Авторская программа "Культура здоровья" для учащихся 2-7 классов
рабочая программа (4 класс) по теме

Иванушкина Лариса Ивановна

 

Программа рассчитана на учащихся младших классов и среднего звена 5-7 классы. Всего на изучение программы отводится 170 часов, по 32 часа в каждом классе.Структура программы имеет «горизонтальный»
принцип, т.е. обучение предлагается проводить по
идентичным направлениям (блокам), каждое из которых, основываясь на знаниях и умениях, полученных на предыдущих этапах обучения, расширяет объем теоретических сведений и сложность практических навыков.

Программа включает в себя четыре раздела, которые основаны на определении здоровья, данного Всемирной Организацией здравоохранения, как «состояния полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней».

 1 раздел  программы  «Я смотрю на себя, я слушаю себя».

 

 

2 раздел  программы  «Я  учусь творить свое здоровье».

3  раздел  программы   «Экология и здоровье».

 

 раздел программы   «Здоровый образ жизни».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kultura_zdorovya1.doc145 КБ

Предварительный просмотр:

 

Пояснительная записка.

Низкий уровень культуры здоровья населения привел к необходимости включения в учебно-воспитательный процесс предмета, способного утвердить основы здорового образа жизни через понимание здоровья как важнейшего личного и социального достояния.Предлагаемая   программа   -   это   попытка   создать единый «человекоцентрический» предмет, который служит самопознанию, самопринятию и самоуважению. Только знания своих собственных сильных и слабых сторон заставляет признать сильные и слабые стороны другого. Эта программа дает школьнику возможность поэтапного «открытия» в себе главных психических и физических составляющих здоровья.

Программа рассчитана на учащихся младших классов и среднего звена 5-7 классы. Всего на изучение программы отводится 170 часов, по 32 часа в каждом классе.Структура программы имеет «горизонтальный»
принцип, т.е. обучение предлагается проводить по
идентичным направлениям (блокам), каждое из которых, основываясь на знаниях и умениях, полученных на предыдущих этапах обучения, расширяет объем теоретических сведений и сложность практических навыков.

Программа включает в себя четыре раздела, которые основаны на определении здоровья, данного Всемирной Организацией здравоохранения, как «состояния полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней».

1 раздел  программы.  «Я смотрю на себя, я слушаю себя».

В этой части программы мы обращаем внимание детей на состояние общего душевного комфорта, воспитываем систему ценностей, установок, мотивов поведения человека в обществе. Тематика уроков в этом разделе направлена на то, что учащиеся должны получить следующие знания, умения и навыки:

1.        познакомиться   с   частями   своего   тела   и их функциями;

2.        уметь      выразить      словами      свои      чувства, испытываемые    при     общении    с    другими    людьми, природой;

3.        уметь    выразить    словами    свое    настроение,
доброжелательно относиться к людям, к членам семьи;

4.        соблюдать социальные нормы поведения;

5.        уметь позитивно относиться к самому себе и создавать свой положительный образ.

II раздел  программы. «Я  учусь творить свое здоровье».

Здесь мы говорим о физическом здоровье, т.е. изучаем текущее состояние органов и систем органов, а также их рост и развитие. Тематика данных уроков предусматривает у учащихся следующие знания, умения и навыки:

1. знать элементарное строение органов и систем,  их значение в жизни человека;

2.        соблюдать  санитарно-гигиенические  нормы  и правила;

3.        знать и уметь выполнять комплекс упражнений гимнастики   для   глаз,   дыхательной   гимнастики,   для улучшения кровообращения.

Учитывая экологическую обстановку Ill  раздел  программы.  «Экология и здоровье». на современном этапе, нельзя не говорить детям о том, какое значение экология имеет для нашего здоровья. На этих уроках учащиеся узнают о том, что человек - часть природы и, охраняя природу, он охраняет свое здоровье.

IV раздел программы. «Здоровый образ жизни».

Дети должны не только знать о вреде курения, алкоголя и наркотиков, но и уметь сопротивляться давлению, уметь сказать «нет», осознать пагубность этих наркотических веществ. Одним из главных требований к изучению этого раздела программы выступает: максимальное исключение возможности обратного эффекта - «повышенного интереса», т.е. сообщаемая информация не должна вызывать «поисковой активности» ребенка, желания на собственном опыте проверить достоверность фактов.Содержание программы отвечает требованиям федеральной программы «Здоровье», но некоторые разделы рассмотрены более глубоко.Выбор тем, изучаемых наиболее подробно, достаточно обоснован. Целый ряд заболеваний школьников обусловлен влиянием факторов внутришкольной среды, способствующих росту таких патологий как нарушение осанки, болезни органов зрения, сколиоз, психические расстройства и др.

На фоне негативных изменений экологической обстановки в программу включен блок «Экология и здоровье», который побуждает учащихся к решению продуктивных преобразовательных задач по отношению к природной реальности.

Главная цель программы — научить  школьников  вести  здоровый  образ  жизни  с  учетом  индивидуальности  каждого.

