и тотчас начинаете говорить о том, как сильно Вам нравится это хобби.

        19. Вы занимаетесь своим хобби, а кто-либо спрашивает: "Что Вы делаете?" Обычно Вы:

        а) Говорите: "О, это пустяк". Или: "Да ничего особенного".

        б) Говорите: "Не мешайте, разве Вы не видите, что я занят?"

        в) Продолжаете молча работать.

        г) Говорите: "Это совсем Вас не касается".

        д) Прекращаете работу и объясняете, что именно Вы делаете.

        20. Вы видите споткнувшегося и падающего человека. В таких случаях Вы:

        а) Рассмеявшись, говорите: "Почему Вы не смотрите под ноги?"

        б) Говорите: "У Вас все в порядке? Может быть, я что-либо могу для Вас сделать?"

        в) Спрашиваете: "Что случилось?"

        г) Говорите: "Это все колдобины в тротуаре".

        д) Никак не реагируете на это событие.

        21. Вы стукнулись головой о полку и набили шишку. Кто-либо говорит: "С Вами все в порядке?" Обычно Вы:

        а) Говорите: "Я прекрасно себя чувствую. Оставьте меня в покое!"

        б) Ничего не говорите, игнорируя этого человека.

        в) Говорите: "Почему Вы не занимаетесь своим делом?"

        г) Говорите: "Нет, я ушиб свою голову, спасибо за внимание ко мне".

        д) Говорите: "Пустяки, у меня все будет о'кей".

        22. Вы допустили ошибку, но вина за нее возложена, но кого-либо другого. Обычно в таких случаях Вы:

        а) Не говорите ничего.

        б) Говорите: "Это их ошибка!"

        в) Говорите: "Эту ошибку допустил Я".

        г) Говорите: "Я не думаю, что это сделал этот человек".

        д) Говорите: "Это их горькая доля".

        23. Вы чувствуете себя оскорбленным словами, сказанными кем-либо в Ваш адрес. В таких случаях Вы обычно:

        а) Уходите прочь от этого человека, не сказав ему, что он расстроил Вас.

        б) Заявляете этому человеку, чтобы он не смел больше этого делать.

        в) Ничего не говорите этому человеку, хотя чувствуете себя обиженным.

        г) В свою очередь оскорбляете этого человека, называя его по имени.

        д) Заявляете этому человеку, что Вам не нравится то, что он сказал, и что он не должен этого делать снова.

        24. Кто-либо часто перебивает, когда Вы говорите. Обычно в таких случаях Вы:

        а) Говорите: "Извините, но я хотел бы закончить то, о чем рассказывал".

        б) Говорите: "Так не делают. Могу я продолжить свой рассказ?"

        в) Прерываете этого человека, возобновляя свой рассказ.

        г) Ничего не говорите, позволяя другому человеку продолжать свою речь.

        д) Говорите: "Замолчите! Вы меня перебили!"

        25. Кто-либо просит Вас сделать что-либо, что помешало бы Вам осуществить свои планы. В этих условиях Вы обычно:

        а) Говорите: "Я действительно имел другие планы, но я сделаю то, что Вы хотите.

        б) Говорите: "Ни в коем случае! Поищите кого-нибудь еще".

        в) Говорите: "Хорошо, я сделаю то, что Вы хотите".

        г) Говорите: "Отойдите, оставьте меня в покое".

        д) Говорите: "Я уже приступил к осуществлению других планов. Может быть, когда-нибудь потом".

        26. Вы видите кого-либо, с кем хотели бы встретиться и познакомиться. В этой ситуации Вы обычно:

        а) Радостно окликаете этого человека и идете ему навстречу.

        б) Подходите к этому человеку, представляетесь и начинаете с ним разговор.

        в) Подходите к этому человеку и ждете, когда он заговорит с Вами.

        г) Подходите к этому человеку и начинаете рассказывать о крупных делах, совершенных Вами.

        д) Ничего не говорите этому человеку.

        27. Кто-либо, кого Вы раньше не встречали, остановаливается и окликает Вас возгласом "Привет!" В таких случаях Вы обычно:

        а) Говорите: "Что Вам угодно?"

        б) Не говорите ничего

        в) Говорите: "Оставьте меня в покое".

        г) Произносите в ответ "Привет!", представляетесь и просите этого человека представиться в свою очередь.

        д) Киваете головой, произносите "Привет!" и проходите мимо.

Данный тест представляет собой разновидность теста достижений, то есть построен по типу задачи, у которой есть правильный ответ. В тесте предполагается некоторый эталонный вариант поведения, который соответствует компетентному, уверенному, партнерскому стилю. Стпень приближения к эталону можно определить по числу правильных ответов. Неправильные ответы подразделяются на неправильные "снизу" (зависимые) и неправильные "сверху" (агрессивные). Опросник содержит описание 27 коммуникативных ситуаций. К каждой ситуации предлагается 5 возможных вариантов поведения. Надо выбрать один, присущий именно ему способ поведения в данной ситуации. Нельзя выбирвать два или более вариантов или приписывать вариант, не указанный в опроснике. Авторами предлагается ключ, с помощью которого можно определить, к какому типу реагирования относится выбранный вариант ответа: уверенному, зависимому или агрессивному. В итоге предлагается подсчитать число правильных и неправильных ответов в процентном отношении к общему числу выбранных ответов.

Все вопросы разделены авторами на 5 типов коммуникативных ситуаций:
- ситуации, в которых требуется реакция на положительные высказывания партнера (вопросы 1, 2, 11, 12)
- ситуации, в которых подросток (старшеклассник) должен реагировать на отрицательные высказывания (вопросы 3, 4, 5, 15, 23, 24)
- ситуации, в которых к подростку (старшекласснику) обращаются с просьбой (вопросы 6, 10, 14, 16, 17, 25)
- ситуации беседы (13, 18, 19, 26, 27)
- ситуации, в которых требуется проявление эмпатии (понимание чувств и состояний другого человека (вопросы 7, 8, 9, 20, 21, 22).

Обработка и анализ результатов: Отметьте, какой способ общения Вы выбрали (зависимый, компетентный, агрессивный) в каждой предложенной ситуации в соответствии с ключом. Проанализируйте результаты: какие умения у Вас сформированы, какой тип поведения преобладает?

Блоки умений:

        1. Умение оказывать и принимать знаки внимания (комплименты) от сверстника - вопросы 1, 2, 11, 12.

        2. Реагирование на справедливую критику - вопросы 4, 13.

        3. Реагирование на несправедливую критику - вопросы 3, 9.

        4. Реагирование на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника - вопросы 5, 14, 15, 23, 24.

        5. Умение обратиться к сверстнику с просьбой - вопросы 6, 16.

        6. Умение ответить отказом на чужую просьбу, сказать "нет" - вопросы 10, 17, 25.

        7. Умение самому оказать сочувствие, поддержку - вопросы 7, 20.

        8. Умение самому принимать сочувствие и поддержку со стороны сверстников - вопросы 8, 21.

        9. Умение вступить в контакт с другим человеком, контактность - вопросы 18, 26.

        10. Реагирование на попытку вступить с тобой в контакт - вопросы 19, 27.