Исходя из главной цели, были сформированы и задачи программы:

1.Научить   ребенка      различным   методам эмоционального  сенсорного восприятия   и   оценки себя и окружающего мира.

2.Дать    знания    о    собственном    здоровье
и факторах, влияющих на состояние здоровья.

3.Научить   ребенка   практическим   методам самостоятельногопринятия решений, ориентированных на собственное здоровье.

4.Формировать важнейшие социальные навыки, способствующие социальной     адаптации, а также профилактика вредных привычек.

5.Побуждать учащихся  к сознательному выбору форм поведения, способствующихнаиболее эффективному самосовершенствованию.

На каждом уроке необходимо использовать деятельный подход в обучении, который побуждает обучаемых принимать на себя ответственность за знания. Среди многообразия методов обучения данному предмету можно выделить девять основных: дискуссионный метод, рассказ, наглядность, эксперимент, экскурсия, услуги, ролевая игра и драма, сочинение стихов и песен, игры.При реализации данной программы мы отказались от запугивания: «Не делай этого, а то заболеешь или умрешь». Такой подход, по данным психологов, низкоэффективен, информация быстро забывается.

В основу программы легли как авторские разработки, так и хорошо известные и зарекомендовавшие себя с самой лучшей стороны программы. Это такие, как программа «Педагогика здоровья» под редакцией Касаткина В.П., программа Санкт-Петербургского педагогического университета под редакцией Зайцева Г.К. программа Колмогоровой Барнаульского университета.

2 КЛАСС /1-4/ (32ч.)

ВВЕДЕНИЕ /2 ч. /

        Что значит  быть здоровым?   Что   значит    быть    больным? Что   такое болезнь? Отчего    возникают  болезни?   Что   нужно знать    и   уметь,   чтобы    не    болеть?

        Я СМОТРЮНАСЕБЯ,Я СЛУШАЮ   СЕБЯ /6ч./

        Я   познаю   себя.  Диагностика  состояния здоровья.

 Я   и    мое    тело: из чего    я   сделан   / общее   представление    о   строении    человека / Что   я   в   себе   вижу? / Мой    рост, телосложение/ мой пол,   цвет   волос   и   глаз   и   другие    внешние   данные /   Я   и    моя    душа :   что    я    в   себе   слышу ? Что    я    о    себе     думаю?

        Я   и   мир. Мир   вокруг    меня,  из    чего   он   состоит? Мир    природы    и     мир    людей?   Для    чего  они мне нужны,   для    чего   им    нужен   я    н   мой класс.   Зачем    мы   вместе? Мы   все    похожие   и все   разные.  О  чем   думают   девочки? Чем    увлекаются? В какие    игры    играют?   Что   любят   мальчики? О   чем    мечтают? Почему    в   свои    игры    не принимают     девочек?  Что  нужно  делать,   чтобы тебя   понимали   другие  люди?  

        Я и моя школа. Я знаю директора, учителей,   техническую служащую, медицинскую сестру, как их    зовут. Я  здороваюсь с ними и благодарю за заботу обо  мне.

        ПРАКТИЧЕСКАЯ  РАБОТА: разучивание и организация совместных  игр  для  мальчиков и девочек.

        Я УЧУСЬ ТВОРИТЬ СВОЕ ЗДJРОВЬЕ   / 17 ч. /

        Режим  дня  и  его  основные  компоненты. Зачем мне    нужен  режим   дня?  Как  и  когда  я   делаю  домашнюю  работу? Как  я  отдыхаю? Зачем   мне нужен  отдых? Чем  я   занимаюсь   в   свободное время?        Сон - это  отдых  для  моего организма. Сколько надо спать? Нужен  ли  дневной  сон?  Как  правильно  спать? Какой   должна  быть  постель?

        Я  и  моя  осанка. Где  у  человека  позвоночник и  зачем   он  нужен? Что  заставляет  его  сгибаться  и  разгибаться? Как  следить  за  своей  осанкой?

        ПРАКТИЧЕСКАЯ   РАБОТА: Разучивание комплекса  лечебной  гимнастики  на  сохранение - осанки   и  укрепление  мышц.

        Глаз - орган зрения. " Путешествие " в Глазград. Как беречь зрение? Правила просмотра телевизора. Почему болят глаза?

        ПРАКТИЧЕСКАЯ    РАБОТА:  оценка остроты   зрения   у   учащихся   в   медицинском  кабинете, разучивание  комплекса   упражнений   гимнастики   для   глаз.

        Мое     дыхание. Зачем    мы    дышим?  Чем  мы дышим? " Путешествие "   в   нас».   Для   чего   человеку нужен  воздух?

        ПРАКТИЧЕСКАЯ    РАБОТА: Разучивание комплекса упражнений дыхательной гимнастики.

        Как  уберечься   от   простуды?  " Путешествие  в  Королевство
Простуды".   Польза  прививок.  Как  защитить себя и других
от  воздушно – капельных микробов?