                    КЛЮЧИ

        зависимые        компетентные        агрессивные

1        АГ                БВ                Д

2        АВ                Д                БГ

3        ВД                Б                АГ

4        БД                Г                АВ

5        Г                АБ                ВД

6        АГ                ВД                Б

7        БГ                АВ                Д

8        АГ                В                БД

9        Д                БВ                АГ

10        БД                Г                АВ

11        БД                Г                АВ

12        БГ                А                ВД

13        АГ                В                БД

14        АВ                Д                БГ

15        ВД                Б                АГ

16        БД                Г                АВ

17        Г                АБ                ДВ

18        АГ                В                БД

19        АВ                Д                БГ

20        ГД                БВ                А

21        Б                ГД                АВ

22        А                ВГ                БД

23        АВ                Д                БГ

24        Г                АБ                ВД

25        В                АД                БГ

26        ВД                АБ                Г

27        БД                АГ                В

 

МЕТОД ГРУППОВОЙ ОЦЕНКИ

Педагог проводит с учащимися обсуждение по теме 'Какие качества нужны человеку для общения'. После обсуждения педагог делает запись на доске. С вашей помощью подростки могут прийти примерно к такому 'набору':

      умение слушать собеседника;
способность сочувствовать и сопереживать;
тактичность;
деликатность;
отзывчивость.

Далее вы предлагаете ребятам определить, в какой мере им самим присущи эти качества.
Для этого необходимо раздать учащимся заранее приготовленные чистые полоски бумаги размером приблизительно 25 х 4 см (оценочные листы).
Подростки должны будут оценить степень развития определяемых качеств как у самих себя, так и у всех своих одноклассников.
Критерии этих оценок педагог пишет на доске.

Оценки 

5 - определяемые качества проявляются всегда, общение с этим человеком приносит радость и удовлетворение;

4 - эти качества проявляются часто;

3 - трудно сказать, часто проявляются или редко;

2 - проявляются редко, общение часто приносит разочарование и неудовлетворение;

1 - не проявляются никогда, общение грозит конфликтом.

Получив оценочный лист (ту самую полоску бумаги), учащиеся должны написать в верхней его части свою фамилию, а в нижней части поставить себе оценку по приведенным критериям. Затем нижний край оценочного листа загибается таким образом, чтобы проставленная оценка не была видна.
Далее лист передается соседу по парте. Он оценивает степень развития качеств общения у того, чья фамилия написана наверху. Оценка снова ставится внизу, закрывается, и лист передается дальше.
Нужно организовать передачу оценочных листов по кругу, то есть так, чтобы на оценочном листе каждого были проставлены оценки всех остальных учащихся класса.
После того как все оценочные листы обойдут полный круг, они возвращаются к своим владельцам. Развернув их, учащиеся увидят, как их качества общения оценивают одноклассники. Здесь полезно предложить подсчитать среднюю оценку, выставленную товарищами, и сравнить ее со своей самооценкой (напомните учащимся, что она самая первая, самая нижняя в оценочном листе).

Можно обратить внимание учащихся на следующий факт. Психологи заметили, что человек при оценке других склонен приписывать им свои черты и качества. В данном случае это означает, что если кто-то на оценочных листах выставлял в основном '4' или '5', то он сам с большой вероятностью обладает определяемыми качествами.
При использовании метода групповой оценки педагогу надо иметь в виду, что при наличии конфликтной ситуации в классе кто-то может получить резко отрицательные оценки. Поэтому педагог должен сам решать в каждом конкретном случае, возможно ли использование описанного приема или нет.

Методика "Определение активного словарного запаса"

Ребенку предлагается любая картинка, на которой изображены люди и различные предметы (например, такая, которая изображена ниже). Его просят в течение 5 минут как можно подробнее рассказать о том, что изображено и что происходит на этой картинке.

Рисунок. Примерная картинка к методике, предназначенной для определения активного словарного запаса ребёнка младшего школьного возраста: Примерная картинка к методике, предназначенной для определения активного словарного запаса ребёнка младшего школьного возраста.

Речь ребенка фиксируется в специальном протоколе, форма которого приводится в таблице, и затем анализируется.

Таблица. Форма протокола к методике оценки активного словарного запаса младшего школьника

№ п/п

Фиксируемые признаки речи

Частота употребления этих признаков ребёнком

1

Существительные

2

Глаголы

3

Причастия

4

Деепричастия

5

Прилагательные в начальной форме

6

Прилагательные в сравнительной степени

7

Прилагательные в превосходной степени

8

Союзы

9

Предлоги

10

Частицы

11

Однородные члены предложения

12

Сложные предложения с союзами типа «и», «а», «но», «да», «или» и др.

13

Сложные предложения, соединённые подчинительными союзами типа: «который», «потому что», «так как» и др.

14

Вводные конструкции, начинающиеся со слов «во-первых», «по моему мнению», «я думаю», «мне кажется» и т.п.

  В этом протоколе отмечается частота употребления ребенком различных частей речи, сложных предложений с союзами и вводных конструкций, что свидетельствует об уровне развития его речи. Во время проведения психодиагностического эксперимента все эти признаки, включенные в форму протокола, отмечаются в его правой части.

Оценка результатов

10 баллов ребенок получает в том случае, если в его речи (рассказе по картинке) встречаются не менее 10 из перечисленных в протоколе признаков.

В 8-9 баллов его речь оценивается тогда, когда в ней обнаруживается не менее 8-9 разных протокольных признаков.

6-7 баллов за свою речь ребенок зарабатывает при наличии 6-7 разных признаков.

Оценка в 4-5 баллов ему дается за присутствие в речи 4-5 разных признаков.

2-3 балла — в речи присутствуют 2-3 признака.

0-1 балл — рассказа нет или в нем имеются 1-2 слова, представляющие собой одну-единственную часть речи.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий.
4-7 баллов - средний.
2-3 балла - низкий.
0-1 балл - очень низкий.

Экспресс – диагностика качеств личности

Инструкция к тесту

Перед вами оценочный лист. С его помощью по семибалльной шкале определите степень выраженности черт своего характера или характера другого оцениваемого лица, поставив соответствующую точку на шкале баллов. При этом семью баллами (левая часть шкалы) оцениваются ярко выраженные черты высоконравственного поведения.

Опросник

 

 

0

1

2

3

4

5

6

7

 

1

Тактичность

 

 

 

 

 

 

 

Бестактность

2

Вежливость

 

 

 

 

 

 

 

Грубость

3

Отзывчивость

 

 

 

 

 

 

 

Равнодушие

4

Организованность

 

 

 

 

 

 

 

Безалаберность

5

Трудолюбие

 

 

 

 

 

 

 

Лень

6

Доброжелательность

 

 

 

 

 

 

 

7

Инициативность

 

 

 

 

 

 

 

Безынициативность

8

Уверенность в себе

 

 

 

 

 

 

 

Неуверенность

9

Аккуратность

 

 

 

 

 

 

 

Неряшливость

10

Бережливость

 

 

 

 

 

 

 

Расточительность

 

 

0

1

2

3

4

5

6

7

 

Обработка и интерпретация результатов

Максимальная сумма баллов, которую можно получить, равна 70.

Назначение теста

Понятие "коммуникативные умения" включает в себя оценку собеседника, определение его сильных и слабых сторон, умение установить дружескую атмосферу, умение понять проблемы собеседника и т.д. Методика предназначена для проверки этих качеств .

Вариант I

Инструкция к тесту

"Отметьте ситуации, которые вызывают у Вас неудовлетворение или досаду и раздражение при беседе с любым человеком - будь то Ваш товарищ, сослуживец, непосредственный начальник, руководитель или просто случайный собеседник".