        Как   дышит   кожа? Умывание  и  купание.  Как умываются   и   купаются    птицы   и   животные?

        Мое питание. Зачем человек ест? Как происходит пищеварение? Что такое пищевые продукты? Что можно есть в сыром виде, а что в вареном, жареном, соленом? Как правильно хранить продукты питания? Правила приема пищи.

        «Мятное королевство». Для чего человеку нужны зубы? Как они устроены? Как нужно ухаживать за зубами? Пища, которую «любят» и «не любят» зубы.

        Для чего нужна кровь? Из чего она состоит? Где располагается «Фабрика» крови?

        ЭКОЛОГИЯ И ЗДОРОВЬЕ /3ч./

        Человек и окружающая природа. Как деятельность людей влияет на природу. Почему охрана природы помогает охранять здоровье людей.

         Купание в открытых водоемах.

        Воздушные и солнечные ванны. Закаляйся, если хочешь быть здоров!

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ /3ч./

        Культура моей страны и Я.                     Я - неповторимый человек.      Множество решений. Решения и здоровье.

        Пассивное курение: учусь делать здоровый выбор. Реклама и курение. Не пробовать, не начинать!

         Лекарства. Нужные и ненужные тебе лекарства.

ОХРАНА И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ВО ВРЕМЯ

 ЛЕТНИХ КАНИКУЛ /1ч/

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу второго года обучения:

знать   части    своего    тела    и    их     функции;

уметь   выразить   словами    свои   чувства, испытываемые  при   общении  с  другими   людьми, природой;

формировать  навыки   общения, взаимодействия  и поддержки;

знать  свой  режим  дня, усвоить  на  практике  способы   активного  отдыха;

знать  гигиенические  требования  к  организации сна;

знать,  что  такое  осанка  и  почему  ее  нужно
сохранять;

уметь следить за сохранением  осанки;

усвоить  правила  сохранности  зрения  и  выполнять
их  на  практике;

уметь  выполнять  под  контролем  учителя  гимнастику
для  глаз;

усвоить  необходимость  выполнения  гигиенических
процедур;

иметь  представление  об  этапах  пищеварения;

знать  правила  хранения  продуктов  питания  и
уметь  выполнять  правила   поведения  за  столом
во  время  еды;

усвоить  правила  гигиены  полости  рта  и  навыки
правильных  движений  зубной  щеткой;

знать,  для  чего  нужна  человеку  кровь;

знать, что человек - часть природы и, охраняя природу,
он  охраняет  свое  здоровье;

уметь  на  практике  противостоять  вредным  и опасным
привычкам;

уметь  защитить  себя  от  воздушно — капельных  инфекций
и  знать  правила  закаливания.

3 КЛАСС /1-4/ (32ч.)

ВВЕДЕНИЕ /2ч./

        Знакомство с пирамидой    здоровья. Что  нарушает  здоровье  и  что его укрепляет.  Твори   свое   здоровье   сам.  Думай о хорошем, делай    только  хорошее. Диагностика  своего  здоровья.

Я СМОТРЮ  НА  СЕБЯ, Я  СЛУШАЮ   СЕБЯ.   /6ч./

        Я   познаю   себя. Я   наблюдаю,   что   во   мне   и    со мной    происходит. От   чего    портится     настроение, почему   болит    голова. Я   учусь   словами    выразить свое   настроение,  мимикой, жестами   выразить   свои эмоции   чувства,  испытываемые   при   различных действиях.

        Все   люди    разные   и   уникальные Я   умею   делать одно, другие    дети сильны   в   другом. Я   нужен окружающим,  а   они   нужны   мне.  Я  учусь бережно    обращаться   со  словами. Словом  можно обидеть    человека,  а  можно  его  подбодрить. Я  строю  свои   отношения   с    людьми   по  принципу  четырех «П»:Принимать. Понимать. Поддерживать. Прощать.

         Я   и   моя   семья. Как   появилась   моя   семья? Моя родословная. Зачем    мы    вместе?  Что для   меня мои   близкие? В  нашей   семье   есть   традиции.  Что такое  традиции   и   для   чего   они   нужны   в   семье?  Какие    обязанности   у   каждого   члена   семьи?         

        Мой   дом.  Что   я   называю    моим   домом?  Люблю ли  я   мой   дом?  За  что?  Любят  ли   бывать   в моем   доме   мои   друзья?  Любят   ли   родители моих   друзей?  Цветы  в   нашем   доме. Животные  в нашем   доме. Моя  комната.

я  учусь  творить свое здоРОВЬЕ. /17ч./

        Мой    режим    дня   в   3   классе. Как   я    чередую труд   и   отдых. Мой    режим   в   выходные   дни. Зачем   мне   нужно    соблюдать  режим  дня?  Сон - это отдых. Сколько  нужно  спать?

        Я и моя осанка. Тягачи и силачи в нашем организме. Отчего зависит осанка? Мне нравится быть стройным.

        ПРАКТИЧЕСКАЯ    РАБОТА: Разучивание  физкультпауз   и   комплекса  упражнений  для  укрепления  мышц.