Тестовый материал

  1. Собеседник не дает мне шанса высказаться, у меня есть, что сказать, но нет возможности вставить слово.
  2. Собеседник постоянно прерывает меня во время беседы.
  3. Собеседник никогда не смотрит в лицо во время разговора, и я не уверен, слушает ли он меня.
  4. Разговор с таким партнером часто вызывает чувство пустой траты времени.
  5. Собеседник постоянно суетится, карандаш и бумага занимают его больше, чем мои слова.
  6. Собеседник никогда не улыбается. У меня возникает чувство недовольства и тревоги.
  7. Собеседник отвлекает меня вопросами и комментариями.
  8. Что бы я ни сказал, собеседник всегда охлаждает мой пыл.
  9. Собеседник всегда старается опровергнуть меня.
  10. Собеседник передергивает смысл моих слов и вкладывает в них другое содержание.
  11. Когда я задаю вопрос, собеседник заставляет меня защищаться.
  12. Иногда собеседник переспрашивает меня, делая вид, что не расслышал.
  13. Собеседник, не дослушав до конца, перебивает меня лишь затем, чтобы согласиться.
  14. Собеседник при разговоре сосредоточенно занимается по сторонним: играет сигаретой, протирает стекла и т.д., и я твердо уверен, что он при этом невнимателен.
  15. Собеседник делает выводы за меня.
  16. Собеседник всегда пытается вставить слово в мое повествование.
  17. Собеседник всегда смотрит на меня очень внимательно, не мигая.
  18. Собеседник смотрит на меня, как бы оценивая. Это меня беспокоит.
  19. Когда я предлагаю что-нибудь новое, собеседник говорит, что он думает так же.
  20. Собеседник переигрывает, показывая, что интересуется беседой, слишком часто кивает головой, ахает и поддакивает.

Интерпретация результатов теста

Подсчитайте процент ситуаций, вызывающих у Вас досаду и раздражение.

  • 70%-100% - Вы плохой собеседник. Вам необходимо работать над собой и учиться слушать.
  • 40%-70% - Вам присущи некоторые недостатки. Вы критически относитесь к высказываниям. Вам еще недостает некоторых достоинств хорошего собеседника, избегайте поспешных выводов, не заостряйте внимание на манере говорить, не притворяйтесь, не ищите скрытый смысл сказанного, не монополизируйте разговор.
  • 10%-40% - Вы хороший собеседник, но иногда отказываете партнеру в полном внимании. Повторяйте вежливо его высказывания, дайте ему время раскрыть свою мысль полностью, приспосабливайте свой темп мышления к его речи и можете быть уверены, что общаться с Вами будет еще приятнее.
  • 0%-10% - Вы отличный собеседник. Вы умеете слушать. Ваш стиль общения может стать примером для окружающих.

Вариант II

Инструкция к тесту

"На 10 вопросов следует дать ответы, которые оцениваются":

  • "почти всегда" - 2 балла;
  • "в большинстве случаев" - 4 балла;
  • "иногда" - 6 баллов;
  • "редко" - 8 баллов;
  • "почти никогда" - 10 баллов.

Тестовый материал

  1. Стараетесь ли Вы "свернуть" беседу в тех случаях, когда тема (или собеседник) неинтересны Вам?
  2. Раздражают ли Вас манеры Вашего партнера по общению?
  3. Может ли неудачное выражение другого человека спровоцировать Вас на резкость или грубость?
  4. Избегаете ли Вы вступать в разговор с неизвестным или малознакомым Вам человеком.
  5. Имеете ли Вы привычку перебивать говорящего?
  6. Делаете ли Вы вид, что внимательно слушаете, а сами думаете совсем о другом?
  7. Меняете ли Вы тон, голос, выражение лица в зависимости от того, кто Ваш собеседник?
  8. Меняете ли Вы тему разговора, если он коснулся неприятной для Вас темы?

Обработка и интерпретация результатов теста

Чем больше баллов, тем в большей степени развито умение слушать. Если набрано более 62 баллов, то слушатель "выше среднего уровня". Обычно средний балл слушателей 55.

ОЦЕНКА УРОВНЯ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ (тест В.Ф. Ряховского)

Тест содержит возможность определить уровень коммуникабельности человека. Отвечать на вопросы следует используя три варианта ответов – "да", "иногда" и "нет".

Инструкция: "Вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно: "да", "нет", "иногда".

Оценка ответов;

"да" – 2 очка, "иногда" – 1 очко, "нет" – 0 очков.

Полученные очки суммируются, и по классификатору определяется, к какой категории относится испытуемый.

  КЛАССИФИКАТОР ТЕСТА

30-31 очко. Вы явно некоммуникабельны, и это Ваша беда, так как больше всего страдаете от этого Вы сами. Но и близким Вам людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.

25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у Вас мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают Вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством – в Вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности Вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.

19-24 очков. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуют неохотно. В Ваших высказываниях порой слишком много сарказма, без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.

14-18 очков. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение.

9-13 очков. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы можете себя заставить не отступать.

4-8 очков. Вы, должно быть, "рубаха-парень". Общительность бьет из Вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Вы любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у Вас мигрень или даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами.

3 очка и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в Вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа не для Вас. Людям – и на работе, и дома, и вообще повсюду – трудно с Вами. Да, Вам надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям, наконец, подумайте о своем здоровье – такой стиль жизни не проходит бесследно.

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?

Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?

Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?

Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?

Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратится к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?

Верите ли Вы, что существует проблема "отцов и детей" и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?

В ресторане либо в столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?

Оказавшись один на один с незнакомым человеком. Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?

Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будете томиться в ожидании?

Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?

У Вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры и никаких чужих мнений на этот счет Вы не приемлете. Это так?

Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать и не вступать в разговор?

Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?

Диагностика доброжелательности по шкале Кэмпбелла

Инструкция к тесту

Внимательно прочитайте (прослушайте) пары суждений опросника. Если вы считаете, что какое-либо суждение из пары верно и соответствует вашему представлению о себе и других людях, то в банке ответов напротив номера суждения отметьте степень вашего согласия с ним, используя предложенную шкалу.

Если у вас возникли какие-нибудь вопросы, задайте их, прежде чем начнете выполнять тест.

Тестовый материал

  1. Выберите верное суждение
  1. Человек чаще всего может быть уверен в других людях.
  2. Доверять другому небезопасно, так как он может использовать это в своих целях.
  1. Выберите верное суждение
  1. Люди скорее будут помогать друг другу, чем оскорблять друг друга.
  2. В наше время вряд ли найдется такой человек, которому можно было бы полностью довериться.
  1. Выберите верное суждение
  1. Ситуация, когда человек работает для других, полна опасности.
  2. Друзья и сотрудники выступают лучшим гарантом безопасности.
  1. Выберите верное суждение
  1. Вера в других является основой выживания в наше время.
  2. Доверять другим равнозначно поиску неприятностей.
  1. Выберите верное суждение
  1. Если знакомый просит в займы, лучше найти способ отказать ему.
  2. Способность помочь другому составляет одну из лучших сторон нашей жизни.
  1. Выберите верное суждение
  1. «Договор дороже денег» - все еще лучшее правило в наше время.
  2. В наше время необходимо стремиться угрожать всем независимо от собственных принципов.
  1. Выберите верное суждение
  1. Невозможно перепрыгнуть через себя.
  2. Там, где есть воля, есть и результат.
  1. Выберите верное суждение
  1. В деловых отношениях не место дружбе.
  2. Основная функция деловых отношений состоит в возможности помочь другому.

Ключ к тесту

Выборы, отражающие доброжелательное отношение к другим людям: 1A, 2A, 3В, 4А, 5В, 6А, 7В, 8В.

При совпадении ответа испытуемого с ключом он оценивается в 1 балл, при несовпадении - в 0 баллов. Баллы суммируются.

Интепретация результатов теста

  • 4 балла и меньше - низкий показатель доброжелательного отношения к другим;
  • 4 – 8 баллов - средний показатель доброжелательного отношения к другим;
  • 8 баллов и выше - высокий показатель доброжелательного отношения к другим.