        «Глаза - окна   души». Как   можно   читать   по   глазам о  настроении    человека. Какие   правила   нужно   соблюдать, чтобы  уберечь    глаза?   Какие  враги  есть  у  глаз?

        ПРАКТИЧЕСКАЯ   РАБОТА: Разучивание комплекса    упражнений   гимнастики   для   глаз   и упражнений   на   развитие   зрительной   памяти

        Мое   дыхание. « Путешествие   в   легкие». Для  чего нужен воздух?  Виноградное   дерево   с   поющим   корнем - это   легкие. Воздушный   и   пищевой «тоннели».

        ПРАКТИЧЕСКАЯ     РАБОТА: Самомассаж шеи: поглаживание, растирание, похлопывание. Гимнастика   для   горла.

        Как   победить   простуду?  Почему  простуде   подвержены   органы    дыхания?   Как   следует    заботиться   о горле   и   легких?

        Как   побороть   страх?   Когда  я   чего-то   боюсь? Почему   это    плохо   для   моего   здоровья?  Что  меня отвлекает  от  страха?

        Мое   питание. Как   путешествует   пища?   Питательные вещества  и   их   значение   для  роста   и  развития. Производство,   хранение   и   распространение   продуктов   питания.

        Как   ухаживать   за   зубами. Зубы   хотят   есть. Здоровые   зубы - здоровый  организм. Строение  зубов. Кариес.

        Как   работает   сердце?   Путешествие  по  рекам  организма. Враги и защитники. Почему кровь красная?

ЭКОЛОГИЯ И ЗДОРОВЬЕ /3ч./

        Человек и природа - единое целое. Лес - это здоровье. Зимние игры на свежем воздухе. Катание на лыжах и коньках. Воздушные и солнечные ванны.

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ. /3ч./

        Мой характер. Учусь настаивать на своем. Я становлюсь увереннее. Когда на меня оказывают давление. Мои права и обязанности.

        Вредные привычки. Курение вредно для моего здоровья. Курение и спорт несовместимы.

        О лекарствах зеленой аптеки.

ОХРАНА И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ВО ВРЕМЯ ЛЕТНИХ КАНИКУЛ /1ч./

        Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу третьего года обучения:

уметь   выразить    словами    свое   настроение, доброжелательно   относиться    к   людям ,   радоваться   успехам
других   людей ;

соблюдать   социальные   нормы   поведения;

уметь   выполнять   комплекс   физических   упражнений
для   сохранения   осанки;

уметь   самостоятельно   выполнять   гимнастику   для
глаз;

знать,  как   воздух   попадает   в   легкие  и, что с
ним    происходит;

уметь   защитить    себя    от   простуды;

уметь    бороться   со   своими    страхами;

знать   этапы   пищеварения  и классификацию   продуктов   питания ;

уметь   обезопасить   себя   от   пищевых   отравлений;

получить   знания   о   естественной   смене   зубов;

уметь   выполнять   правила    гигиены    полости    рта;

знать, как   работает   сердце;

уметь   выполнять   комплекс   физических   упражнений
для   улучшения   кровообращения;

уметь   выполнять   гигиенические   правила   по   уходу
за   кожей;

уметь   организовать  зимние   игры   и   уметь   оказать
первую   помощь   при   переохлаждении и обморожении;

уметь   оказать   первую   помощь   при   тепловом   и
солнечном   ударе;

воспитывать   в   себе   отрицательное   отношение  к
вредным   привычкам;

получить   знания   о   лекарствах   зеленой   аптечки.

4 КЛАСС   (32ч.)

ВВЕДЕНИЕ/2ч./

                Человек   и    его   здоровье. Откуда   берутся    болезни?   Знаешь   ли   ты   себя? Прислушивайся  к   своему    организму,   чтобы помочь   ему   ритмично  работать. Диагностика   здоровья.

                ПРАКТИЧЕСКАЯ   РАБОТА: Как  изменяется пульс   у   человека   в  разном   состоянии?

                Я СМОТРЮ НА  СЕБЯ, Я  СЛУШАЮ   СЕБЯ  /7ч./

                Я   познаю   себя.   Я   слушаю   себя,   я   учусь    регули-ровать   свои    эмоции. Каждый    человек     имеет право   на   свою   жизнь.   Отрицательные   и   положительные   эмоции   в   моей   жизни.   Как   выразить  их при  помощи  мимики,  жестов, слов, позы.

         Мы   все    похожие   и   разные. Вкусы   у   людей    разные, это   их   не   разъединяет. Как   хорошо   жить   в   таком «разноцветном    мире»! Как   стать    самим   собой.

        Человек   в   мире   людей. Я   учусь   сопереживать. Я радуюсь   успехам   товарищей   и   сочувствую   их неприятностям.

        «Семейный    альбом». Что   значит   слово «Семь - Я»? Мои   мама   и    папа, что   я   знаю   о   них?  Мои бабушка   и   дедушка, что   я   знаю   о   них? Душевный   человек. Кто   это? Какими   качествами  он   должен   обладать.

         Традиции   моего   народа. Культура    славянских   народов. Традиционное    питание.

        Память. Какая   бывает    память?   Как   заучивать    стихотворение.

                Я   УЧУСЬ    ТВОРИТЬ    СВОЕ   ЗДОРОВЬЕ .   /16 ч. /

        Режим    дня.   Самоконтроль    в   регулировании   режима труда   и   отдыха, Как   разнообразить   активный отдых во   время   перерывов   в   занятиях. Составление   индивидуального   режима   дня.

         Движение - это   жизнь. Подвижные   игры   в   разное время   года. Спорт   и    его   разнообразие. Туризм - как    форма   двигательной    активности.

        Плоскостопие. Отчего   оно    возникает.   Упражнения   по   профилактике плоскостопия.

        Береги   глаз,  как   алмаз. Гигиенические   правила сохранения   зрения. Дефекты   зрения:   близорукость  и дальнозоркость. Гимнастика   для   глаз .        ПРАКТИЧЕСКАЯ   РАБОТА:   Контроль  остроты   зрения у учащихся. Сравнительный   анализ с   результатом   3   класса.

        Мое    дыхание. Как   путешествует   воздух. Самоочищение   дыхательного   пути. Роль   комнатных     растений. Что   такое   обоняние?   Роль   запахов   в    нашей жизни. Какие   чувства   вызывают   запахи.        Профилактика   гриппа    и     воздушно - капельных инфекций. Закаливание   организма.

        Мое   питание. Питание   и  эмоциональное  состояние Разнообразие   продуктов. Пищеварение: как это происходит. Рацион и режим питания. Определение калорийности пищи. Роль питательных веществ на развитие организма.

        В гостях у Острозуба. Учащиеся   должны   знать строение  зубов,  какие продукты   способствуют   образованию   кариеса,  знать роль   фтора   в   профилактике   кариеса, уметь  осознанно    соблюдать    правила   гигиены   полости   рта   и регулярное   посещение   стоматолога.

        Откуда берутся дети? Для чего нужен папа. Человек родился. Удивительные превращения.

        Водно - солевой обмен. Сколько человеку нужно жидкости. Какого качества должна быть жидкость. Польза родниковой воды. Как улучшить качество водопроводной воды. Функции почек.

ЭКОЛОГИЯ   И ЗДОРОВЬЕ./3ч./

        Сотворение мира / по Библии/. Зеленая аптечка в нашем доме.

Охрана воды, воздуха, и здоровье человека.
        Экологические прогнозы и человек, его здоровье.

        ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ /3ч./

        Привычки: полезные и вредные. Алкоголь в компании.

        Учусь сопротивляться давлению.        Учусь говорить  «нет».

        Сюрпризы моды.

                ОХРАНА  И  УКРЕПЛЕНИЕ  ЗДОРОВЬЯ  ВО ВРЕМЯ ЛЕТНИХ КАНИКУЛ. /1ч./

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ К КОНЦУ ЧЕТВЁРТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ:

уметь слушать свой организм;

получить навыки определения пульса;

знать об отрицательных и положительных эмоциях и их роли в
нашей жизни;

уметь регулировать свои эмоции;

уметь позитивно относиться к себе и сопереживать другим;

уметь регулировать труд и отдых;

знать причины плоскостопия и уметь предупредить это заболевание;

знать гигиенические правила сохранения зрения;

знать, как происходит дыхание;
уметь дышать через нос;

уметь выполнять комплекс дыхательной гимнастики под
руководством учителя;

знать роль закаливания и правила его выполнения;

иметь собственную позицию в выборе питания и навыки
осознанного соблюдения правил здорового питания;

знать строение зубов и их классификацию;

уметь осознанно выполнять правила гигиены полости рта;

знать тайну зарождения новой жизни;

знать роль воды в организме и правила гигиены её потребления;

уметь осознанно охранять природу;

иметь представление об экологической катастрофе и её влиянии на здоровье человека;

уметь осознанно противостоять вредным привычкам и формировать у себя полезные привычки.

5 КЛАСС (32ч.)

Введение в курс (2 ч.)

Понятие о здоровье и факторах его нарушающих и укрепляющих. Общее понятие о профилактике болезней.

Различие понятий: здоровый образ жизни, здоровье, болезнь.

Практическая работа: «Анализ изменения основных антропометрических показателей за летний период. Анализ результатов».

Я СМОТРЮ НА СЕБЯ, Я СЛУШАЮ СЕБЯ  (7 Ч.)

Понятие об эмоциях. Умение владеть собой. Здоровье семьи, здоровье одинокого человека.

        Членство в семье. Семейные традиции. Взаимоотношения со   сверстниками, родителями, учителями. Отношение к себе, к своему внутреннему миру.

        Характер человека Типы темпераментов. Духовно-нравственное здоровье человека.

Стресс и его воздействие на человеческий организм.

Я УЧУСЬ ТВОРИТЬ СВОЕ ЗДОРОВЬЕ  (  16Ч.)