Шкала "Техника общения" Творогова

Автор: Н. Д. Творогов
Цель: Измерение уровня развития операционального и эмоционально-волевого компонентов коммуникативной компетентности.
Инструкция. Оцените максимально объективно свои способности и умения каждого из одногруппников, проявляемые в общении. При работе над опросником обсуждать вслух оценки не разрешается. На бланке ответов номера качеств обозначены по горизонтали, а фамилии одногруппников и ваша зашифрованы цифрами по вертикали. Сначала поставьте себе оценку по каждому из указанных качеств и обведите свой номер кружком в таблице, затем оцените своих товарищей. Оценки в соответствующих графах в 5-балльной системе, где 0 обозначает полное отсутствие характеристики, а 5 - максимальную ее выраженность. Десятичные дробные значения не допускаются. Если Вы не можете оценить данное умение или данного человека по каким-то причинам, то в соответствующих графах поставьте прочерки. Список группы прилагается.

        Коммуникативные умения:

        1. Умение начать разговор, найти общую тему.

        2. Способность длительное время поддерживать разговор.

        3. Понимание чувств и намерений другого человека.

        4. Умение воздерживаться от категорических суждений при оценке других.

        5. Умение выслушать собеседника.

        6. Умение выйти из общения, не обижая других.

        7. Приветливость.

        8. Хорошие манеры в общении.

        9. Тактичность.

        10. Умение точно и ясно высказывать свои мысли.

        11. Мимическая подвижность лица.

        12. Соответствие жестов ситуации.

        13. Соответствие мимики ситуации.

        14. Умение одеваться в соответствии с ситуацией.

        15. Соответствие интонации речи ее смыслу.

        16. Умение при желании включиться в начатую другими работу.

Тест Розенцвейга (детский вариант)

Данный вариант стимульного материала теста Розенцвейга, содержащий 15 картинок, разработан и апробирован В.В. Добровым.

Инструкция

«На картинке изображены два персонажа. Представь, что те слова, которые говорит родитель, учитель или сверстник, обращены к тебе. Что бы ты ответил ему в данной ситуации? И потом, форма ответа может быть одна, а чувства ты можешь испытывать другие, не совпадающие с формой ответа. Поэтому напиши свой возможный ответ, а в скобках то, что ты при этом чувствовал».

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа культура родного края

Актуальность программы заключена в том, что она рассчитана на детей, находящихся в условиях отсутствия языковой среды. В силу сложившихся исторических условий жизни приангарских бурят здесь нико...

Авторская программа "Культура здоровья" для учащихся 2-7 классов

Программа рассчитана на учащихся младших классов и среднего звена 5-7 классы. Всего на изучение программы отводится 170 часов, по 32 часа в каждом классе.Структура программы имеет «горизонтальны...

Тематическое планирование к программе "Культура здоровья"

Примерное тематическое планирование по программе "Культура здоровья"  во 2-7 классах...

Программа культуры здорового и безопасного образа жизни "Школа №1 - Территория здоровья"

Цель данной программы - создание здоровьесберегающей среды посредством формирования условий, способствующих саморазвитию и самовыражению ребенка, использования интерактивных методов обучения культуре ...

План-конспект урока по программе "Культура России и родного края" по теме "Народные танцы".

Данный материал содержит план-конспект урока по внеурочной деятельности по программе "Культура России и родного края" по теме: "Народные танцы".  2 классПлан-конспект открытого занятия по: КУЛЬТУ...

Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности для 2 класса по программе "Культура здоровья". Тема занятия: "Азбука дорожной безопасности".

Целями занятия являются: систематизировать знания о классификации дорожных знаков по группам, закрепить умение ориентироваться по сигналам светофора и дорожных знаков. На занятии формируются универсал...

Рабочая программа "Культура моего народа" 5 класс

Программа направлена на создание условий для расширения знаний учащихся в области родного языка, литературы и культуры мордовского народа, а также на развитие личностных качеств школьника, что являетс...