Режим дня. Его  основные компоненты, обязательность их выполнения ежедневно в одно и то же время. Правила приготовления домашних  заданий. Отдых. Гигиена физического труда: правила безопасности во время трудовой деятельности. Работоспособность и ее поддержание. Активный отдых.

Практическая   работа:  «Составление  индивидуального

режима дня в соответствии с возрастными особенностями и условиям окружающей среды существования».

Опорно-двигательная система. Общие сведения о строении и функционировании опорно-двигательной системы. Возрастные особенности скелета и мышц, пропорции
тела. Профилактика нарушения осанки и плоскостопия.

Практическая работа: Разучивание комплекса упражнений для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия, определение наличия плоскостопия.

Питание. Общие понятия о питании и пищеварительной системе человека. Режим питания школьника.  Питательные вещества. Полезные и вредные традиции питания. Способы хранения пищевых продуктов: замораживание, соление, засахаривание, высушивание. Профилактика заболеваний пищеварительной системы (гельминтоза, гастрит, язвенная болезнь). Первая помощь при отравлении пищевыми продуктами. Кишечные инфекции.

Гигиена полости рта.

Органы дыхания и их гигиена. Дыхательная гимнастика. Заболевания дыхательной системы и их профилактика: простудно - инфекционные, туберкулез.

        Кровь. Ее значение в организме. Характеристика пульса.           Практическая работа: Определение частоты пульса в. различных условиях.

Кожа. Роль в защите организма от воздействий внешней среды.
Практическая работа: Составление индивидуального комплекса
закаливающих упражнений (воздушные и солнечные ванны, водные
процедуры)».

Гигиена кожи. Кожные образования (волосы и ногти).
Родимые пятна, угри.

Зрение. Основные нарушения зрения (близорукость, дальнозоркость, косоглазие и их профилактика). Гимнастика для глаз.

        Мы - разные. Особенности полового развития и взаимоотношения полов. Гигиена мальчиков и девочек в раннем подростковом возрасте.

        ЭКОЛОГИЯ И ЗДОРОВЬЕ (3 Ч.)

        Место и роль человека в природе. Воздух и здоровье    человека.

        Солнце, воздух и вода - факторы здоровья.

        Причины загрязнения воздуха. Температура и влажность воздуха в        помещении. Значение проветривания и влажной уборки.

        Погода и здоровье человека. Сезонные требования к одежде и обуви.

                        ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ (3 Ч.)

        Профилактика вредных привычек. Что такое психоактивное вещество. Положительный образ Я.

        Алкоголь и здоровье. Давление посторонних, влияние, ситуации.

                        Наркомания.  Тренинг:  как  сказать  «нет»? Предупреждение наркомании и токсикомании.

                        Народная медицина.  Лекарственные растения. Медолечение.

 Охрана и укрепление здоровья во время  летних

КАНИКУЛ (1 ч.)

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ К КОНЦУ ПЯТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ:

знать факторы, укрепляющие и нарушающие здоровье;

уметь осознанно выполнять режим дня и знать правила приготовления Д/з;

уметь выполнять правила безопасности во время трудовой деятельности;

знать питательные вещества и их значение для здорового питания;

уметь осознанно выполнять режим питания;

соблюдать гигиенические правила хранения продуктов питания;

знать состав крови и её значения;

соблюдать гигиенические мероприятия по уходу за кожей и волосами;

иметь представления о том, как рождается человек;

уметь выполнять правила гигиены мальчиков и девочек;

уметь владеть собой;

иметь представление о внутренней культуре и уметь создавать
свой положительный образ;

знать пути выхода из стрессовых ситуаций;

уметь соблюдать сезонные требования к одежде и обуви;

осознанно выполнять тренинг: как сказать «нет».

6 КЛАСС (32 Ч.)

Введение в курс (2 ч.)

Факторы и группы здоровья. Практическая работа: Анализ изменения основных антропометрических показателей за летний период.

Я  СМОТРЮ НА СЕБЯ, Я СЛУШАЮ СЕБЯ  (9 Ч.)

Я  болею. Внешние и внутренние  признаки  заболевания: изменение температуры тела, кожные высыпания, покраснение, отек, боли. Нарушения пульса, головокружение…

Психическое здоровье. Особенности внимания и памяти в подростковом возрасте. Коррекция памяти и внимания. Шесть основных страхов: бедность, болезнь, старость, осуждение, потеря любви, смерть. Психологический настрой переносить страхи.

Эмоции человека и здоровье.  Духовно-нравственное здоровье человека и его взаимосвязь с другими компонентами здоровья.

        Стрессовые ситуации.  Стресс и его воздействие на человеческий организм, на душевное равновесие. Отношение к себе, к окружающим людям и здоровье. Правила общения. «Все люди разные и уникальные...», «Я нужен людям, а люди нужны мне...».

Семейное благополучие. Генеалогия и генетические консультации, брак, рождение и воспитание здоровых детей. Тренинг по разрешению конфликтных ситуаций в семье.

Вера и здоровье. Роль религии в здоровье человека (основные «плюсы» и «минусы»).  Обобщение по теме.

Я УЧУСЬ ТВОРИТЬ СВОЕ ЗДОРОВЬЕ (13 Ч.)

Режим дня. Биоритмы в жизни человека. Работоспособность и утомление. Организация учебного и физического труда. Двигательная активность.  Отдых.

Опорно-двигательная  система. Возрастные особенности опорно-двигательной системы. Физические упражнения и их влияние на формирование осанки. Условия совершенствования движений. Сохранение правильной осанки при стоянии, в положении сидя, при ходьбе».

Мир звуков. Валеологический  самоанализ. Какая чувствительность твоего слуха? Как улучшить слуховую память? Самомассаж  ушных  раковин.

Питание. Питательные вещества и пищевые продукты. Профилактика ожирения, различные системы питания (голодание, вегетарианство). Диета. Голод и посты. Пища как причина заболеваний. Авитаминозы. Сокотерапия. Фитотерапия. Бактерии и здоровье человека. Рациональное питание. Профилактика гастрита.

Профилактика  кариеса.  Визит к стоматологу.

Мое дыхание. Дыхательная  гимнастика  по  Стрельниковой. Кислородный коктейль и его польза для здоровья. Флоротерапия  и здоровье человека. Влияние комнатных  растений на энергетику человека.

Гигиена кожи. Валеологический самоанализ. Как ты заботишься о своей  коже?

        Мочевыделительная  система. Особенности строения и функционирования мочевыделительной системы. Профилактика заболеваний мочевыделительной системы (цистит, пиелонефрит,  почечно - каменная болезнь).        

Понятие о половом созревании. Консультация  врачей-специалистов.

Экология и здоровье  (4 ч.)

        Окружающая среда и здоровье человека. Квартира и здоровье. Предметы домашнего быта как источник нарушения здоровья (бытовая химия, отделочные материалы, мебель).

        Транспорт и здоровье человека. Дорожный травматизм и его профилактика.

        Почва и здоровье. Почва как среда обитания возбудителей болезней (столбняк, гельминтозы). Источники загрязнения почвы. Почва - растения - человек.  Солнце, воздух и вода - факторы здоровья.

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ (3Ч.)

Тревожность. Преодоление тревожности.

Как начать разговор? Как его поддерживать и завершать?

Предупреждение наркомании и токсикомании. Тренинг: как сказать «нет».

ОХРАНА И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ВО ВРЕМЯ  ЛЕТНИХ

КАНИКУЛ (1 Ч.)

Основные требования к знаниям,

умениям и навыкам учащихся к

концу шестого года обучения:

-уметь осуществлять простейшие физиологические измерения
(рост, вес, частота пульса, температура тела и др.);
-уметь контролировать эмоциональные проявления;
-понимать природу переживаний;

-уметь попросить о помощи в трудных ситуациях;

-уметь построить своё генеалогическое дерево;

-иметь навык разрешения конфликтных ситуаций в семье;

-знать правовые аспекты взаимоотношений между людьми;

-уметь принять самостоятельные и коллективные решения;

-избегать рискованных для здоровья форм поведения;

-соблюдать режим труда и отдыха, достаточной двигательной активности, соответствующей возрасту;

-уметь подобрать гигиенические средства ухода за кожей и волосами;

-иметь навык снятия утомления глаз;

-уметь составить индивидуальное меню с учётом энергетической ценности используемых продуктов питания;

-иметь навык организации режима питания в течение дня;

-уметь оценить сроки хранения продуктов по упаковке;

-иметь навык самоконтроля;

-знать причины возникновения инфекционных заболеваний;
-иметь навык отказа и противостояния групповому давлению;
-владеть навыком критического переосмысления информации,
получаемой в группе.

7 КЛАСС (32 ч.)

Введение в курс (2 ч.)

        Быть здоровым - это значит ... Что продлевает и что сокращает жизнь?

Практическая  работа:   как развивается  мой  организм: рост, вес, размер  обуви и т. д.

Я СМОТРЮ НА СЕБЯ, Я СЛУШАЮ СЕБЯ (7 Ч.)

        Психическое  здоровье человека.  Самореализация. Привычки, эмоции человека и его психическое здоровье. Секрет  нервной  силы.  Нервное истощение, депрессия, нервное напряжение, развитие неврастении. Умение владеть собой.

Кризисные состояния у подростков. Кто нас окружает? Общественное  мнение. Правило  четырех «П»: Принимать. Понимать. Поддерживать. Прощать.

 Практическая работа: Построение модели поведения в конфликтных ситуациях (конфликт со сверстниками, родителями, учителями).

Этика  взаимоотношений. Влюбленность.  Самоуважение. Мужские и женские обязанности.

Формирование индивидуального способа саморегуляции. Шесть основных страхов: бедность, болезнь, старость, осуждение, потеря любви, смерть.

Профилактика противоправных  действий.

Я УЧУСЬ ТВОРИТЬ СВОЕ ЗДОРОВЬЕ  (14 Ч.)

        Режим  дня. Утомление и  работоспособность.  Предупреждение утомления.

Питание. Вода, минеральные соли, микроэлементы. Их содержание в продуктах питания. Их влияние на сохранение здоровья.

Система кровообращения.  Образ жизни и заболевания сердечно-сосудистой системы. Тренировка сердца.

Понятие об иммунитете. Виды аллергий и их предупреждение. Комнатные растения и домашние животные, вызывающие аллергию.

Вирусные заболевания. Грипп, гепатит, герпес и их профилактика. Понятие об эпидемии.

Система дыхания. Легкие и газообмен. Ароматерапия:  польза  и  вред  для  здоровья.

Железы внутренней секреции. Гипофиз, щитовидная железа, надпочечники, поджелудочная железа. Их влияние на рост и развитие организма.

Нервная   система. Сон и здоровье. Гигиена сна.

Лекарственные препараты и здоровье. Токсические вещества, их влияние на организм. Техника безопасности при работе с ядохимикатами.

Незнакомый человек: кто он?  Профилактика СПИДа. Гигиена юношей и девушек.  Консультация специалистов.

Экология и здоровье  (5 ч.)

Содержание воды в организме человека. Водный и питьевой режим. Источники загрязнения воды. Способы очистки: физические, химические, биологические.

Бытовые электрические приборы как источник опасности для здоровья человека. Первая помощь при поражении электрическим током.         Радиация и здоровье. Источники радиации. Радиоактивное загрязнение почвы, воды, воздуха.

Понятия об онкологических заболеваниях и о концерогенах окружающей среды. Солнечная радиация и озоновый экран.

Экологическая обстановка в Орловской области. Влияние факторов окружающей среды на состояние здоровья жителей Орловской области.

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ (3 Ч.)

Я и мои поступки. Мотивы поведения.

Самооценка. Мои личностные качества.   Посмотрим  на себя. «Язык  одежды».

Ответственность и принятие решений. Сильные и слабые стороны  человеческой натуры. Опасайтесь врагов… и друзей!

ОХРАНА И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ВО ВРЕМЯ ЛЕТНИХ КАНИКУЛ (1 Ч.)

Основные требования к знаниям,

умениям и навыкам учащихся

к концу седьмого класса:

-уметь объяснить, чем отличается состояние здоровья от состояния болезни;

-уметь самостоятельно планировать режима нагрузок и отдыха;
-понимать индивидуальные особенности строения тела;
-уметь распознать такие состояния, как страх, высокая тревожность, агрессия, депрессия;        
-иметь навыки критического мышления;

-иметь навыки поведения в конфликтных ситуациях;

-владеть .навыком принятия самостоятельного решения;

-демонстрировать навыки общения: уметь слушать, начинать и

прекращать разговор;

-иметь осознанную потребность своё тело и одежду в чистоте;

-уметь противостоять физическим и умственным перегрузкам;

-уметь организовать рациональное питание; знать способы предупреждения инфекционных вирусных заболеваний;

-знать индивидуальные особенности полового развития мальчиков и девочек;

-знать основные химические и .биологические загрязнители пищи;

-иметь навык избегания незнакомых растений и ягод;

-владеть навыком самоконтроля;

-владеть навыками отказа от употребления психо-активных веществ;

-уметь выявлять ситуации группового давления и противостоять им;

-знать о наступлении уголовной ответственности за хранение и распространение наркотических веществ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов "Уроки театра"

Программа может быть использована для внеурочной деятельности (общекультурное направление) в рамках ФГОС...

Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" для учащихся 1-4 классов.

Данная программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС, по социальному направлению исследовательской деятельности. Рассчитана на 4 года. Любой учитель начальных классов может использовать ее ...

Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас" для учащихся 1-4 классов.

Разработана по научно-познавательному направлению. Рассчитана на 4 года. Считаю полезной и нужной для учителей начальных классов....

Авторская программа дополнительного образования для учащихся 1-4 классов «ЮНЫЙ КРАЕВЕД»

Татар халкының борын-борыннан формалашып килгән рухи культурасы, бай хәзинәсе бар. Шуңа күрә дә укучыларны татар халкының гореф-гадәтләре, ел фассыллары, табигать күренешләре, үсемлек һәм җәнлекләр дө...

Авторская программа внеурочной деятельности по физической культуре "Если хочешь быть здоров" для учащихся 1-4 классов

Программа составлена на основе: -Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 2010u/;-Закона РФ от 10.07.1992 № 3266 -1 « Об образов...

авторская программа по курсу "Интеллектуальная гимнастика" для учащихся 1-2 классов общеобразовательной школы

Методическая разработка представляет собой авторский курс, направленный на формирование интеллектуальных способностей детей,  таких как первоначальные формы рефлексии, планирования, анализа...

Авторская программа с учащимися ОВЗ 3 класса

Рабочая программа с учащимися ОВЗ 3 класса...